2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Антиядерный юбилей
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Антиядерный юбилей

31 июля 2014 года
Антиядерный юбилей

      В этом году достаточно скромно прошли юбилейные торжества, связанные с постройкой в 1954 году в Обнинске первой в мире атомной электростанции. По атомному юбилею, о перспективах атомной энергетики была статья в «Звезде Поволжья» за 29 мая 2014 г. Но надо вспомнить, что 25 лет назад, летом 1989 года, впервые в Советском Союзе состоялся антиядерный марш. Марш был направлен конкретно против строительства Татарской АЭС, но общая идея была «Долой АЭС!». Несколько сот человек высадились в речном порту Нижнекамска, проехали на автобусах через город, остановились лагерем у стройплощадки Татарской АЭС недалеко от поселка строителей АЭС – пгт Камские Поляны. К этому времени движение против строительства АЭС обрело большой размах, под петициями подписались более 200 тыс. человек, советы трудовых коллективов многих предприятий и организаций выступили против АЭС. Марш организовали общественные организации, значительную помощь оказали и комсомольские организации. Руководители их с пониманием отнеслись к идее марша. Освещали события марша не только республиканские СМИ, но и всесоюзные.
     Напомним аргументацию участников антиядерного движения против строительства АЭС и, в частности, против строительства Татарской АЭС.
     Имеются общие для всех АЭС экологически неблагоприятные факторы, – это радиоактивные отходы, хранение которых сотни и тысячи лет, это и возможность аварии и в том числе таких катастроф, как на Чернобыльской АЭС, на Фукусиме-1, Кыштымская авария (в ПО «Маяк», Челябинская обл.). Для Татарской АЭС разрушительные факторы усиливаются следующим:
     – АЭС расположена на берегу водохранилища, на слиянии крупнейших в Европе рек – Волги, Камы, Вятки – поэтому экологически разрушающие воздействия будут носить – глобальный характер;
     – АЭС расположена на тектоническом разломе (Прикамский разлом-гегемон, и наблюдаются существенные гидрогеодинамические сейсмические процессы);
     – АЭС расположена в регионах с развитой промышленностью, в том числе нефтехимической, в пределах 30 км от города Нижнекамска, в 50 км от Набережных Челнов;
     – АЭС расположена ниже плотины Нижнекамского водохранилища, что при возможном прорыве плотины, в том числе и из-за теракта, приведет к потоплению и разрушению АЭС.
     Отметим и тот факт, что ядерная энергетика, если учитывать все затраты на добычу топлива, эксплуатацию станции, захоронение радиоактивных отходов и т.д., оказывается самой дорогой из традиционных источников энергии.
     Год спустя, в 1990 году, правительством СССР, Верховным Советом ТАССР (постановление от 17.04.1990 г.), правительством ТАССР (см. постановление СМ ТАССР от 23.03.1990 N123) было принято решение о прекращение строительства АЭС и о перепрофилировании строительства Татарской АЭС на тепловую электростанцию на угле или газе, или на другой безопасный неядерный объект.
     Отметим, к этому времени зеленое, антиядерное движение обрело значительное влияние, стало массовым. В СССР было прекращено строительство ряда опасных промышленных объектов, биохимзаводов, атомных электростанций. В 1990 году состоялась конференция в Самаре по созданию Зеленой партии СССР. Были разработаны в Новосибирском академгородке проекты программ по развитию энергетики без АЭС, был создан комитет по защите Волги и разрабатывались проекты по ликвидации гигантских плотин на Волге.
     Но после распада СССР резко обострилась социально-экономическая ситуация, народ, общественные движения оказались на грани выживания. Не были выполнены и планы по перепрофилированию строительства Татарской АЭС. В то же время некоторые корпорации, в том числе топливно-энергетические, атомные, смогли отстоять, пролобировать свои интересы. В 1992 году правительство Гайдара открыло финансирование строительства ряда АЭС. Были построены дополнительные блоки к существующим АЭС. В 2001 году была запушена Ростовская АЭС (строительство которой было остановлено в 1990 году). В 2010 году правительством России был предложен план строительства 30 новых ядерных блоков. Даже некоторые атомщики подвергли этот план резкой критики, как пагубный для России. Но после ядерной катастрофы в Японии в 2011 году в мире воцарилось недоверие к атомной энергетике. Все промышленно развитые страны, кроме Франции, приняли решение закрывать свои АЭС. В России же атомное лобби оказалось настолько влиятельным, что даже смогло продвинуть планы по строительству новых, ранее замороженных АЭС, правда, в меньшем количестве, чем было предложено ранее. В перспективных планах до 2030 года, обнародованных в конце 2013 года, оказалось и строительство Татарской АЭС. Это, конечно, вызвало возмущение общественности, подавляющее большинство населения республики против возобновления строительства Татарской АЭС. Прошли пикеты, пресс-конференции, круглые столы против планов возобновления строительства АЭС. Прошел предварительный конкурс проектов альтернативного, без АЭС, развития пгт Камские Поляны – сейчас представлено полтора десятка проектов. Конкурс проводится в рамках Международного фестиваля экологии и культуры «За лучшее общее будущее». Планируется начать фестиваль 17 июля в Казани с выставки-конкурса проектов, с показом-конкурсом документальных фильмов, с конференции, затем 18 июля продолжить в Нижнекамске и в Нижнекамском районе с встречи с руководителями района, общественностью, с семинарами, обсуждением альтернативных проектов развития Камских Полян. 
     Организаторы фестиваля обращаются к общественности и к руководителям Нижнекамска, Нижнекамского района поддержать проведение фестиваля. Оргкомитет обращается к гражданам республики выступить против планов возобновления строительства Татарской АЭС, за альтернативное развитие пгт Камские Поляны и в целом за устойчивое развитие Республики Татарстан без атомной электростанции.

     А.Ф. ГАРАПОВ,
председатель Антиядерного общества Татарстана.


Комментарии (53)
Guest, 31.07.2014 в 08:47

О фестивале в Казани 17 июля и Н.Челнах ничего не известно. Был ли он ? Мы поддерживаем председателя Антиядерного общества А.Ф.Гарапова , мы ПРОТИВ против планов возобновления строительства Татарской АЭС, за альтернативное развитие пгт Камские Поляны и мы ЗА за устойчивое развитие Республики Татарстан без атомной электростанции.
жители Казани

Guest, 31.07.2014 в 12:16

наше нынешнее начальство - самое гуманное в мире.
исля сверху прикажут- все сделают как сказано.
ПОНЯТНО?!
плевали они на кэмититы фсякие.
у них наверху своих забот дофига.
ЛИЧНЫХ.

Guest, 31.07.2014 в 14:55

Стоимость строительства Татарской АЭС 20 млрд долларов или 700 млрд рублей. В три раза больше, чем Универсиада. За такие день, как писал Маркс, капитал готов на все.

Русский казанец, 01.08.2014 в 01:15

Такое строительство - это громадные налоги региону.
Не исключаю, что Татарстану не удастся заполучить такой выгодный объект.

Вы только представьте.

Закончилось строительство.

Пустили станцию.

И на место директора ставят не специалиста-ядерщика, а как заведено в Минихановке и Шаймиевке - очередного выпускника Казанского сельхоза - самородка от сохи и вымени, разумеется, еле-еле выговаривающего по-русски основные две-три матерные фразы.

Представили?
А ведь так и будет!

Поэтому не надо никакой АЭС
по простой причине
административной дистрофии и идиотии
в национальном регионе.


АЭС - Нет!

КРС - Да!

Guest, 01.08.2014 в 08:25

Поэтому не надо никакой АЭС
по простой причине
административной дистрофии и идиотии
в национальном регионе.

Засранец,ну-ка быстренько дай ссылку,в каком русском регионе нет административной дистрофии и идиотии.

Аналитик, 01.08.2014 в 09:16

Русский казанец, 01.08.2014 в 01:15
не надо никакой АЭС по простой причине
административной дистрофии и идиотии
в национальном регионе.
====================
Причина административной дистрофии и идиотии в национальных регионах ясна - России выгодно управлять ими через недалеких, но на все согласных и готовых идиотов. Ну кем должен быть человек, который готов участвовать в ограблении и угнетении собственного народа?!

Guest, 01.08.2014 в 14:57

вот этот выделенный аналитиком последний абзац засрика имеет рацио,что странно слегка.
а что,иногда разрешено и такое писать?
вашей служебной инструкцией.

Русский казанец, 01.08.2014 в 16:46

Только КРС - и много!

Но есть проблема. Московскими деньгами этот вопрос не решить, надо работать на местах. А работать ядерщики из сельхоза могут только на стройках века, увы.

Guest, 01.08.2014 в 21:40

"Ну кем должен быть человек, который готов участвовать в ограблении и угнетении собственного народа?" аналитик, это всё не интересно, напиши лучше что нибудь про русский язык в школах, хоть веселее будет.

KZ tatar, 01.08.2014 в 22:43

Guest, 01.08.2014 в 21:40
это всё не интересно, напиши лучше что нибудь про русский язык в школах, хоть веселее будет.
------------------------------------
Приятно что вы с чувством юмора. А давай те лучше я вам напишу про русский язык в средней азии, вот где действительно поржать можно.Оказалось то что никакой не великий и совсем не могучий. В Казахстане у нас многие русскоязычные "для смеха" отдают детей в казахские детские сады.А чтобы совсем уж обассаться от смеха на латиницу передти решили.
PS. Надеюсь как вы и хотели вам стало весело.

Guest, 02.08.2014 в 07:58

Интересно, а в законе об образовании в Казахстане записано о праве получать образование на родном языке?

KZ tatar, 03.08.2014 в 16:17

Guest, 02.08.2014 в 07:58
Интересно, а в законе об образовании в Казахстане записано о праве получать образование на родном языке?
-------------------------------
Я точно не знаю, но русскоязычным предоставлены и школы и ЕНТ(аналог ЕГЭ) и отделения в ВУЗах и трансляция Российских СМИ, хотя гос.язык в РК один казахский,у русского языка "особый" статус. До середины 20 века было много и татарских школ, но их закрыли не считаясь с мнением месных татар, ,закрывали так же много и казахских школ но после 91 года они открыли их вновь(многие татары отдают туда своих детей так как языки похожи).

Guest, 03.08.2014 в 16:43

Причем здесь образование и казахский язык, если речь идет о АЭС

KZ tatar, 03.08.2014 в 16:47

Есть так же казахско-турецкие лицеи.А в Nazarbaev University образование вообще на английском (преподавательский состав иностранцы из 30 ведущих ВУЗов мира).Вообщем языковая политика в Казахстане очень гибкая (в РФ же с вашей "монорусской" шизофренией наверное к этому никогда не придете).

KZ tatar, 03.08.2014 в 16:52

Guest, 03.08.2014 в 16:43
Причем здесь образование и казахский язык, если речь идет о АЭС
---------------------------------
Да ни причем вы правы.Просто кто то захотел посмеяться над русским языком в школах а я лишь подхватил тему.

Guest, 03.08.2014 в 18:28

,закрывали так же много и казахских школ но после 91 года они открыли их вновь(многие татары отдают туда своих детей так как языки похожи)." закрыли татарские, это конечно жаль но понятно, но зачем они закрывали свои казахские??? " языковая политика в Казахстане очень гибкая " а в чём гибкая?

астана, 03.08.2014 в 19:49

Некоторые «казахские интеллектуалы» любят говорить о разных демократических странах, где развивают «государственный язык», и думается мне, что проблему казахизации в РК, то есть требования резко увеличить число казахских школ, запретить документоооборот на русском, стоило бы связать с проблемой перевода, на индейский язык, делопроизводства в США и американских школ. Ведь США считается одним из самых демократичных государств, следовательно, с него не грех брать пример. Так вот, когда демократичная Америка перейдёт на язык коренных индейцев, когда потомки англичан, немцев и ирландцев заговорят на индейском, тогда и в Казахстане можно будет настаивать на тотальной казахизации.

А пока упрекнуть русских не в чем, мы итак, изо всех сил, способствовали развитию казахского языка. Казахские школы существуют, на этой земле, только потому, что существуют русские школы, ведь это русские основывали казахское образование, прилагали усилия для его становления. Были бы на месте русских англичане, испанцы, китайцы, или другие имперские нации, никаких казахских школ не было бы. Не верите? Спросите у индейцев.

Guest, 03.08.2014 в 23:10

спасибо конечно.
но разве вас приглашали?

Аналитик, 04.08.2014 в 15:04

Однажды украинские политики в ответ на требование признать русский язык вторым государственным языком Украины потребовали от РФ признать государственными 10-15 языков народов России. В самом деле, неужели русские это такая высшая раса, заслуживающая особых языковых прав, тогда как нерусские народы никаких языковых прав не заслуживают? Очень похоже на то, что правящие круги Эрэфии придерживаются именно такой зрения - у русских должны быть языковые права, а наличие таких прав у нерусских оскорбляет русский народ, высшую расу!

Guest, 04.08.2014 в 15:43

"Однажды украинские политики в ответ на требование признать русский язык вторым государственным языком Украины потребовали от РФ признать государственными 10-15 языков народов России" анал, для начала сообщи где это можно прочесть, а дальше видно будет стоит ли с тобой тёрки вести.

Русский казанец, 04.08.2014 в 15:49

На какой сайт не зайдешь, даже если там исключительно татары, например, группы вконтакте и т.д., везде общение происходит на русском языке. Ведь нет никаких препятствий для татарского в данных случаях, группы созданы для татар, и тем не менее.

Что касается русского языка в государственном масштабе, так вот в Киргизии государственным языком стал русский язык. В стране сохраняется вертикаль образования на русском языке. Образование на киргизском и узбекском языках затруднено в связи с отсутствием методик и соответствующих программ. Большинство школьных предметов обеспечены исключительно учебниками на русском языке. В своей массе родители учащихся поддерживают обучение детей на русском, что позволяет говорить о сохраняющемся престиже русского языка.

Наиболее важной проблемой с точки зрения сохранения позиций русского языка как языка межнационального и межкультурного общения является интенсивный миграционный отток русского населения из Киргизии. Президент Ассоциации «Союз образовательных учреждений Кыргызстана» Г.Д. Ибрагимова отмечает:

Хочу отметить, что наблюдается мощный отток русскоязычного населения. И со всех регионов республики идут два потока: один — в центр, другой идет за пределы страны. В основном русским языком владеет сегодня только старшее поколение, большей частью проживающее в Бишкеке. 80 процентов населения в Кыргызстане — это сельское население, проживающее в горных районах, и фактически сегодня Кыргызстан стремительно теряет русский язык. Мы не сохраняем русский язык, а стремительно его теряем.

Тем не менее, русским языком продолжают пользоваться в межнациональных контактах, а часто и как родным языком, представители более чем восьмидесяти этносов, проживающих на территории Киргизии, в частности киргизы и узбеки в Оше; украинцы и корейцы в Бишкеке, казахи и дунгане в Чуйской области.

---

Guest, 04.08.2014 в 16:21

астана, 03.08.2014 в 19:49
Некоторые «казахские интеллектуалы» любят говорить о разных демократических странах, где развивают «государственный язык», и думается мне, что проблему казахизации в РК, то есть требования резко увеличить число казахских школ, запретить документоооборот на русском, стоило бы связать с проблемой перевода, на индейский язык, делопроизводства в США и американских школ. Ведь США считается одним из самых демократичных государств, следовательно, с него не грех брать пример. Так вот, когда демократичная Америка перейдёт на язык коренных индейцев, когда потомки англичан, немцев и ирландцев заговорят на индейском, тогда и в Казахстане можно будет настаивать на тотальной казахизации.

А пока упрекнуть русских не в чем, мы итак, изо всех сил, способствовали развитию казахского языка. Казахские школы существуют, на этой земле, только потому, что существуют русские школы, ведь это русские основывали казахское образование, прилагали усилия для его становления. Были бы на месте русских англичане, испанцы, китайцы, или другие имперские нации, никаких казахских школ не было бы. Не верите? Спросите у индейцев.
------------------------------------
Такой пурги в жизни не читал.У тебя явно проблемы со знанием жизни в средней азии до СССР и после 1991 года.

Аналитик, 04.08.2014 в 16:42

Guest, 04.08.2014 в 15:43
для начала сообщи где это можно прочесть, а дальше видно будет стоит ли с тобой тёрки вести.
===============
А с чего это ты взял, педик,то я буду с тобой вести какие-то терки? Это было написано для лиц с натуральной ориентацией, а не таких гомиков, как ты. Шел бы ты на соответствующий портал педиков, общался бы с себе подобными и не путался бы тут под ногами у нормальных людей.

Аналитик, 04.08.2014 в 16:46

Русский казанец, 04.08.2014 в 15:49
На какой сайт не зайдешь, даже если там исключительно татары, например, группы вконтакте и т.д., везде общение происходит на русском языке.
=======================
А ты погляди на русских в Америке после 200 лет проживания в англоязычной среде, на каком языке они общаются между собой? На каком языке сейчас говорят русские в Парагвае?

Аналитик, 04.08.2014 в 16:54

В Министерстве иностранных дел Украины предлагают РФ план конфедерализации российского государства с введением нескольких государственных языков для обеспечения представительства нацменьшинств в деятельности органов государственной власти.
Об этом заявил директор департамента информационной политики МИД Евгений Перебийнис, комментируя звучащее предложение от российской стороны о федерализации Украины и обеспечению прав ее граждан.
Он указал на недопустимость диктовки Украине, какую форму государственного устройства, какие формы политической и экономической или социально-культурной жизни ей внедрить, сообщает «Украинская правда».
«Российской власти следовало бы сосредоточиться на наполнении собственного федерального устройства, реальным содержанием, возращении к демократическим выборам на региональном и местном уровне, обеспечение защиты прав национальных меньшинств, которые страдают из-за отсутствия возможности полноправного участия в деятельности органов государственной власти и принятии решений по развитию их территорий», — подчеркнул он.
«В случае отсутствия прогресса в этом направлении Украина могла бы предоставить Российской Федерации свои предложения по усовершенствованию и оптимизации ее государственного устройства и политической системы, например, в виде плана конфедерализации российского государства, внедрения 5-10 государственных языков, а также национальных квот в основных органах государственной власти, которые бы четко отображали интересы всех национальных языковых групп российского общества», — заявил Перебийнис.
В МИД Украины уверены, что такой шаг позволил бы РФ приблизиться к цивилизованным образцам демократии, прав человека и уважения к нацменьшинствам.
http://fraza.ua/news/02.04.14/192397/ukraina_predlagaet_rossii_vvesti__gosudarstvennyh_yazykov.html

Guest, 04.08.2014 в 17:36

"внедрения 5-10 государственных языков" это возможно было бы если в процентном отношении национальности были бы приблизительно равны. на украине же совсем другой расклад, там почти поголовное русскоязычное население, поэтому придание русскому языку статуса государственного было бы логичным, а на юго востоке где сплошь русскоговорящие просто необходимо давать русскому языку статус второго государственного. так что сравнение нас с украиной в этом плане не правильно.

Русский казанец, 04.08.2014 в 23:49

Да ладно вам, со стороны Паребийниса (латыш, что ли?)это просто такой троллинг, наподобие повторения матерной министром иностранных дел.

Всё решит расклад сил всех видов.
Решится всё в зависимости от результатов прямой или непрямой борьбы.

Подождём!

Русский казанец, 04.08.2014 в 23:51

наподобие повторения матерной кричалки

Guest, 05.08.2014 в 06:58

Русский казанец, 04.08.2014 в 15:49
На какой сайт не зайдешь, даже если там исключительно татары, например, группы вконтакте и т.д., везде общение происходит на русском языке. Ведь нет никаких препятствий для татарского в данных случаях, группы созданы для татар, и тем не менее. _______________________________________ Как не зайдешь на сайт все одно и то же. Ну сделай так, чтобы на раз, два все начали писать на татарском и не писали на русском. А впрочем, когда китайский станет государственным - этак лет через 20 - все будут писать на китайском. Подумай почему?

Русский казанец, 05.08.2014 в 07:12

Да и на Украине так же.
Всё пишут, что они за украинский язык и прочее бла-бла, но пишут и выступают за украинский язык исключительно на русском. Это же просто анекдот.

«Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус»

Guest, 05.08.2014 в 09:55

Русский казанец, 05.08.2014 в 07:12
Да и на Украине так же.
Всё пишут, что они за украинский язык и прочее бла-бла, но пишут и выступают за украинский язык исключительно на русском. Это же просто анекдот.

«Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус»
---------------------------------------
Ежу понятно что это лишь вопрос времени.Русский язык естественным образом постепенно теряется в странах СНГ.И только идиот(либо конченный засранец) может спросить почему в РТ сегодня в соц.сетях пишут на русском.

Guest, 05.08.2014 в 12:28

".И только идиот(либо конченный засранец) может спросить почему в РТ сегодня в соц.сетях пишут на русском." Guest, 05.08.2014 в 09:55 и почему?NETCAT_SMILE_GRIN

Guest, 05.08.2014 в 14:02

Тема Антиядерный юбилей, вернитесь к теме. Предлагаю АЭС построить на красной площади в москве...
А русский казанец - ну ничего умного - этакий жалкий лепет барана.

Guest, 05.08.2014 в 14:26

правильное фамилие - ПЕРЕБЕЙНОС.
распространенная среди хохлов.

Guest, 05.08.2014 в 14:31

у булгакова в БЕЛОЙ ГВАРДИИ :
-кот на мове - КИТ! петлюровский охвитзер.
его спрашивают :
-а как же называть тогда КИТА(океанского животного)?!
перебийнис -то же самое - МОВУШКА.

Русский казанец, 05.08.2014 в 18:10

Guest, 05.08.2014 в 09:55
Guest, 05.08.2014 в 12:28

Вонятки, вас клонировали?


---Предлагаю АЭС построить на красной площади в москве...---

Это ты называешь умным предложением?

-------------------

Умное предложение, это отказать татарии в своей аэс. Причины рассматривались уже. Споров не возникло. И только гесту Вонятке-2 потребовалось что-то добавить про москву и красную площадь.
Успокойся, вонятка-2, не будет тебе ни аэс поначалу, ни многого другого потом.



Русский казанец, 05.08.2014 в 18:15

Guest, 05.08.2014 в 14:26

правильное фамилие - ПЕРЕБЕЙНОС.
распространенная среди хохлов.


Красиво звучит фамилия, почти как у прибалтов.
NETCAT_SMILE_SMILENETCAT_SMILE_SMILE

фото из сети

Перебейнос Света

NETCAT_BBCODE_IMG

Аналитик, 05.08.2014 в 21:28

Guest, 04.08.2014 в 17:36

"внедрения 5-10 государственных языков" это возможно было бы если в процентном отношении национальности были бы приблизительно равны. на украине же совсем другой расклад, там почти поголовное русскоязычное население, поэтому придание русскому языку статуса государственного было бы логичным
=================
Было бы логичным, если бы Россия сначала признала все те права национальных меньшинств, которые она требует для русских в России и за ее пределами. Если русские имеют право пользоваться русским языком в какой-нибудь Чечне, где их 3,7%, то татары в России, где их в процентном отношении как минимум столько же, также должны иметь право пользоваться татарским государственным языком!

kz tatar, 05.08.2014 в 23:19

Да что там Чечня. В Казахстане не имеющим к РФ ни какого отношения ,скажем в Атырауской области русских не более 5% и при этом их "снабжают" и русским образованием и русскими СМИ, учитывая что тамошние казахи рода Адай предпочитают свой язык , они более чем вежливы по отношению к столь не значительному числу русских. А в России на полтора млн.казахов ни каких школ не предусмотренно, а о ВУЗах и говорить не приходится.
Русские национал патриоты подавайте и дальше пример соседям по СНГ как нужно "ложить" на нац.меньшинства у "себя" в стране тем самым подставляя своих сородичей за "забором" или вы везде потом собираетесь защищать права русских как в "незалежной".

Guest, 05.08.2014 в 23:55

русские имперский народ
татары имперский народ
казахи имперский народ

все одинаковые


Но все же русский язык более имперский, и поэтому в Кыргызстане государственный язык - русский!

Guest, 06.08.2014 в 05:18

"также должны иметь право пользоваться татарским государственным языком!" а кто вам мешает писать здесь на татарском, или вы его не знаете?))) " в какой-нибудь Чечне" что так грубо?

Guest, 06.08.2014 в 05:44

В Киргизии русский второй официальный а не единственный и так же как и везде в СНГ идет на спад.

Guest, 06.08.2014 в 07:05

"также должны иметь право пользоваться татарским государственным языком!" а кто вам мешает писать здесь на татарском, или вы его не знаете?))) " в какой-нибудь Чечне" что так грубо?________________

Этот РК под разными никами все никак не может успокоиться, вот для таких как ты все открыто и прозрачно и на русском.

Аналитик, 06.08.2014 в 08:08

Guest, 05.08.2014 в 23:55
Но все же русский язык более имперский, и поэтому в Кыргызстане государственный язык - русский!
===============
Очередная имперская лажа.Единственный государственный язык Кыргызстана - это киргизский, хотя использование русского языка как официального все еще допускается. Но это временно, все делопроизводство в Кыргызстане постепенно переводится на киргизский язык.

Закон Кыргызской Республики "О государственном языке Кыргызской Республики"

(В редакции Законов КР от 8 декабря 2009 года N 307, 21 января 2010 года N 8, 6 октября 2011 года N 165, 25 февраля 2013 года N 33)

Глава 1
Общие положения

Статья 1.

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики государственным языком Кыргызской Республики является кыргызский язык.

Кыргызский язык как один из главных основ государственности Кыргызской Республики функционирует в обязательном порядке во всех сферах государственной деятельности и местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими законами Кыргызской Республики.
В Кыргызской Республике в качестве официального языка употребляется русский язык."

Guest, 06.08.2014 в 12:47

языковые моменты хорошо бы их постепенно отрегулировать ДОГОВОРАМИ между РФ и РК и т.д.
и там живут мигранты,и у нас.
одинаковые права для тех и тех.
проще пареной репы.
но шовинисты с той и с другой стороны обязательно наломают много дров-березовых-у нас,кизяка - у казахов,к примеру.

Русский казанец, 06.08.2014 в 13:38

Этот РК под разными никами все никак не может успокоиться, вот для таких как ты все открыто и прозрачно и на русском.

Это не так!

Артур, 11.08.2014 в 10:41

Казахский и татарский языки

Некоторое время назад в одном дальнем казахском ауле, где все говорят практически исключительно на казахском языке, поскольку там не казахов попросту нет, и где в домах местными жителями телепрограммы принимаются через спутниковые «тарелки», я обратил внимание на то, что один мальчик младшего школьного возраста то и дело смотрит передачи телеканала «Татарстан– Новый век» из Казани на татарском языке. С одной стороны, понять его было можно. Потому что из всех казахстанских телеканалов доступен был в этом ауле общенациональный «Казакстан», да и то не все время. А все остальное, что можно было ловить с помощью спутниковой антенны, состояло из программ российских, западных, турецких, китайских и прочих азиатских телекомпаний, а также узбекского, туркменского и азербайджанского телевидения. Выбор вроде бы большой, а казахскоязычному человеку смотреть особенно нечего. Поэтому взрослые, как я заметил, подходили к телевизору лишь к вечеру, чтобы по каналу «Казакстан» новости за день посмотреть и послушать, а потом на какой-нибудь фильм или ток-шоу поглядеть.

А вот тот мальчик больше времени проводил за просмотром телепередач. И смотрел он днем главным образом программы телеканала из Казани на татарском языке. Как-то мы находились вместе с ним в комнате, где стоял телевизор. И попытался, переключившись на Ташкент с помощью пульта, попробовал заинтересовать его узбекским каналом, заодно сам хотел посмотреть передачи по-узбекски, благо язык этот я понимаю, так как в прошлом пару лет прожил в Узбекистане. Но мальчик интереса к ташкентским передачам не проявил. Не поддался он также моим попыткам заинтересовать его программами туркменского и азербайджанского телевидения. Турецкие сериалы и зажигательные песни ему тоже оказались совсем не интересны. Как бы воздавая должное моим стараниям и извиняясь за свою неподатливость, он пояснил, что не привык смотреть телевизор не на казахском языке.

«А тут, по-твоему, что, казахи выступают и по-казахски говорят?!», - спросил я как бы с вызовом после того, как мальчик в очередной раз переключил телевизор на канал «Татарстан– Новый век». Ответ его совершенно удивил меня: «Это русские по-казахски говорят».

Такого я не ожидал. Поэтому мне в голову ничего другого, кроме как сказать «Но это же все-таки не казахский язык. Не такой язык, на каком мы с тобой говорим», не пришло. На что мальчик сказал: «Но это же русские. И они по-казахски разговаривают на свой манер. Они смягчают казахский язык». Такие у него были представления.

Вернувшись в город, я сам, заинтригованный суждением того мальчика, как-то втянулся в просмотры программ канал «Татарстан– Новый век» на татарском языке. После небольшого адаптационного периода, необходимого для привыкания к произношению слов, словосочетаний и фразеологических оборотов по-татарски, которые в большинстве своем являются привычными, уже никаких сложностей с восприятием, хотя и родственной, но все же чужой, казалось бы, речи не возникает. Отсюда со временем формируется вопрос: а чужой ли татарский язык для казаха?! Скорее всего, нет.

Берешься читать письменные тексты на татарском, и поскольку в этом случае встречаешь много слов, которые представляются не очень понятными или вовсе непонятными, начинаешь думать: мол, другой язык, а потому и не дается пониманию. А слушаешь устную речь по-татарски, и тут уже совсем другое дело. Язык, хоть и не совсем такой, как родная казахская речь, но, в общем-то, вполне понятный и вовсе не кажущийся чужим. Прежде всего, потому, что имеется масса общих устойчивых речевых оборотов, фразеологизмов, идиом и т.д. То есть при близком знакомстве с татарской речью складывается впечатление, что казахи с татарами говорят на одном и том же языке, да только лишь каждый народ делает это на свой манер.

Потому что тогда, когда говорят на разных отдельных языках, хоть и родственных между собой, столь много общего у них все же не бывает.

Между казахским и татарским разницы не больше, чем у разных диалектов таких имеющих многовековую общую государственную и культурную историю языков, как немецкий и французский язык. Что же касается диалектов китайского, то они в некоторых случаях бывают настолько далеки друг от друга, что их носители попросту не понимают друг друга и нуждаются для общения между собой в услугах переводчика. Даром что китайский народ в целом вот уже столько веков живет в рамках одного государства и в пределах единого этнокультурного пространства.

А ведь у казахского и татарского языка такая общность продолжает сохраняться, несмотря на то, что у них подобного централизующего и объединяющего начала вроде как не было, и нет вот уже столько столетий. Их близость, надо полагать, восходит корнями к временам могущества Золотой Орды. Но когда это было. А поразительная языковая близость и общность сохраняется поныне. Она все еще, как можно предположить, настолько крепкая, что при ближнем знакомстве со связями казахской речи с татарской, а также, тем более, башкирской, карачаевской и балкарской речью начинаешь проникаться сомнениями относительно того, что разговор идет об отдельных языках, а не о диалектах одного и того языка.

Что же касается связей казахского с ногайским и каракалпакским языками, там, в действительности, нет места даже для диалектной разницы. Из своего опыта знаю об этом.

Отправляясь лет двадцать тому назад в командировку в каракалпакскую столицу Нукус, задавался вопросом о том, на каком языке лучше было бы изъясняться с каракалпаками – на узбекском или на русском языке. Доехал на поезде до станции Ходжейли на левой стороне Амударьи и, переправившись на междугороднем автобусе через реку по мосту, оказался на автовокзале столицы Каракалпакии. Там пересел на городской автобус и оказался чрезвычайно удивлен. Все говорили по-казахски или, сказать точнее, по-каракалпакски. Разницы я не уловил. Только одно было непривычно. Вместо «ия» (утвердительное «да» в переводе на русский язык) там все говорили «ауа». Причем – и каракалпаки, и казахи местные.

Несколько позже также по делам командировки находился в Астрахани. Находясь на железнодорожном вокзале, перед отъездом на поезде обратно в Казахстан, увидел двух парней, которые, насколько я понял, разговаривали по-казахски. Я подошел к ним и, поздоровавшись на своем родном языке, спросил: «Ребята, вы из какой области?». Имелось в виду – из какой области Казахстана. Те несколько удивленно переспросили: «Ты, наверное, хотел спросить, из какой автономной области или республики или из какого края?». Выяснилось, что это были ногайцы. И они, когда встречаются со своими не известными им сородичами, спрашивают, из какой северо-кавказской автономии (республики или области) или из какого из двух – Ставропольского и Краснодарского - северо-кавказских краев те происходят. А язык так же, как и в каракалпакском случае, на первый взгляд не отличим от казахского языка.

То есть у меня сложилось впечатление, что разница между казахским, каракалпакским и ногайским языком не больше, чем разница между говорами одного и того же языка.

Разница же между этими тремя языками и татарским, а также башкирским, карачаевским и балкарским языками носит характер разницы между диалектами одного и того же языка.

Официальная же наука считает их всех разными языками. Но мне кажется, что это, мягко говоря, заблуждение.

Поэтому возникает вопрос о том, казахский и татарский язык – это диалекты одного и того же языка или два разных языка?!

Автор:
Амангос ТЕЛГАРАЕВ

Guest, 12.08.2014 в 15:57

дружок, а куда деется в твоем раскладе родимый твой КИРГИЗСКИЙ?

Guest, 14.08.2014 в 08:47

Кыргызский язык такой же тюркский язык.Язык очень богатый и образный.Самый великий в мире эпос "Манас" составлен на кыргызском языке. Ваше "Слово о полку Игореве" песчинка по сравнению с ним.В СССР старались предать забвению этот великий эпос,наполненный глубочайшим философским смыслом,старались низвести его до уровня сказки,басни. Понимали наверно шовинисты,что такие народные сокровища,мощный заслон русификации.
Если же сравнить кыргызский язык с казахским и татарским,то он более архаичен т.к. в нем меньше арабизмов,а русизмов практически нет,от чего сейчас уже страдает татарский язык,в котором используются такой новояз как"бидра,чиста, бит(русск.ведь)",и др.
21 век,будет веком расцвета тюркского этноса,хочет этого кто или не хочет.

Guest, 14.08.2014 в 12:53

".Самый великий в мире эпос "Манас"" НЕСЧАСТНЫЙ, КТО ЖЕ ЭТО ВАМ ТАКОЕ ПРИДУМАЛ?

Guest, 14.08.2014 в 14:17

Ну то что вы ничего не знаете о том,что написано про языки и эпос "Манас"в этом и никаких сомнений не было.Как и в том,что навряд ли слышали о такой организации как ЮНЕСКО и его оценке мирового культурного наследия человечества.Да в принципе вам этого и не надо.То что надо для ваших мозгов,вам скажут ваши правители,как сейчас про Украину.

Guest, 14.08.2014 в 14:45

верно ли я понял,что казахи процветают,вслед за ними кыргызы с манасоми и ваапппще - ЖИСЬ УДАЛАСЬ!
рады за вас.
только,пжлста,ИДИТЕ ДОМОЙ.
ведь там так все ЗАЕБИСЬ.
А МЫ ТУТ БЕЗ ВАС : ТАТАР - РУС.
КАК - НИБУДЬ ДА...

Guest, 14.08.2014 в 15:25

Guest, 14.08.2014 в 14:45
Ты тут с рус.татр.водка пить заебись,нах.. всех татар собери до кучи.Всем урусам жопу лижи нах..Конкретно.понятно