2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Фрагменты татарской истории (ч. 5)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Фрагменты татарской истории (ч. 5)

20 июля 2012 года
Фрагменты татарской истории (ч. 5)

     9 – 11 июня 2012 г. на территории древнего Булгара в Татарстане прошли торжества по случаю принятия ислама волжскими булгарами в 922 г. Таким образом Волжская Булгария (Болгария) через 1090 лет раскрыла свои двери для большого числа не только паломников, но и туристов, желающих познакомиться с историей и культурой древних булгар; кто такие, в каком году и откуда появились эти кочевые племена на древней территории финно-угорских народов. Утверждать о том, что мы все знаем об истории булгар, было бы большим заблуждением. Легенд, мифов и сказок много, а вот с историческими и археологическими фактами дела обстоят посложнее. 
      Под этнонимом «дунайские болгары» и «волжские булгары» подразумевается два народа. Один реальный, имеющий свое государство, язык, культуру, входящий в Евросоюз, в Организацию Объединенных Наций и т.д., и другой, не существующий на исторической карте мира, так называемая Волжская Булгария, прекратившая свое существование в 1431 г. (Г.А. Хлебникова. Исследование центра города Болгара в 1964 – 1979 гг.).
      Да, булгарская проблема сложна. На сегодняшний день кроме заявления отдельных «булгаристов» – я булгар, по существу, нет никаких оснований и доказательств. Филологической науке, например, не известен волжско-булгарский язык. Не знаем мы, какая была музыка, национальный костюм, письменность. Согласитесь, как можно говорить о народе всерьез? В нашей Республике Татарстан в Камско-Устьинском районе есть несколько деревень, где проживают каратаи, которые относятся к мордовской группе угро-финнов. Они говорят на татарском языке со времен образования Золотой Орды и не потерялись в этом мире как каратаи. А где же такие примеры у булгар?
      Разрушил и уничтожил столицу Булгарского эмирата, входившего в состав Золотой Орды, великий князь московский Василий II. Это было во времена начала «Великой замятни» и распада Золотой Орды. После своего злодеяния Василий II попал в плен к бывшему золотоордынскому хану, основателю Казанского ханства Улуг-Мухаммеду. Освобожден был Василий II за большой выкуп и по возвращению в Москву был ослеплен князем Дмитрием Шемяко за позорное пленение. С тех пор в народе Василий II именовался Василием Темным.
      В 1438 г. образовалось Казанское ханство, объединившее в единое целое казанских татар, марийцев, чувашей, удмуртов, мордву и башкортов. Что любопытно, в составе вновь образованного ханства нет упоминания о волжских булгарах и разгроме Василием II в 1431 г. булгарского эмирата. Передо мной книга Фархата Нурутдинова «Болгар тарихи» («Болгарская история», Издание Казань. 2010 г.), так вот, в этой книге нет ни одного слова о гибели города Булгар в 1431 г. от рук московского князя Василия II. Там поется другая песня. Процитируем эти стоки: «После тамерлановских погромов Кыпчак-Булгар так и не смог оправиться, на его просторах стали господствовать одни кочевники… войска Аксак-Тимура вырезали около 3 млн. булгар и уничтожили 120 городов и 5 тыс. булгарских селений». В «Булгарской истории» не сказано ни одного слова о судьбе города Булгара и его населении в период нашествия московского князя Василия II.
      Образование Казанского ханства в 1438 г. подменяется информацией об образовании в 1437 г. Казанско-Булгарского царства. Эта фальшивая история потребовалась авторам, чтобы скрыть результаты погрома города булгар войсками московского князя Василия II в 1431 г., после которого столица Волжской Булгарии перестала существовать, как об этом говорилось выше. 580 лет город Булгар находился в состоянии безмолвия, и теперь его решили реанимировать. Вопрос принципиальный – для чего? Чтобы узнать о культуре и духе исчезнувшего народа, о булгарской цивилизации или получить ответ: кто такие булгары и какое отношение к ним имеют татары. Да, есть вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. К примеру. Зачем понадобились масштабные археологические раскопки в Булгаре, когда на этой земле все перекопали сотрудники из Института археологии АН СССР в конце 1969 – 70 гг. прошлого столетия? Зачем объявлять Булгар священной землей, когда она ни по книге «Путешествия ибн Фадлана», ни по книге Ковалевского А.П. «Волжская Булгария и Арабский халифат в X в.» таковой не была и никогда в те и более поздние времена таковой не именовалась? Ведь тогда везде и всюду процветала торговля рабами, а Булгар был расположен на берегу Волги, где проходили «товары» и с юга и с севера, груженные рабами, оружием, мехами, медом, воском и т.д. Стоны и крики рабов доходили до церквей и мечетей, расположенных на берегу Волги. Вряд ли кто-нибудь все это назвал бы богоугодным, святым делом.
      Теперь другая цитата из книги «Города Поволжья в средние века», Издательство «Наука». Москва. 1974 г. Сборник содержит материалы и исследования по археологии и истории Волжской Булгарии и Золотой Орды. Опираясь на новейшие данные археологических раскопок, авторы статей реконструируют социально-экономическую, этническую и политическую историю поволжских городов, приводят ряд новых сведений по градо– и домостроительству, косторезному ремеслу. Книга содержит обширный научный аппарат, снабжена иллюстрациями. Рассчитана на археологов, историков, этнографов и краеведов. А поскольку число таких специалистов не очень-то велико, стоит задача в более популярной форме донести эту статью для многих читателей газеты «Звезда Поволжья» и ответить на многие непростые вопросы. «Прошло 28 лет с начала систематических раскопок городища Болгары, – пишет А.П. Смирнов, – получен огромный материал, дающий возможность изучать историческую и социальную топографию. Впервые итог исследований на эту тему был подведен в 1950 г. и опубликован в 1954 г. Уже в то время было отмечено, что будущая столица государства волжских булгар возникла не на новом месте. А в районе, заселенном аборигенами – финно-угорскими племенами».
      Далее Смирнов на основании археологических раскопок отвергает мысль о существовании Булгара на берегу Волги. «Первоначально, – утверждает профессор археологии, – город возник на высоком берегу, на мысу, где до этого существовал укрепленный поселок древних аборигенов края… Ибн Фадлан, посетивший Булгары, в полном соответствии с археологическими данными помещает город на расстоянии 6 – 7 км от Волги. Далее Смирнов говорит: «За последнее время казанские археологи пересмотрели вопрос о ранней столице государства волжских булгар, считая, что не Булгар был первоначальной столицей, а Биляр (А.Х. Халиков. Статья «Биляр Великий», «Советская Татария», 9 августа 1970 г.), но топографические данные, как считает Смирнов, противоречат точке зрения А. Халикова.
      Подводя итог на основе археологических данных, профессор Смирнов говорит следующее: «Столица государства волжских булгар возникла на месте древнего укрепленного финно-угорского поселка. В настоящее время казанскими археологами высказана точка зрения о том, что древние поселения принадлежат не финно-угорским племенам, а пришлым тюркоязычным, которые проникли на среднюю Волгу еще в III – VII вв. Пришельцы булгары якобы попали в родственную среду и ассимилировались с ранними тюркскими племенами. К сожалению, никто из авторов этой теории не обосновал своей точки зрения и не ответил на критические замечания, что препятствует ведению полемики по данному вопросу. Таким образом, археологические раскопки, о которых сообщает автор очерка А.П. Смирнов, открыли нам панораму города Булгар. Это две православные церкви, Успения и св. Николая, и мавзолей, называемый «Монастырским погребом».
      В центральной части города находилась хорошо вымощенная площадь с водоразборным бассейном, к которому шел водопровод с верхнего берега. Архитектура Булгара, ее заметные постройки датированы в основном XIV в. Ханская усыпальница, ее малый минарет были выстроены значительно позднее, а в начале золотоордынского периода, пишет А.П. Смирнов, здесь возникли постройки, аналоги которым могли найти в Монголии и Средней Азии. Все эти постройки относятся к раннему золотоордынскому времени, когда город Булгар на короткое время стал столицей Золотой Орды.
      Таковы вкратце итоги раскопок. Очень масштабных и серьезных с точки зрения археологии и истории. Издана фундаментальная книга об итогах сорокалетней давности раскопок с множеством фотоснимков и иллюстраций найденных археологических находок. Казалось бы, все перекопано и все разложено по полочкам. Все вывезено, и вдруг в связи с появлением фонда «Возрождение» копание перекопанной земли начинается заново. Идет публичное обращение ко всем богатым и бедным. На мой вопрос – для чего понадобились эти раскопки, один осведомленный человек цинично ответил: «Собрать деньги и поделить между собой». Книга «Города Поволжья в средние века» была издана большим тиражом (14400 экз.), и эта фундаментальная сугубо научная книга полностью и подробно повествует о раскопках 1969 – 1974 года на территории булгарского городища.
      Еще об одном аспекте, а точнее, о том, как «монголы разгромили Булгар». Когда подобная информация начинает «гулять» в эфирном пространстве и на печатных полосах федеральных и местных газет, с одной стороны, все вроде бы верно, так оно и было: «монголы разгромили Булгар». А после услышанного и прочитанного возникает вопрос: а куда делись татары, они что, в этом разгроме не принимали участие, или все же прав Лев Гумилев, считая татар также монголами, но с более древним этнонимом (именем). Тогда откуда пошло понятие татаро-монгол или монголо-татар? Ведь это не шутки – играть с именем народа. Возникает непростой вопрос: где были татары, когда «монголы громили Булгар» и куда подевались булгары?
      Давайте рассмотрим этот вопрос с точки зрения археолога Г.А. Хлебниковой, а точнее, с того, что она говорит в своей статье «Исследование центра города Булгар в 1961 – 1970 гг.». «Важнейшей задачей, – пишет она, – было установление стратиграфии (раздел геологии, форма напластования горных пород и процесса образования слоев земной коры в их исторической последовательности) его культурных напластований. Разработка этой шкалы велась в соответствии с исторической периодизацией Восточной Европы и конкретной историей Волжской Булгарии. Получено три пласта разрушения города: погрома 1236 г., разгрома 1361 г. Булак Тимуром и гибель города в 1431 г. Культурные слои ниже пласта пожарища в 1236 г. включая и сам пласт относятся к домонгольскому периоду». Далее Хлебникова описывает подробности этих разрушений, понятных специалистам, но не рядовым читателям. Хочу обратить внимание на термин «пожарища», использованный Хлебниковой при описании первого культурного слоя. Это говорит о том, что город был предан огню, так как он был не каменно-кирпичным, а в основном деревянным городом. Город сгорел, но многие его жители успели убежать. Сколько часов горел этот город, установить подробно сегодня уже невозможно. Но самое главное, уцелевшие жители вернулись к пепелищам своих очагов. Батый не вошел в город, не было смысла, и все работы по восстановлению поручил бывшему эмиру Волжской Булгарии Гази Бараджу, эти подробности можно найти в летописи Гази Бараджа (Булгаро–кипчакская летопись Гази Бараджа. Свод булгарских летописей 1680 г.). Гази Барадж преданно служил Батыю и принимал самое активное участие в строительстве в низовьях Волги города Бату Сарай. Вот как описывает этот период своей жизни смещенный Алтынбеком Гази Барадж (Бурундай). Которого Бату-хан вновь вернул на царский престол после покорения Волжской Булгарии. «Когда я приехал в ставку Батыя, – пишет Гази Барадж, – он разместил меня в отдельной юрте и пригласил старика Мергена. Наконец явился Мерген и подтвердил мою личность. Бату велел освободить моих джур (наемных воинов) и предложил за погибших джур деньги. «Я ответил: деньги джур не заменят». – «Чего ты хочешь тогда от меня, – спросил Батый». – «Разве ты повелитель татар?» – Батый смутился. «Нет, – ответил Батый, я всего лишь наместник великого хана Угедея в Кипчаке». Мы вместе направились к великому хану. Угедей встретил нас, сидя на коне. После коротких приветствий мы подъехали к красивой беседке и вошли в нее, а джуры великого хана окружили нас и стали кольцом вокруг холма. С нами был переводчик, знавший кипчакский и хоросанский языки. «Ты хочешь сесть на трон своего отца? – спросил Угедей. – «Да». – «Но только когда тебе будет угодно заключить союз со мной?» – «Откуда идет твой род?» – спросил Угедей. – «От канов хонов», – ответил я. – «Мой род тоже идет от канов хонов, – заметил великий хан, – поэтому будет несправедливо, если ты будешь подвергаться унижениям в нашей империи». Наконец он встал и сказал: «Отныне ты будешь союзником монгола. Я признаю тебя эмиром Булгара и кроме этого общим послов наших держав на Западе».
      Возвращение Гази Бараджа, которого Угедей наделил большими полномочиями, помогло возрождению данного эмирата в составе Золотой Орды и занять особое место среди виллайетов (областей, регионов).
      В заключение данной публикации хочется ответить на такой вопрос: кто же нанес смертельный удар по городу Булгару? История есть история, и теперь не нужно все валить в одну кучу. Около 580 лет городище Булгар напоминало один большой бескрайный могильник. И ни советская власть, а до нее царское самодержавие не проявляли никакого интереса по возрождению этого древнего исторически ценного города в татарской истории. Очень жаль, что народ оказался наивным и все плохое принял на себя. А разрушил город Булгар ни кто иной, как великий князь московский Василий II по прозвищу Темный, как об этом было сказано в начале данной публикации. Именно в эти годы расползлась по швам Золотая Орда, оказавшаяся неспособной защитить ни свой город, ни свой регион, ни свой народ. Вместо этого на протяжении столетий все плохое и гнусное валили на татар и особенно усердствовали объявившиеся «булгаристы», которых не было и нет как отдельного народа из татар. И татары, и булгары – потомки великой империи хуннов, жившие с 220 г. до н.э. под небом божественных тенгрикутов. К великому сожалению, в 46 г. произошел раскол великих хуннов. Одни остались у оснований Великой китайской стены, в степях Монголии и Маньчжурии, другие ушли на Запад. Кому-то эти мысли покажутся не столь правдоподобными и только оттого, что не все знают по сей день тайны своей истории.
      Человек, который не знает своей истории, не может чувствовать себя уверенно в этом мире. Средневековый правитель Хивы, историк Утямиш-ходжи в своей книге о Чингисхане сказал такие слова: «Когда распалась Золотая Орда, узбеки и киргизы стали беками, а татары остались ханами. Образование этих государств определялось не по этническим признакам, а по географическим: казанское, крымское, астраханское, сибирское, касимовское».
      В Туркестане, точнее, в Чагатаевском улусе возникли государства по этническому определению: узбекское и казахское ханства. Почему после распада Золотой Орды не появилось татарского государства? Это вопрос, на который предстоит поиск ответа.
 

Наркас МУЛЛАДЖАНОВ.
(Продолжение следует.)


Комментарии (7)
Гость, 21.07.2012 в 00:49

Заколебала уже эта дурацкая графомания. С завидным упорством ее печатают не только "ЗП", но и некоторые другие сайты о татарах. Надо хоть комментарии специалистов оставлять на эти идиотские опусы. Я вот, учась на истфаке в свое время, и интересуясь историей татар, и слыхом не слыхивал о каком то Гази Барадже... Это от того, что я был плохой студент, или мои преподаватели непрофессиональны? Нет. Это от того, что они были ОЧЕНЬ профессиональны, и не вводили в научный оборот бредовые псевдоисточники.
А этот "литератор" строчит свои статейки одну за другой и радостно впаривает миру плоды своего воспаленного сознания. Так и хочется сказать - идите пишите сценарии для патриотических фильмов. Купят ли их - еще вопрос. Но вот что занимательно будет - это факт!

ГостьРафаэль, 21.07.2012 в 09:09

Вполне взвешенная статья . Предыдущему комментатору совет если сомневаешься в чем то ищи ответы .

Гость, 22.07.2012 в 12:59

Вот все-таки эти жертвы монголо-татарского аборта исключительно тупые ребята. Уже не говоря о том, что они постоянно передергивают и перевирают исторические факты, так они еще и просто плохо соображают. Эти монголо-татарские отрыжки любят говорить о том, что, мол, где же следы булгар в Поволжье и где же их потомки? У чувашей скажем, потомки есть, у мордвы потомки есть, не говоря уже о русских, а вот, мол, где же потомки булгар, раз их было так много, и они были такие культурные? Так вы же сами на этот вопрос и ответили! Вот именно где же они? Что непонятно? Сообразить никак не можете? Современные татары это и сеть те самые булгары, поэтому вы придурки их и не можете все никак увидеть! Подойдите к зеркалу и посмотрите! Только конечно скорее там вы увидите не булгарина и даже не татарина, а просто монголо-татарского дурачка. Вот поэтому вы никак и не можете понять того, а где же булгары. Русские вам за эти столетия все мозги прокомпостировали так, что вы теперь кроме монголо-татар и Золотой Орды больше и дальше ничего и не видите. Или вы серьезно думаете, что 20 или 30 тыс. пришедших сюда в Поволжье в 13-ом веке монгол и еще плюс 20 или 30 тыс. присоединенных к ним из различных племен под собирательным и условным названием татар и есть те, кто создал здесь всю нашу культуру и построил все наши города?

Рашид, 22.07.2012 в 13:37

Причем те, кто не имел ни письменности, ни монотеистической религии, ни государства, как те же чуваши, мордва, башкиры или многие другие они все остались. А булгары которые всем этим обладали, единственный в Поволжье народ с высокоразвитой для того времени культурой и государственностью к тому же и объединявший всех остальных – вот именно булгары куда-то исчезли. Чудеса прямо. Булгары, к которым в те времена старались не лезть даже такие отчаянные разбойники, как варяги Русы, говорившие о булгарах – этих в сапогах нам не покорить, поищем себе лапотников, и рыскавших дальше с целью покорения различных отсталых славянских племен и угро-финского населения нашего региона.

Гость, 22.07.2012 в 21:41

Да не исчезли булгары.Они есть и они живы.Просту чувашами называются.

Almas, 22.07.2012 в 23:18

А настолько ли наивны или безграмотны те, кто усердно пытается убедить нас в том, что наш народ сложился лишь в эпоху так называемой Золотой Орды и всему обязан Чингизидам. Не странно ли то, с каким фанатизмом и рвением они пытаются нас в этом убедить. Причем совершенно бескомпромиссно и сознательно отказываясь от всего славного и в том числе выгодного, что имело место в нашем так называемом до золотоордынском прошлом. Они готовы признать, что они пришлые захватчики, они готовы отказаться от всех достижений скажем булгарской культуры и государственности и сократить наше прошлое, ограничившись на наших же землях периодом лишь золотоордынского времени только бы быть некими «великими завоевателями». Уж не говоря о том, как эти потомки неких «великих» постоянно перевирают исторические факты, связанные с прошлым нашего народа и искажают нашу историю в своих ли или чужих интересах. Эти потомки неких так называемых «монголо-татар» готовы оскорблять и лгать по поводу известных исторических личностей и выставлять их либо несведущими профанами, либо же просто несуществующими в истории «персонажами» лишь бы доказать, что они непременно сложились и вышли из Золотой Орды. С чем связана такая паталогическая тяга, неужели лишь с искренней наивностью их обладателей и за этой наивностью никто не стоит?
Секретарь Багдадского посольства прибывшего на берега Иделя в 922 году Ибн-Фадлан пишет: «В их лесах очень много пчел, живущих в дуплах деревьев, и они хорошо разбираются в этом и собирают много меда. Время от времени на булгар нападают враги и убивают их. У булгар много купцов, которые ездят в землю тюрок-огузов и привозят оттуда овец. Также они ездят в страну Вису и привозят оттуда много соболей и черных лисиц. Мы видели у них племя около пяти тысяч душ женщин и мужчин, все до единого мусульмане. Это племя называется Баранджар». Вот это и есть безусловный исторический факт современника и свидетеля тех событий о наших предках, а все остальное, что теперь говорят вокруг или по поводу Ибн-Фадлана и его произведения это лишь домыслы современных фантазеров, не имеющих ничего общего ни с прошлым, ни со знанием о нем.
Выдающийся тюркский ученный-филолог XI века Махмуд Кашгари в 1073 году пишет: «Язык же булгар, сувар и печенегов, находящихся вблизи Рума, является тюркским с одинаковыми опускающимися окончаниями», чем вполне четко и определенно подтверждает сходство булгарского и печенежского, т. е. огузского языков и значит, свидетельствует о том, что булгарский язык есть обычно-тюркский з-язык. Так же Махмуд Кашгари приводит следующие булгарские и суварские слова: qanaq - сливки; azaq - нога; tügel – нет; bal - мед и т. д. Как видно это есть слова сходные со словами того языка который сейчас называется татарским. Все остальное по этому поводу это лишь рассуждения и измышления опять-таки современных фантазеров, пытающихся сегодня выдать свое желаемое за действительное. То, что Махмуд Кашгари признанный и выдающийся ученный это факт и то, что он писал о булгарах это тоже факт, а все остальное, что теперь говорят определенные «умники» о нем и его труде это лишь их домыслы и предположения. И то, что подобные негодяи смеют обвинять в некомпетентности и неосведомленности добросовестного ученного к тому же давно умершего, и значит не имеющего возможность им ответить, говорит о том, что эти подлецы совершенно не знакомы с научной, да и просто с человеческой этикой, а значит, сами являются просто пустым местом.

Великий булгарский поэт XII – XIII веков Кул Гали в поэме «Кысса-и Юсуф» в 1233 году пишет:

«...Gaziz Jusef tämam unber jäšär idi,
Jakub säuči ojlykynda ojyr idi,
Ojurkän ber gaçäb dös Jusef kürdi,
Täzvileni atasyndan sorar imdi:
«Dogar kön, tulun aj, onber joldyz,
Döšem icra säcdä qyjldyj bäna döpdöz,
Ošbu döši bila kürdem hic gömansyz,
Ja äbäta, bäna täzvil äjgyl imdi».
Anda Jakub Jusefnyn döšen jurdyj,
Täzvileni möbäräk äjtü üirdi,
Ömitder kem, mäüladan mädäd irdi,
Säna gyjzzät vä räfägat kürner imdi».

И это не чувашский язык, ибо это обычный тюркский язык великого поэта из Булгара, и это факт, а все остальное это опять-таки лишь современные домыслы некоторых из тех, кто заинтересован в чем-то другом.

Известный эпос XV века «Идегей» словами главного героя говорит:
«...Реки мои – мать Идиль и Яик.
Булгар – моя страна.
Там чеканят азгари, -
Полна монетами казна.
Хан-Сарай – мой родимый дом.
Множество золотых монет
В доме чеканят моем.
Татский неистребимый род;
Нугая лучезарный дом –
Вот откуда мой приход,
Вот каким я прибыл путем!...
…Возведенный в придворный сан,
Зоркого кречета взял Идегей.
Для любви, для услады своей,
Благоухавшую, как тимьян,
В жены взял он Айтулы,
Ту, чья очи были светлы,
Ту, чья кожа – упруга, нежна,
Рождена в Булгаре она…
…Перед ханом, слов не тая,
Пал на колени Кутлукая.
Хан Токтамыш сказал в ответ:
«Гай, татарин ты, гай татарин ты!
От мангыта рожденный на свет
Нечистый, нагульный татарин ты!
Вчера твоя жизнь – быль.
Сегодня – пепел, пыль.
Вчерашний бий сегодня умрет.
Уничтожу я весь твой род!».



Известный Казанский поэт XVI века Мухамедьяр в своей поэме "Тухваи мардан" в 1539 году пишет:
«Эх, тупой татарин,
Ты похож на собаку, кусающую своего хозяина,
Ты несчастлив и болезненный, негодяй и бесчеловечный,
Глаз твой черный, ты собака преисподней...
Вид твой противный, взор твой злой,
Снаружи и изнутри ты вшивый, полон всяких сплетен».

И это тоже факт, а все остальное по этому поводу есть так же жалкие измышления современных фантазеров.
Московии же наш народ, вообще ни в каком виде не нужен, но если мы все-таки пока существуем, естественно в идеологическом смысле мы необходимы русским именно в образе пришлого захватчика, а не коренного и культурного созидателя, да к тому же создателя одного из первых государств Восточной Европы. Уж не говоря о простом русском обывателе чье самолюбие, тешит мысль о том, что древнее и культурнее их предков в нашем регионе просто никого не могло быть. Да и вообще для них привычнее история о том, что наш народ это дикий и непрошеный гость, нежели высокоразвитый, с культурным и богатым историческим и государственным прошлым коренной народ Поволжья и Урала. Русские как народ сформировались на мифе о монголо-татарском иге и о том, что вокруг одни враги и необходимо всегда быть наготове. И хотя сейчас у этого народа уже совсем иные внешние «враги», без которых они, как и сотни лет, назад просто не способны нормально функционировать, но внутри государства им точно также необходимы «враги» и этот образ по отношению к нашему народу они будут поддерживать постоянно.

Almas, 23.07.2012 в 00:56

А вот так заканчивается эпос «Идегей»:

«…Смута настала в Идель-стране.
Гибли в междоусобной войне
Множества отцов и детей,
Как предсказал муж Идегей,
Темный день на землю пришел.
Сотворенный Чингизом престол
Стал престолом, где кровь лилась.
Ханский дворец исчез из глаз.
Край разоренный стал пустым.
Отошли друг от друга тогда
Аждаркан, Казань и Крым.
Золотая распалась Орда».

Так кому выгодно, чтобы наш народ ограничивался лишь Золотой Ордой и Чингизидами и уводит наше прошлое в Монголию, желая, чтобы мы закончили как Золотая Орда.