Чувашская Булгария
Группа чувашских ученых-историков и писателей, называющая себя «наследниками древнеболгарской цивилизации», вышла с инициативой изменить название Чувашской Республики «на историческое»: «Республика Чувашия – Волжская Болгария». По-чувашски это будет так: «Чаваш Республики – Аталси Палхар». Как передает корреспондент ИА REGNUM, соответствующее письменное обращение, адресованное депутатам и органам власти, было распространено в Чебоксарах в ходе круглого стола с руководителями делегаций чувашских национально-культурных объединений России и зарубежных стран. В обращении говорится, что «восстановление исторического названия республики поднимет статус региона», «престиж чувашского языка и культуры», «укрепит национальное самосознание» и «повысит инвестиционную и туристическую привлекательность республики».
В документе отмечается, что в 1920-х годах чувашская интеллигенция уже инициировала процесс восстановления названия «Чувашская АССР – Болгария». Идеологи этого проекта попали под волну сталинских репрессий, позднее реабилитированы. Как отмечают нынешние инициаторы проекта, идея нуждается в «реабилитации» «в связи со сложными социально-экономическими, этнокультурными, этноязыковыми процессами, которые наметились с начала XXI века в Среднем Поволжье».
Под трехстраничным документом, отпечатанном тиражом в 200 экземпляров, стоят имена директора Межрегионального историко-культурного фонд «Волжская Болгария», профессора Геннадия Тафаева, почетного директора этого же фонда, профессора Василия Димитриева, председателя Чувашского общественно-культурного центра, народного писателя Чувашии Мишши Юхма, заместителя председателя правления Союза писателей Чувашии Юрия Дадюкова (Татюк Юркки), а также директора некоего фонда оказания помощи «Справедливость» Л. Болгарского (г. Москва). Отметим, личные подписи перечисленных персон в документе отсутствуют, так же как и дата его написания. В беседе с корреспондентом ИА REGNUM Михаил Юхма подтвердил, что является одним из соавторов документа, подчеркнув, что идею обсуждали не раз, но само обращение впервые было «отправлено в Москву».
Авторы инициативы выражают озабоченность «плачевным состоянием» чувашской истории, языка и «катастрофическим сокращением численности чувашского народа», при этом ссылаются на итоги переписи-2010. «За 8 лет численность чувашей в Российской Федерации сократилась на 200 тысяч человек, а всего за 25 лет сокращение достигло 410 тысяч человек. Такие результаты говорят о том, что нет веры в будущее народа... Катастрофическое сокращение численности чувашей напрямую связано с отсутствием исторического самосознания... Считаем, что мы, чуваши, еще раз должны посмотреть на историю народа и на историческое название народа... Это даст нам силу и веру в будущее», – говорится в документе.
Инициативная группа ссылается на опыт других регионов, которые уже переименовали себя. В частности, в пример приводятся республики Якутия-Саха, Северная Осетия-Алания, города Ленинград и Горький – ныне Санкт-Петербург и Нижний Новгород соответственно.
«Если Чувашия восстановит историческое название, по значимости она будет наравне с другими более развитыми субъектами РФ. Повысится ее инвестиционная привлекательность. Имя республики постоянно будет находиться в информационном поле страны, вызовет интерес к республике. Республика Чувашия – Волжская Болгария привлечет множество туристов. Исследования показывают, что возвращение исторических названий городов и территорий помогает поднимать бизнес только в сфере туризма на 20%», – отмечается в обращении.
Отметим, что для участия в мероприятиях, посвященных 20-летию образования Чувашского национального конгресса, в республику приехали 540 гостей из 22 субъектов РФ и трех стран. В их числе более 150 представителей чувашских диаспор. В круглом столе участие приняли около 80 человек.
Напомним, в последний раз в публичном пространстве на территории Чувашии «булгарская тема» была поднята в 2010 году, во время очередной сессии Госсовета республики прошлого созыва. Беспокойство было вызвано тем, что «булгарская тема» «подтягивается к себе» Татарстаном. Было бурное обсуждение, в ходе которого народные избранники вне зависимости от политической принадлежности были единодушны в главном – «татарское население не должно «прижимать» к себе тему «булгарского наследства чувашского народа», а чувашские ученые «должны немножко встряхнуться». Спикер республиканского парламента Михаил Михайловский высказал мнение, что соответствующие материалы и обоснования должны подготовить Чувашский государственный институт гуманитарных наук совместно с Чувашским национальным конгрессом, в том числе обозначить в нем, «как они видят в целом развитие города Булгар» «от Чувашской Республики и в целом от нации чувашской» с конкретными предложениями в адрес исполнительной и законодательной власти.
(ИА REGNUM.)
Положение чувашского народа весьма печально и тревожно. Сокращение чувашского народа на 200 тыс. человек за последние 8 или 10 лет это катастрофа. Но еще более печальнее то, что представители этого народа весьма наивны и слабы раз они искренне и всерьез считают и надеются, что в предотвращении этой их демографической и этнической катастрофы им действительно помогут из Москвы, да и что Москва вообще заинтересована в подобной помощи, да и в решении этой проблемы, а не наоборот - в дальнейшем и планомерном усугублении этой ситуации. Ассимиляция так называемых инородцев это давняя и традиционная идеология и политика Московии. И в Москве скорее заинтересованы и поощряют как раз-таки дальнейшее уменьшении численности не "государствообразующих" народов, нежели предотвращают это уменьшении и заботятся об их увеличении.
К тому же булгарское наследие, а конкретнее именно так называемый его мусульманский период это никак не наследие чувашского народа, а именно наследие татарского народа. Так как современные чуваши не имели в своей истории ни культуры мусульманства, ни традиции государственности, в отличие от современных татар. К тому же общеизвестно, что Ибн-Фадлан четко и недвусмысленно по поводу этого и по поводу именно предков современных чувашей оставил нам следующие сведения:
"Потом царь булгар решил удалиться... В это время он приказал произвести перекочевку племен, послал за народом суваз (суван, сувар), чтобы те последовали за ним. Сувазы же ему отказали. Племя разделилось на два. Одна часть, состоящая из разного отребья, объявила себя независимой... Другая часть из кочевого племени эскел была на стороне царя. Оно не находилось у него в повиновении, хотя официально еще не приняло ислам. Когда же царь пригрозил сувазам наказанием, то они испугались и все вместе двинулись к реке Джавшыр...".
Таким образом, предки современных чувашей в начале 10 в. откололись от основной массы булгарского союза и, не приняв ислама, ушли в леса, где и смешались с различными финно-угорскими племенами и тем самым положили начало современному тюркскому народу под названием чуваши. Народу, не знавшему ни ислама, ни государственности с тем необычным тюркским языком, который теперь известен как чувашский и который стоит особняком от остальных современных тюркских языков. Именно из-за его смешанности с финскими языками и сильнейшего влияния на него этих самых языков, приведшем к его трансформации он со временем и приобрел ту форму и тот вид, который и ставит его и отделяет его сегодня от остальных тюркских языков. Да и современные генетические исследования это хорошо подтверждают, свидетельствуя о том, что не менее чем на половину чуваши, к примеру, генетически близки тем же марийцам. Но все равно чуваши, как и татары, и башкиры, и карачаевцы, и балкары, и кумыки одинаково и равнозначно являются наследниками тех автохтонов Идел-Урала, Кубана, Каспия, Кырыма или Кавказа носителей тюркского языка и культуры, которые создали здесь государства и империи, известных некогда под именами гуннов, авар, хазар, булгар, кипчаков и т. д. и значит только вместе и сообща могут и должны сегодня выходить из кризиса, а не надеяться наивно и опрометчиво на помощь или милость оккупантов.
Самое смешное, если как говорится, не было бы так грустно заключается в том, что одной из основных причин такого интенсивного сокращения чувашского народа является именно причина его ассимиляции, смешения и растворения в русской среде, т. е. проще говоря, его обрусение. Не татары, не евреи, не чеченцы и тем более не американцы сегодня ассимилируют чувашский народ, а именно русские и значит не в Москву надо бежать чувашам для решения и предотвращения этой трагедии, а как раз, наоборот, от Москвы. От русских чувашам бежать надо, если они конечно хоть как то сегодня хотят сохраниться и сохранить свою численность в будущем. А то такими темпами по 200 тысяч человек за 8 лет, через 50 лет или даже еще быстрее от чувашского народа просто ничего не останется. У современных чувашей на сегодняшний день, по крайней мере, две проблемы. Это их самосознание, а именно представление многих чувашей о том, что они близки русским и схожи с ними и их теперешнее православие, которое опять-таки сближает их с русскими, а значит, ведет к разбавлению и растворению в среде последних, что и дает этот результат, т. е. подобную катастрофическую убыль.
Бедняги! Думали - если сменить название, то лодка поплывет? Чувашам остается одно - ассимилироваться. Лично я не вижу перспектив у этого народа. Если Россия срочно не развалится, то через поколение - два мы будем только в сказках о них читать. Чего уж там говорить - мы все понимаем, почему выжили приволжские фино-угры и чуваши, - только потому,что рядом сопротивлялся могучий этнос, татары. То, что мы не ассимилировались, помогло им прежде всего. Но ведь если у нас дела плохи, то каково у них!
Необходимо спасать наших тюркских братьев из племени суваз. Сувазы, не в Москву вам надо, а в Казань, на нас вам необходимо ориентироваться, с нами быть. Необходимо возрождать наше общее государство Булгар Иле. Только вместе мы сможем возродиться и сохранить наш древний народ в нашем общем и едином государстве Идел-Урал.
Православие на русский манер погубит чуваш . Ислам как их предки они не хотят принимать .Так были бы хоть какие то шансы .
Надо им быть готовым к появлению своего предателя и гниды, типа раиски.
Возродить старую религию, вести агитацию на национальные браки, развитие языка и культуры на перекор препяствиям Московии.
Одни хотят отобрать Золотую Орду,другие Булгарию..А татарам что???
Одни хотят отобрать Золотую Орду,другие Булгарию..А татарам что???
__________________________________________________
Татарам надо относиться к Золотой Орде также как к этому относятся ногайцы, казахи и узбеки, т.е. как к общетюркской средневековой империи. А вот Булгария - это историческое название для нас.
Чуваши же по всей видимости потомки Буртасов (по крайней мере по языку) - гуннизированные во 2-5 веках сармато-аланские народы известные также как Ясы.
Узбеки и казахи не относятся к Золотой Орде как к "общетюркской средневековой империи", не выдумывай. Аланы известные как ясы или асы, узы это и есть тюркоязычный народ. А чуваши или сувазы (сувары, субаны) это не гуннизированные буртасы, а часть гуннского союза, чей язык изначально был тюркским, но в последствие под существенным влиянием финно-угорских языков трансформировался в современный чувашский.
Ну выдумай тогда ты, как казахи, узбеки и ногайцы относятся к Золотой Орде...
"Гуннский союз" говорил на гуннском языке северных Хунну, который был не тюркским, а переходным между древнетюркским и древнемонгольским. Чувашский язык имеет более 3000 монгольских слов и монгольскую фонетику чем и отличается от тюркских языков. У Алан (ясов, буртасов) язык был североиранской группы. После гуннской миграции в Европу и завоевания Аланов, большая часть их подверглась гуннизации и мадьяризации (гунны были в союзе с мадьярами). При установления гегемонии тюркского (огузский тип языка), а затем хазарского каганатов и булгарского (исламского) эмирата, гуннский язык сохранился только на границе с финно-угорским миром в лесной зоне на правобережье Волги, где и сформировались Чуваши. Язык у Чувашей гуннский, а материальная культура финно-угорская.
При монголах, после принятия ими Ислама в Золотой Орде сначала Берке, а затем окончательно при Узбеке гунно-чувашский язык был реанимирован на короткое время и процветал на территории Волжской Булгарии. Видимо монгольская администрация Булгара была частично из исламизированных Буртас (Чувашей). После распада Улуса Джучи в 1359-1361гг и начала междоусобицы в Золотой Орде администрация ясное дело сменилась и тюркский язык вновь стал доминировать, уже на кыпчакской основе, впрочем как и на всей территории бывшей Золотой Орды.
Я вижу конкретныешаги, которые должны сделатьчуваши для того, чтобы спасти себя. Первый шаг-это массовый возврат чувашских национальных имен и фамилий людей.второй шаг-массовый отказ от причастности к русской православной церкви. Желателен вариант принятия ислама продолжая развивать собственную национальную культура в рамках этой религиозной культуры.В конце концов чувашский народ должен помнить свою историю в том плане. что наш народ был насильственно крещен и лишен имен и фамилий людей в целях дальнейшей русификации. Чуваши же все таки не славяне, а тюрки.Ислам позволит народу вернуть много хорошего.Ислам позволит не только приостановить ассимиляцию,ну и вернуть уверенность в себе.А это самое главное.
Скорее надо создать Чувашскую православную автокефальную церковь, чувашский толк с синкретизмом ( Тора и зороастризм, ислам). Насчет имен, каждый сам должен решить. Фамилия на скандинавский лад подошел бы - Федорщын (Федорсон) Сандор (Александр, Искандер) Михаля ыволе (Оглы,улы, оолы). Федорщын Сандор Михаля ыволе= Федоров Александр Михайлович. Вот братья-татары помогли бы со спутниковым телевидением и радио может быть, которое вещало бы на всю территорию России на чувашском языке, тогда может успех был бы. Приглашали бы чувашских эстрадных артистов на татарско-башкирские эстрадные концерты. Вот тогда была бы сила. Культура бы взаимообогощалась бы. Кстати обучение всем трем языкам бы хотя бы по одному часу. чуваши изучают татарско-башкирский язык. Татары-башкиры изучают чувашский язык. Булгары,хазары, буртасы, эсегели, сувары и гунны так бы и поступили.
предстоит многому научиться прежде чем узнат правдивой истории - как русские также болгарские
http://www.youtube.com/watch?v=ivUTeM_17-k&list=RD02VBCS0HwChPM
Я хачу маи други Българи от Чувашка България
МЪЙ -Facebook e -Xan Krum Дасвидания на все
Мы, чуваши, - тюрки и язык наш - тюркский. Не смешавшийся с кем-то, а конкретно тюркский, сильно повлиявший на соседние финно-угорские, на марийский например. От финно-угров же был воспринят оседлый образ жизни, так бревенчатый дом называется пӳрт(фин. pirtti), а дом в целом сӳрт(тур. yurt). У вирьял (северной группы чувашей) более замето антропологическое влияние марийских соседей. Но это все частности. Нам нужно идти вперед оставаясь чувашами по духу, создавать современную чувашскую культуру, сохранять наследие прошлого, изучать археологию Поволжья и генетику нашего народа. Если чувашская культура будет привлекательна для народа, то чуваши будут жить! Эпир пулнă, пур, пулатпăр!
ждождлждл
ух ты татарча как раздухарились.Никогда татары не были булгарами. И пока на свете останется хотя бы один чуваш, мы будем знать, что именно татары разорили нашу Родину - Волжский союз - Аталщи Пулкар. В 20-х годах 20 го века нам не дали вернуть нам название своей родины, 21 не дадите, 22 -ом веке добьемся Щапла пултар
Давайте доверимся чувашским учёным .Переименование необходимо .
Zuwachs(нем.)-нимěç сăмахě пур...
Щапла пулать . Татарча никакого отношения к Волжской Булгарии не имела и не имеет.
чуваши - хазарское говно. не имея достойной истории и культуры стремятся украсть чужую. Булгары ("татары")- созидатели и защитники, чуваши (хазары) - разрушители и предатели.
чуваши - потомки булгар и чувашский язык относится к булгарcкой - огурской группе, а язык казанских татар - к кыпчакской группе
Мы православные, наше будущее только с Русскими и не навязывайте нам ПАНТЮРКИЗМ!
Народы перемешались, многие дети чувашей уже не знают свой родной язык, так как говорят постоянно на русском и дома, и в школе. Я поддерживаю Владимира. Следы чувашей прослеживаются с Индии до Тибета и далее, при этом язык их сохранился. Конечно, в самой Чувашии дети чувашей не забывают свой язык, письменность, почти все буквы которой схожи с русскими...
Чуваши - потомки булгар, хазар и гуннов, к Волжской Болгарии имеют более чем прямое отношение, государственность у Наших Великих Предков была зафиксирована в истории неоднократно: Союз Северных Гуннов, Первый Тюркский Каганат, Великая (Золотая) Болгария, Дунайская Булгария, Киев построили хазары и булгары, дальше Волжская Булгария, на осколках которой завоеватели построили свое Казанское ханство, и последнее прибежище булгар под именем чуваш - это Республика Чувашия. Эпир пулнă, пур, пулатпăр!
Ещё чувашки урожая негласно от русских сейчас всем кричат ,что это чуваши всегда были ариями ,умораещё ваши чувашки урожая от русских детей ,вслучае если русский ушёл от чувашки ,чувашка спокойно выкидывает ребёнка в детдом,так было с Надеждой Соболевой-Григорьевой самой подлой женщиной на земле и она чувашка, самая подлая из всех женщин
Много здесь несуразицы было сказано . Оставим этих авторов несерьёзных высказываний с ихним гавном наедине с самим собой! Самое главное мы чуваши знаем свою Великую Историю Болгар ,наследниками которой мы являемся ,и на это чуваши обоснованно имеют мировой сертификат . Прошу ознакомиться: https://www.ethnologue.com/language/chv https://www.ethnologue.com/language/tat
Не нужно спорить, наука всё расставила по местам.
Миграция булгар в Поволжье - 7 век примерно, становление Волжской Булгарии и формирование народа - 9-10 века.
Так же известно, что ранние булгары имели определённую долю монголоидности.
Временные границы этой самой монголоидной примеси и определили генетики у казанских татар, башкир и чувашей. Только чуваши показали наличие смешения датированное примерно 9 веком - временем формирования народа волжских булгар. У башкир и татар подобное смешение приходится на 13 век - татаро-монгольское нашествие.
У казанских татар в основном идет европеоидная ДНК
Да. Как и у всех местных народов, основа у нас одна, общая - местная. Хоть у татар, хоть у чувашей, хоть у марийцев или мордвы, хоть у местных русских. Примеси, а это незначительный слой, - немного отличаются. Так как первоначальный этнообразующий элемент отличается. У русских есть некий отличающийся небольшой слой начальной славянской составляющей, у татар - небольшой слой(примесь) от половцев, у чувашей небольшой слой(примесь) от булгар.
При том, если я правильно понял, примесь у татар и чувашей разделяется только по времени, а не по ее происхождению.