7 июня 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Эрнст Улумбеков: жизнь на разрыве аорты
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Эрнст Улумбеков: жизнь на разрыве аорты

11 января 2017 года
Эрнст Улумбеков: жизнь на разрыве аорты

     27 марта 2016 года на татарском кладбище поселка Шеланга близь Казани похоронен профессор-гистолог Эрнст Галимович Улумбеков без малого восьмидесяти лет. Кончина наступила от разрыва аорты. Событие банальное: у стариков сердечнососудистые «конфликты» - основная причина ухода с поверхности земли. Событие уникальное: ушел из жизни один из наиболее значимых татарско-российских ученых, эффективно работавших до последних дней в научной и социальной сфере.
     Что позволяет мне писать об Эрнсте Галимовиче эти строки?! Не только печаль об ушедшем человеке, достойно прожившем некороткую жизнь, но и потребность вспомнить и напомнить о нем, об интеллектуале, обогатившем науку и социум.
     Впервые услышал об Улумбекове от преподавателей: наш институт заканчивает чрезвычайно способный студент, успешно занимается наукой на кафедре гистологии. Услышал и забыл. Знакомство с Эрнстом Улумбековым произошло, когда я пришел в мединститут на кафедру оперативной хирургии. Смену практической работы на теоретическую я считал временной, необходимой для завершения докторской диссертации - для экспериментов были нужны собаки и операционная, а также гистолог и биохимик в качестве консультантов. Ими в мединституте оказались два друга профессора Д.А. Зубаиров и Э.Г. Улумбеков. Посчастливилось работать с ними, прислушиваясь к их советам. Знакомство на Университетской улице сформировало первые впечатления об Эрнсте Галимовиче, сохранившиеся за десятки лет без существенных изменений.
     - Эрнст Галимович! - через дорогу окликнул мой спутник.
     К нам через улицу спешит Улумбеков. Мне показалось, что это бойкий мальчишка небольшого роста, очень подвижный и независимый. При ближайшем рассмотрении увидел умного, скептичного, лишенного даже намека на ханжество человека, вызвавшего к себе почтительное уважение. На его голове красовался вязаный колпак, а в руках не портфель профессора, а большая кожаная планшетка с ремнем через плечо. И разговор зашел не о мировых проблемах науки, а о приобретенном им по блату куске настоящей осетрины, о том, что он знает, как приготовить необычайно вкусное блюдо. В безукоризненно правильную литературную речь вкраплены словечки и целые лихие фразы вперемежку с иностранными словами на разных языках.
     Хорошо помню его выступление на ученом совете мединститута на защите докторской, которая по некоторым причинам была заранее обречена на успех. На всякий случай для страховки все же был приглашен академик из Москвы. Защита приближалась к концу, и в этом шоу не хватало только аплодисментов. Но на трибуне появляется невысокий Улумбеков и как гигант разносит в мелкие щепки диссертацию и всех, кто имел к ней выраженное позитивное отношение. Помню его завершающую фразу, обращенную к членам ученого совета: «Все, что вы здесь увидели, это банальный китч, и если вы, мои коллеги, думаете иначе, то я буду просить освободить меня от участия в ученом совете».
     Эрнст Галимович обладал великолепными организаторскими способностями. Им с успехом была проведена Всероссийская конференция «Гистохимия нейрона», касающаяся исследования нервных клеток. Улумбеков создал на своей кафедре благоприятную деловую обстановку, очень похожую на него самого: фундаментально по содержанию, изящно по форме и абсолютно честно.
     Смутное время. Улумбеков в потоке политических страстей держится идеально точно. Впервые заговорили о татарах как о самостоятельной нации.
     - А вы знаете, сколько нефти отдает Татарстан?
     В то время он мне напомнил позицию Тукая, который знал себе цену, сказав, что русские и татары связаны одной нитью и не подлежат разъединению. И в то же время Тукай утверждал, что за татарина он готов сразиться со всем миром. Улумбеков был националистом в самом положительном смысле этого слова, в тукаевском смысле.
     Однажды с небольшой компанией поехали на мою дачу. Был и Эрнст Галимович.
     - Я возьму с собой дочь, вы не возражаете? - спросил он.
     Я обрадовался. Был солнечный день, начало лета, и расцвели тюльпаны. С нами необычайно милая и привлекательная девочка, умная и бойкая, Ляля Улумбекова. Она сорвала тюльпан. Я нарвал много тюльпанов и подарил ей. Это понравилось ей и ее отцу. Он, увидев большой букет в руках миниатюрной барышни, воскликнул:
     - Но это же прямо-таки цветочная вакханалия!
     У нас был общий ученик. Я сказал Улумбекову, что без его участия эта научная работа невозможна, так как в ней исследуются пути восстановления тканей, и опытный морфолог необходим. Эрнст Галимович согласился принять участие в руководстве работой, поручив некоторые ее разделы своим ученикам. Его научный авторитет был непререкаем. В качестве оппонента прибыл академик из Узбекистана. Защита была интересная и удачная. В другой раз мной была предложена оригинальная операция, позволяющая судить о путях регенерации. Опять потребовалась оценка морфолога. Я обратился к Эрнсту Галимовичу.
     - Я знаю строение нервных волокон. Но в патологических изменениях оболочек желудка лучше разберется моя жена Ляля Энверовна, она патологоанатом.
     Ляля Энверовна Улумбекова - миниатюрная привлекательная дама, строгая и неулыбчивая. Статья по нашей совместной работе была опубликована в очень серьезном научном журнале «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины». В ответ на нее было множество писем в наш адрес с просьбой уточнить методику вмешательства и просто одобрительные отзывы.
     Эрнст Галимович был интеллектуал, знаток музыки, живописи и литературы. Не случайно именно он обратил внимание на великолепную повесть доцента мединститута, патологоанатома Юрия Георгиевича Забусова о Плетенеевской-Шамовской больнице и рассказы. Повесть была издана с комментариями Эрнста Галимовича и стала бестселлером. Если говорить о его писательских и научных успехах, качествах преподавателя, то необходимо сказать о соавторстве Улумбекова в прекрасном современном учебнике. Эрнст Галимович следил за литературой, и даже мои статьи, рассказы и сборник рассказов были им замечены и пересланы в Германию нашему казанскому коллеге профессору Вайнштейну. Хотя в телефонных разговорах со мной Эрнст Галимович позитивно отзывался о моих рассказах и статьях в «Звезде Поволжья», не удержался и от скептического замечания:
     - Вы лишнего восхваляете правительство.
     Я ответил, что делаю это на девятом десятке из карьерных соображений. Посмеялись.
     Дом  Улумбековых в Кзыл-Байраке стал своеобразным центром дружеских встреч. Среди друзей - самые достойные, интересные люди не только из Казани, но и, как принято говорить, из дальнего и ближнего зарубежья. Жена Эрнста Галимовича завела замечательный огород и великолепный сад, она прекрасная хозяйка. Она была преданной любимой спутницей Эрнста Галимовича. Теперь она одна. Нет, не одна. С ней ее выдающаяся доченька Ляля Эрнстовна и замечательная внучка красавица Джамиля. Мой им поклон.

     А.А. АГАФОНОВ,
профессор.


Комментарии (1)
Guest, 28.01.2017 в 05:46

Насколько банально и бездарно написано. Улумбеков был человеком сложным, но бездарей не любил, так что в их дружбе очень сомневаюсь.