Голос провинции
Как всегда бывает трудно удержать достигнутое. Если сравнить сегодняшнее состояние и прошлое, когда в Казани не оставалось ни одной полноценной татарской школы, разница большая. Каких трудов стоило передавать мыслящей интеллигенции и руководству Татарстана, мы знаем. В то же время пик достижений прошел, идет спад изучения родного языка, о чем трубят национальные источники информации вопреки указаниям «писать только хорошее». То же самое происходит в регионах России. В Оренбурге закрыто отделение татарского языка в педагогическом университете из-за невостребованности специалистов такого профиля. В районном центре Асекеево, самого татарского района области, где татары составляют 80% его жителей, по требованию родителей закрыли татарский класс, открытый усилиями общественности. На конференции татарского общественного центра района воспитательница детского сада передала разговор своих питомцев: «Саша, смотри, Роза Галиева пьяная – по-татарски начала петь». То же самое происходит и в Бугуруслане; ликвидировали трансляцию канала «ТНВ» из местного телецентра, открытого при финансовой и технической помощи Республики Татарстан совместно с областной администрацией. Ликвидировали экспозицию «Традиции и быт татар» в городском музее. Татарский детский сад, открытый вопреки всем препятствиям, превратили в русский путем направления русских детей в татарский детский сад, а татарских в русские детские сады города. «Татарин» на вопрос: «Подписался ли ты на газету или журнал на родном языке?» раздраженно ответит: «Какой там татарский, еще на русский не подписался!». Смешанные браки в городе стали обычным явлением, муллы не штампуют никах.
Куда далеко идти, в самой Казани, оказывается, под носом у Кремля и мэрии, татарские детские сады наполовину наполнились русскими детьми. И это «обнаружил» руководитель Казанского отделения Конгресса, хотя в Министерстве образования республики, в самой мэрии есть отделы, отвечающие за развитие татарского языка.
В Исламском университете обучают на русском языке. Муллы, увидев 2 – 3 мусульман нетатарской национальности, начинают щеголять знанием русского языка. Где вы видели в других регионах России, чтобы мулла, увидев 2 – 3 татар среди молящихся, заговорил по-татарски?
В конце января 2012 года по каналу «ТНВ» крутили ролик, снятый в летнее время, где счастливо улыбающаяся пара с двумя детьми прогуливается по Кремлевской площади. Потом мать-татарка, одетая в мусульманскую одежду, идет в мечеть, а отец-русский заходит в церковь и зажигает свечу. Вроде так и должно быть. Однако это есть открытая пропаганда смешанных браков на всю Россию. Можно было бы согласиться, если национальность детей определится по материнской линии, как у евреев. В какой из духовных храмов в будущем пойдут их дети, и какой у них будет родной язык? Чья эта политика, кто заказчик?
Правительство республики разрабатывает различные программы, пособия, хотя и с опозданием, по совершенствованию обучения татарскому языку. Однако на примере детских садов Казани напрашивается вопрос об отсутствии исполнительной дисциплины по вертикали в образовательной сфере, если не саботаж. Очевидно, искаженная информация по той же вертикали не позволяет принять адекватные решения. Может, национальная общественная организация организует собственную проверку и положит на стол действительное состояние обучения татарскому языку в республике.
Догадываюсь, в чем меня могут упрекнуть, даже пристыдить. Зная поднятую проблему не понаслышке и как человек, неравнодушный к судьбе татарского народа, решиться на такой «поступок» по принципу «ятыпкалганчы-атып кал». Судьба татарской нации решается в Татарстане. Локальные, единичные «успехи» в регионах не решают проблему. И насколько верна поговорка «издалека виднее», не мне судить.
Иногда думаешь, какие потрясения нужны этим татарам для осознания, что они как нация находятся на краю пропасти, и чтобы сработал инстинкт самосохранения, если они себя уважают, не только старшего брата. События последнего времени в связи с выборной кампанией действительно оказали шоковую терапию. Это испуг (еще не страх) от возможности повторного избрания президентом В. Путина, от осознанности того, что он недруг национальных меньшинств, от его нежелания признать их требования на право изучения родного языка, на право сохранения своей национальности, своей нации, наконец, на право переводить на латынь, в частности (какая мелочность). Впервые в России девальвировали статус ПРЕЗИДЕНТА в сознании народа. Он разрешает сохранение национальной идентичности, традиций без механизмов финансирования и законодательного подкрепления. Знает ли он, что на местах при обращении по национальным, элементарным требованиям глава города, например, Бугуруслана, прежде чем отвечать, трет три пальца, из которых при определенной ситуации делает «кукиш», естественно, его положение не позволяет этого делать, но дает понять: «были бы деньги».
Комментируя в местной печати бюджет города на 2012 год, представитель администрации назвал его «бюджетом выживания». И это бюджет города-нефтяника, родины второго Баку, который отметит в этом году 75-летие начала добычи «черного золота».
Знает ли власть, придумывая всякие «отношения», которых не было, «толерантность», «единение» и т.д., что создает проблему всем, в том числе и русскому народу в социальной и культурной сфере. «Русской культуры-то уже нет», – это сказано не мной, а преподавателем музыкального учебного заведения. Поэтому профессор, директор НИИ института истории и этнографии Южного Урала ОГУ В. Амелин, имеющий большой опыт работы по «отношениям» в администрации области, в интервью газете «Южный Урал» скажет: «С каждым годом увеличивается число сторонников лозунга «Россия для русских». В 2010 году за него выступили 18% опрошенных, в 2011 – 25%. По России этот процент выше и равен 50. Это не означает, что высказавшиеся так люди – националисты. Просто некоторые из них потеряли веру в справедливость, равенство законов, неотвратимость наказаний. Подливает масла в огонь не только Жириновский, играя в русскую карту в предвыборной кампании» (см. «Национальный вопрос»).
Большинство среди всех народов, наций в России лучше знают, как можно мирно жить в одной большой стране, такой как Россия. Именно они создавали веками тот плодородный слой-гумус мирного сосуществования. Однако его глубоко распахали, если образно, пренебрегая предупреждениями академика земледелия Терентьева. Сегодня бывших националистов называют «экстремистами», а русских – националистами, который переходит в сознании носителей в национальный эгоизм.
Трудно предсказать, чем все это кончится. Народ потерял душевный покой вдобавок к социальным проблемам. Руководителей страны не научила история вторжения в Афганистан, разрушив тот улей, который производил хлопок, зерно и фрукты. В итоге получили «Талибан» и наркотики, которыми сегодня отравляются россияне и погибают больше, чем в афганской войне. «Коалиция в арабских странах получает Аль-Каиду». Видимо, они не слышали татарскую пословицу: «Прежде чем войти – думай о том, как выйдешь».
Народ думает не только о сытом обеде. Как говорила бабушка: «Перед едой «бисмилла» скажешь – насытишься». Нужна стабильность, которая зависит и от решения национальных проблем коренных жителей России.
Народ проверяет власть на верность, искренность, как хотите, используя предвыборные кампании для решения бытовых проблем. В этом плане непонятно, почему руководители национальных республик не пользуются моментом для решения судьбоносных вопросов своего народа, обращаясь к кандидатам в президенты, к тому же В. Путину, которого они считают возможным победителем, надеясь на испытанный механизм использования административных ресурсов.
Также отсутствуют совместные обращения национальных общественных организаций, действующих разрозненно (если действуют?).
В то же время надо признать, тоталитарный режим не позволяет национальным республикам коллективные обращения, хотя официального запрета нет. Они вынуждены действовать на выборах по принципу «ваши деньги – наши голоса». Это же видно, не надо быть большим аналитиком. Хитрят не только «хитрые татары», хитрит и мордва. «И ничего, что тут (в Мордовии) совсем недавно, в 1985 году, так же бурно отметили 500-летие «вхождения Мордовии в состав России». Это смеется «Комсомолка» по поводу празднования в 2012 году 1000-летия «Единения мордовского народа с народами Российского государства», выпрашивая у Москвы 28,7 млрд. рублей. А что им остается делать?
В 1847 году опальный Тарас Шевченко, находясь в ссылке в степной Орской крепости без права писать и рисовать, все-таки писал:
«И самому чудно, что делать?
Куда деваться, что начать?
Людей и долю проклинать
Я не могу. Так как же быть
В чужой далекой стороне
И одному? Что же делать мне?
О, если бы кандалы разбить?».
Мы же, татары, в своей стране, в России. Единственный вопрос: как сохранить свою нацию, для нас тэмле, ямле, родной язык. Мы даже не ставим социальные вопросы, трудолюбивый татарский народ при любом бюджете выживет. Нам наплевать на то, как Абрамович, купив на одном из заморских островов дворец за 76 млн. фунтов стерлингов, накрыл стол на 400 человек, которых собрал по всему миру своими океанскими яхтами и самолетами, потратив миллионы фунтов стерлингов.
Возвращаясь к выборной теме, с точки зрения моих национальных интересов и как человек, не равнодушный к судьбе татарского народа, вынужден сказать: кандидат от партии «Единая Россия» в нынешней ситуации не тянет повторного избрания в президенты России. Слишком много негатива образовалось, которого раньше не было, не перечесть. Если даже списывать на переходный период – пусть продолжают другие. Продолжается неизменная последовательная политика ассимиляции и не безрезультатно. Читаем «Россия – национальный вопрос» – нет конкретности, все завуалировано. При желании за 12 лет можно было сделать многое, кто мешал.
4 – 5 февраля (2012 года!) на канале «24» черным по белому пишут, в том числе: «конец мультикультурализму», чтобы привыкли к неизбежности. И после этого голосовать за лидера ЕР как россияне единой России?
Р.З. КАРИМОВ.