Чистка
Кремль решительно настроен на ограничение свободы и самостоятельности российской науки и культуры, пишет Никола Ломбардоцци в статье, опубликованной в газете «La Repubblica».
«Кремль сказал: «Довольно». Слишком много скандалов, придворных слухов вокруг одного из самых знаменитых театров в мире. После 12 лет абсолютного и безоговорочного правления Анатолий Иксанов, директор Большого театра, был уволен и назначен на некую новую должность. Вероятнее всего, последней каплей стал громкий уход звезды мирового балета Светланы Захаровой, покинувшей театр накануне премьеры «Евгения Онегина», столь ожидаемой московской публикой», – пишет автор статьи.
«Немногие заявили о солидарности с Иксановым, принимая во внимание, что при нем репутации Большого был нанесен серьезный ущерб: речь идет о хищениях в процессе крайне дорогостоящих реставрационных работ, о покушении на художественного руководителя балета и о разоблачениях, связанных с перекупщиками билетов, кастинговой мафией и привлечением многих балерин к осуществлению эскорт-услуг», – пишет корреспондент.
«Однако дело в том, что решение о наведении порядка было принято непосредственно президентом. Операция «Большой» является частью только что начатого наступления по реформированию российской культуры. Устранить немного коррупции, подправить имидж, но одновременно с этим ограничить – и намного – самостоятельность мира, которому до последнего времени удавалось жить отдельно от власти», – отмечает издание.
«Но реформа культуры на этом не заканчивается. На прошлой неделе была уволена Ирина Антонова, музейная «железная леди». Незадолго до увольнения она вступила в противостояние с Путиным по вопросу о произведениях искусства, на возвращении которых настаивает Германия. Несколько дней назад уведомление об увольнении получил Борис Салтыков. Он руководил Московским Политехническим музеем и на протяжении многих лет пытался сохранить здание музея, расположенное в центре Москвы, и уберечь его от многочисленных спекулянтов недвижимостью. Иными словами, культура вслед за политикой и финансами будет подвергаться все более жесткому контролю, который будет осуществляться напрямую Кремлем», – пишет автор статьи.
(«La Repubblica».)