Блуждающий центр цивилизации
Негры делят бабу. Скотина Краун – Лестер Линч. Порги – Деррик Лоуренс. Бесс – Мириам Кларк. Сюжет потрясающий! Не заметку в газету следовало бы писать, а шикарный большой роман, исторический и авантюрный. О том, как блуждает центр цивилизации.
Он был в Египте, в Риме, в Иерусалиме. Возможно, в какой-то момент он был под Эйфелевой башней, но не остался там надолго. А кому-то кажется, будто он в Мавзолее: «Начинается Земля, как известно, от Кремля» (Маяковский). Где этот центр сейчас? Почему то застревает на тысячу лет, то летает по воздуху? 3 февраля он был в Казани. Целых три часа.
Вот глава для будущего бестселлера (дарю сюжет хошь Мосфильму, хошь Голливуду). В конце ХIХ века из Российской империи порознь уезжают мужчина и девушка. В Америке они поженились, и у них родился Джордж Гершвин. Этот еврейский ребенок сам научился играть на немецком пианино и скоро стал знаменитым джазовым композитором. То есть сочинял негритянскую музыку: спиричуэлс, блюз и т.п. Это уже ХХ век.
Потом он написал оперу «Порги и Бесс», она считается первой (а то и главной) национальной оперой США. Это что-то вроде «На дне» Горького, только под музыку и по ту сторону Атлантики. Негры-бедняки-алкаши-челкаши, паршивый виски, кокаин, поножовщина, измены, убийство и горячая вера в Иисуса Христа.
Как только кто-нибудь смертельно заболеет или начнется шторм, грозящий перевернуть рыбацкую лодку, негры начинают петь (под музыку Гершвина):
О, доктор Иисус, помилуй нас!
О, Всевышний, спаси нас!
Заболевшего в больницу к белым не отправляют, лечат молитвой. Доктор Иисус спасает от всех болезней, от всех несчастий. (Для блюстителей политкорректности. Негр, негритянка, негритенок – это в русском языке совсем не обидные слова. Наоборот: предыдущие двести лет они произносились с симпатией и сочувствием. Если открыть одну из любимейших книг, то Гек Финн и Том Сойер спасают из рабства негра Джима, а вовсе не афроамериканца. В опере Гершвина негры орут своим приятелям-собутыльникам: «Вы дурачье, чертовы негры!».)
Как-то так случилось, что негры стали самыми христианскими христианами в белой христианской, но расистской Америке. И очень долго неграм не на кого было надеяться, кроме как на Христа.
Христос наш шагал по воде!
Встань, иди за ним вслед!
И вот в ХХI веке чернокожие солисты в центре России (точно между Москвой и Уралом) под оркестр Татарской оперы под управлением дирижера Марко Боэми, итальянца, поют эту американскую христианскую оперу, сочиненную евреем, которого родили выходцы из России. При том, что опера – вообще-то итальянская выдумка, итальянское искусство, – ничего, пользуемся. Играем же в канадский хоккей, английский футбол. Цивилизация одна, и не так важно, кто изобрел, – важно, кто лучше играет, лучше поет.
Опера большая, сложная. У нас ее мало кто слышал целиком. Знают только «Колыбельную» да еще пару хитов. Оперному хору сложно и непривычно петь в джазовых ритмах. Да и нельзя ее у нас поставить. Гершвин в завещании строго-настрого приказал: «Порги и Бесс» должны петь только негры! Всегда!».
Сирина все и всех лечит молитвой. Сирина – Индра Томас (США). С самого начала, со знаменитой «Колыбельной», публика была покорена. «Божественно!» – это слово витало в воздухе, но относилось не к религии. Просто восторг перед красотой музыки и голосов. Состав уникальный. Нищий калека Порги – Деррик Лоуренс (США), зверюга Краун – Лестер Линч (США) и еще один солист и две солистки из США. Но и без Европы не обошлось. Спортинг Лайф, негодяй, торговец кокаином – фантастически пластичный и остроумный Рональд Самм (Великобритания). Бесс, беспутная негритянка, – Мириам Кларк (Германия)...
«Безупречное исполнение!» – признавали после финала знатоки-профессионалы. 10 минут публика аплодировала стоя. Не было аплодисментов, переходящих в овацию, потому что сразу началась овация. И Марко Боэми сдался: жестом посадил оркестр, и нам на бис спели знаменитое: «У меня есть девушка, Господь и песня!».
...3 февраля центр цивилизации целых три часа был в Казанской опере. Сейчас самое время было бы сказать, что холодная война ХХI века и тем более горячая (к которой нас тащит холодная) – это идиотизм и подлость. Вот ведь: американские негры под белый оркестр (играющий на итальянских и немецких инструментах) поют в России в татарском театре оперу еврея, и 1000 человек в зале переживают счастье и высокое наслаждение (сколько бы циники ни шипели про наивную восторженность). Значит, мир возможен. Вот на что надо тратить деньги. На искусство, а не на вертолетоносцы...
Опера – это цивилизация. Это самая настоящая европейская цивилизация. Только лампочки на пюпитрах были китайские и выключенные телефоны в карманах японские.
Александр МИНКИН,
журналист.
Китайская опера возникла задолго до итальянской, но мне все-таки ближе итальянская с исполнителями-неграми и автором-евреем.
Татарская опера, татарская музыка, татарский дирижёр... татарские рожки, татарские шапочки. Башкир Габдулла Тукай предлагал ложить таких в татарский жёлтый дом!
Когда на базе стоит вертолетоносец - даже два, можно и оперу послушать - даже татарскую, где солистом будет негр, а автор - еврей (какой-нибудь Минкин!).
Реплики от завистливых мизантропов. Нет, чтобы порадоваться одноразовому эксклюзивному спектаклю.
Умудриться купить билет(очевидно недешевый), потратить время на сборы, одевание "на выход", просмотр спектакля, получить эстетическое удовольствие и отдать дань уважения исполнителям, приехавшим с другого континента, - это признак настоящего культурного ценителя искусства. Похоже нашим местным "рецензентам" не понять этого никогда. Натура-с.
Я не видел этого спектакля, но если бы была возможность - с удовольствием посмотрел бы, тем более - в полной, как я понимаю, редакции. Хотя я не поклонник и совершенно не знаток Гершвина. Но любой оригинал - это память на всю жизнь. Такие случаи - наперечет в биографии любого "нашего" соотечественника.
При всей агрессивности современного "промоушена" для нашего "молодняка" и опытности старых фарцовщиков, мы не знаем в подавляющем большинстве американскую национальную музыку. В частности, считается, что британские рок-
исполнители лучше. Может быть нам и не надо знать все. Но когда один раз в жизни представляют подлинник национального искусства - это надо ценить.
Можно быть человеком, которому медведь на ухо наступил. Но если тебя не "продирает" спиричуэлс в исполнении природных афроамериканцев или колыбельная Луи Армстронга, то можешь считать себя гуманитарным "бамбуком".
У башкиренка свои заботы...