27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Годы горестные
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Годы горестные

27 августа 2015 года
Годы горестные

     Возможно, и субъективная заметка, писал под впечатлением приведенных фактов, документов, воспоминаний самих участников тех событий, что действует как холодный душ на разгоряченную при виде сверкающих фейерверков голову. Речь идет о книге «Годы горестные», посвященной ветеранам войны, труженикам тыла деревень Новое Шаймурзино и Старые Тинчали Буинского района Татарстана.
     Книга написана, издана, как говорится, по велению сердца на одном дыхании буквально накануне Дня Победы в объеме 175 страниц, в количестве 500 штук. 
     Редакционная коллегия: 
     Марс Алиев – руководитель проекта;
     Габделбар Ризванов – редактор составитель;
     Рустам Миннуллин – дизайн;
     Венера Тагирова (Алиева) – ответственная по сбору материалов.
     Книга уникальна не только обилием воспоминаний участников, родственников и детей их, а так называемой «окопной правдой» бытия тех лет. Книга состоит из пяти глав. Первая глава, можно сказать, как наглядное пособие отражает на примере семьи Сабира имперскую сущность правителей тех времен – захватнические войны царского правительства в масштабе Европы. Дурное дело не хитрое. Сидя в позолоченных палатах, войну объявляют одни, а воюют другие. Например, Сабир из деревни Старые Тинчали. Отвоевавшись непонятно за что, раненый, потеряв здоровье, возвращается в родное селение, хоронит жену. Трое детей, 2, 9, 11-летние, остаются сиротами. Поднатужился, наладил хозяйство, вырастил детей и на тебе – очередная война. И среднего из них Шарифа забирают на войну. А как же иначе, воюют опять те же простолюдины! Бои за Сталинград, Украину, Северный Кавказ, затем в Румынии. Вот боевой путь, победный сына Сабира Шарифа. К слову, кое у кого ныне поворачивается язык назвать Победу лишь русского народа, начисто отрицая заслуги остальных народов. Кстати, составляющих в то время добрую половину от общего количества населения. По данным главы Буинского района Айзетуллова, более 10 тысяч человек отправили на войну, а вернулось около 3 тысяч. Стало быть, почти 70 из ста семей остались без кормильца, дети росли сиротами, жены стали вдовами. А семьи были многодетными, как правило, имели по пять-шесть детей.
     В перерыве между войнами творилось немало чудес. Например, сын Гильметдина Джамалетдин, участник Первой мировой войны, в 1932 году отдает колхозу всю свою живность со двора, зерно из амбара под обещание быть обеспеченным колхозником. Через две недели в семье начинается голод. Обращается в правление, получает вместо хлеба от ворот поворот. Удается дотянуть до Второй мировой. Джамалетдина опять призывают на войну. Воюет, погибает в битве за Сталинград. Остаются сиротами 8 детей.
     А сыну Шайхетдина Ризаку из Шугурово удается выжить в известнейшем своей бесчеловечностью Суслонгере, где фактически губили людей голодомором. За что, спрашивается? Нет ответа и по сей день, не говоря об извинениях, похоже, не позволяет духовность правителей вкупе со святостью сей страны. Понятно, раз выжил, отправляйся на войну. В боях на латвийской земле «Тагиров Ризак героически погиб» – разве эта бумажка может заменить кормильца семьи? «После долгих поисков сыновьям удалось найти место захоронения отца, – писала в своих воспоминаниях вдова Амина-ханум, – оказалось оно в местечке Солдус. В 1986 году мы посетили братскую могилу. Невыносимо тяжело было слышать то, что кости погибших, оказывается, по полю собирали плугом».
     Да, ничто не забыто, не забудется и эта война. Особенно «забота» партии и правительства о детях военных лет. «Неожиданно к нам на полевой стан приехал представитель из районного отделения милиции и потребовал проверить всех женщин, пусть выворачивают карманы, не взяли ли зерно с поля. Проверили, пустые у всех карманы. Оказалось, при виде проверяющего они содержимое рассыпали по земле», – также писала в своих воспоминаниях Амина-ханум. Стало быть, в тот вечер и зерно пропало, и дети остались голодными как минимум на сутки.              
     Да, все было для фронта, в первую очередь продукты. «В памяти и сейчас отчетлива такая картина: пять-шесть женщин тащат, впрягшись, соху, седьмая держится за ручки, налегая всем корпусом на лемех, мы, ребятня, кладем дольки картофелины с глазками на борозду – так общими усилиями сажаем картошку на колхозном поле», – воспоминает, например, Хоршит-ханум Азизова.
     Да, воевали, не раз встречались со смертью с глазу на глаз татары. По количеству Героев Советского Союза ныне следуют за русскими. А в пересчете на душу населения, по-моему, обогнали всех. И это при не очень-то благоприятном, не очень-то справедливом отношении. Например, Миначев Рашит Гиматдинович, танкист, как отмечено в наградном листе, «отлично управлял танком, используя складки местности и укрытия. Маневрируя, сожгли 5 танков противника в районе Чижовице, Госп.дв., Букув. За проявленную отвагу и мужество в боях за социалистическую родину достоин правительственной награды, ордена «Отечественной войны 2-й степени». Без награды не оставили же, скажете. Да, однако же в то время за сожжение 5 танков в одном бою присваивали звание Героя Советского Союза. Сколько было подобных случаев, не счесть.
     Упомянутое выше – лишь малая часть того, что описано в книге «Годы горестные». Низкий вам поклон, уважаемые составители.

Рауф ИБРАГИМОВ.


Комментарии (2)
Guest, 27.08.2015 в 20:28

Никто не забыт - ничто не забыто ! Как хорошо , что сегодня восстанавливаются имена наших земляков и как грустно,что на той страшной войне, людей награждали ранжируя на национальности. Гнусно, мерзко, несправедливо !

Guest, 28.08.2015 в 16:06

в империи все закономерно несправедливо.
в т.ч. оценка героизма.
мерзко.

марс алиев-директор птицепрома?