Дерусификация Татарстана
Вокруг национального вопроса в Республике Татарстан сломано уже немало копий. Русские движения Татарстана утверждают, что в республике дискриминируется русское население, а республиканские власти утверждают, что права русского меньшинства в республике надежно защищены, отметая все доводы националистов, как не выдерживающие критики.
Обе стороны высказывают массу эмоций, однако с цифрами у обеих сторон конфликта слабовато. Что ж, вооружимся циркулем и линейкой и попробуем восполнить этот досадный пробел.
Для начала немного истории: Соотношение между русскими и татарами в республике на протяжении всего ХХ века практически не менялось. Численность русского населения (в процентном соотношении) достигла максимума в 1989 году, когда на территории Татарстана проживало 43,26% русских и 47,65% татар.
Однако с конца 80-х этот баланс был нарушен в пользу «титульной нации». Количество русских начало снижаться и к настоящему моменту в республике проживает 53,15% – татар и 39,65% – русских.
В количественном выражении потери русского населения Татарстана за прошедшие годы составили 73992 человека, а численность татар выросла на 247167 человек.
Объяснить возникшую диспропорцию только особенностями культуры и вдруг снизившейся рождаемостью нельзя, поскольку рождаемость в русских и татарских семьях практически одинаковая, а потому попробуем подробно разобрать факторы, влияющие на комфортность проживания в данном регионе.
Последние 20 лет татарская национальная культура и ислам переживают период ренессанса. Во многом это происходит за счет государственной поддержки. Однако равного по масштабам возрождения русской культуры и православия в республике не произошло. К началу 1917 года в Казанской епархии насчитывалось: 794 церкви, 27 монастырей и 419 часовен. Таким образом, культовых сооружений, относящихся к РПЦ, было 1240.
Действующих мечетей насчитывалось 1598.
К 1989 году действовало два храма и 15 мечетей. За последние 20 лет было восстановлено и построено заново более 1500 мечетей. В 1998 году открылся Российский исламский университет, кроме него действуют три высших и около 10 средних медресе по подготовке профессиональных священнослужителей. Количество православных храмов не превышает 150.
Таким образом, на 1 мечеть приходится 1340 условных прихожан, а 1 православный храм приходится на 10000 условных прихожан.
Возможно, основной причиной столь серьезного изменения баланса стал приход к власти национал-сепаратистов во главе с Минтемиром Шаймиевым. В первую очередь их приход сказался на этническом составе органов госуправления и экономического блока.
В книге «Самые влиятельные люди России – 2003», выпущенной Институтом ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ) под руководством профессоров А.П. Ситникова, И.Я. Даровина и О.В. Гаман-Голутвиной, отмечается, что основным принципом формирования элиты в республике является принадлежность к клану, под которым понимается неформальная группировка, которая связана тесными родственными или дружескими узами, а также местом происхождения, и отношения внутри которой носят преимущественно иерархический, патронажно-клиентелистский характер.
Само по себе это не является чем-то уникальным для России, скорее уж наоборот, но в Татарстане на клановость накладывался национальный аспект.
В исследовании отмечается, что в 2002 году по этническому составу более 80% местной политической элиты составляют татары, остальные – представители иных этнических сообществ. Если эти цифры сопоставить с данными об этническом составе населения Татарстана (48,3% татар, 43,5% русских и 8,2% представителей других национальностей), то можно сделать вывод, что этнический состав элиты адекватно не отражает этнический состав населения Татарстана.
Среди основных механизмов рекрутирования элиты РТ: общность этнического происхождения, землячество, опыт совместной работы в прошлом, подчеркивается в исследовании.
Возникает вопрос, как изменилось данное соотношение за прошедшие 10 лет. Чтобы на него ответить, была собрана информация о составе правительства РТ, Госсовета, депутатах Государственной думы от Республики Татарстан, Совета Федерации, а также мэрии г. Казани. Все указанные лица были условно разделены на «русских» и «татар». Сразу оговорюсь, что использованный метод дает определенную погрешность. Например, Захарова Светлана Михайловна, несмотря на русские ФИО, является татаркой по национальности, а Логинов Василий Платонович — мордвином. Обратной информации о том, что чиновники и депутаты с татарскими фамилиями имеют иную национальную принадлежность, выявить не удалось. А потому национальность мы берем в кавычки.
Всего было проанализировано 150 чиновников. Из них 99 – «татары», 51 – «русские». Таким образом, процентное соотношение «русских» среди чиновников составляет 34%, напомню, что по данным переписи 2010 года в республике проживает 39,65% русских. Из этого можно сделать вывод, что общий национальный баланс в органах госвласти лишь немного смещен в пользу «титульной нации».
Стоит отметить, что в некоторых отделах мэрии города Казани «русских» численно больше, чем «татар». Например, «русских» больше в отделах, связанных с делопроизводством, канцелярией, IT и информационной безопасности. Более половины «русских» в отделе дорожного строительства и в экономическом блоке.
Полностью «татарскими» является АХО, машинописное бюро, ЖКХ, отдел кадров, отдел поддержки и развития языков. В остальных структурах присутствуют обе национальные группы. В большинстве случаев отдел возглавляет «татарин», а «русским» отходит роль инженерно-технических специалистов.
Среди руководителей среднего звена доля «русских» не превышает 22%, а среди руководителей высшего ранга «русских» не более 10%.
Таким образом, за прошедшие с момента проведения исследования доля русских управленцев среднего и высшего звена продолжает постепенно снижаться.
Аналогичная ситуация сказывается и в сфере образования. В Казанском федеральном университете среди восьми проректоров только один является русским.
В 2010 году журналисты спросили председателя республиканского Госсовета Фарида Мухаметшина: «По каким причинам русских мало среди чиновников и руководителей разных отраслей?». Получили ответ: «Нам нужны профессионалы. Среди русских они отсутствуют». Никакой реакции от руководства республики не последовало. Как мы видим из вышеприведенного анализа, это высказывание не только не соответствует действительности, но и является оскорбительным по отношению ко всему русскому населению республики.
Следующая болевая точка — языковой вопрос. Согласно действующему республиканскому законодательству русский и татарский языки имеют равное значение. Для них установлен равный объем изучения в школьной программе. В целом, 20-летний опыт изучения татарского языка «как родного» для русских школьников можно признать неудачным. Обещанных «конкурентных преимуществ» русские не получили, зато получили заметное снижение уровня грамотности молодежи на фоне других регионов России.
Это, в свою очередь, уменьшает шансы на поступление в вузы за пределами Татарстана. По словам руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Раиса Сулейманова, в школах Татарстана за 10 лет учащиеся «получают» 700 часов уроков по русскому языку. А, например, в Московской и Ульяновской областях – 1200. Разницу приходится компенсировать занятиями с репетиторами.
Все это вызывает вполне обоснованные вопросы и возмущение родителей. Родители стали выходить на пикеты, требовать предоставления их детям возможности изучать русский язык в полном объеме.
Большую полемику вызывает новый законопроект «о языке», от которого русские жители республики ожидали устранения имеющихся диспропорций и выравнивания объема изучения русского языка с другими регионами России. Однако этого не произошло. Новый законопроект по-прежнему противоречит федеральному законодательству.
Требования родителей разделяет и экспертное сообщество. По мнению руководителя Центра анализа этнокультурной, конфессиональной и миграционной образовательной политики Федерального института развития образования Минобрнауки РФ Ольги Артеменко, в проекте закона «Об образовании в РТ», с которым она ознакомилась, есть недочеты, в частности, опять не указывается статус языка. Есть у эксперта и другие замечания: «Нужно ориентироваться в федеральном законодательстве. Сейчас в ст. 14 совершенно четко прописано: можно организовывать обучение на родном языке и изучение родного языка. В соответствии с Конституцией РФ родной язык определяется и выбирается самими учащимися или родителями (их законными представителями). И никто не вправе писать, что «в соответствии с законом Республики Татарстан».
Что касается статусов государственных языков, то, по словам эксперта, она «пять лет билась за то, что язык не может быть «как». Например, «русский как государственный», «татарский как государственный» и т.д. «Однако в проекте закона Республики Татарстан я снова это вижу, – удивляется Ольга Артеменко. – Я встречалась с учителями в Татарстане, и все они в один голос говорят, что русский – это язык конкурентоспособности, обеспечения мобильности на всей территории РФ. Поэтому русский язык должен преподаваться на грамматической основе и быть направлен на развитие речи. Это язык, которым все граждане РФ должны владеть качественно».
Впрочем, власти Татарстана имеют свое особое мнение на этот счет. Считая, что русское население Татарстана должно в совершенстве освоить татарский, а не русский язык. В ответ на все возрастающее раздражение к делу «повышения грамотности» подключился центр по противодействию экстремизму, суды и другие правоохранительные органы этой республики.
Суд Нижнекамска обязал Викторию Можарову научить своих детей говорить на татарском языке, а Павел Хотулев, выступавший за отмену обязательного изучения татарского языка, был обвинен в разжигании межнациональной розни.
Тем самым республиканские власти сами политизируют данный вопрос. В республике регулярно проходят акции протеста. Не особо рассчитывая на помощь федерального центра в решении языкового вопроса, русские жители Татарстана апеллируют к классикам русской литературы. Очередная акция протеста пройдет 6 июня в день рождения А.С. Пушкина.
Остается надеяться, что великий русский поэт А.С. Пушкин не будет объектом проверки татарских борцов с экстремизмом за то, что в поэме «Бахчисарайский фонтан» назвал татар «бичом народов».
Все эти действия республиканских властей воспринимаются русским населением Татарстана как дискриминационные и препятствующие получению качественного образования, сохранению национальной культуры и традиций, а также реализации человеческого потенциала.
Все это ведет к миграции русских в другие регионы, а в перспективе к разрушению культурного и языкового единства России.
Ростислав АНТОНОВ.
(АПН.)
Хотелось бы спросить у борцов за этническое равенство:
1. Почему в течение последних 400 лет в правительстве РФ не было ни одного татарина ?
2. Почему в течение ХХ века в правительстве РФ не было ни одного татарина ?
3. Почему СЕЙЧАС в правительстве РФ нет ни одного министра-татарина ?
4. Сколько президентов РФ было татарами?
5. Почему татарский язык - язык второй по численности национальности России - не признан вторым государственным языком РФ?
Р.АНТОНОВ из АПН как последний аргумент использует А.С.ПУШКИНА в качестве авторитета для подтверждения никчемности ТАТАР и их исторической отрицательной роли...Как же близорукой была и к сожалению таковой остается апологетика политиков от христианизации...Во всех текстах и др. материалах через ТАТАР и АРАБОВ, вообщем идет наступление на мусульманский МИР привлекая внимание на верхушку айсберга этого мира, т.е. на жизнь её элиты, тогда как сами эти народы исповедующие ИСЛАМ являются толерантными и веротерпимыми к чему их призывал пророк Мухаммет в своих проповедях и в священном КОРАНЕ. НИ ТАТАРЫ, НИ АРАБЫ НЕ ОТВЕЧАЮТ ЗА
ЭЛИТУ-ставших ВЛАСТЬЮ ВЕРООТСТУПНИКОВ, искажающих веру напрасным - в свою утеху, бичованием ни в чём неповинных людей из соседних государств с иной ВЕРОЙ...Да среди каждого НАРОДА найдутся безпринципные рабы перед своими "благодетелями" - хозяивами вероотсупниками.
Остается надеяться, что великий русский поэт А.С. Пушкин не будет объектом проверки татарских борцов с экстремизмом за то, что в поэме «Бахчисарайский фонтан» назвал татар «бичом народов».
==============
Остается надеяться, что и нелицеприятные высказывания других людей про русских не станут объектом прокурорской проверки. Например, английского посла XVI века Джильса Флетчера:
"Что касается до верности слову, то русские большей частью считают его почти ни по чем, как скоро могут что-нибудь выиграть обманом и нарушить данное обещание. Поистине можно сказать (как вполне известно тем, которые имели с ними более дела по торговле), что от большого до малого (за исключением весьма немногих, которых очень трудно отыскать) всякий русский не верит ничему, что говорит другой, но зато и сам не скажет ничего такого, ла что бы можно было положиться. Эти свойства делают их презренными в глазах всех их соседей, особенно татар, которые считают себя гораздо честнее и справедливее русских. Те, которые внимательно обсуждали состояние обоих народов, полагают, что ненависть к образу правления и поступкам русских была до сих пор главной причиной язычества татар и их отвращения от христианской веры.
ДЖИЛЬС ФЛЕТЧЕР, О ГОСУДАРСТВЕ РУССКОМ (OF THE RUSSE COMMON WEALTH), ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ
Одним из недостатков русского человека, которое вызывает возмущение у многих татар, это чувство НЕБЛАГОДАРНОСТИ. К сожалению, у русских людей он присуствует.
Объяснить возникшую диспропорцию только особенностями культуры и вдруг снизившейся рождаемостью нельзя, поскольку рождаемость в русских и татарских семьях практически одинаковая, а потому попробуем подробно разобрать факторы, влияющие на комфортность проживания в данном регионе.
Здесь полное непонимание ситуации. Во-первых, в сельской местности рождаемость была всегда выше , чем в городской. А татары проживают в основном в селах, в русские в городах. Во-вторых, рождаемость не одинаковая. У нас в Башкортостане даже приводились официальные цифры: на русскую женщину приходится в среднем один ребенок, на татарскую -два, а на башкирскую - три. Так что ваши претензии могут быть адресованы русским женщинам. Вообще я не знаю даже такого понятия как русская семья. Всегда говорили русская община. Поэтому в России и фермерство не развивается в отличии от Запада, потому фермерство строится вокруг семьи, а вот колхозы это своего рода возрождение русской общины. Русским надо заняться как выработкой семейных ценностей. У них это практически нет. Если уж беретесь рассуждать о проблеме, хотя бы чуть-чуть разберитесь в ней.Русские деревни исчезают с катастрофической быстротой.
Роман согласен с обоими вашими комментариями .Насчет чувства неблагодарности у русских людей к сожалению вы правы ,но бывают исключения из правила .
не поддавайтесь правокациям кафиров-безбожников и не переводите спор в национальное русло. Все мы потомки Адама, созданные Аллахом.
любой национализм вреден Исламу. Кафиры этого не понимают, так как они неверующие и не понимают что такое Ислам. Нет разницы в Исламе какой национальности верующий.
Ничего святого у них нет!
Бедного Пушкина уже привлекли в своем несправедливом и грязном деле...!
Причем тут Пушкин? Он ведь историю России изучал по произведению придворного российского историка Карамзина, который писал по строгой указке царя и под его контролем. Если бы он написал честно, основываясь на фактах (по архиологическим раскопкам и летописям), то его бы непременно казнили! А он был не такой смелый, как великий философ Чаадаев, как ученые-историки Гумилев и Худяков, которые с риском для жизни писали правду (за что и пострадали), но зато они сохранили честное имя, они не продались властям, и честные люди им всегда будут благодарны, а их светлые имена не забудет История.
Русские цари требовали от своих ручных бесправных историков, чтобы они писали только о славной, гуманной, чистой и светлой, белой и пушистой истории России, и о благородных, набожных, добрых русских царях, которые принесли всем счастье и процветание.
Им же надо было как-то оправдать перед всем миром свою агрессивную, захватническую, кровожадную политику, погубившую многие нерусские народы, и в первую очередь татарский народ, и его древнее процветающее государство - Казанское Ханство.
Бедный Пушкин... Эти люди ничем не брезгуют... Хотя бы оставили в покое Душу великого поэта и Просветителя, сделавшего столько Добра для темного русского народа...!
О, неблагодарные создания...!
Если демографический вопрос является для русских катастрофическим делом, о чем свидетельствует в нынешнем номере ЗП обзор передачи немецкого обозревателя, то зачем обвинять в этом татар? Ну, идет вниз численность русских, из-за чего Российская империя скоро потеряет сперва Дальний Восток, а затем и Сибирь, и поэтому здесь татарское руководство совершенно не при чем. При таких обстоятельствах, надо бы русским проявить больше корректности по отношению к коренному народу.
"Ну, идет вниз численность русских, из-за чего Российская империя скоро потеряет сперва Дальний Восток, а затем и Сибирь, и поэтому здесь татарское руководство совершенно не при чем. При таких обстоятельствах, надо бы русским проявить больше корректности по отношению к коренному народу".
-------------------------------------------
У них никогда не было и нет корректности по отношению к татарскому народу, а только шовинизм, татарофобия в самой уродливой и дикой форме, оскорбления и унижение татар и наше руководство РТ, с тем, чтобы держать РТ в повиновении и грабить ее.
Нашему руководству РТ надо, видимо, быть более уверенными и решительными в отстаивании интересов Татарстана!
Чем мягче и толерантнеее ведут себя татары и наше руководство РТ, тем больше Москва садится нам на голову и издевается над нами.
Ах! Если бы автор был прав насчет дерусификации! Как было бы прекрасно, стань Казань хотя бы немного более татарским городом.
Misharin2006, 24.06.2013 в 23:36
Ах! Если бы автор был прав насчет дерусификации! Как было бы прекрасно, стань Казань хотя бы немного более татарским городом.
==========
Не понимаю, чего плохого в дерусификации? Неужели все города в РФ должны быть русскими? Если может быть русификация, то почему бы не быть дерусификации? Тем более что русских городов множество, а Казань, татарская столица, только одна!
//"Ну, идет вниз численность русских, из-за чего Российская империя скоро потеряет сперва Дальний Восток, а затем и Сибирь, и поэтому здесь татарское руководство совершенно не при чем//
Согласно прогнозу, разработанному на основе метода передвижки возрастов, численность татар, проживающих в России в 2025 году, может изменяться по трем сценариям их динамики: максимальный, средний и минимальный. По максимальной численности татары могут составить более
5 млн. 200 тыс. чел., по минимальной — 4 млн. 600 тыс. чел. По среднему сценарию ожидается около 5 млн. 67 тыс. чел., что почти на 500 тыс. меньше численности татар, зарегистрированной в стране по переписи 2002 года (5554,6 тыс. чел.)
http://tatpolit.ru/category/zvezda/2007-10-05/474
К 1989 году действовало два храма и 15 мечетей. За последние 20 лет было восстановлено и построено заново более 1500 мечетей. В 1998 году открылся Российский исламский университет, кроме него действуют три высших и около 10 средних медресе по подготовке профессиональных священнослужителей. Количество православных храмов не превышает 150.
Таким образом, на 1 мечеть приходится 1340 условных прихожан, а 1 православный храм приходится на 10000 условных прихожан.
Ростислав АНТОНОВ.(АПН.)
============
К сведению Ростислава: общее количество православных храмов в Москве – 535. А мечетей в Москве на несколько миллионов мусульман аж 6! Таким образом, соотношение церквей и мечетей в Москве 89 к 1. Таким образом, по справедливости на 1500 мечетей в Татарстане должно приходиться 17 церквей. А их в девять раз больше! На что жалуются господа православные, не пойму!
Значит и мечетей в Москве должно быть хотя бы в 9 раз больше!
Кстати православных храмов в Москве, по-моему, 700 или 900, но только не 535, а мечетей только 4!
И уже принято решение строить в Москве еще огромное количество православных церквей шаговой доступности, т.е., чтобы в каждом дворе была церковь. Вот так людей заставляют быть православными, хотят они этого или нет, хотя даже эти 700 церквей в Москве почти никто не посещает. Видимо, поэтому хотят их построить в каждом дворе, чтобы людей заставить быть православными.
А мусульмане в Москве молятся на улице, стоя в лужах, и зимой на снегу.
Чтобы обмануть татар Ростиславу надо было напустить философского тумана, а он начал заниматься бухгалтерией. Татары слабоваты в философии, но в бухгалтерии ничем не уступают, а может даже превосходят русских. Что и видно из приведенных комментов.
"Согласно прогнозу, разработанному на основе метода передвижки возрастов, численность татар, проживающих в России в 2025 году, может изменяться по трем сценариям их динамики: максимальный, средний и минимальный. По максимальной численности татары могут составить более
5 млн. 200 тыс. чел., по минимальной — 4 млн. 600 тыс. чел. По среднему сценарию ожидается около 5 млн. 67 тыс. чел., что почти на 500 тыс. меньше численности татар, зарегистрированной в стране по переписи 2002 года (5554,6 тыс. чел.)
http://tatpolit.ru/category/zvezda/2007-10-05/474"
=================================
Эти данные не объективные, т.к. при переписи населения многих татар записывали русскими. Многие люди так говорят. Всех татар, владеющих русским языком, записывали русскими. Видимо, такое требование было.
Поэтому на самом деле татар, наверняка, раз в десять больше.
Роман, а я бы так не сказал. По моим наблюдениям татары опережают русских в дискуссиях и по философским вопросам, и по политическим, и по экономическим, и по социальным. Они сильны в аргументации, все тщательно анализируют и обосновывают, и к ним не подкопаешься. Но русские сильны в напористости, они берут не аргументами, а напором, многословием, нахрапистостью, затуманиванием вопроса, за которыми теряется смысл дискуссии. Татарам надо набраться напористости. Я не русский и не татарин, это просто взгляд со стороны.
Так я об этом же. Странная логика Ростислава Антонова в том, слова Фарида Мухамешина "Нам нужны профессианалы. Среди русских они отсуствуют" он воспринимает как оскорбление, хотя эти слова легко проверить, а вот слова из поэмы Пушкина "Бахчисарайский фонтан" :" Татары - бич народов!" считает правдой, хотя они результата мифов из далекого исторического прошлого. Потом поэт и историк это абсолютно разные профессии. У поэтов богатая фантазия, они любят яркие образы и зачастую находятся в их плену. Поэты очень плохие историки.Пушкин был в лицее двоечником по математике и логика никогда не была его сильной стороной.
За последние 20 лет было восстановлено и построено заново более 1500 мечетей.
==================
Какая-то дутая цифра. В Казани церквей уже больше, чем мечетей. Во всех городах Татарстана количество мечетей не превышает 100-150. Кто насчитал полторы тысячи? По такой логике в одной Казани должно быть не меньше 500. Есть какие-то официальные цифры?
"Есть какие-то официальные цифры? " Инет пестрит именно за 1500 мечетей, возможно и есть официальная статистика но надо искать.
Остается надеяться, что великий русский поэт А.С. Пушкин не будет объектом проверки татарских борцов с экстремизмом за то, что в поэме «Бахчисарайский фонтан» назвал татар «бичом народов».
====================================================
"Бичом народов" в Европе прозвали великого вождя гуннов Атиллу. Они гунны пришли в Европу с Северного Китая и навели страху на местных аборигенов. После смерти вождя гунны растворились среди других народов Европы. Пушкин, видимо, книжная душа, порочитал где-то в исторических книгах об Атилле, образ ему понравился и он этот образ "бича народов" перенес на целый народ татар. А правильней бичом называть таких вождей как Чингиз-хан, Тамерлан, Иван Грозный, Иосиф Сталин и другие, которые обращались с народом как стадом баранов. Историк Пушкин был слабый и неточный.
В Москве мечетей всего 4, а в Нью-Йорке - 100. В Тегеране христианских церквей - 38, синагогов - 29. Эти цифры доказывают, что Российская империя является врагом своих колониальных народов и чем быстрее она исчезнет, тем быстрее будет для всех. Включая русских.
Пушкин о русском народе и России.
А.С. ПУШКИН О РУССКОМ НАРОДЕ
(Из письма Пушкина князю Вяземскому - село Михайловское. 7 ноября 1825 года):
«Ты уморительно критикуешь Крылова:
«…молчи, то знаю я сама,
да эта крыса мне кума!»
Я назвал его (Крылова) представителем духа русского народа - не ручаюсь, чтоб он отчасти не вонял. - В старину наш народ назывался смерд».
Еще в первую эпоху своей жизни, гонимый правительством, негодуя на некультурность среды, в которой ему негде было развернуть свой гений, и, стремясь убежать из России, Пушкин пишет, однако:
"Мы в отношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда... Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство" (Письмо Пушкина к князю Вяземскому, 1826).
Великий русский философ татарского происхождения Петр Чаадаев (самый первый в России философ!) и последователь Пушкина Данилевский о России.
А.С. ПУШКИН о Чаадаеве писал так:
«Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он — офицер гусарский…»
(А.С.Пушкин, «К портрету Чаадаева»)
Чаадаев Петр Яковлевич (1794, Москва - 1856, там же) – великий российский мыслитель, общественный деятель. Родился в старинной богатой дворянской семье.
По Чаадаеву Россия ни европейская, ни азиатская цивилизация, никакая. Что касается истории России, то, по его мнению, Россия "выпала" из мирового исторического процесса. Будущее России - вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада…
Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является географический.
Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие в России, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал - необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
Исходя из подобного понимания сущности и смысла реальной истории человечества и формировалось отношение П.Я. Чаадаева к России, и ее месту в общечеловеческой истории.
Чаадаев, один из первых русских мыслителей XIX века, который начал говорить об особом положении России: "Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода".
Для самого Чаадаева особое положение России в мире — это не благое дело, а великая трагедия.
В "Первом Философическом письме" он с горечью констатирует:
"Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего… Мы также ничего не восприняли и из преемственных идей человеческого рода… У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса…"
По убеждению Чаадаева, Россия ничего не дала миру, мировой культуре, ничего не внесла в исторический опыт человечества.
Иначе говоря, Россия отпала от единого тела всемирной истории и даже, как он пишет, "заблудилась на земле".
И, наконец, Чаадаев утверждает, что Россия составляет "пробел в нравственном миропорядке".
А попытка определить причины столь незавидной участи России приводит Чаадаева к довольно резкому выводу — он видит эту причину в том, что Россия приняла православие:
"Повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к… Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания".
Он говорит: "Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок… И в общем мы жили и продолжаем жить лишь для того, чтобы послужить каким-то важным уроком для отдаленных поколений".
Чаадаев утверждал, что «русская «своеобразная цивилизация» не дала миру ничего, оставаясь на протяжении всей своей истории мрачноватой периферией христианской Европы».
Чаадаев упрекает русскую нацию в неизжитом духовном кочевничестве, в слепом, поверхностном и очень не искусном подражании другим нациям.
Более того, Чаадаев приходит к выводу в «Философских письмах», что в русской культуре есть нечто враждебное истинному прогрессу, то есть существует начало как бы ставящее Россию вне всемирной истории, вне логики, вне развития мировых цивилизаций.
Последователь Пушкина Н.Я. Данилевский писал:
«Европа не признаёт нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое … Европа признаёт Россию и Славянство чем-то для себя чуждым, и не только чуждым, но и враждебным».
Лев Толстой о России.
Гениальный Лев Толстой был не только выдающимся писателем, но и прекрасным публицистом, он отлично разбирался и в политике, и в социальной сфере, и в вопросах религии российского общества. Он писал:
«За этой статьей идет третья длинная статья «Конституционный бюджет», в которой рассуждается о том, сколько у каждого человека-трудящегося для себя и своей семьи, следует ежегодно отнимать произведений его труда, отдавая их в распоряжение людей, называемых правительством.
Казалось бы, очевидно то, что, так как работающим миллионам людей нет никакой не только надобности, но и повода отдавать произведения своего труда людям, до сих пор всегда употреблявшим эти деньги на самые дурные и безнравственные дела:
на изготовление орудий убийства, на тюрьмы, крепости, поставку водки, на развращение народа посредством солдатства или Ложной Веры, то, казалось бы, очевидно, что и не будет никакого бюджета, и нечего рассуждать о том, как собирать и употреблять его.
Так, казалось бы, а между тем, правительственные люди… с полной уверенностью в том, что деньги эти будут в их руках, рассуждают о том, как Побольше собрать их и как Распределить их Между Собой. И — удивительное дело — деньги эти собираются и распределяются; нуждающиеся же в самом необходимом, часто голодные, трудящиеся люди отдают свои сбережения праздным, безумно роскошествующим людям....
Да, если властители людей…, без малейшего сомнения и колебания рассчитывают на то, что все эти миллионы людей беспрекословно исполнят все то, что от них потребуется, и отдадут свои сбережения и сами пойдут убивать, кого им велят, и будут запирать, казнить людей по воле властвующих, и будут считать истиной то, что им предпишут в синодах, консисториях, академиях и университетах, то происходит это только от того, что люди эти потеряли сознание своего Духовного «я», сознание своего Человеческого достоинства. Ведь стоит только людям вспомнить о том, кто они, и перестать верить обманщикам, с детства, а потом и в полном возрасте, внушающим ложные учения церкви, науки, государства, отечества, а признать за единую несомненную истину, вложенное в сердце каждого человека, сознание Добра и Зла, просто и ясно выраженное во всех Великих Учениях…, и тотчас же сами собой прекратятся все те бедствия, от которых так страдают теперь люди нашего времени и на которые так беспомощно жалуются.
Страдания эти становятся слишком велики и обманы слишком явны для того, чтобы могло продолжаться то ужасное положение, в котором живут теперь люди.
Люди все больше и больше опоминаются, пробуждаются от жизни, похожей на безумное сновидение, к простой разумной действительности, и начавшееся пробуждение это не может не совершиться.
(22 февраля 1909 г. Ясная Поляна)
Лев Гумилев и Г.Р. Еникеев о татарах и мифическом иге.
Л. Н. Гумилев:
«…Ради истины, а не ради псевдонаучной, политической или какой-то другой конъюнктуры я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы. Они — в нашей крови, в нашей истории, в нашем языке, в нашем мироощущении. Мне кажется совершенно естественным вот такое представление: какими бы ни были реальные различия с русскими, татары — это народ не вне, а внутри нас»..
Была ли Орда игом? Лев Гумилев
http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article61.htm
Г. Р. Еникеев
http://www.litmir.net/br/?b=159389
Корона Ордынской империи, или Татарского ига не было
Древняя Русь в сочинениях Льва Гумилёва
http://scepsis.net/library/id_87.html
Вообще количество татар могло еще увеличиться из-за их переезда в Татарстан из других регионов России. Я вот тоже с удовольствием бы переехала в Казань, но смущает именно засилье русских и то, что там Россия, с ее тупыми законами, при всем желании по-европейски жить не сможешь, вынудят говорить на русском, писать кириллицей. И вообще большое количество русских-это как камень на шее, давит, тем более, что Москва принуждает, чтобы среди чиновников обязательно были русские. И если выбирать вор-татарин или вор-русский, все равно выберешь первого.
В Татарстане нет такого воровства, как в России, это все отмечают, кто бывает в российских городах.
Статья: «Новая модель Татарстана. Почему Путин «татар» любит»
http://www.chelny-izvest.ru/social/20329.html
"Я вот тоже с удовольствием бы переехала в Казань, но смущает именно засилье русских и то, что там Россия, с ее тупыми законами, при всем желании по-европейски жить не сможешь"Rimma голубушка, если вам по-европейски хочется так вам в Европу надо, России до европейской культуры ой как далеко.
Я просто удивляюсь диалогу ,который прочитала выше. Я из смешанной семьи (папа татарин, мама русская) и в нашей семье уважают все национальности. С радостью поддерживают традиции и праздники как мусульманской так русской культур. Взаимное уважение вот что спасет наших детей от пропасти .Ведь если что то начнется в Татарстане плохое это коснется детей обеих национальностей
Идет полная ДЕРУСИФИКАЦИЯ и ИСЛАМИЗАЦИЯ татарстана с 90х годов, вытеснение всех русских с основных постов республики, или приход так называемых РУЧНЫХ русских таких как ЭТОТ :
Кроме обычных русских в Татарстане также есть «ручные русские». Это - квазиэтническая подгруппа, куда входят угодные этнократам люди – русские по национальности. Классический представитель «РУЧНЫХ РУССКИХх» - Александр ТЕРЕНЬТЬЕВ, первый заместитель руководителя администрации Рустама Минниханова, курирующий там вопросы внутренней политики. Терентьев известен своей поддержкой татарстанских ВАХАББИТОВ и «Хизб – ут Тахрир». ЧИТАЙТЕ!!!
https://vk.com/topic-52800536_28307550
Так же идет полное игнорирование законов РФ и ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ изучение ТАТАРСКОГО..
Нынешний руководитель Татарстана Рустам Минниханов за все время своего правления ни разу не встретился с русскими общественниками. Более того, при Минниханове в РТ начались откровенные репрессии в отношении русских активистов. Руководство республики в отношении русских ничего менять не хочет.
Не удивительно что при такой РУСОФОБСКОЙ политике поднимают голову ВАХАББИТЫ..
Постоянные реверансы правительства в отношении республики, излишняя толерантность и откровенное не желание не слышать о ПРОБЛЕМАХ РУССКИХ. Думаю скоро приведут к страшным и необратимым последствиям!!!
В нашей стране НЕЛЬЗЯ быть русским и бороться за свои права. Если ты русский значит - экстремист, 282 !!! Россия для кого угодно только не для русских!!! и татарстан ЯРКИЙ этому ПРИМЕР!!! здесь принято в угоду ТОЛЕРАНТНОСТИ плевать на права РУССКИХ!!! А толерантность УБИВАЕТ!!!
Они понимают только СИЛУ больше не чего!!! толерантность и уступки воспринемают как СЛАБОСТЬ!!!
Дерусификация сейчас идет во ВСЕХ республиках!!! Но это наша страна и наша земля, наше дело правое ПОБЕДА будет за нами!!! СЛАВА РОССИИ!!!
РУССКИЕ БОРИТЕСЬ ЗА СВОИ ПРАВА и ПОМОГАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ!!!! РУССКИЙ ДУХ НЕ СЛОМИТЬ!!!
Давайте не будем забывать что татарстан это русская земля, и она была есть и будет в России!!!
И то что принесли русские другим народам: образование просвещение и культуру это БЕССПОРНО!!! (И хватит сказок про злых русских).
В чем же мы русские НЕБЛАГОДАРНЫ? Может нам стоит извиниться за то что принесли татарам и другим многим народам культуру и писменность, или за то что мы иго сбросили, и спасли Европу от ТАТАРО МОНГОЛОВ и ФАШИСТОВ или может СТОИТ ИЗВИНИТЬСЯ ЗА ТО ЧТО МЫ РУССКИЕ и в НАШИХ ЖИЛАХ ТЕЧЕТ РУССКАЯ КРОВЬ? Нас не кто так и не смог сломить!!! Не стоит извинятся а надо научится гордится тем кто мы есть!!! Мы русские!!!
http://www.youtube.com/watch?v=LvBLolmbMSQ
Надо СЛЫШАТЬ и УВАЖАТЬ русских пока НЕ слишком ПОЗДНО!!! Народ лишенный национализма служит удобрением для других народов!!! Я РУССКИЙ - КАКОЙ ВОСТОРГ!!! СЛАВА ПОБЕДЕ!!! СКОРО СКОРО СОЛНЦЕ ВЗОЙДЕТ!!! ДА ПОМОЖЕТ НАМ БОГ!!!
Ребята давайте жить дружно. Процент подлецов во всех этносах примерно одинаков. Разница лишь в том знают они свое место или нет. В сильной России эти подлецы седят в подполье, а в нынешнее смутное время эти подлецы в РТ всплыли во власть.