Авария "Протона"
В ночь на 16 мая 2014 года ракета-носитель тяжелого класса «Протон» рухнула с высоты 160 км на территорию Китая, уничтожив многолетний труд тысяч специалистов и самый современный, потому и самый дорогостоящий, российский спутник связи. И это накануне визита в Поднебесную президента России В.В. Путина. Официальные СМИ поспешили сообщить, что останки космического гиганта сгорели над Тихим океаном. Китай же проявил характерную для великой державы сдержанность.
«Протон» – живая легенда российской и мировой космонавтики. Именно она выводила на орбиту Земли все тяжелые спутники, долговременные орбитальные станции Советского Союза («Салют», «Алмаз», «Мир»), отправляла межпланетные станции на Луну, Марс и Венеру, она начала славную историю Международной космической станции – МКС, сегодня выстраивает орбитальную группировку «Глонасс» и осуществляет многие отечественные и международные коммерческие проекты.
Однако в последнее время все чаще мы слышим и читаем о невероятных авариях старожила мировой космонавтики. Еще не утихло эхо прошлогоднего взрыва ракеты с навигационными спутниками «Глонасс» прямо на стартовом столе Байконура. Многие помнят аварию 5 сентября 2007 года, когда российский исполин с полными баками ядовитого топлива обрушился в 40 км от Джезказгана. В тот момент в городе пребывал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев! Каково правителю страны видеть падающую на свою голову супертяжелую межконтинентальную ракету великого соседа, запущенную с собственной территории? Как известно, космодром Байконур, арендуемый Россией, расположен на казахстанской территории. Топливом для «Протона» служит гептил – очень токсичное и канцерогенное вещество, выжигающее все живое по всей траектории полета. Конечно, разразился крупный международный скандал. Москва откупилась огромными компенсационными выплатами, на время даже прервала полеты. Однако эти меры не уберегли от очередных аварий. Самой резонансной стала гибель российско-китайской межпланетной экспедиции «Фобос-грунт». 29 сентября 2012 года ракета-носитель не сумела вывести на марсианскую траекторию автоматическую станцию, и хорошо «пропиаренные» грезы об изучении Марса и его спутника утонули в пучине Тихого океана.
Надо ли продолжать список аварий «Протона»? Скажем только, что счет пошел на десятки, бывало даже, что они случались с интервалом всего в 2 недели. А каковы размеры экономического ущерба? На восполнение потерь уходят годы. А сколько страховых выплат по сорванным контрактам? Страховые компании уже не хотят связываться с «Протоном», чтобы не обрекать себя на банкротство. И сколько незаключенных сделок из-за запредельных рисков? Как оценить имиджевые потери России – страны-первооткрывателя космоса? Взрывы «Протонов» стали причиной смены нескольких руководителей Российского космического агентства. Сначала генерал-полковника А.Н. Перминова сменил генерал армии В.А. Поповкин, а уже через полтора года этот пост принял генерал-полковник О.Н. Остапенко. Надолго ли?
Почему же случаются эти аварии? Нельзя ли их предотвратить? Может лучше вообще отказаться от такой «капризной» ракеты? Многие специалисты говорят о системном кризисе российской космонавтики. В чем он заключается? Для ответа на эти непростые вопросы вспомним историю создания «Протона». Об этом чуде научной и инженерно-технической мысли и его создателях обычные граждане практически ничего не знают. Скажем сразу, «Протон» – старейшая и, как это не покажется странным, самая надежная в мире космическая ракета, она была разработана в начале 60-х годов прошлого века под руководством гениального организатора и конструктора ракетно-космической техники, академика В.Н. Челомея, столетие которого мы отмечаем 30 июня этого года. Свой первый полет ракета совершила 16 июля 1965 года (почти 50 лет назад!), и таких «Протонов» с Байконура стартовало уже почти 400! У этой ракеты статистика успешности в советское время была безупречной, да и сейчас в коммерческих полетах с иностранными спутниками она остается высокой, чего не скажешь о стартах на средства российских налогоплательщиков.
Владимир Николаевич Челомей не так известен, как Сергей Павлович Королев, потому что на его космической технике не летали космонавты. Среди специалистов была популярна такая конкурентная шутка: «Королев работает на ТАСС, а Челомей – на унитаз!». У Челомея было много гениальных разработок: крылатые и межконтинентальные ракеты, космические самолеты и др. Наиболее известны межконтинентальные универсальные ракеты (УР). Более легкие модификации – «УР-100» – с дальностью полета до 10 тыс. км составляли основу ракетно-ядерного щита Советского Союза, их на боевом дежурстве стояло рекордное количество – 990! Мощные «УР-200» имели дальность до 14 тыс. км, а ракета «УР-500», способная вывести в космос до 23 тонн груза, сегодня всем известна под названием «Протон». Ее «трудовая биография» началась с вывода серии тяжелых спутников с этим именем. Несколько запусков подряд на Байконуре звучала фраза: «На старте «Протон», так и прижилось имя спутника и за ракетой-носителем, выводящей его в космос. В те же годы Челомей создал уникальный легкий космический самолет, который не был оценен руководством страны. А вот американцы спустя полвека создали беспилотный космоплан, удивительно напоминающий это творение Челомея.
В России крупногабаритные и тяжелые грузы невозможно вывести в космическое пространство без ракет Челомея. Тем более, если спутники надо поднять на геостационарную орбиту – 36 тыс. км над Землей, до которой не всякая ракета может и добраться. Для сравнения, «Союзы» выводят на орбиту от 3 до 9 тонн. Поэтому мы продолжаем уповать на 50-летнюю «старушку» (пусть простят меня создатели ракеты за такое определение) Челомея, «модернизируя» ее, выжимая запредельные ресурсы, закрывая глаза на варварское по современным меркам топливо – гептил.
При Горбачеве и Ельцине российская космонавтика была уничтожена под диктовку американского руководства. Она просто не финансировалась, распались прославленные конструкторские бюро, научно-производственные коллективы, были закрыты даже успешно апробированные проекты. К примеру, ракета-носитель «Энергия», совершила 2 успешных старта. Различные модификации имели грузоподъемность от 100 до 200 тонн! Представьте, в 5 – 10 раз большую, чем у «Протона»! 15 ноября 1988 года «Энергия» вывела на орбиту 80-тонный многоразовый космический корабль «Буран», который в беспилотном режиме – без космонавтов – под управлением советских компьютеров совершил два витка вокруг Земли и благополучно вернулся на космодром! Филигранный полет и фантастический успех! Такой системы как «Энергия-Буран», разработанной под руководством В.П. Глушко, Г.Е. Лозино-Лозинского, Б.И. Губанова, до сих пор нет ни у одной страны в мире, в том числе и у современной России.
Горбачев сразу отказался и от «Энергии», и от «Бурана», превосходившего американские «Шаттлы», в противном случае США пришлось бы создавать аналогичную «Энергии» систему, и было совсем неизвестно, какая страна при этом раньше бы разорилась? Ликвидировав «Энергию-Буран», США сэкономили огромные средства, устояли в битве титанов, а Советский Союз, позарившись на западный комфорт, утратил космический дух и рухнул. Ельцин вбил последний гвоздь в гроб советской космонавтики – он закрыл все проекты, многие предприятия были обанкрочены, приватизированы и распроданы, многомиллиардные расходы были списаны, 20-летний труд многотысячных коллективов большинству россиян даже не известен, высококвалифицированные специалисты космической отрасли были выброшены на улицу. При этом официальная пропаганда все время твердила о работе над некой «новой и современной» ракетой-носителем. Прошло четверть века, никакой новой ракеты нет, есть «Союзы» С.П. Королева (умер в 1966 г.) и «Протоны» В.Н. Челомея (умер в 1984 г.). Владельцы автомобилей меняют своих любимцев через каждые 2 – 3 года, 5 лет считается уже пределом. На дворе XXI век, а тут летают ракеты полувековой давности!
И только в последние годы началась реальная работа по возрождению отечественной космонавтики, мы скоро должны увидеть старт долгожданной «Ангары». Предполагается, что он состоится к 30 июня 2014 года с космодрома Плесецк. Как хочется, чтобы он оказался успешным! Такой подарок оказался бы весьма кстати к 100-летию великого В.Н. Челомея! Но «Протоны» продолжат полеты до 2020 года. Не можем мы сразу отправить на заслуженный отдых прославленную ракету. Хотя знаем, что ее транспортный КПД составляет всего около 3%! Да, она выводит на орбиту 20 т при стартовой массе более 700 т, т.е. 97% массы сгорает или превращается в мусор! До 2020 года «Ангара» будет дорабатываться, под нее будут создаваться новые производственные мощности, пока она полностью не вытеснит своего именитого предшественника. Станет ли «Ангара» ракетой XXI века? Лишь бы все это не превратилось в банальный для России «распил» денежных средств.
За более чем полувековую историю космическая индустрия сформировала крупнейший сегмент мирового рынка, годовой размер которого уже сегодня составляет до 300 млрд. долларов. Россия занимает скромные 1 – 3%, США – от 60 до 80%. И только старты пилотируемых полетов на российских «Союзах» продолжают создавать сладкую иллюзию мирового лидерства, хотя уже два десятилетия мы фактически исполняем роль «космических извозчиков». Роль таксиста-бомбилы и дальнобойщика нам уготовили заправилы космического рынка. До сих пор мы успешно справлялись и с ней на своих старых «рабочих лошадках» – «Союзах» и «Протонах». Однако в последние годы космические лидеры (США, Евросоюз, Китай, Япония) интенсивно работают над созданием собственных ракет, не трудно догадаться, что скоро они откажутся от услуг основного конкурента. Частный корабль «Дракон» американской компании «Спейс Х» уже возит грузы на МКС, а в 2016 году они планируют отправить в космос пилотируемый вариант, рассчитанный на 7 астронавтов. Какова же тогда участь российской космонавтики? Будем ли мы космической державой, если уже сегодня заказываем спутники в других странах? Транспортный КПД ракеты во многом зависит от вида двигателя, одним из самых перспективных направлений являются лазерные двигатели. Будут ли они создаваться и в России?
Прав великий классик: «Разруха не в клозетах, а в головах», и главный кризис отечественной космонавтики – также в наших головах! Мы ментально недопустимо низко «приземлились», и даже глубоко «забурились» и «заплюхались» в нефтегазовых пластах. Нередко из уст напыщенного, самодовольного «крупного» государственного руководителя или ученого можно услышать: «Сегодня нам не до космоса, на Земле есть много проблем». С такой психологией в космос не полетишь.
Точно также либеральные экономисты два десятилетия доказывают, что российскому потребителю «выгоднее» покупать мясо в Аргентине или Бразилии, нежели у собственного фермера, летать на «боингах», «аирбасах» или «бомбардье», чем выпускать собственные самолеты в Казани или Ульяновске. Возможно, скоро наши чиновники решат, что российским космонавтам будет «дешевле» летать на американских или китайских кораблях. Как известно, сегодня под маркой российского «Аэрофлота» уже летают десятки самолетов иностранного производства с именами великих россиян на борту. Среди них есть имена писателей, композиторов, полководцев, художников, ученых! В эту «славную компанию» вписали и легенд советской космонавтики: Ю. Гагарина, Г. Титова, С.П. Королева, К.Э. Циолковского, В.Н. Челомея, М.В. Келдыша. Возможно, им самим было бы гораздо приятнее олицетворять отечественные воздушные лайнеры, к примеру, прославленные «Ту» или «Ил», или космические ракеты и аппараты, однако у них об этом никто и не спрашивал. Они и представить себе не могли, что после смерти своими легендарными именами будут укреплять на просторах любимой России «бренды» конкурентов (считай, противников) своей Родины, служить их «раскручиванию» и «капитализации». Каково вам видеть, как М.И. Кутузов, Б.М. Кустодиев с А.С. Пушкиным рекламируют «боинги», а И.И. Шишкин, В.В. Маяковский с В.И. Вернадским и П.Л. Капицей – «аирбасы»? Кощунство все это, издевательство над Россией и ее народом!
Как же не допустить такого развития событий в космонавтике? Отрезвят ли мозги чиновников санкции против России, уготованные нашими геополитическими конкурентами? Если мы действительно думаем о будущем своей страны, о ее независимости, безопасности и территориальной целостности, необходимо возрождать космонавтику и авиацию, промышленность, систему подготовки кадров, утраченные культуру производства и персональную ответственность за конечный результат. Причем не только в России, но и в Белоруссии, Казахстане – во всех странах Евразийского экономического союза.
Халиль ГАЙНУТДИНОВ,
руководитель
инициативной группы «Зихангиры».
ай-яй-яй!
зато стерхи наши успешны во главе с президентом российской федерации.ВО!
Татарские совки душой еще живут в совдепии,все думают "вот проснемся утром под гимн СССР и все будет по прежнему".А то,что и так все по прежнему,как был государственным рабом в СССР,так и сейчас такой же раб,только русского государства,он об этом не думает.Ему все величие империи нужно этому Халилу.Манкуртизм в кубе одним словом.
Процесс идёт. Всё наладится. Работать надо, а не...
похоже, тов.халиль с времен тех давних...в своем уютном маленьком сумашедшем домике с палисадом.
В развитии космической индустрии СССР огромную роль сыграли евреи, украинцы, немцы и другие национальности. Когда за дело взялись русские, ракеты почему-то стали лететь в океан.
Теперь в космическую индустрию берут так:
- Ты каких кровей, роду-племени будешь?
- Татарин я, извините.
- Нахуй, нерусь! А ты?
- Немец я.
- Нахуй! А ты?
- Русак я, Ваше превосходительство.
- О! Подходишь, раз наш.
Сергей Павлович Королев - татарин, поэтому у него ракеты летали.
Guest, 06.07.2014 в 19:29
Сергей Павлович Королев - татарин, поэтому у него ракеты летали.
==============
Вообще-то Королев русский, но его хватило только на то, чтобы понять устройство немецкой ракеты Фау-2 и то с помощью 5000 немецких специалистов. Пока их не привлекли, русские ракеты постоянно летали не в ту степь.
А у кого они летали правильно, стесняюсь спросить?
вы пока тут иронизируетя, а РАКЕТЫ которай год продолжают падать,а ответил кто?!
бардак и расейская педерастия - одно и то же.
то что проиходит-ИЗМЕНА РОДИНЕ -требует ВЫСШЕЙ МЕРЫ ДЛЯ ОТВЕТСТВЕННЫХ.
кто у
нас главный ответственный за ОБОРОНУ СТРАНЫ,ЗА ЕЕ БЕЗОПАСНОСТЬ?!
БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ- ВЕЗДЕ,КУДА НИ ГЛЯНЬ,ДЛЯ ОТВЕВТСТВЕННЫХ,ИЗБРАННЫХ,НАЗНАЧЕННЫХ НАРОДОМ(по конституции).но эти ответственные ТОВАРИСЧИ КОНСТИТУЦИЙ ФСЯКИХ НЕ ЧИТАЮТ.
бояться нечего -и суд свой,и органы-свои(не половые имеются в виду).
своя рука-владыка.
Э-ЭХ,мать твою...
Guest, 07.07.2014 в 16:55
вы пока тут иронизируетя, а РАКЕТЫ которай год продолжают падать,а ответил кто?!___________________________________сейчас процент неудачных запусков не больше чем в СССР или США.
а у США тоже твердь небесная?
В России совершают все одну и ту же кардинальную ошибку - освящают ракеты. А в результате они все бьются о "твердь небесную".
Причем священники нагло врут, утверждая, что якобы падают только те ракеты, которых они не освятили. Падают, и еще как!
http://www.youtube.com/watch?v=Y2XxA3isA0g
И еще священники врут, что они якобы освящают ракеты бесплатно. На самом деле за это священникам платят 170 тысяч рублей только за то, что те обдают корпус ракеты православной водичкой. И вот результат налицо!
"Православной" бывает не толко водичка:
Может, стоит таки пригласить жреца вуду и намазать ракету кровью свежезарезанного петуха? За тысячу баксов любой жрец вуду это сделает идеально. При этом в учении вуду нет положения о существовании "тверди небесной", о которую бьются российские ракеты.
интересная фотка про освежитель :ВОТ УНИТАЗ,А ВОТ ТЕ И КРЕСТ!
чиво делают ради денег православные торгаши!ай=ай=ай=й!
оно понятно :ведь ОТЧЕ ИХ -ТОВАРИСЧ ГУНДЯЙКИН,главный среди них торгаш.
пример пастве и служителям.
Может, так:
Или так?
На первой фотке с "кораном" явный фотомонтаж, а на второй - ничего удивительного. Если человек содержит свою задницу в такой же чистоте как и лицо, то вполне совместимо. Я могу выложить фотки и по круче о российских общественных туалетах. Желаете? Только зарание запаситесь гигиеническими пакетами.
В первых двух фотографиях с ракетой и освежителем показана людская глупость и жадность, а с фотографией с "кораном" попытка оскарбления религиозных чувсв.
Нет, господа, все эти насмешки выглядят одинаково.
Поэтому следует проявлять культуру и сдерживаться в таких проявлениях.
Ведь понятно же, как только кто-то выкладывает изображение ради оскорбления одних, эти кто-то с удивлением обнаруживают, что и по ним "проехались".
Ну и зачем разбираться в сортах дерьма?
Может, лучше договориться и просто не разбрасываться субстанциями.
но освежитель - НАСТОЯЩИЙ!
остальное-монтаж,пиздежь и провокация.
Guest, 09.07.2014 в 20:27
но освежитель - НАСТОЯЩИЙ!
остальное-монтаж,пиздежь и провокация.
====================
Сравнить и сделать вывод проще простого
=========================
Вот и всё!
Жалуйтесь теперь в приемную ФСБ по тел.: 2-12
Guest, 08.07.2014 в 22:45
Может, так:
============
Интересно, почему у вас, русских нацистов, все ваши разговоры сводятся к дерьму и унитазу? Почему у вас такое дерьмовое мышление?
Аналитик, Что с Вами случилось, что Вы по нескольку раз публикуете одну и ту же фразу.
9 июля с третьей попытки стартовал упрощенный вариант долгожданной ракеты-носителя нового класса "Ангара". Доброго полёта!
овцеёбы
Вторая часть статьи - https://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/avariya-protona-ch2-10-07-2014.html