Голос истины
Обычно для того, чтобы определить полностью творчество того или иного писателя, его отношение к реальной жизни, степень его таланта, не обязательно прочитать все его произведения. Мастерство, опытность автора не могут не отразиться и в образах, запечатленных в его произведениях. Такое впечатление создается, и довольно остро, при более близком знакомстве с книгой Нурислама Хасанова «Бэхиллэрме йерэк?» («Простит ли сердце?»).
Наши литераторы почему-то любят применят пышные, цветистые фразы, слововыражения, якобы творчество одного похоже на бушующее море, у другого на безбрежную реку или океан...
Когда речь идет о творчестве писателя Нурислама Хасанова, то, кажется, оно не особенно нуждается в эффектных метафорах, образах. Зачастую, наоборот, в этом случае его мировоззрение как бы остерегается далеких горизонтов и необъятных рек-морей, а ищет свои корни, свои, пройденными им жизненные пути, словом, ту обстановку, с который он неразрывен и душой, и умом, да и телом. Несомненно, и на такие явления его творчества нужны серьезные отношения, объективный взгляд. Когда читаешь его произведения, прежде всего чувствуешь эту, если так можно выразиться, «теплую, душевную серьезность», особое внимание к каждому явлению – и не замечаешь, как окунаешься в оригинальную творческую стихию автора.
Когда-то главным критерием литературных произведений считались пресловутые «жизненность», «правда жизни», чуть ли не бытовой реализм. Но сегодня эти качества уже не считаются критерием – пришли новые методы, богатства которых связаны с ассоциативным мышлением, метафорами, образами, их умелым использованием.
Несомненно, все это должно быть на своем месте, использоваться в меру и не противоречить друг другу. Когда читаешь произведения Н. Хасанова, на первый план выходят так импонирующие читателю жизненность, правдивое изображение событий. Все эти качества в творчестве Н. Хасанова особенно ценны, взяты из жизни, личной биографии, знаний, опыта, интуиции. Возможно, Н. Хасанов в своих жизненных перипетиях не ставил целью стать писателем-реалистом. Но если бы на его пути сложной биографии не его наблюдательность, мы, возможно, лишены были бы удовольствия читать его произведения. Будущий писатель еще с детства, отрочества окунулся в рабочую стихию, рос от слесаря до старшего мастера, стал инженером-механиком, закончив сначала авиационный техникум, затем институт. Позднее богатый опыт, увиденное и подмеченное, узнанное, воспринятое нашли отражение в его произведениях. Начиная с 80-х годов он приступает к написанию произведений, в которых отражены различные жизненные ситуации, трудные судьбы людей.
«...Трудно жить сиротой при живом отце. Проходят дни, месяцы, годы, а сердце то и дело пронзают ослепительные молнии. Они словно стремятся развеять какую-то тьму, не по праву занявшую место в нем. А тьма эта сопротивляется, не хочет уходить. Она повсюду со мной, как тень, проявляясь то эдак, то так. Светом молний озаряются незабываемые мгновения моей жизни. Я восстанавливаю их в последовательности, словно из найденных на дне морском жемчужин собираю ожерелье. Первые жемчужины на нитке – мое детство. То об этом хотелось кому-то рассказать...» Так начинается повесть «Простит ли сердце?», где в тонком психологическом плане описаны глубокие переживания героя.
Своеобразие рассказов писателя одним из первых заметил аксакал татарской литературы Гумер Баширов. О повести «Инешемдэ – гомер агышы» («В моей реке – течение жизни») он пишет так: «Читая произведение, чувствуешь, как оно входит в душу, ощущаешь какую-то особую веющую теплоту... Мне нравится его лирический мягкий язык. Он щедр на слова. Молодой автор умело использует слова и выражения, сохранившиеся в народе, умеет видеть жизненные детали, ценит слова, не затасканные, а свежие».
Самые дорогие личности, создающие особенно мягкое тепло – несомненно, родственники, чувства уважения и любви к ним, а с другой стороны, восхищение автора жизнью, людьми, владеющими разными специальностями, восхищение природой, любовь к жизни...
Рядом тебя подстерегают трудные, драматические, даже трагические ситуации. Нурислам Хасанов своим пером как бы предупреждает об этом.
Одна из повестей автора называется «Хакыйкать хакы» («Цена истины»). Действительно, и сам он, и герои неизменно находятся в поисках правды, утверждают свои принципы. Эта мысль красной нитью проходит и в других произведениях. На первый план при описании человеческих судеб выходят умение слушать свою совесть, необходимость взвесить истину на весах совести. «Справедливость – жемчужина души, она бесценна. Ее нельзя купить. – пишет автор об этом. – Ее веками искали наши деды и прадеды, из-за нее пережиты тысячи и тысячи страданий, перевернуты глубинные пласты земли, пройдены огни и воды... А кто-то, так и не найдя ее, не ощутив прекрасного мига торжества правды, ушел из жизни… Однако жажда справедливости передается от поколения к поколению, даже если не просыхают слезы на глазах от обиды и горечи. Потребность правды превратилась в потребность совести, она и сейчас заставляет нас переплывать моря и океаны, опускаться в забои шахт, а иногда даже томиться в тюрьмах...
Вера в справедливость таится в глубине души тех, кто прошел через череду несправедливостей, через тяжелые испытания, но все же сохранил совесть. Когда судьба висит на волоске и ты находишься над адом, возрождение справедливости – единственная опора. Безвинные души надеются, что стрелка весов судьи склонится в сторону правды, что стражи закона будут верны своему долгу...» В литературной документальной повести описывается жизнь юриста Минзуфара Мавлятшина, посвятившего свою жизнь поиску справедливости. Это действительно образ, почти без изменений взятый из биографических фактов и переведенный на литературную плоскость. В другом случае автор стремится через совсем другие литературные приемы описать тему народа, тему поиска справедливости и на этом пути добивается успехов. Речь идет о нашумевшей повести «Жан авазы» («Крик души»), внесшей новизну в современную татарскую прозу. Автор сумел соединить жизненное и мечтательное, фантасмагорическое и печальное начала, добившись небывалого литературно-эстетического успеха. Эта повесть занимает особое место не только в творчестве автора, но и во всей современной татарской литературе. Его главный смысл – не только использование новых форм творчества. Автор добивается известным, вероятно, лишь ему методом эффектного результата – обнажает негативные, неприглядные стороны жизни, может, страны, общества, армии.
«Нурислам Хасанов, останавливаясь на трагических сторонах жизни, призывает брать урок и не забывать, а стремиться исправлять зло», – скажем мы, и утверждение это будет не совсем справедливо. Возможно, писатель хочет сказать, что «к трагедиям, несчастьям могут постепенно приводить поначалу небольшие ошибки, равнодушие, безразличие и бездуховность, неспособность бороться за добро, когда силы добра представляют ему это.
«Тургаем! Мой жаворонок!.. Ты будто завис в синем небе и посылаешь свою песнь полям и степям. Я очарован тобой. Где ты?.. Тебя не видно, может, меня ослепляют солнечные лучи, в которых ты купаешься? Душа моя переживает небывалый восторг, восхищение. Сердце мое, словно аргамак, скачущий на поле моей юности, возвращается в прошлое. Слушая твои трели, будоражащие мою душу, я переживаю восторг. Твои песни небывалой чистоты затронули мою душу нежной печалью...»
Возможно, только так в жизнь появляются на свет влюбленные и поэты. Красотой природы каждый восхищается по-своему – если одни, как Хади Такташ, получают удовольствие от воспевания необъятных лесов, другим ближе рощицы и речки. А поэтическое мировоззрение Н. Хасанова направлено именно по большей части ко второй стороне, то есть речкам и рощицам! Такой выбор нелегко понять. Некоторые, может, быстро находят ответ: «Почему бы и не так, ведь он вырос на берегах реки Меши?». Такое состояние можно объяснить и следующим образом: для автора это состояние, вернее, мировоззрение отражено в литературных сюжетах, философских рассуждениях, и автор умело и тонко использует это. Текучие воды, речки, течение жизни, ушедшая навсегда (навсегда ли?) юность, напевы детства – все это отражено и в народных песнях. Эту похожесть можно наблюдать и в творчестве Н. Хасанова. Таким образом приходят философские отражения в произведениях «Инешемдэ – гомер агышы» («В реке моей – течение жизни»), «Ак балык» («Белая рыба»), в этих небольших повестях поместились трудные драматические судьбы – через эти судьбы можно увидеть трагические следы нашего народа, его беды и немногие радости.
Нурислам Хасанов – один из самых оригинальных писателей. Щедрое перо, открытость, неповторимые характеры... И все же этот спокойный, неторопливый писатель стоит как бы вне внимания общественности. Хотя он достоин высших похвал, сам он, похоже, к этому не стремится. Критики вроде не спешат «поднять его на пьедестал» и в то же время не докучают критическими замечаниями. Впрочем, критический анализ давно вышел из моды. Это творчество не кричит: «Посмотрите на меня!». Он хочет понять и осуществить внимание к тексту, фабуле сюжетами. Впрочем, хочется верить, что вполне сложившийся писатель Нурислам Хасанов добьется признания, как добились безусловного признания многие из его произведений.
У заслуженного работника культуры Татарстана Нурислама Хасанова есть что сказать родному народу, родной земле, священному прошлому, малопонятному настоящему и прекрасному, надеемся, будущему. Он хочет, чтобы люди стали чище, красивее душой, его перо посвящено этим принципам и оно по-прежнему неустанно. Я считаю, что Нурислам Хасанов достоин Государственной премии им. Габдуллы Тукая.
Рифат СВЕРИГИН,
профессор,
доктор филологических наук.
кто на фото?
Нурислам Хасанов на фото.
и есть такой писатель?жив еще?
Так его на Тукаевскую премию в этом году выдвигали.
ай-яй-яйй!