2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Диктатор моды
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Диктатор моды

24 января 2014 года
Диктатор моды

      В центре Грозного (города, который еще недавно представлял собой груду руин), на проспекте Мира, с 2009 года работает Дом моды Firdaws. Его основательницей формально является первая дама республики Медни Кадырова. Firdaws принадлежит также сеть бутиков — два в Грозном, один в Гудермесе и один в Москве, а также модельное агентство, которое ведет обучение актерскому мастерству и народной хореографии. Блестящее будущее чеченскому проекту обещали модельер Роберто Кавалли и «красный Диор» — Вячеслав Зайцев.

Модная вера

     Название Дома моды связано с исламом. Оно происходит из арабского языка, в котором словом «фирдаус» называют высшую ступень рая – чистый, прекрасный мир, наполненный духовной гармонией. На логотипе Дома моды изображена стилизованная райская птица. Молодые модельеры черпают вдохновение не только в традиционных вайнахских костюмах, но и в тексте Корана. Отдельные коллекции носят такие названия, как «Леди Чечня», «Ты в раю», «Цветы императора», «Жар-птица», «Дыхание лета». Создавая свои наряды (отличающиеся разнообразием форм и цветов), Firdaws преследует одну главную цель: подчеркнуть скромность чеченской женщины. Модели, вышагивающие по подиуму, старательно закутаны в дорогие и богатые ткани. Обязательное дополнение каждого наряда — головной убор в разных вариациях.
     Firdaws — не только локальное явление, он присутствует на всех крупных событиях, связанных с модой, на территории Российской Федерации и завоевывает признание за границей, в первую очередь в Объединенных Арабских Эмиратах. Недавно Дом моды начал проектировать одежду для детей и мужчин.
     Несмотря на то что предприятием формально руководит Медни Кадырова, вдохновителем его создания стал ее муж — глава Чеченской Республики и главный знаток моды в Чечне Рамзан Кадыров. Судя по размещенным на сайте Firdaws отзывам, подданные чрезмерно ему за это благодарны. Чеченский Дом моды — это неотъемлемая часть властного спектакля Кадырова, в котором одну из самых главных ролей играет сейчас ислам.

Пацифисты Кадыровы

     Ислам в Чечне — относительно молодое явление. Хотя появился он здесь уже в VIII веке, массовая исламизация этих территорий произошла во второй половине XVIII — начале XIX веков (некоторые ученые называют XVI век). Она была связана с освободительной борьбой против экспансии Российской империи и вписывалась в общую атмосферу, царившую тогда на Кавказе. Ислам был в первую очередь элементом, призванным сплотить народы Северного Кавказа, то есть находился в тесной связке с политикой.
     Чеченцы — религиозный народ, но не настолько, насколько другие кавказские нации. Чеченскому исламу был свойственен синкретизм — местная вера в пророка переплеталась, в частности, с христианством и правовыми обычаями. Он имел разные обличия. Здесь функционировал как суннитский ислам шафиитской и ханафитской школы, так и ислам суфийских тарикатов — братств. Между отдельными тарикатами не было согласия, и они постоянно враждовали друг с другом. Политики часто, особенно начиная с 90-х годов, использовали эту взаимную антипатию в политических целях. Позднее появилось новое религиозное направление — салафизм и связанные с ним ваххабизм и фундаментализм.
     В начале 90-х годов началась реисламизация, которая усилилась во время первой чеченской войны и нашла отражение в направленном против России джихаде. В Чечню приезжали эмиссары из арабских стран, принося с собой ислам в версии, которую раньше на этой территории не знали. Новые идеи на фоне разочарования ситуацией в республике и военных реалий попадали на благодатную почву. Эмиссары предлагали совершенно иную модель государства, чем сепаратисты.
     Понимаемый таким образом джихад «бросил чеченцев в объятия ислама». С одной стороны, он поднимал их самооценку, с другой, помогал им не только крепче сплотиться между собой, но и в символическом смысле соединиться с мусульманской «уммой» всего мира. Эти тенденции усилились во вторую чеченскую войну, когда массовое распространение получили ваххабизм и фундаментализм. Хотя многие люди не поддерживали ваххабитов, они не могли проигнорировать факт, что те были хорошо организованы и сплоченно выступали против ненавистных федералов, зарабатывая себе имидж защитников народа. Вновь произошла политизация религии. Ислам в политических играх использовали все: Джохар Дудаев, Аслан Масхадов, Шамиль Басаев, хотя они не всегда понимали его местную специфику.
     Существенную роль сыграла эта религия и в истории Ахмата Кадырова. Ахмат-хаджи решительно защищал традиционную веру, соединяющую в себе местные традиции и ислам. Сам он принадлежал к кадирийскому тарикату — крупнейшему из трех, функционирующих в Чечне. Основателем кадирийского тариката в Чечне был Кунта-хаджи Кишиев, живший в XIX веке. Он учил, что война — это варварство, и предписывал отказываться от борьбы, когда это возможно. По его мнению, истинную силу следует искать в мудрости, терпении и справедливости. Такую тактику избрал и Ахмат Кадыров, пойдя на сотрудничество с федеральными властями в рамках политики чеченизации. Его сын и преемник Рамзан продолжил принятую отцом линию, развив ее и придав ей динамики.
     Послевоенная ситуация была непростой. Этнонационализма, на который опиралась сепаратистская концепция, а потом ислам в ваххабитском варианте, для сплочения народа было мало. Когда проект независимости провалился, единственным инструментом для воплощения народного проекта осталась исламская риторика.

Выдуманный ислам

     Особое значение имел социальный аспект религии. В кризисных ситуациях она помогала сохранить единство общества, укрепить его, а заодно дать ответы на экзистенциальные вопросы. По результатам опроса общественного мнения, проведенного в 2010 году в Грозном для «Caucasus Times», национальная идентичность большинства чеченцев опирается на ислам.
     Религия играет сейчас ключевую роль в возрождении Чеченской Республики. С одной стороны, она способствует сохранению мира с федеральным центром, с другой, возрождению чеченского этноса, которое служит элементом антиколониальной войны с Россией. Сегодняшний ислам (хотя он и считается «традиционным») обращается к своим якобы многовековым корням, пронизывающим чеченскую культуру, но на самом деле это в первую очередь политический продукт.
     В этот контекст вписывается Дом моды Firdaws со своими недвусмысленно отсылающими к исламу моделями, пытающийся задавать тренды не только в сфере моды, но и в образе жизни, огромную роль в котором играет религия. Firdaws — часть проекта Рамзана Кадырова — диктатора, который старается создать вокруг ислама государство и объединить чеченцев при помощи религии.

(«Nowa Europa Wschodnia»,
Польша.)


Комментарии (2)
Guest, 24.01.2014 в 19:42

(((проекта Рамзана Кадырова — диктатора, который старается создать вокруг ислама государство и объединить чеченцев при помощи религии.)))
-----------------------------------------------
Это проект древний и прошедший апробацию во многих местах. Путин тоже пытается объединить русских на базе православия и скрыто поощряет русский национализм.

(«N

УУСТИК, 27.01.2014 в 09:45

кадыров-хороший маяк для нерусских,для меньшинств.жаль,большой кровью.другим не под силу.экстра все-таки,повторять в домашних условиях не рекомендуе..