7 июня 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Елдашев

19 января 2014 года
Елдашев

      На днях редакцию газеты посетил известный казанский историк, лауреат Макариевской премии Анатолий Елдашев. Наш корреспондент побеседовал с ним.
     – Начнем с того, что вы, Анатолий Михайлович, расскажете нашим читателям о своих последних работах.
     – Недавно я подсчитал количество своих публикаций, получилось около 220, в том числе 30 книг и брошюр. И это за последние тринадцать лет. Так у меня получилось, что все предыдущие годы я накапливал архивный и исторический материал, а теперь стал реализовывать задуманное в статьи, брошюры, книги.
     В этом году при поддержке мэрии города и лично мэра Казани Ильсура Раисовича Метшина издал монографию «Православная культура в Казанском крае (XVI – XX вв.): очерки истории». Над книгой трудился 12 лет. По объему этот замысел по плечу институту либо коллективу крупного институтского сектора. Я осветил обширный круг исследованного через спектр очерков истории, набралось 423 страницы, 170 фотографий, более 600 ссылок на 350 источников и литературы. Книга издана в Татарском книжном издательстве. Скажу сразу, что коллектив там профессиональный, он сохранил советский уровень требований, книга прошла через тройное сито корректуры, неоднократно прочитывалась. А как порой бывает печально за большой труд авторов, когда в нем остаются ошибки, опечатки, орфографические ляпы. Основной тираж книги поступил в библиотечную систему.
     Недавно в издательстве «Центр инновационных технологий» издал очередную, уже шестую брошюру из серии «Казань православная: подвижники духа», о жизни и духовном стоянии игуменьи Мензелинского Пророко-Ильинского женского монастыря, преподобномученицы Маргариты (Гунаропуло). Монахиня была расстреляна 22 августа 1918 года красноармейцами в стенах святой обители.
     – Расскажите подробнее о последней монографии и этой серии, тем более что отдельные сюжеты мы уже давали на страницах нашей газеты.
     – Монография состоит из четырех глав. В ней освещена история Казанской епархии с 1555 года до наших дней. Спектр исследования – монастыри, монашество, подвижники веры Христовой, пребывание высоких духовных лиц в Казанском крае, утраченные городские храмы и часовни.
     Многие знают о посещении Казани российскими императорами, начиная с Петра I и до Александра III, в том числе и великих князей Дома Романовых. Но мало кто располагает сведениями, что в Казанском крае неоднократно были святитель Иннокентий, митрополит Московский, Апостол Сибирский и Американский (1868), архиепископ Николай Японский (Касаткин) (1870), обер-прокурор Святейшего синода Константин Петрович Победоносцев (1885, 1890), архимандрит Тихон, будущий патриарх Московский и всея России (июнь – август 1892), Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Александрович Желобовский (1893), святой праведный Иоанн Кронштадтский (1894, 1897, 1902, 1908), архимандрит Сергий (Страгородский), будущий патриарх Московский и всея Руси (1902), великая княгиня, преподобномученица Елизавета Федоровна (1902 – 1908, 1910, 1913 – 1915).
     Книги серии «Казань православная: подвижники духа» посвящены пребыванию в нашем крае святого праведного Иоанна Кронштадтского; великой княгини, преподобномученицы Елизаветы Федоровны; игуменье Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря Апфии, молитвами и трудами которой возведен величественный храм в Свияжске «Всех Скорбящих Радости»; известной благотворительнице Надежде Ивановне Саврасовой. В серии отражена также история единственной казанской церкви, которая не закрывалась даже в годы советского безбожия – Ярославских чудотворцев, что на Арском некрополе.
     – А были ли в ходе ваших изысканий, исследований, многочасовых бдений в читальных залах библиотек и архивов подлинные открытия? Открывали ли вы страницы былого, неизвестные, так сказать, скрытые в пелене ушедших десятилетий?
     – Подобных открытий было немало. Вот некоторые из них. Несколько лет назад музейные сотрудники спросили меня, а где в Казани был похоронен губернатор Александр Константинович Гейнс (1834 – 29 декабря 1892), муж известной благотворительницы Ольги Сергеевны Александровой–Гейнс? В дореволюционной мемуарной литературе есть ссылки на то, что он похоронен в «казанском соборе» или при «казанском храме». Никакой четкости и ясности. Работая над историей Свято-Успенского Зилантова монастыря и его некрополя в библиотеке Казанской духовной семинарии, обратил внимание на небольшую, буквально в 28 страниц, брошюру настоятеля обители (до революции монастырь был мужским), архимандрита Никодима (Прелатова), из которой узнал, что Ольга Сергеевна устроила под Успенским храмом монастыря усыпальницу для своих родных, где были похоронены ее отец, мать, брат Александр – строитель известного Александровского пассажа, а также и ее муж Александр Константинович. Существует два потока исторической литературы: один гражданский, а второй – церковная археология. Вот на стыке этих источников и литературы подчас и делаются открытия.
     Известно, что в Казани жил троюродный брат Александра Сергеевича Пушкина подполковник Александр Петрович Неелов. Но, где он жил, где был похоронен, долгое время было неизвестным. Я нашел – А.П. Неелов проживал со своим многочисленным семейством в Адмиралтейской слободе. Возможно, Пушкин, посещая Казань в сентябре 1833 года, встречался со своим братом, находящимся под надзором полицейского управления из-за его симпатии к польским повстанцам. Похоронен был Александр Петрович на некрополе Зилантова монастыря в 1844 году, как и его жена Екатерина Семеновна годом ранее.  
     Несколько лет назад при археологических работах на территории Спасо-Преображенского некрополя, что в Кремле, была найдена уникальная массивная могильная плита. Я приложил некоторые усилия, чтобы она не была утрачена. При прочтении текста на ней московскими специалистами выяснилось, что под плитой был погребен Гордей Афанасий Пальчиков, тот самый казанский голова, который и пленил на реке Яик в мае 1614 года Марину Мнишек с «воренком» (пятилетним сыном Ванюшей) и одного из руководителей первого народного ополчения Ивана Заруцкого, доставил их в дальнейшем в Москву. На бывшем некрополе пока нет объясняющего банера, а при соответствующей профессиональной надписи только на этот уникальный камень можно водить тысячи туристов. Шутка ли, Марина Мнишек, жена Лжедмитрия I, российская царица, была в Казани! Мало известный исторический факт. 
     – А каким образом вы пришли к теме православия, к теме духовности? Я немного знаю ваш трудовой путь, вы долгое время были профессиональным партийным работником. Как мне кажется – партийная коммунистическая стезя и христианское вероучение находятся в диаметральной противоположности друг от друга.
     – Действительно, партии я отдал 17 лет. И не просто был членом партии, но профессиональным партийным работником – заведующим отделом пропаганды и агитации Бугульминского горкома КПСС, инструктором отдела пропаганды и агитации Татарского обкома партии, проректором университета марксизма-ленинизма. В 1981 году с отличием закончил Саратовскую высшую партийную школу. Трудился со многими видными государственными и партийными работниками республиканского и городского уровня: Табеевым Ф.А., Валеевым М.Ф., Мусиным М.М., Беляевым Р.К., Ворониным Ю.М., Новолаевым В.И., Баяновым М.И., Тиглевым А.Ф. и многими другими тружениками на ниве государственного строительства. О встречах с ними и будет мой рассказ в ближайшей перспективе. Комсомол и партия многому меня научили – концентрации сил, широкому взгляду на проблемы, внутренней дисциплине и самоорганизации.
     А в 2000-е годы почти 10 лет я был деканом факультета повышения квалификации Академии государственной службы при президенте Республики Татарстан, где ректором был признанный организатор высшей школы Андрей Николаевич Ершов. Наше поколение прошло хорошую школу становления и гражданственности.
     Я родился в духовно богатой семье. В нашем роду двенадцать профессиональных художников, из них четверо – иконописцы, две монахини. Были и паломники, странники, ходившие молиться по монастырям России, в Иерусалим, на святую гору Афон. Прадед Анисим Иванович Гришин в апреле 1882 года был на Афоне, поддержал материально Русский Свято-Андреевский скит, за что получил благодарственное письмо от настоятеля архимандрита Феодорита. Оно сохранилось. Бумаге уже 131 год! Она с годами немного пожелтела и, чтобы ее сохранить для своих потомков, я заламинировал документ.
     Двоюродный дед по матери Георгий Анисимович Гришин, выпускник живописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, три года учился у монахов обители. Прошел основательную школу иконописания. Впоследствии расписывал храмы в Санкт-Петербурге, Москве, Казанской, Вятской, Самарской губерниях. Был духовным чадом святого праведного Иоанна Кронштадтского, имел от него именную фотокарточку, к сожалению, в 1920-е годы утраченную. Лично видел императора Николая II, чуть не пострадал во время коронации 24 мая 1896 года на Ходынском поле. Опоздал на торжества, банально – проспал, молодой ведь был.
         Думаю, что мои предки отмолили меня, направили мои стопы и мысли на пути к Богу, к делам Богоугодным, праведным.
          Тогда немного расскажите о своем роде, думаю, что читателям будет интересно узнать механизм поиска и расширения информации о своих истоках, тем более из уст профессионального историка.
          Тринадцать поколений своего рода по материнской линии я знаю с 1690 года, по отцовской, несколько меньше – с 1840 года. В моем рабочем кабинете висят портреты десяти моих предков, писаные маслом. По крайней мере с середины XVII века, а возможно и раньше они проживали в селах Лекарево (Вятская губерния) и Большое Афанасово (Уфимская губерния) по обеим берегам красавицы Камы практически напротив друг друга.
           Несомненно, существует родовая связь между поколениями. И чем больше человек знает о своих предках, тем он тверже и уверенней стоит на земле в своих делах и помыслах. А читателям газеты я бы посоветовал начинать с фондов Национального архива. Обратиться к директору, написать заявление и начать с материалов Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, затем через Ревизские сказки 1858 года и далее вглубь вести поиск своих предков. Заказывать надо перепись населения своего села, деревни. Конечно, легче тем, кто ведет свой род в Казанской губернии. А если родом из других губерний, тогда надо обращаться в другие регионы страны.
          Работая с документами и материалами, вы получите большое удовлетворение,  прилив духовных и физических сил, когда перед вами начнут раскрываться страницы былого, когда вы по крупицам будете составлять семейное генеалогическое древо. А пока, спрашивайте поподробнее у ваших старших родственников, у бабушек и дедушек. Время летит неумолимо быстро. И как бывает обидно спустя годы, что не успели спросить, уточнить, записать.
          Вас, Анатолий Михайлович, знают в нашей республике и за ее пределами, не только как пытливого исследователя, но и как Лауреата Макариевской премии. Расскажите о премии, за какие труды вы получили столь престижную награду ?
          Премия памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) (1816 – 1882) является самой престижной премией в Русской Православной Церкви. В дореволюционный период ею были удостоены, в частности, священник Павел Флоренский, будущий митрополит, иеромонах Николай (Ярушевич), выдающийся русский естествоиспытатель, ученый-почвовед  В.В. Докучаев, флотоводец С.О. Макаров, известный литературовед, академик М.Н. Розанов.
          После своей смерти митрополит Макарий завещал 120 тысяч рублей в фонд будущих исследований (сегодня это далеко за 10 миллионов рублей). Вот, когда говорят о вечной жизни, т.е. жизнь после жизни, подвижническая деятельность митрополита Макария об этом и свидетельствует. В 2012 году исполнилось 130 лет со дня его кончины, а церковь, как поминала его благие дела в своих молитвах, так и будет поминать.
          С 1917 года присуждение премии было прервано. В 1995 году по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при поддержке правительства Москвы в лице мэра Ю.М. Лужкова и Российской академии наук в лице президента академика Ю.С. Осипова был учрежден Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).
          Макариевская премия, начиная с 1884 года, остается одной из самых престижных и известных премий России и мира. Она вручалась не только богословам, но и ученым за высокие достижения в самых различных областях знаний. Именно пример России – Демидовская, Уваровская, Макариевская, Ломоносовская и Пушкинская премии – в немалой степени инициировали учреждение знаменитой Нобелевской премии.
          Начиная с 1997 года, от конкурса к конкурсу возрастает количество и качество представленных трудов, расширяется география соискателей. Дополнительно к основным вручаются молодежные премии за выдающийся вклад в развитие отечественной исторической науки.
          В последние годы премия стала международной. Конкурс 2011 г. был одним из жестких. Судите сами, в нем приняло участие около 400 работ, а лауреатами стали двадцать исследователей, из них 17 – представляли Москву и Санкт-Петербург, в основном ученые ведущих исторических вузов и научных институтов, Казань, Харьков и Венеция. Лауреатом я стал за монографию «Казанский некрополь. (Казанцы, упокоившиеся на городских и монастырских некрополях в XVI – XX вв.)».
          В последнее время вы все в большей степени выступаете как общественный деятель, с вами многие советуются, вас стала замечать республиканская и городская власть. Как я знаю, недавно, в сентябре вы встречались с мэром Казани Ильсуром Метшиным.
          Я, как председатель Клуба любителей казанской старины, в связи с приближающимся 10-летием клуба написал письмо мэру Казани Ильсуру Метшину по поводу встречи. Мэр достаточно быстро среагировал и пригласил нас, краеведов на встречу в Ратушу. В течение полутора часов мы обсудили широкий круг проблем, связанных с развитием краеведения в нашем городе и республике. В частности, были рассмотрены вопросы мемориализации Арского некрополя и превращения его исторической дореволюционной части в пешеходную зону для паломников и туристов, создание в республике своеобразного туристического «Золотого кольца», об информационных знаках на исторических домах и улицах города. Был поднят вопрос о проведении в Казани Всероссийской научно-практической краеведческой конференции. Метшин, кстати, является почетным членом нашего клуба. И дважды в течение последних двух лет, несмотря на большую занятость, встречался в Ратуше с краеведами. Думаю, далеко не каждый руководитель подобного города, как Казань, находит время для встреч с историками и краеведами.
          Историческое краеведение несомненно служит формированию патриотизма, любви к «отеческим гробам». Мораль и нравственность общества определяются отношением к детям, старикам и некрополям. Отсюда такое пристальное внимание историков и краеведов к сохранившимся некрополям города.
          Недавно обратился к нашему Президенту о возведении на Арском некрополе памятного знака героям – землякам, участникам Первой мировой войны, похороненным на этом кладбище. 1 августа 2014 года исполняется 100-летие этой печальной дате. Тысячи наших земляков пали на полях сражений, а от того времени сохранилась лишь одна могила подпоручика Мейера, погибшего в 1915 году. Неумолимое время стерло память о минувшем. Поэтому нам необходимо по мере сил и возможностей восстановить утраченную справедливость.  
          В Казани вот уже три месяца не утихает шумиха вокруг возведения университетской лаборатории, примыкающей к бывшей церкви Космы и Дамиана. Мы знаем, что вы один из тех, кто подписал на имя Президента республики письмо о прекращении строительства. Проясните, пожалуйста, нашим читателям свою позицию.
          Да, строительство на какое-то время приостановлено. Руководством федерального университета планируется построить трехэтажное здание вплотную к бывшей церкви Космы и Дамиана. С позиций современной целесообразности и выгоды, исходя из дороговизны земли в центре города – все понятно. Но мною движут другие составляющие, а именно приоритет старины, в частности, над современным лабораторным корпусом. Меня коробит пренебрежительное отношение ко всему комплексу конца XVII – начала XVIII вв. – надвратной церкви 1708 года, зданию причта, двухэтажного дома, т.н. палат купца Ивана Михляева, построенных в первой четверти XVIII века. В этом доме по казанской легенде в мае 1722 года останавливался Петр Великий. Особо поражают карнизы и пышное оформление наличников окон. Это последняя руинированная жемчужина, подобного в городе уже не сохранилось. По своему оформлению здание близко к кругу памятников «московского барокко». Вместе с Петропавловским собором палаты составляют один из лучших в России городских ансамблей в этом стиле. На реконструкцию уникального комплекса, конечно, нужны средства и желание городских властей.
          Да и Ивана Афанасьевича Михляева стоит помянуть, ибо этот купец сделал для города чрезвычайно много. Это и суконная фабрика с его государственным подрядом, и возведение Петропавловского собора, Богоявленской, Параскевы Пятницы и Духосошественской церквей. Не отставала от него в своей благотворительности и супруга Евдокия, построив в это время Евдокиинскую церковь на берегу р. Казанки. Супруги упокоились вместе в семейном захоронении на первом этаже колокольни.
          Ныне нам предлагают возвести буквально вплотную к бывшей церкви современное здание, которое практически перекрывает доступ к комплексу, закрывая визуальный обзор. Приоритет отдается современной новостройке, а не камням прошлого, духу старины, к которым можно приводить и приводить тысячи туристов, слыша от них только восторженные слова.
          Я полагал, что городские власти отошли от пагубной практики разрушения старины, но буквально беспардонное начало земляных работ без согласования их с митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием и cо старостой Петропавловского собора А.Г. Гибнером, стали предметом и моего возмущения.
          На эту историю я смотрю шире, это и нарушение элементарных взаимоотношений университета и церкви, это нарушение этических норм. Стоило еще в августе сесть за стол деловых переговоров руководителям соответствующих и заинтересованных сторон, и не было бы сегодняшнего непонимания и недоразумения.
          В контексте этого разговора, авторы письма приковывают внимание Президента и к реальной угрозе обрушения колокольни Петропавловского собора, которая отошла от своей оси уже более чем на 70 см,   двухметровые стены, не выдержав перекоса во многих местах угрожающе покрылись паутиной трещин. Не дай Бог, дожить до этого и вспоминать потом, что уникальная 50-ти метровая колокольня простояла почти 300 лет и рухнула ввиду проевшей нас алчности, глупости и бездеятельности. 
          Вместе с тем, я обращаю внимание руководства города и к 74-метровой Богоявленской колокольне, которой тоже грозит обрушение – фундамент по всему периметру оголен, вода, снег в любое время года устремляются вниз, доступ в подвальное помещение закрыт, продуха нет, вентиляция отсутствует. Единственное, что нас пока спасает – так это совесть и профессионализм строителей этих грандиозных сооружений. Они, прежде, чем начать работать, постились, молились и с Богом в душе начинали строить вечное, зримое и на века. 
           Общественную озабоченность заметила республиканская власть, прошли встречи, консультации, пересмотр проектов. Считаю, как член совета ТРО ВООПИиК, что сегодня необходимо укрепить по всему периметру здание бывшей церкви Космы и Дамиана, установить опорную стенку, но не выше уровня церкви, как это было до революции в виде торговых рядов. Полностью снять вопрос о строительстве лабораторного корпуса, ввиду моратория на новые стройки в исторической охранной зоне города и приступить к изыскательским и реставрационным работам по восстановлению всего исторического комплекса. И не надо забывать, что это сакральное место, где слово Божие возносилось к Небу и проходила Литургия.
          Да, осмыслить все это надо. Напоследок трафаретное – ваши сегодняшние задумки, чем будете заниматься, сидя за рабочим столом под завыванье вьюг. Ведь зима для многих творческих людей, это наиболее удобное время для осмысления и написания.
          Сейчас я работаю над тремя проектами. На следующий год исполняется 150 лет со дня рождения Великой княгини, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны – старшей сестры императрицы Александры Феодоровны, принявшей мученическую смерть 18 июля 1918 года.
          По заказу Императорского Православного Палестинского общества пишу книгу о жизни и духовном подвиге Елисаветы Феодоровны. На моем рабочем столе стоят две фотографии княгини, где она снялась с нашим земляком, уроженцем села Новоспасское Уфимской губернии (ныне Заинский район) Михаилом Волковым, инвалидом еще русско-японской войны. Фотографии сделаны летом 1906 года в усадьбе Ильинское ее супруга Сергея Александровича, что под Москвой. Великая княгиня собрала 30 безногих инвалидов, вылечила их и на прощание подарила каждому часы, швейную машинку, деньги и сфотографировалась. Печаль,  скорбь и неправедность ушедшего времени, когда через 12 лет Великую княгиню, молитвенницу вместе с Великими князьями, сыновьями поэта Константина Романова, известного под псевдонимом «К.Р.», живьем под Алапаевском сбросили в шахту. Два года назад с паломнической группой я был у этой шахты. О многом задумываешься в таких местах. Но при этом чувствуешь, как сам очищаешься.
          Поставил перед собой задачу описать историю всех церквей,  в том числе и домовых, а также часовен за всю историю их существования с 1555 года и до наших дней. Попытки историков и краеведов осмыслить эту тему были, но остаются неисследованными многие страницы и факты ушедшего времени. Горожане еще помнят старый центральный вход на Арское кладбище, помнят разворотное трамвайное кольцо 8 маршрута, помнят диспетчерскую будку. Так вот, эта будка была переделана из часовни во имя святого праведного Серафима Саровского 1909 года постройки. И таких открытий немало. В одном только Казанском кремле до революции было не менее 20 церквей и часовен.
          Моя двоюродная прапрабабушка монахиня Аглаида (Александра Петровна Тютикова) 60 лет отдала служению Богу, пройдя многие ступени монашеского послушания, 35 лет была старшей в живописной мастерской Елабужского Казанско-Богородицкого женского монастыря. Я пришел к мысли составить именной справочник женщин – иконописец второй половины XIX – начала XX вв. в Казанском крае. Набирается не менее 200 человек, открывается величественный список подвижниц Духа Святаго.
          Совершенно малоизученная тема – женская благотворительность. Если горожанина спросить, кто построил Шамовскую больницу? Абсолютное большинство скажет – Яков Филиппович Шамов. А ведь ее после смерти супруга построила его жена Агриппина Хрисанфовна. Если нас спросить – кто построил церковь во имя святителя Варсонофия? Многие скажут, что Иван Иванович Алафузов. Но дело в том, что купец-благотворитель умер 26 августа 1891 года, а эта церковь при новых университетских клиниках была освящена спустя почти 10 лет, 21 января 1901 года и была, да на его средства, возведена радением его второй жены Лидии Андреевны Кауль (первая – Людмила Сергеевна Александрова умерла в 1868 году).
          Достойное место в ряду выдающихся православных женщин -благотворительниц Казанского края занимают Надежда Ивановна Саврасова (1783 – 1870), Екатерина Сергеевна Прибыткова (1823 – 1897), Ольга Андриановна Стахеева (1847 – 1912), Глафира Федоровна Стахеева (1847 – 1927), Мария Федоровна Ушакова (ум. 25 апреля 1902), Екатерина Александровна Кривоносова. Каждая из них это Имя, это Гордость нашего края. Они ждут своего пытливого исследователя!     
          Добавьте к этому преподавание в Казанской Духовной семинарии, работу заведующего отделом по связям с общественностью в Государственном музее изобразительных искусств, работу в клубе любителей казанской старины, в совете татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК), в Казанском русском национально-культурном объединении. Так, что скучать некогда…  
          Заканчивая наш разговор, пожелаем Анатолию Михайловичу новых открытий, интересных публикаций, активного участия в духовной и научной жизни республики и города. Ждем также новых публикаций в нашей газете.
          Наша справка:  Елдашев Анатолий Михайлович, историк, выпускник историко – филологического факультета Казанского государственного университета (1972). Доцент Казанской Духовной семинарии, председатель клуба любителей казанской старины, номинант (2009), лауреат (2011) Макариевской премии, заслуженный работник высшей школы Республики Татарстан (2009).
          В своих исследованиях православной истории Казанского края автор продолжает традиции, заложенные епископом Никанором, протоиереем Евфимием Маловым, краеведами Н.Я. Агафоновым, П.М. Дульским.
          А.М. Елдашев активный участник Всероссийских и республиканских научно-практических конференций. В июле 2005 года выступил с сообщением на международной научной конференции: «Православие в поликонфессиональном обществе: история и современность», посвященной 450-летию учреждения Казанской епархии Московского Патриархата. Он один из создателей научно-документального фильма «От избытка сердца уста глаголют», посвященного истории Свято-Успенского Зилантова монастыря.
          В 2007 г. награжден орденом Русской Православной церкви Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского III степени. В 2011 г. был удостоен Почетного Диплома за подписью Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Памятной медали Митрополита Московского и Коломенского Макария.

Беседовал
Руслан АХМЕТОВ.


Комментарии (17)
УУСТИК, 19.01.2014 в 15:03

недоговаривает почему-то по отцовской линии(по материнской много рассказал).фамилия-татарская.стесняется,что-ли татарских корней? возраст ведь позволяет уже не стесняться.или тогда не дадут премий?!

Mischar, 19.01.2014 в 20:27

Конечно стесняется,и больше чем уверен стыдится.потомучто абсолютно ничего не пишет о татарской части казанской старины и о татарских деятелях.

Guest, 19.01.2014 в 20:30

УУстик! Вот так и появляются русские
Карамзины,Кутузовы,Рахманиновы,Ахматовы,Булгаковы.............Елдашевы не помнящие родства.




































Аналитик, 19.01.2014 в 22:56

Интересно, почему в Москве и других русских городах нет ни одного памятника татарским воинам, погибшим при их взятии, а в Татарстане есть памятник русским воинам, погибшим при взятии Казани?

Guest, 20.01.2014 в 00:31

Для этого же надо признать, что Русь-Орда - это единое целое, которое умелыми политическими интригами западной коалиции (прежде всего римским- ватиканским престолом) разбито на части по конфессиональному признаку(это был основной политико-философский инструмент) и ввергнуто в братоубийственную вековую войну. Победившая партия зачистила исторические следы былого единства во всех сферах материальной и духовной культуры и установила оккупационную диктатуру новой династии и вновь созданного дворянства над медленно перерождавшимися аборигенами. Поэтому ещё Ленин говорил, что у нас два народа ("верхи" и "низы"), две морали и т. д. .

Аналитик, 20.01.2014 в 10:59

Интересно, кто заставляет Рашита Ахметова помещать в газете всю эту православную чушь? Включишь телевизор - там реклама православия и патриарха с часами за 30 тысяч евро, откроешь газете - там православие, зайдешь в Интернет - там оно же! У вас что, в спонсорах РПЦ?

Алмаз улы, 20.01.2014 в 13:36

Браво, Аналитик! Достали уже, аж тошно! Попы сами же пестуют ненависть к ним и их религии.

Guest, 20.01.2014 в 17:29

Редкостная муть. А об "открытиях" и говорить не пристало: жил, дескать, у нас троюродный брат Пушкина.
Ладно бы занимался этот чудак своим хобби в свободное время за свой счет.
Но как следует из статьи весь этот банкет за наши татарские деньги.
Видимо, татарское книгопечатание у нас в стране так развито, что завалило всех татарской литературой, а русскоязычное книгопечатание напротив дышит на ладан, так что могучему татарскому книжному издательству пришлось подсобить бедной православной церкви и самим печатать православные монографии при поддержке мэра столицы Татарстана .
Плевать, что в образовательных учреждениях нет татарской литературы, и уроки татарской литературы проводятся на пальцах.
Недавно среди учащихся 10-го класса провел опрос, кого из татарских поэтов ученики знают, только один из класса смог назвать Мусу Джалиля. Даже Г. Тукая не смогли вспомнить. Это в Татарстане!
Православный монастырь в Раифе, разрушенный коммунистами и восстановленный во многом за счет спонсорской помощи татарских предпринимателей и татар-директоров крупных предприятий выпустил красочный буклет в котором, татар называет без стеснения не иначе, как варварами.
Да, пожалуй, история свидетельствует, что только наивные и невежественные дикари будут помогать тем, кто заинтересован в разрушении их мира и их подчинению во всех аспектах: моральном, военном, политическом, духовном, экономическом. И теперь напоказ, с холопским рвением и подобострастием, наши назначенные начальники-"вертухаи" с воровской "вертикали" гонят наш народ по пути в пропасть небытия щедро усеянному старыми историческими граблями.

Guest, 20.01.2014 в 17:43

В этом году исполняется 620 лет поэме "Сухейль и Гульдурсун" великого татарского поэта Сайфа Сараи, который за 150 лет до Коперника писал о вращении Земли вокруг Солнца как о непреложном историческом факте. Однако, фотокопия рукописи привезенная в Казань известным тюркологом Э. Наджипом в 60-е гг. XX века в настоящее время из архивов утеряна.
Многочисленные обращения в адрес учреждений и органов власти Татарстана остались пока без должного эффекта.
Никто не собирается этим заниматься. Конечно, они лучше православную энциклопедию поддержат или там в поисках троюродного брата Пушкина пособят.

Guest, 20.01.2014 в 17:56

"...как о непреложном историческом факте"
пардон, опечатка!

Историк, 21.01.2014 в 07:59

К слову сказать, слово "елдак", от которого происходит фамилия Елдашев, означает просто хорошо известное слово из трех букв. В полном соответстии со своей фамилией православный историк несет х..ню. Он ни словом не упоминает насилие православия над нехристианскими народами Поволжья, в котором активно участвовало казанское православное духовенство. А ведь без этого описание истории православия будет очень неполным, точнее, лживым!

УУСТИК, 21.01.2014 в 10:00

насчет "елдака",распространенного и вполне литературного названия того важного органа анатомического(особенно употребляется в письменном народном русском фольклоре,да и у литераторов 19века)все же не соглашусь:тогда бвло бы "елдаков"или"елдакин(как,напр.мудаков и елдыркин) по правилам русского письма.здесь же приходится воленс-ноленс настаивать на татарском происхождении фамилии,как и 500 других.

Историк, 21.01.2014 в 10:04

Не надо нам ни елдакиных, ни елдашевых. Пусть останутся при своем православии и не несут х.. про благодеяния православия, которое было лишь слугой царского режима и его помощников в угнетении татарского народа.

Guest, 22.01.2014 в 20:01

Аналитик, 20.01.2014 в 10:59
Аналитик, не соглашусь. Статья вполне своевременная. О таких, как Е., нужно знать. Это тот псевдоисторик и религиозный фанатик, который пытается выставить крещенных татар отдельным народом, которые якобы были христианами еще до нашей эры до принятия Ислама Булгарией. Вот это, вместе с другой антитатарской брехней, Е. в последнее время активно льет в уши верхушке РПЦ. Кстати, вы почитайте в прошлом номере, в статейке про "вехи истории" как этот мракобес выдает бредятину про "чудеса", "исцеления" и прочие плоды своего нездорового воображения чуть ли не за научный факт. Такие вот "вехи истории" NETCAT_SMILE_LAUGH
А самое поганое то, что свою войну против татар такие Е. ведут за татарский же счет, прикрываясь "историческими" обществами. А таких рассадников на татарской земле быть не должно.

Mischar, 22.01.2014 в 21:07

Сейчас вновь пришло время псевдоисториков,лжеученых таких как Елдашев,а точнее шарлатанов,действующих по принципу - "ловкость рук,и никакого обмана"NETCAT_SMILE_SMILE,для них чужд принцип научности и правды.Если не "стыкуются" их исторические сказки,то они применяют универсальный метод-"свершение чуда","ниспослание благодати" и т.п. NETCAT_SMILE_SMILE.

Владимир, 14.01.2016 в 16:58

Писали бы на родном, татарском, господа...

Айрат, 25.01.2018 в 21:10

Почему-то Анатолий Михайлович ушел от ответа, как заведующий отделом пропаганды и агитации Бугульминского горкома КПСС, инструктор отдела пропаганды и агитации Татарского обкома партии, проректор университета марксизма-ленинизма стал ярым православным деятелем, видимо конъюнктура поменялась. Сразу на память приходит известный персонаж Ильфа и Петрова.