Асимметричная федерация
Разнообразие субъектов в России – в стране с 11 часовыми поясами и более 180 народами – явление естественное. Это объективная реальность, с которой следует считаться, а не бороться, как к тому призывают некоторые федеральные политики. Нет двух одинаковых субъектов федерации, каждый имеет свой уровень экономического и политического развития, свои исторически сложившиеся отношения с центром. При этом почти половина национальных республик имеет историю самостоятельной национальной государственности. И сожаление о том, что Ленин «придумал» эти национальные республики, не перечеркнет данных фактов.
Существовала и существует группа регионов, находящаяся в ситуации долговременной дотационности, не заинтересованная в финансово-экономической самостоятельности. И есть те, которые обладают реальными признаками экономической и финансово-бюджетной самодостаточности, способные взвалить на себя высокий уровень ответственности. В мире нет абсолютно симметричных федераций, и те немногие из них, которые позиционируются как таковые, включают в себя элементы асимметрии. И конституционная норма (в т.ч. в России) о равноправии субъектов остается не более чем теоретической абстракцией, которая в реальной жизни всегда имеет разнообразные отклонения от идеала.
В международной практике немало примеров «отклонений» от декларируемой равноправности: Бавария и Саксония в ФРГ имеют некоторые международные права и свои конституции, где они именуются не землями, а государствами, в США – штат Луизиана, бывшая французская колония, которая добровольно вошла в состав федерации на основе права свободы выхода, имеет специальные программы языкового обучения. При этом в истории немало успешных примеров формирования ассиметричных конституционных соглашений, которые спасли страну от сецессии, – Бельгия, Непал, Нигерия, Малайзия, Индия, а также Канада, Великобритания, Испания и Италия и др.
СССР – яркий пример того, как с помощью ассиметричной федерации были собраны земли Российской империи. Это была именно этнотерриториальная федерация, и субъектами федерации в ней были только национальные республики. В то же время СССР – яркий пример того, как ставшее квазифедеративным государственное устройство страны не успело вовремя перестроиться в условиях мейнстрима и государство перестало существовать.
На период образования СССР автономных республик было восемь, а союзных – четыре. Причем 3 автономных республики возьмут союзный статус, а образовавшиеся одними из первых – республики Татарстан, Башкортостан – нет. Хотя и в списке автономных республик они были на «особом счету» (председатели Верховных Советов только ТАССР и БАССР наряду с союзными республиками были членами Президиума ВС СССР), этот статус явно не соответствовал их потенциалу. Татарстан неоднократно напоминал о необходимости союзного статуса, при подготовке союзной Конституции в 1936 и 1977 году, а также в 1951, 1954, 1964 годах. То, что Татарстан в 1991 году участвовал в разработке нового Союзного договора для СССР на равных правах с союзными республиками, придает дополнительный аргумент в пользу отдельных договорных отношений Татарстана с федеральным центром и в закреплении асимметричности федерации.
Стоит подчеркнуть: федеративное устройство с учетом этнополитического фактора и асимметричности – это способ решить ключевое противоречие в международном праве: с одной стороны – самоопределение народов, с другой стороны – территориальная целостность государств.
Однако неправильно было бы считать, что асимметричная федерация имеет исключительно «этнополитическое измерение». В РФ немало областей, общественность которых выступает за придание государственного статуса их регионам. В этом свете представляет большой интерес серия репортажей Ольги Герасименко «Неединая Россия». Автор описывает сильные регионалистские настроения и политические проекты в Сибири, Санкт-Петербурге, Калининграде, на Дальнем Востоке, Русском Севере, на Урале. Рассказывается о движениях и людях, выступающих против сверхполномочий федерального центра, о коллективной «обиде на Москву», выражающейся не только в недовольстве «московской» властью и бизнесом, но и московской оппозицией. Наряду с экономическим и географическим фактором подобные настроения (которые важно перевести в позитивное русло), безусловно, являют собой предпосылки для асимметричной федерации.
Сегодня воспроизводство старых институтов имперской и советской государственности в сочетании с новыми институтами и их мутациями, постоянная борьба за меняющийся объем политических и финансовых ресурсов формируют сложный, необычный и интересный контекст российского федерализма, в котором борется столичный централизм и региональная асимметрия. Не исключено, что мы приближаемся к очередной развилке, где будет сделан выбор между жесткой централизованной модификацией формы государственного устройства или же гибкой, передающей субъектам федерации больше прав и вместе с ними больше ответственности. Что победит, зависит и от голоса самих регионов и их скоординированных действий. И здесь главный механизм – возобновление практики двухсторонних договоров о разграничении полномочий и составления бюджетных соглашений с федеральным центром. Подобный механизм смог бы стать реальным фактором выхода страны из кризиса.
Айрат ФАЙЗРАХМАНОВ.
(«Европейский Татарстан».)
Я бы не возражал и против "симметричной федерации" при условии осуществления принципа один народ - один голос. То, что русских в России в четыре раза больше, чем остальных, не дает им никакого права диктовать свою волю как господин своим крепостным рабам. Китайцев в Китае в 12 раз больше, чем русских в России, но это не дает им права диктовать, какими буквами или иероглифами писать русским. Точно также русские не должны иметь права диктовать нерусским народам, как им жить, какими буквами писать и на каком языке говорить.
Не сравнивайте Китай с Россией.
Китай, это развитое современное государство.
Там такое мракобесие уже давно не возможно.
России до Китая очень далеко.
В России всё ещё средневековье.
В России всё ещё средневековье._____________-
когда закончится средневековье. начнет период рабовладения и первобытности.Народу кующий цепи другому народу, кует их для себя.
В Китае разве интернет не отключен от мирового? Кстати, существует ли в Китае цензура?
Умаодан (кит. упр. 五毛党, пиньинь: wǔmáodǎng, также 50-центовая партия, англ. 50 Cent Party; или 50-центовая армия, англ. 50 Cent Army) — неофициальное название китайских проправительственных блогеров и участников интернет-форумов, высказывающих положительное мнение о правительстве КНР, Коммунистической партии Китая и проводимой государственной политике. Название происходит от кит. «у мао», то есть 5 цзяо (0,5 юаня, или примерно 5,7 российских рублей). Именно столько они предположительно получают за один пост или комментарий, размещённый в интернете; при этом существует немало добровольцев, выполняющих те же действия бесплатно.
Количество таких пользователей точно неизвестно, но составляет десятки тысяч человек;[1] примерно 280 тысяч[2] или 300 тысяч по оценке британской газеты The Guardian.[3] Общее количество пользователей интернета в Китае превышает 300 миллионов.
Умаоданы действуют в чатах, блогах, на форумах. В число наиболее острых тем входят отношения материкового Китая с островом Тайвань, Тибет, сокрытие информации об эпидемиях и загрязнении окружающей среды, цензура в Интернете и аресты диссидентов.[4]
Отдельные действия умаоданов начались в 2005 году, когда местные власти стали специально нанимать веб-комментаторов. 23 января 2007 года в своей речи глава КНР Ху Цзиньтао призвал «достичь превосходства в общественном мнении в интернете» и «активно использовать новые технологии для укрепления положительной пропаганды».[2] После этого платные комментаторы стали активно наниматься во всех регионах Китая.
На данный момент предполагается, что практический любой негативный отзыв о действиях властей моментально получает комментарии от умаоданов, высмеивающих автора и опровергающих его мнение.[5]
Совсем как у нас в России. Вот откуда фабрики троллей.
Guest, 16.12.2016 в 16:09
В Китае разве интернет не отключен от мирового?
==============================================
Специально для вас сообщаю - в Китае Интернет не отключен от мирового. Да и как современная экономически развитая страна с полуторамиллиардным населением может обойтись без Интернета?
В китае интернет зеркальный
Guest, 16.12.2016 в 01:59
Я бы не возражал и против "симметричной федерации" при условии осуществления принципа один народ - один голос. То, что русских в России в четыре раза больше, чем остальных, не дает им никакого права диктовать свою волю как господин своим крепостным рабам. Китайцев в Китае в 12 раз больше, чем русских в России, но это не дает им права диктовать, какими буквами или иероглифами писать русским. Точно также русские не должны иметь права диктовать нерусским народам, как им жить, какими буквами писать и на каком языке говорить.
=================================================
Верно. В РТ живут разные народы. Поютому татарские власти в РТ не должны диктовать жителям РТ, не татарам, как им жить, какими буквами писать и на каком языке говорить.
Guest, 16.12.2016 в 11:14
Не сравнивайте Китай с Россией.
Китай, это развитое современное государство.
Там такое мракобесие уже давно не возможно.
России до Китая очень далеко.
В России всё ещё средневековье.
=================================================
Насчет развитости и современности Китая - это еще надо посмотреть. Там нет пенсий, отпусков, соц. защиты. Мои знакомые китайцы не спешат возвратиться на современную Родину из средневековой России.
Цитата: Насчет развитости и современности Китая - это еще надо посмотреть. Там нет пенсий, отпусков, соц. защиты.
==============================================
Верю, что касается всяких социальных благ,современный Китай пока сильно отстает от развитых стран Запада. Но насчет полного отсутствия соц. гарантий в КНР Вы похоже неправы. Если вы бывали в Москве или Питере, обратите внимание на лица иностранных туристов - в основном это китайцы.
А в Турции среди туристов - в основном руские лица.
Как-то лидер КНР на утверждение западного корреспондента, что Китай достиг уровня промышленного валового продукта, равного продукту США, сказал, что население КНР в 5 раз больше, чем в США, и, следовательно, каждый китаец в 5 раз беднее жителя США.