7 июня 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Чапаев (ч.4)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Чапаев (ч.4)

3 марта 2016 года
Чапаев (ч.4)

     Олег Ковалов: В процессе работы получился миф о человеке, который является не реальным командиром Красной армии, а национальным героем, былинным богатырем, человеком, который пускается в авантюры и воюет за русскую идею. Не важно, красный он или не красный. То, что Чапаев был показан почти анархиствующим вожаком в фильме, оно, как ни странно, делало образ более народным, он приближался к образам песенной поэзии. Книга напоминала фронтовой дневник и на фоне сочинений Бабеля, Пильняка, Артема Веселого о гражданской войне прошла почти незамеченной. Но картина был совершенно грандиозной.
     Даниил Дондурей: Когда я смотрел фильм, то не обнаружил слова «сценарий». Я обнаружил слово «сценарный материал». Что это значит? Это значит, что кино важнее, и литературная основа как бы растворилась во всей этой визуальности, кинематографичности, уже не имеет никакого значения все, что было до кино.
     Олег Ковалов: Фильм «Чапаев» появился в 34-м году. Именно в этом году состоялся первый съезд советских писателей, где впервые был декретирован метод социалистического реализма, который предписывал художнику заниматься не реальностью, а создавать социальную мифологию. И поразительно, что первым произведением в полном соответствии с методом социалистического реализма были не произведения литературы, а произведения кинематографа. Это «Чапаев», «Юность Максима», фильм Эрмлера «Крестьяне». Эти картины были сняты до первого съезда писателей и поставлены в пример писателям, как нужно работать. Пространство, одинокий человек в бурке, человек тонет в гигантской реке, и он похож на каждого зрителя. Литература в то время не могла создать героя, который бы так мощно воздействовал на сознание зрителя, а кинематографу это было доступно. Была грандиозная победа, что мифологический герой воспринимался зрителем искренне, охотно, с энтузиазмом, и он не стоял на котурнах. Это был уникальный случай совпадения политической конъюнктуры с искусством и с мифологией. Это было чудо, которое рождается очень редко.

Ты не вейся, черный ворон,
Не маши бойцу крылом,
Не накличешь сердцу горе,
Все равно свое возьмем.

В ночки темные, чужие
Все мне снятся Жигули.
Ой, не спите, часовые,
Как бы нас не обошли.

Громкий выстрел, скачут кони,
За околицею свет.
Кто уходит от погони?
Почему Чапая нет?

Закипает бой в станице,
Бьет тревогу барабан,
Бродят по небу зарницы,
За рекой ползет туман.

Знать, обдумывали дело,
Обошел проклятый сброд.
Кто же там в рубахе белой
По реке Урал плывет?

Будь ты проклят, черный ворон,
В поле к белому ступай.
У меня на сердце горе
Тонет, тонет наш Чапай.

     Петр Вайль: Миф, притворяющийся эпосом. Но не стоит недооценивать того, что при всем этом фильм «Чапаев» – порождение своего политического времени.
     Даниил Дондурей: В фильме есть огромное количество идеологем 30-х годов. В этом и таинство. То есть фильм вобрал все идеологические постройки ЦК, а при этом сделан настолько художественно и мифологически точно и достоверно, что люди эту наживку проглатывают, воспринимают как естественную, народную, быструю, крестьянскую, смекалистую, правильную. Например, когда Чапаев беседует с Петькой о сути жизни и сути войны, Чапаев говорит: «Либо они нас, либо мы их». На что Петька, еще более молодой, еще более правильный, говорит: «Ну, конечно, мы их». Конечно, не может быть никакого сомнения. Вот это: либо они нас, либо мы их – главная парадигма существования уже той эпохи, главная объяснительная гипотеза того, как и зачем мы существуем. Там очень много попыток самосуда. Если что, все хватаются за маузер. И другого масштаба нет. Трибунал либо убийство. Когда там восстание в каком-то эскадроне, Чапаев стреляет, не глядя, издалека в зачинщика. Это воспринимается как указание к действию, и – маленький элемент – звучит еще один выстрел. Чапаев оборачивается, спрашивает, кто стрелял, тут выходит боец и говорит: «Мы тут сами разобрались». Обществу – указание, как правильно себя вести.
     Петр Вайль: И все же искусство в фильме «Чапаев» заметнее и важнее идеологии.
     Олег Ковалов: Искусство первой половины 30-х годов – явление, не распознанное во многом. Вещи, сделанные до 35-го года в кино, в живописи, в литературе, показывают, каким было бы советское искусство, если бы не наступило время Большого террора и если бы не борьба с формализмом.

     (Радио «Свобода».)
     (Продолжение следует.)

На снимке: Даниил Дондурей.

Комментарии (41)
Иван Иванович, 04.03.2016 в 09:51

Романтизация татар-убийц русских - новый тренд в Татарии. Вся Татария сочувствует Мисбах-бабаю, убившему русского врача Железнова.

http://www.azatliq.org/a/27571306.html

Дело Мисбаха Сахабетдинова, убившего в Набережных Челнах врача, передано в суд

Закончено предварительное расследование по делу Мисбаха Сахабетдинова, убившего врача Андрея Железнова в Набережных челнах, Дело передано в суд.

Согласно обвинительному заключению, 8 июля 2008 года Мисбах Сахабетдинов, сломав палец, обратился в городскую больницу № 4, где работал Железнов. Во время приёма травматолог Железнов потребовал с него снять тюбитейку, потому что в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями требуется снимать верхнюю одежду. Но обвиняемый отказался выполнить требование врача и заявил, что не выйдет из комнаты пока ему не будет оказана медицинская помощь. Не смотря на это Сахабетдинова выгнали из комнаты приёма.

Обидевшись на это происшествие, Мисбах бабай (дедушка Мисбах) изготавливает огнестрельное оружие, замаскированное под трость, и с целью мести в мае 2014 года снова приходит к тому же врачу. Но в то время оружие не стреляет из-за неисправности.

После исправления неисправности оружия, Сахабетдинов снова приходит в больницу 11 декабря 2015 года и убивает Железнова.

Мисбах бабай (дедушка Мисбах) признаёт все обвинения, говорится в сообщении Следственного комитета России. Он останется под стражей. Дело передано в Набережночелнинский городской суд.

Guest, 04.03.2016 в 13:14

наши врачи,независимо от национальности,
это таакое ХАМЛО и взяточники-
каждый на месте бабая,будь под рукой что-нибудь тяжелое..
а тут еще чистый ШОВИНИЗМ.

ведите себя,пжлста,господа травмотологи,
в рамках закона плюс как завещал иппократ.
это поможет вам сохранить здоровье,
а иногда -и жизнь впридачу.

Иван Иванович, 05.03.2016 в 11:41

Очередной татарин оправдывает убийство русского татариным.

Guest, 05.03.2016 в 12:41

я пишу:НЕЗАВИСИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ,
а иванушка читает:УБИЙСТВО РУССКОГО ТАТАРОМ.
согласно служебной инструкции.

Иван Иванович, 05.03.2016 в 17:40

Если бы русский убил татарского врача все татары бы кричали фашизм. А здесь оправдание убиения русского врача татариным.

Guest, 05.03.2016 в 20:08

Когда несколько лет назад в Казани два русских парня изнасиловали и убили двух татарок,то татары как раз таки не кричали и не выпячивали национальную сторону убийц. Так как там убитые девицы были те еще рыбки,сами себе нашли приключение,поехав из ресторана с парнями уголовниками к ним на квартиру. А врачи действительно разные есть,видели по ТВ как один такой врач забил кулаками одного пациента. По линейным размерам этот врач быль больше убитого раза в полтора и моложе.Пары пощечин конечно хватило бы,если тот хамил,но так бить для такого врача-богатыря.это было нечто. А уж 80 летнего деда сподвигнуть на убийство это что-ж такое надо было говорить и как оскорблять.Хотелось бы узнать материалы следствия по этому случаю,что хоть дед то сказал на следствии.
Ну а вопли шизофреника уже привычны.

Иван Иванович, 05.03.2016 в 22:11

В Guest, 05.03.2016 в 20:08 - чушь с начала и до конца. Оправдание убийства русского врача татарским ваххабитом.

Guest, 06.03.2016 в 12:10

Иван Иванович, 05.03.2016 в 22:11
Оправдание убийства русского врача татарским ваххабитом.
===================
Иван Иванович оправдывает убийства татарок русскими уголовниками, но приписывает свои мысли другим.

Guest, 06.03.2016 в 12:28

Шиза,чушь это вся твоя никчемная жизнь.

Guest, 09.03.2016 в 13:13

А в Душанбе и др. городах Средней Азии в 90-е годы татар убивали палками с гвоздями и распинали татарские семьи совсем не русские уголовники, а их братья-мусульмане. Об этом я знаю не понаслышке. А приютили беженцев плохие русские. А если бы русских не было, куда бы бежали убиваемые?

Также русские пригрели сотни тысяч жителей Ташкента после грандиозного землетрясения в 60-х годах.

Guest, 09.03.2016 в 14:58

и я кстати помню аналогичный случай:
-мужичёк один козу-палкой с гвоздем..
приютили ту козу есснно русские.
потом долго относились к ней с люьовью.
коза вырывалась и орала на букву "ме"...

Guest, 09.03.2016 в 16:48

Врешь ванек,никого в СА не убивали по нац.признаку ни татар ни русских.В Таджикистане была гр.война между таджиками.Татар русские не спасали и не привечали.Из Таджикистана все нации бежали от войны.Вот такое ваше русское вранье приводит к тому,что вам никто не верит.
Я татарин,живу в СА,4 поколение.С радостью переехал бы в Татарстан,но нет денег на приличное жилье.С этим вашим проклятым ЕВРОАЗЕС и Таможенным Союзом,жизнь стала дороже во много раз.

Иван Иванович, 10.03.2016 в 07:41

Ненависть среднеазиатов к татарам мне понятна. Слава Богу Средняя Азия от татарской чумы в 90е годы ХХ века избавилась. Только вот Россия никак не может. Мисбах-бабай убил русского врача Железнова. Ему рукоплещет пресса и обычные татары.

Guest, 10.03.2016 в 09:07

А чем вызвана ненависть среднеазиатов к русским,башкирам.

Мисбах Сахабетдинов Татарстанский, 11.03.2016 в 10:11

Урысларны үтерик! җиребезне хәләл түгел халыклардан чистартырга кирәк!

Guest, 12.03.2016 в 01:47

Guest, 09.03.2016 в 16:48

Врешь ванек,никого в СА не убивали по нац.признаку ни татар ни русских.В Таджикистане была гр.война между таджиками.Татар русские не спасали и не привечали.Из Таджикистана все нации бежали от войны.Вот такое ваше русское вранье приводит к тому,что вам никто не верит.
Я татарин,живу в СА,4 поколение.С радостью переехал бы в Татарстан,но нет денег на приличное жилье.С этим вашим проклятым ЕВРОАЗЕС и Таможенным Союзом,жизнь стала дороже во много раз.
=================================================
Мой родственник по линии жены, чистокровный татарин из СА, с великим трудом успел вывезти мать и сестер из СА в самом начале погромов и убийств. И теперь они все живут в Казани. И с тех пор ни разу не ездили к ребе на родину. Вот татая дружба.

Guest, 12.03.2016 в 01:49

Мисбах Сахабетдинов Татарстанский, 11.03.2016 в 10:11

Урысларны үтерик! җиребезне хәләл түгел халыклардан чистартырга кирәк!
=================================================
А можно есть нехаляльные пряники? или их тоже надо изгнать из Татарстана.

Guest, 12.03.2016 в 12:02

пряники НЕХАЛЯЛЬ
можно есть на халяву.
особенно хороши водочку закусывать
в ансамбле с килькой пряного посола
или с солёным груздем.

Guest, 12.03.2016 в 12:31

Guest, 12.03.2016 в 01:47- Ваня,не ври,чистокровные русские уже давно начали уезжать из СА. Но не из-за погромов,а потому что перестали чувствовать себя главными людьми там,не хотят учить язык государства,не хотят консолидироваться внутри себя,без поддержки и опеки государства,русские оказываются не могут себя чувствовать комфортно. Обрусевшие татары такие же.Они тоже уезжают,но не в Татарстан,Подмосковье,Калиниград,Санкт-Петербург вот туда стремятся.

Guest, 13.03.2016 в 00:52

Большая часть русских попала в Казахстан и СА принудительно, чтобы создавать промышленность и осваивать целинные и залежные земли. Я помню движение 25-тысячников в хрущевские годы, как в романе "Поднятая целина", когда насильно снимали с мест в русских городах квалифицированные кадры и вместе с семьями отправляли в Казахстан на голое место осваивать целину. Наш сосед, коммунист, начальник цеха, живший в прекрасном коттедже со всеми удобствами, под вой жены и детей был отправлен с семьей в Казахстан. Так же было и со СА. Неудивительно, что когда появилась возможность вернуться обратно, многие этой возможностью воспользовались. Кроме того, в массовом порядке из Казахстана и СА уехали практически все немцы, в свое время высланные туда с берегов Волги. И сейчас остатки русских потихонечку оттуда выезжают. А замены русским технарям в этих краях пока не наблюдается. Казахи, например, сами говорят, что работа в промышленности - это не их стихия. Им ближе старый добрый кочевой образ жизни, а не сидение в конторах.

Тюрк, 13.03.2016 в 17:09

Большая часть русских попала в Казахстан и СА принудительно, чтобы создавать промышленность и осваивать целинные и залежные земли. Я помню движение 25-тысячников в хрущевские годы, как в романе "Поднятая целина", когда насильно снимали с мест в русских городах квалифицированные кадры и вместе с семьями отправляли в Казахстан на голое место осваивать целину. Наш сосед, коммунист, начальник цеха, живший в прекрасном коттедже со всеми удобствами, под вой жены и детей был отправлен с семьей в Казахстан.
===========================================
Кончайте чушь пороть..!!! Вы хоть просветитесь, прежде чем, писать всякую ересь..!!! Никого из числа законопослушных граждан принудительно не отправлял на целину.Вы хоть знаете, что первая волна целинников (и не только целинников) состояла исключительно из неблагонадежных - это осужденные к ссылке, высылке, условно осужденные, рецидивисты всех мастей, состоящих на учете в псих и наркодиспансерах, это те, которые запятнали себя во время В.О.В и вина которых была не доказана и прочий неблагонадежный контингент... И знаете, в какое время их "закинули" в голые степи..?? В МАРТЕ..!!! Это потом, советская пропаганда начала трубить на всю страну о комсомольцах-добровольцах, коммунистах первоцелинниках, которых провожали на целину под звуки духового оркестра на ж/д вокзалах..!!! А немного позже, когда первая волна, затем вторая волна более-менее обустроилась, начала прибывать третья волна - а это как раз-таки охотники за "длинным рублем", которые прибыли самостоятельно, по своей воле, т.к. в те времена за добровольный приезд на целину платили так называемые ПОДЪЕМНЫЕ, а еще была доплата 15% к заработной плате и иные льготы..!! Еще раз повторюсь о принудительной отправке из центральных областей России на целину: не было такой принудиловки..!! Как я уже отметил выше - принудительной отправке были подвержены - неблагонадежные. А такое в Русской империи было всегда.. Вспомните БАМ - туда тоже отправляли первой волной неблагонадежных, и конечно же, знаменитые СТРОЙБАТЫ и лишь потом появились комсомольцы-добровольцы.. Вот так-то, товарищи..!!

Тюрк, 13.03.2016 в 17:21

И сейчас остатки русских потихонечку оттуда выезжают. А замены русским технарям в этих краях пока не наблюдается. Казахи, например, сами говорят, что работа в промышленности - это не их стихия. Им ближе старый добрый кочевой образ жизни, а не сидение в конторах.
===========================================
Не надо бздеть, товарищи татары..!! На себя сначала посмотрите..!!! Так говорили, говорят и будут говорить русские люди, обиженные и обделенные и утратившие свою титульность..! Вот прошло уже более 20-ти лет, а КЗ как существует, так и будет существовать и созидать.. В начале первых годов независимости, русские и татары говорили так - вот уедем мы, русские и татары, Казахстану придет кирдык. Но что-то этого кирдыка до сих пор не видно..!! В лучше в своей Татарии порядок наведите и в первую очередь научитесь разговаривать на своем "отсталом" чучмекском языке и примите меры, чтобы ваши братья-урусы не тыкали вам, татарам в лицо об отсталости и бедности вашего татарского языка..

Тюрк, 13.03.2016 в 17:25

А то, что вы, татары, со своими вечными союзниками и братьями-славянами оказались в КЗ на вторых ролях не мы виноваты.. Не хотите быть "второсортными", езжайте в свою Татарию и нехер, живя в КЗ воду мутить..!!! Без вас тут хватает своих провокаторов..!!

Тюрк, 13.03.2016 в 17:29

Я татарин,живу в СА,4 поколение.С радостью переехал бы в Татарстан,но нет денег на приличное жилье.С этим вашим проклятым ЕВРОАЗЕС и Таможенным Союзом,жизнь стала дороже во много раз.
=========================================
Работать надо и поменьше бухать..!! Опять мы виноваты в этом..??!! Что, здесь, в КЗ вам, татарам насильно заливают в рот ваш любимый АРАК или самогонку..???

Тюрк, 13.03.2016 в 17:39

Guest, 09.03.2016 в 13:13
А в Душанбе и др. городах Средней Азии в 90-е годы татар убивали палками с гвоздями и распинали татарские семьи совсем не русские уголовники, а их братья-мусульмане. Об этом я знаю не понаслышке. А приютили беженцев плохие русские. А если бы русских не было, куда бы бежали убиваемые?
============================================
Ну нихера себе..!!! Ну и фантазии у наших уважаемых татар..!! У меня слов не хватает на такое заявление..
Слушайте, татары, - катитесь-ка вы поскорее в свою Татарию и чем скорей, тем лучше..!! Надоела уже ваша татарская подлость..!!! Достали вы уже со своими лживыми выпадами.. Что, поставили цель разжечь войну у нас, в КЗ как в Украине.??? Не выйдет, товарищи татары..!!

Guest, 14.03.2016 в 08:21

Вонючий тюрк,это пишет такой же русский провокатор как и ты,неизвестно кто, казах,метис или такой же русак.Пошел-ка ты на хер с татарского сайта,вонючка,надоел ты уже тут всем.
Тебе было сказано,если мужик иди и начинай выгонять татар из Казахстана.Чего тут плачешься,татары мол никого не уважают.Потому и не уважают,что в СА много развелось таких псевдо интеллигентов националистов,как ты,поджигающих людей против друг друга.

Башкорт, 14.03.2016 в 10:07

Тюрк ты абсолютно прав. Татары - мастера клеветы, доноса, провокаций, вымогательств (когда силу чувствуют). Это человекообразный мусор. Генетические отбросы.

Тюрк, 14.03.2016 в 16:29

«Кровь» и «почва» русской истории
………..Я далек от мысли, будто внешность («раса») автоматически порождает этнофобию. Это не причина, а ключевая предпосылка этнофобии, в более широком смысле - предпосылка этнической (не)лояльности вообще. Человек иной «расы» не обязательно «враг», но априори «другой, а потому у него заведомо больше шансов стать «врагом». И наоборот: человек «своей» расы априори рассматривается дружественно.
В рассматриваемом мною случае отправной точкой культурных предрассудков и социальных предубеждений выступает биологическое различие в «телах». Не культура и религия, а внешность, тело оказывается той предельной нередуцируемой границей, вдоль которой возникает этническая напряженность. Культурные различия приобретают смысл и значение не сами по себе, а лишь в привязке к этой границе. Ведь прежде чем питать (не)лояльность к группе ее надо выделить, а «раса» - наиболее заметный и простой критерий такого выделения.
Вот характерное наблюдение. Татары такие же номинальные мусульмане, как «кавказцы» и народы Средней Азии, однако массовое отношение русских к татарам несравненно лучше, чем ко вторым и главная причина в этом заключается в том, что русские и татары ближе друг к другу расово, ментально и генетически. К тому же, опыт совместного исторического проживания русских и татар велик, а татары, в целом, говорят по-русски лучше «кавказцев». Но, возможно, более важна фенотипическая близость? Отличить татарина от русского сможет только специалист-антрополог, да и то не всегда. В то же самое время татары разделяют в отношении кавказцев и среднеазиатов приблизительно те же чувства и эмоции, что и русские; показатели кавказофобии и азиатофобии у русских, татар довольно близки……..

Тюрк, 14.03.2016 в 16:49

...это я привел выдержку из статьи, которая правдиво отражает реальное межэтническое противостояние, имеющих место не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Как вы поняли, в названном противостоянии существуют два "лагеря" - это русские и татары с одной стороны и так называемые "черные" (среднеазиаты и кавказцы) с другой стороны. Эта статья наиболее правдиво и без "прикрас" раскрывает отношение татар к таким же нерусям, как и сами татары. Правильно отмечается в этой статье, что основная причина противопоставления татар к этим самым черным - это РАСОВЫЙ тип татар. Действительно, татары в обыденной жизни относят себя к европейцам, поэтому, как сказано в статье - именно РАСА дает основание делать вывод, что тот-то СВОЙ, а тот-то ЧУЖОЙ. В нашем случае, для татарина любой европеец будет СВОИМ, и любой неевропеец будет ЧУЖИМ..... Конечно, мне могут возразить и с этим возражением я могу согласиться, но частично, т.к. описываемое в данной статье имеет место быть в нашей обыденной жизни повсеместно (особенно в республиках СА) и в большинстве случаев... Поэтому, товарищи читатели, сколько бы не писали, сколько бы не выступали на различных симпозиумах, курултаях о толерантности татар (особенно об их тюркскости), все это (и не это тоже) - ПУСТОЙ ТРЕП..!!!!! Татары никогда и ни за что не признают себе равными азиатов, кавказцев...!!!

Guest, 14.03.2016 в 17:39

Вонючий тюрк.Почему ты такой обиженный.Да стань ты в конце концов человеком,плюнь на татар.Пусть живут как хотят,они же не лезут ни к каким казахам с претензиями,а ты как сучка среди кучи кобелей,не знаешь кому подставиться.Если ты казах,то ты самый дешевый казах в мире

Guest, 14.03.2016 в 17:46

Да это обычные провокаторы.Любой уважающий себя человек давно бы исчез бы с сайта,после того как ему было сказано,что ты мразь.Но эти две сучки,что такое гордость, совесть понятия не имеют.

Guest, 14.03.2016 в 21:29

Так называемый "тюрк" - вовсе не казах, а обычный ванька-провокатор, выполняющий задание московских хозяев всеми силами разжечь вражду между татарами и другими нерусскими народами - башкирами, казахами и всеми остальными. Ему за это платят, вот он и не уходит с сайта!

Guest, 16.03.2016 в 02:18

Тюрк, 13.03.2016 в 17:09

Большая часть русских попала в Казахстан и СА принудительно, чтобы создавать промышленность и осваивать целинные и залежные земли. Я помню движение 25-тысячников в хрущевские годы, как в романе "Поднятая целина", когда насильно снимали с мест в русских городах квалифицированные кадры и вместе с семьями отправляли в Казахстан на голое место осваивать целину. Наш сосед, коммунист, начальник цеха, живший в прекрасном коттедже со всеми удобствами, под вой жены и детей был отправлен с семьей в Казахстан.
===========================================
Кончайте чушь пороть..!!! Вы хоть просветитесь, прежде чем, писать всякую ересь..!!! Никого из числа законопослушных граждан принудительно не отправлял на целину....
----------------------------------------------
Рядовыми целинниками могли быть кто угодно. Много народу, в частности, демобилизованных солдат, туда уехало после колоссального сокращения армии Хрущевым на 1000000 чел. А в качестве директоров совхозов и других руководителей на целину направляли а первую очередь коммунистов из числа руководителей добровольно-принудительно. Не хочешь ехать, исключим из партии. А в те времена без партии - нет карьеры. Поэтому плакали, но ехали.

Guest, 16.03.2016 в 02:21

Тюрк, 13.03.2016 в 17:29

Я татарин,живу в СА,4 поколение.С радостью переехал бы в Татарстан,но нет денег на приличное жилье.С этим вашим проклятым ЕВРОАЗЕС и Таможенным Союзом,жизнь стала дороже во много раз.
=============================================
Езжайте лучше в Подмосковье. Туда из Татарии много народу переезжает, в том числе татар.

Guest, 16.03.2016 в 12:15

на "тюрка" не надо никаким каком РЕАГИРОВАТЬ-
бедолага здеся на работе,
ему невозможно перестать сказать.
игнор полный-и все о*кей.

Киргиз-Кайсак, 16.03.2016 в 15:38

05 декабря, 201596 комментариев
Камилла Фаттахова. Специально для «Алтынорды». Татарстан требует независимости…
Одна из крупнейших федераций России потребовала независимости. Это не первое заявление о намерении выйти из состава РФ со стороны активистов Татарстана. Нынешний решительный настрой порвать отношения с Москвой со стороны второго по численности российского этноса специалисты связывают с решением Кремля изолировать тюркоязычные народы своей страны от контактов с Тюрксой (Международной организацией тюркских народов).
Похоже, наш северный сосед на самом деле решил огородить себя железным занавесом от всего мира полностью, и не только от западного. На днях стало известно, что российские власти решили официально запретить всем тюркоязычным народам, проживающим на территории РФ, поддерживать контакты с Тюрксой.
Напомним, что Международная культурная организация, объединяющая тюркоязычные страны, имеет центральную штаб-квартиру в турецкой столице – Анкаре.
В качестве основных целей данной организации является сотрудничество между тюркскими народами для сохранения, развития и передачи будущим поколениям общих материальных и культурных памятников тюркской культуры. Организация ТЮРКСОЙ позиционирует себя как своего рода ЮНЕСКО для тюркского мира.
Она была организована в 1993 году министрами культуры Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Турции. В качестве наблюдателей к организации присоединились и несколько регионов России — Республика Алтай, Башкортостан, Саха (Якутия) и Татарстан. Как заявляет сама организация, ее цель — сохранение, изучение и популяризация на международном уровне общих духовных ценностей и историко-культурного наследия тюркоязычных народов.
Кстати, нынешним генеральным директором организации является Дюсен Касеинов, бывший министр культурыКазахстана. Совершенно очевидно, что такое радикальное решение российских властей вызвано резким обострением отношений между Турцией и Россией после инцидента с российским бомбардировщиком СУ -24М, сбитого турецкими силами ВВС после того, как им было нарушено воздушное пространство Турецкой Республики. Конфликт из политического вылился с экономический (Россия запретила ввоз на свою территорию целого ряда турецкой продукции), а теперь и культурный.
— Мы сами узнали об этом из газет и социальных сетей, — прокомментировал решение российских властей Дюсен Касеинов, — Никакого официального уведомления в нашу организацию или в посольство России в Турции не было. Хотя так полагается. С другой стороны, право каждой страны входить в какую-либо организацию или выходить из нее. Поэтому нам остается только ждать, когда закончится противостояние, которое на сегодня существует между Россией и Турцией.
О том, что Россия решила прекратить все контакты с Международной организацией тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) из-за событий в Сирии, стало известно 28 ноября. Министр культуры России Владимир Мединский направил правительственную телеграмму главам республик Алтай, Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Хакасия о незамедлительном прекращении контактов с ТЮРКСОЙ.
Реакция в тюркских федерациях России на такое заявление была неоднозначной. Однако наиболее активную позицию по данному поводу высказал Татарстан. Хотя, предпосылки к новым разговорам о суверенитете можно было заметить несколькими днями раньше. В частности, 25 ноября нынешнего года (через день после инцидента с российскими самолетом) в Казани состоялась научно-практическая конференция «Проблемы государственности Татарстана», организатором которой выступил Всетатарский общественный центр (ВТОЦ). В разосланном приглашении название мероприятия формулировалось несколько иначе, и упор делался на частный вопрос: «Как сохранить пост президента Татарстана». С него и началось обсуждение, в котором приняли участие гражданские активисты, ученые, бывшие и нынешние депутаты разных уровней.
Как известно, федеральный закон упразднил наименование «президент» для глав республик, и на сегодняшний день его сохраняет только руководитель Татарстана Рустам Минниханов. Закон требует до конца 2015 года изменить это наименование на какое-либо другое. Кстати, это также могло стать одной из причин нового витка в сознании татар в сторону отделения. Ключевой темой конференции стали разговоры о том, что республика заслуживает расширения своих прав и повышения самостоятельности в ведении своих дел. В частности, сама может определять, как должно именоваться ее высшее должностное лицо.
Особый накал эмоций вылился в резолюцию, в которой участники конференции предложили Госсовету республики восстановить основополагающие статьи Конституции Татарстана 1992 года, в которых утверждалось: Татарстан – суверенное государство, субъект международного права; законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории; земля и ее недра являются общенародным достоянием. После восстановления этих статей участники предложили ввести мораторий на изменение Конституции Республики Татарстан сроком на 5 лет.
Возвращаясь к теме ТЮРКСОЙ, стоит вспомнить, что в 2014 году именно Казань была выбрана столицей тюркского мира. Под патронажем ТЮРКСОЙ в татарской столице регулярно проходят традиционный театральный фестиваль «Науруз», набирающий популярность музыкальный фестиваль «Тюрквидение», в котором Татарстан представлен собственным участником, ТЮРКСОЙ вручает свой приз на казанском фестивале мусульманского кино, принимает активное участие в других культурных мероприятиях. Принимала столица республики и съезд журналистов из тюркских стран под эгидой ТЮРКСОЙ. Исходя из всех вышеизложенных факторов, вопрос — нужны ли Татарстану связи с ТЮРКСОЙ, становится риторическим. Безусловно, нужны. В отличие от компактно расположенных в непосредственном взаимном соседстве стран Центральной Азии и отделенного всего лишь Каспийским морем от тюркоязычного сообщества Азербайджана, тюркоязычные республики России выступают своего рода тюркскими анклавами. Так что решение российских властей может основательно подлить масла в огонь.
Стоит вспомнить, что первые суверенные настроения полыхали в Татарстане еще в 1991 году, сразу после развала СССР. Хотя на тот момент в республике проживало русского и татарского населения примерно в равных долях. Сейчас этническая ситуация в Татарстане другая – соотношение татарского и русского населения там примерно 70 на 30.
Несколько лет назад один из лидеров националистической организации «Правые татары» уже открыто высказывался в пользу независимого Татарстана не только в нынешних границах, но и с присоединением ряда областей России, Тюменской, например. И других, на территории которых когда-то располагалась Золотая Орда. Кстати, немало разговоров со стороны татарских националистов было и о желании иметь общую границу с республиками Центральной Азии, в частности, с Казахстаном.
Кстати, Татарстан является одной из наиболее благополучных республик РФ в плане уровня жизни. Кроме того, на долю Татарстана приходится шестая часть вливаний в федеральный российский бюджет. К слову, тюркоязычные Башкортостан и Республика САХА в совокупности занимают в этом плане восьмую позицию. То есть, экономическое влияние на ситуацию в России тюркоязычные республики, в общем, и Татарстан, в частности, имеют значительное. А значит, что и политических рычагов у них не мало.
Чем же могут грозить нынешние настроения в Татарстане в разрезе современных политических и экономических событий? Пока трудно делать однозначные прогнозы, однако специалисты все чаще говорят о возможных скорых геополитических изменениях в России. Значит, Казахстану также стоит готовиться к выбору политического решения, учитывая все возможные сценарии развития событий. Не стоит забывать, что на территории Казахстана проживает вторая по численности татарская диаспора в мире, также этнические татары являются четвертой по численности национальностью в РК.

Киргиз-Кайсак, 16.03.2016 в 20:22

Состоится ли тюркское единство?
Armenia Today [ 18.09.2010 | 00:50 ] Политика , В прессе , Азербайджан , Турция , В мире

В Анкаре прошел саммит глав тюркоязычных государств. Подготовка к нему велась несколько незаметно, что в принципе, отображает нынешнюю политику правящего тандема Эрдоган – Гюль.

Менее месяца назад в Стамбуле проходили Дни культуры Пакистана. Город еще за две недели до их начала был обклеен постерами об этом знаменательном событии.

К тюркскому же саммиту готовились, судя по всему, только в Анкаре. На турецких телеканалах больше внимания в среду, 15 сентября, уделили реакции на прошедший в воскресенье, 12 сентября, референдум, чем на сам саммит. Хотя и его не обошли вниманием.

ЗА ТЮРКСКОЕ ЕДИНСТВО В ТС И ОДКБ

Ситуация, в принципе, отображает нынешнюю политику правящего тандема Эрдоган – Гюль. При них Турция реально становится ведущей региональной державой. Решив множество внутренних проблем, там всерьез пошли завоевывать новые внешние позиции. В политических кругах заговорили о появлении новой идеологии неосманизма.

Как же идеи всеобщего тюркского единства? Складывается впечатление, что Турция стала уставать в одиночку тащить этот груз, тратить огромные финансовые средства на организацию всякого рода туранистских мероприятий и практически не получать ничего существенного взамен. Работа в этом направлении ведется сегодня скорее исходя из годами сложившейся инерции, чем по истовому желанию.

Просто Турция – наследница имперской ментальности, которая просто так не расстается ни с какими завоеваниями или избранными направлениями. Да и потом не зря турки между собой называют себя koylu то есть «деревенские» в хорошем смысле этого слова. Они родственников не бросают.

Руководители новых тюркских государств ведут себя не совсем адекватно. Вершиной межтюркской интеграции было создание в прошлом году в Баку Парламентской ассамблеи тюркских государств Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции, а также Туркменистана в качестве наблюдателя.

Турецкие СМИ ликовали, приветствуя подписание Нахичеванской декларации главами этих государств, где были впервые четко прописаны действия на пути к общетюркской интеграции. С особым воодушевлением были восприняты инициативы Нурсултана Назарбаева, которого с легкой руки Абдуллы Гюля назвали «лидером тюркского мира».

Но многовекторная политика предполагает неадекватность во внешней политике. Лидер Казахстана торжественно подписал Нахичеванскую декларацию, которая в одной из своих статей фактически осудила оккупацию Карабаха. Уже через две недели он участвовал в военных учениях ОДКБ, надев с президентом Армении Сержем Саргсяном одинаковую армейскую форму. Чего не сделал президент России Дмитрий Медведев, который приехал на учения в гражданском костюме, но без галстука.

Зато теперь у тех же азербайджанских журналистов появился любимый вопрос, который они неизменно задают казахским высокопоставленным чиновникам: какую помощь будет оказывать Казахстан Армении в случае, если случится новый конфликт за возвращение Карабаха?
Вступление Казахстана в Таможенный союз России и Беларуси, с заранее проигрышными позициями, привело в недоумение турецкие бизнес-круги. Действительно, непонятно, зачем стране, не имеющей реального производства, закрывать свои рынки путем повышения таможенных пошлин в угоду импорта товаров из большой страны, которые в мировой экономике спросом не пользуются. Кроме сырья, разумеется.

Турция не была бы наследницей Османской империи, если бы не попыталась даже в этом случае извлечь для себя выгоду. Говорят, что во время своего очередного визита в мае этого года в Казахстан президент Турции Абдулла Гюль в кулуарах заявил, что Турция с интересом смотрит на Таможенный союз и, возможно, когда-нибудь попросит Казахстан посодействовать вступлению в него. Понятно, что это был всего лишь реверанс в сторону лидера казахского государства, наравне со званием «лидер тюркского мира», памятником в Анкаре и скипетром власти.

Впрочем, усиленное сближение Казахстана с Россией подхлестнуло турецкое руководство к более активным действиям. Визиты Абдуллы Гюля в Казахстан, естественно, можно считать хорошим знаком того, что межтюркская интеграция продолжается. Однако если вникнуть в тонкости турецкой политической системы, то гораздо значимее был бы один визит премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана.

Ведь именно ему принадлежат ключевые рычаги государственного управления. Именно он является автором тех реформ, которые сделали из страны, близкой к третьему миру, процветающую региональную державу. И именно его Партия справедливости и развития победила на прошедшем 12 сентября референдуме по изменению Конституции.

Но судя по действиям и выступлениям настоящего на сегодня турецкого лидера его больше интересуют проблемы интеграции исламского мира и возврат влияния на территории, некогда находившейся в зоне ответственности Османской империи. Статус президента в современной Турции является больше номинальным. Может быть, более значимым, чем президента ФРГ или президента Израиля.

Решение вопросов по тюркской интеграции отдано президенту Гюлю, чтобы показать внимание к данному процессу, но в тоже время не отвлекать на него много сил. В результате пантюркисткие круги Турции уже открыто говорят о том, что «Эрдоган сдал тюрков в угоду арабам».

Тем более еще остаются в памяти поистине титанические усилия бывших премьер-министров Тургута Озала и Сулеймана Демиреля, которые на заре становления новых тюркских государств Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана оказывали им всяческую поддержку. Турки-туранисты нередко с обидой вспоминают, что в начале девяностых годов Турция брала кредиты на Западе, чтобы потом отправить эти деньги в качестве безвозмездной помощи новым тюркским государствам.

КТО БУДЕТ ГЛАВНЫМ?

Поговорка нового времени – там, где встречается трое тюрков, появляется четыре президента. Не успела тюркская интеграция реальным образом заработать, как уже проявляется скрытая борьба за лидерство. Причем если традиционно на ведущую роль претендовала Турция, как единственная тюркская страна, имеющая непрерывные традиции, то сейчас подросшие постсоветские «братья» не прочь перетянуть одеяло на себя.

Главные претенденты – это Казахстан и Узбекистан. Время от времени хочет показать себя лидером Азербайджан, аргументируя это наличием у себя самой сильной базы советской тюркологии. По мере усиления тюркской интеграции Россия традиционно пытается выставить Татарстан в качестве альтернативного Турции полюса. Там даже вывели новый термин для определения постсоветских тюрок – «тюрко-татары» – и рассматривают его отдельно от Османской истории.

Борьба за лидерство среди тюрок – это скорее традиция, чем желание оказаться впереди. Именно это неистовое желание «порулить» и отдалило некогда разные части могучего суперэтноса друг от друга. И сегодня есть мнение, что демонстративное неучастие Узбекистана в мероприятиях по межтюркской интеграции – это не старая обида Ташкента на Анкару за предоставление временного укрытия Мухаммаду Салиху, а просто зависть к более удачливой Астане, руководителя которой турки открыто признают «лидером тюркского мира».

Судя по действиям самой Турции, она действительно готова передать номинальное лидерство Казахстану. Ведь пять из шести существующих ныне тюркских государств имеют российско-советское наследие, которое на ментальном уровне не позволяет понять турков, которые развивались самостоятельно.

Соответственно, гораздо выгоднее сделать лидером Казахстан, который, несмотря на критику, за годы выхода из СССР окреп более, чем иные тюркские государства, и имеет больший авторитет в международном сообществе. Опять же нельзя исключать популярность интеграционных инициатив Нурсултана Назарбаева на постсоветском пространстве.

Сами же турки себе могут уготовить роль «кiшi-ага», что есть в тюркской традиции, когда фактическим, а не номинальным главой семьи является более успешный младший брат, старшинство которого все признают. Причем Турция может не только обосновать лидерство Казахстана наличием у него международного авторитета и хорошего потенциала, но и фактически признает наследником Атаюрта тюрков (Алтай) и самих османов (Алп-Аслан Тюркеш откочевал с территории Джента, что в нынешней Кызылординской области).

Поэтому восприятие казахов в качестве новых двигателей тюркской идеи должно быть воспринято положительно. Другой вопрос заключается в том, что могут возникнуть препятствия, связанные с неодобрением порою откровенно пророссийской политики нынешнего руководства Казахстана.

РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ

Главным противником тюркской интеграции, кроме второстепенных в этом направлении Греции, Ирана и Китая, является Россия. Поскольку подъем идей тюркской интеграции в этой стране может обернуться ее фактическим развалом. Что, в принципе, чуть было не произошло в начале девяностых годов, когда в России с трудом удержали Татарстан, Башкортостан и Тыву.

Сегодня Кремль успешно устраняет это досадное недоразумение, спешно централизуя власть и меняя ранее всенародно избранных президентов тюркских автономий на собственных назначенцев. В стране сумели устранить турецкое идеологическое влияние, закрыв турецкие лицеи (оставили под присмотром в Казани и Санкт-Петербурге), ликвидировали прямые рейсы из тюркских автономий в Стамбул, существенно ограничили деятельность ТИКА (Турецкое агентство по международному сотрудничеству).

Поэтому понятно, что московские стратеги, рассматривающие Казахстан в качестве азиатского «мягкого подбрюшья России», не хотят уступать угрожающей им идее тюркской интеграции. Кремль выигрывает в Казахстане в вопросах политического влияния, информационного пространства и общей советско-русской ментальности.

К примеру, уже с начала работы Таможенного союза товарооборот между Турцией и Казахстаном стал стремительно сокращаться. Адекватных мер Анкара предложить не может, поскольку зависима от притока российских туристов и сбыта товаров в Россию.

Ситуация доходит до того, что даже вечный союзник Турции Азербайджан предпринимает шаги к сближению с северным соседом. Тем не менее Анкара решила, что если с Россией невозможно соперничать, то нужно с ней сблизиться. Во время июньского официального визита Дмитрия Медведева в Турцию там в одностороннем порядке объявили безвизовый режим для граждан России сроком на один месяц, также дали ряд преференций для российского бизнеса.

В ответ Кремль должен был, дабы не допустить принципа несоответствия, произвести аналогичные действия. Однако по сей день вопрос находится в стадии рассмотрения. Единственное, на что решилась Москва, – это возобновление регулярных авиарейсов из Казани и Уфы в Стамбул.

Казахстану же ненавязчиво советуют с Турцией вообще не связываться. Любой бытовой конфликт с турками казахстанские газеты на русском языке превращают в скандальные публикации. Словно бытовых конфликтов с россиянами не случается. Дело доходит до того, что даже приложения бульварных российских газет стали публиковать письма казахов, недовольных турецким туристическим сервисом. Это выглядит особенно заметно на фоне полностью доминирующей российской информационной составляющей на казахском медийном пространстве.

Так что в Казахстане на стороне России – влияние на экономику (читай: потоки углеводородов на Запад), русскоязычный электорат, постсоветская элита и популярные масс-медиа. На стороне Турции и тюркского единства – отдельные идейные пантюркисты и неуемное желание Нурсултана Назарбаева заниматься любыми интеграционными процессами, независимо от их формы и содержания.

Кыпшакбей Огыз (Азаттык, Казахстан)

Guest, 17.03.2016 в 00:36


Так что в Казахстане на стороне России – влияние на экономику (читай: потоки углеводородов на Запад), русскоязычный электорат, постсоветская элита и популярные масс-медиа. На стороне Турции и тюркского единства – отдельные идейные пантюркисты и неуемное желание Нурсултана Назарбаева заниматься любыми интеграционными процессами, независимо от их формы и содержания.

Кыпшакбей Огыз (Азаттык, Казахстан)
=================================================
У Казахстана только одно направление интеграции - провинция Китая через 20-30 лет. И массовое переселение казахов в Россию, что уже и сейчас имеет место.

Guest, 17.03.2016 в 07:47

Интересно вонючий тюрк почему не комментирует казахские проблемы или то чего нельзя прицепить к татарам его не интересует.А выставляет себя казахом,мразь обрусевшая.

Guest, 17.03.2016 в 09:43

отойдет нурсултан-начнется СУЧЬЯ СВАДЬБА.
нет ПРЕЕМНИКА!
благополучие во многом липовое,подкрашенное.
феодализм тот же,что и везде в средней азии.
тьфу не сглазить!

Guest, 17.03.2016 в 11:07

Guest, 17.03.2016 в 09:43
отойдет нурсултан-начнется СУЧЬЯ СВАДЬБА.
нет ПРЕЕМНИКА!
благополучие во многом липовое,подкрашенное.
феодализм тот же,что и везде в средней азии.
тьфу не сглазить!
==============================================
И это хорошо. После ухода Назарбаева можно будет спокойно разделить т.н. Казахстан между желающими. И отпадет проблема Казахстана.