Халяльное кино
Участвуя в восьмом кинофестивале мусульманского кино, у меня возникло чувство жалости к жюри этого кинофестиваля в связи со сложными требованиями, которыми ограничили их мнение как специалистов в киноискусстве. Перечислю пункты этих сложных условий:
1. На пресс-конференции кинофестиваля назывались разные причины отсутствия спроса на кино (экономические, творческие и др.), но не была названа главная – это факт того, что современный зритель, с одной стороны, извращен Интернетом и «ютубами» и сам уже стал режиссером, а с другой, поток отснятой актуальной реальности, представленный на ТВ и в Интернете, сильно конкурирует с постановочным кино (документальное тоже постановочно). Сила смотреть и подсматривать стравливается в другие каналы. Исчезает система Зритель-Режиссер, так как все бывшие кинозрители, благодаря мобилам, превратились в режиссеров и владельцев своих СМИ (микроблогов в Интернете). Поток отснятой реальности куражит больше. Поэтому планка киноискусства поднялась очень высоко. Другая киноситуация.
2. Ислам как лидер эпохи постмодерна (смешения всех институтов и сущностей, благодаря которой исчезают традиционные сущности), входит во все сферы (мусульманские физики, мусульманские банки и т.п.), в том числе и в искусство (киноискусство).
3. Фильмы отбирались по принципу халяля (отсутствие в фильмах голых тел и крови). Фильмы с кровью все-таки на кинофестиваль просочились (в анонсах увидел).
4. Очевидно, что фильм, являющийся киноискусством, является халяльным (разрешенным на кинофестивале и в мире), но не всякий халяльный фильм (допущенный по анализу на голые тела и кровь) является искусством. Увы! Многие талантливые фильмы, имеющие эротические фрагменты, не прошли конкурсный отбор, хотя они, по мнению многих экспертов, являются киноискусством. Эротические (намекающие, предвкушающие, обожествляющие красоту тела и любви) сцены могут быть духовными. И наоборот, прикрытые лица и тела, казалось бы, претендующие на атрибуты духовности, могут быть невежеством и извращением (вспомните шахидок, наркоманов, которые прячут свои вены под одежду и т.п.) Маниакальный аутист – человек в футляре (прикрытый) в наше социошизофреническое время опасен. У таких людей, по статистике, частенько бывают агрессивные акты.
5. Концепция мусульманского кино не должна быть концепцией халяльного подхода (иначе можно выплеснуть искусство как ребенка), то есть киноконкурсный отбор не должен основываться только на отсутствии голых тел и крови (насилия). В основе мусульманского кино должна быть концепция духовного подхода – искусства, вызывающего эстетическое наслаждение без использования примитивных приемов, основанных на сексуальных и агрессивных инстинктах кинозрителя, но с применением антагонизмов, противоречий, идеалов, архетипов, духовных смыслов и ценностей и т.п. Иными словами, «Змей Горынычам» нужно отрубать головы, но умело, чтобы кровь не залила кинозал (без добра и зла нам никуда не деться, иначе напряжения не будет). Видимо, поэтому постепенно кинофестиваль мусульманского кино будет в будущем называться фестивалем духовного кино (халяльный принцип исчезнет).
6. Критерием наличия настоящего киноискусства является комедийность. Но, увы, на кинофестивале представлен только один комедийный фильм.
7. Муфтий России заявил, что исламское кино самое лучшее потому, что не пропагандирует насилие. При этом нужно признать, что войной в мире почему-то больше занимаются исламисты (справедливой или священной, не важно). Нужно признать, что на российском кино и телевидении практически нет фильмов, пропагандирующих насилие, а насилие в фильмах в большинстве случаев выступает как одна из сторон борьбы Зла и Добра. Кстати, фильмы-конкурсанты этого кинофестиваля: «Собака» (Фарида Давлетшина), «Презумпция согласия» (Фархота Абдуллаева), «Потеря» (Ильдара Ягофарова) полностью соответствуют критериям именно духовности (в т.ч. поднятия духа различных наций, проживающих в России), а не халяльности. Казалось бы, ничего не происходит в кадре (нет экшена), нет плотной и пестрой смены дорогих декораций (снято на небольшие средства), но есть эстетическое напряжение и кинозрительский гипноз, благодаря которому они забывают, что находятся в кинозале.
8. Социологические исследования показывают, что женщины, закрывающие свое тело в мусульманском стиле (генерация тайны), вызывают больший соблазн и предвкушение (эротизацию) среди мужчин. Ведь именно тайна является основой искусства эротики. Закрытый занавес в театре вызывает трепет и предвкушение посмотреть спектакль.
9. По статистике Москвы, высокий процент насильников среди ребят, выросших в республиках, где преобладал женско-мусульманский стиль одежды.
10. Приехал Егор Кончаловский, проснувшийся в сторону Востока, в сторону своих корней со стороны матери. Конъюнктурщик он или нет, покажет только время?
11. Слушал муфтия России – смелый человек. Насколько мне известно, ислам ограничивает изображение людей, зверей и др. Поэтому участие представителей ислама в искусстве, которое недооценивается священописанием, – смелый ход. Оказывается, муфтий России был телеведущим телепрограммы «Мусульмане», что также является грехом (гордыня), но правильно сделал, что ушел и перестал себя показывать, как некоторые религиозные телевизионные поп-идолы. Прошлые установки артиста тянут муфтия России к выступлениям. Это чувствуется. Но он себя в этом ограничивает. Это похвально.
12. То, что мусульманский кинофестиваль лежит на балансе минкульта, еще раз подтверждает мою идею о том, что религиозные учреждения должны перейти на баланс минкульта, что, впрочем, уже постепенно происходит (религиозные памятники и др.) Постмодерн, извращающий суть многих институтов (политики, экономики, искусства, религии, спорта и др.) победит. Поэтому ислам вооружился им.
13. Очень обидно, что ведущие российские СМИ недостаточно хорошо поддержали восьмой кинофестиваль мусульманского кино. Была информационная блокада умирающим Венецианским кинофестивалем. Похвально, что оргкомитет на этот раз не затратился на всяких многосотмиллионных «мути», которые должны были бы привлечь внимание российских СМИ. Скромность и еще раз скромность – вот основа исламской психологии, что должно быть основой мусульманских кинофестивалей на будущее.
14. Итак, приведу основные критерии конкурсного отбора, которые должны будут в дальнейшем применяться на последующих фестивалях мусульманского кино: во-первых, это скромный бюджет фильма, понижающий вероятность коррупции и откатов (в Москве творится страшное в области коррупции в кинематографе, и им далеко до скромного мусульманского кино). Во-вторых, отсутствие паразитирования на сексуальных и агрессивных инстинктах кинозрителя (это ни в коем случае не говорит о том, что нельзя показывать кровь и голые тела). В-третьих, присутствие большого эстетического напряжения и показ Многого в Малом (духовность как способность видеть и чувствовать в Малом Многое). В-четвертых, успешное решение глубинных и творческих задач малыми средствами и приемами. Таким образом, основным критерием отбора фильмов на фестиваль мусульманского кино должны быть скромность расходов на фильм, но изобилие эстетического наслаждения и духовности.
Рамиль ГАРИФУЛЛИН,
доцент университета культуры и искусств,
кандидат психологических наук.
очень интересная статья! с удовольствием прочла,со многим согласна!
Бюджет фестиваля 15 миллионов рублей. Интересно, какой бюджет у Московского фестиваля, фестивалей в Каннах, Венеции, Берлине? И когда в Татарстане откроется своя киностудия? Фильм "Собака" Давлетшина обошелся в 50 тысяч рублей и , говорят, неплохой.
Бюджет Каннского кинофестиваля, самого престижного, 20 млн. евро, то есть 800 млн. рублей. На эти деньги можно провести 53 Казанских фестиваля. И чего жмутся? Если бы Минниханов выделил хотя бы 100 млн. рублей на Казанский кинофестиваль с хорошими советниками -это было бы событие. Конечно, этот фестиваль должен быть евразийским, а не мусульманским.
Минниханов ... . Он лучше футболиста купит!