2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Адмиралтейство – гордость земли Казанской
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Адмиралтейство – гордость земли Казанской

27 июля 2012 года

«Отсель выехать нельзя. Столько разных объектов, достойных взгляду…»
И письма Екатерины II, Казань, графу Н.И. Панину.

«Мы поднялись на Зилантову гору.
За Казанкой перед нами расстилалась
панорама Казани».

А.Н. Радищев «Путевые заметки».
 

     Казанское Заречье имеет очень старую историю. На могучей реке Волге город не мог обойтись без своего флота. Леса обступали Казань со всех сторон и были хорошей основой для кораблестроения. Работных людей тут также хватало. Суда строились и в XV и в XVI веках. Не случайно Петр I основал здесь Адмиралтейство.
      Петровским указом 1718 года было положено начало такому крупному предприятию, как Казанское амиралтейство России. Оно предназначалось для строительства, ремонта и длительного хранения речных и морских судов. Адмиралтейство включало в себя астраханскую, казанскую и нижегородскую верфи для Балтийского и Каспийского флотов.
      Указ Петра гласил: «Мы, государь Всея Руси, император и самодержец Всероссийский, сегодня, 15 генваря 1718 года от рождества Христова, на имя воеводского товарища Казанской земли Н.А. Кудрявцева даем указ: учредить на левом берегу р. Казанки на пашенной земле Зилантова-Успенского монастыря и села Бишбалта, как раз в районе весенних пристаней крупчатого завода Г.Г. Журавлевых на пространстве в 4510 кв. сажен – Адмиралтейство. Надлежит в кратчайший срок построить 7 эллингов для строения кораблей, провиантские и лесные склады, казармы, мастерские и чертежные. Для начала принять на работу посылаемого мною «Венецейского» мастера. Тому строить здесь и впредь галеры, гамоты, шмаки и боты, люгера, канонерские лодки и прочие суда. Учреждение впредь именовать «Адмиралтейской конторой». Обо всех преградах и нуждах, чинимых нашей воле, сообщать мне лично. Петр».
      Еще раньше, в 1710 году, из Казани в Балтийское море ушла эскадра из пяти кораблей. Один из которых гордо носил название – «город Казань», и в Азовское море – восемь судов. Здесь уже регулярно выполнялись царские заказы. Память о судах, сделанных в Казани татарскими корабелами еще в ранних веках, сохранялась в названиях типов судов, ходивших по Волге: «Пабусы», «мишани», «каюки», «барбасы». С конца XVI века судостроение в Казани стало делом царским, казенным, под наблюдением воевод.
      Казанский край был богат корабельной сосной, дубом. Его морили в специально вырытом канале. Более чем за сто лет тут было построено и спущено на воду, по некоторым источникам, 340 судов, в том числе «фрегаты», «бригантины», «корветы», «бриги», транспорты, канонерские лодки и морские товарные суда – «каты».
      В 1722 году Петр лично осмотрел Казанское адмиралтейство и остался доволен им. Здесь он отпраздновал свое 50-летие и на кораблях, построенных в Казани, вышел в Персидский поход. Победы на море во многом обязаны казанским судам и помогли Петру I присоединить Баку и Дербент. На обширных казанских верфях трудились более тысячи человек. При Адмиралтействе существовала «цифирная» школа. Ему был подчинен построенный в городе в 1719 году «Пумповый» завод, на котором вырабатывалась кожа, шедшая на изготовление корабельных насосов, подошвенная кожа, юфть. Суда отправлялись в поход во время ежегодного весеннего половодья на Волге.
      Тяжелые работы по вырубке и доставке леса выполнялись прикрепленными к адмиралтейству государственными крестьянами (лашманами), русскими, татарами, чувашами, марийцами, и ютились они в жалких лачугах и землянках. Так возникло целое поселение «Адмиралтейская слобода». При Петре I приписанные к Адмиралтейству служивые люди освобождались от податей. Из общего числа служивых две трети составляли татары. Работное село «Бишбалта» изначально было портовым, судостроительным. Село названо так по одноименному урочищу «Бежболда», куда были выселены казанцы-татары в 1551 году. Отсюда и название «Пять топоров» (в переводе).
      Казанское адмиралтейство было поистине грандиозным судостроительным предприятием тех лет. Город наш по праву может гордиться тем, что история создания Российского флота связана во многом с ним. Казанское адмиралтейство спустило на воду чуть ли не половину торговых и военных судов Российского флота того времени! Все заботы по созданию и работе Адмиралтейства были возложены на имевшего большой опыт в корабельном деле Н.А. Кудрявцева, ставшего вице-губернатором. «Адмиралтейские конторы» позднее, с 1774 – 76 гг., размещались в городе в длинном 2-этажном доме на углу улиц Покровской и Поперечно-Казанской (К. Маркса и Япеева), впоследствии там была земская больница, ныне кардиологический диспансер.
      В 1811 году был спущен на воду большой корвет «Казань» в 35 метров длины с палубной артиллерией из 24 фунтовых «коронад» в количестве 16 единиц.
      С появлением паровых машин в начале XIX века отпала нужда в больших парусных судах, и в 1829 году Адмиралтейство переводится в Астрахань. Судьба самой Адмиралтейской слободы благотворно сказалась на развитии города. Слобода вошла в черту города в 1848 году. В 1849 году между слободой и городом построили дамбу (расстояние в 4 версты) по идее губернатора С.П. Шипова. Было выкопано, перевезено и уложено 24 тысячи кубов земли. Дамбу осветили керосиновыми фонарями. А в 1875 году проложили первую конно-железную дорогу от «Толчка» (М. Проломная) до «Устья». А в 1899 году сменил трамвай №1 («однерка» и сегодня носит трамвайная линия в «Заречье»). У въезда в город стояли триумфальные ворота, построенные в 1879 году в честь встречи 2-й пехотной дивизии после победы в русско-турецкой войне. Теперь их нет, снесла революционная буря в 1918 году.
      А здесь быстро разрослись слободы «Адмиралтейская», «Ягодная», «Игумново», «Гривка». В начале XIX века на Волге установилось регулярное пароходство. Пристани на «Дальнем Устье» росли, как грибы. Адмиралтейская слобода стала своеобразным торгово-промышленным районом города. Главная улица слободы – «Московская» (теперь ул. Клары Цеткин). До центра города от дальних пристаней на «Бакалде» – 6 км. Здесь проводились в XIX веке промышленные и сельскохозяйственные выставки. Слобода была одним из наиболее развитых районов Казани.
      Екатерина II в 1767 году путешествовала с челядью по Волге на двух галерах, желая узнать ближе свой народ. Одну из них – «Тверь» императрица после похода подарила городу Казани. Галера представляла собой 20-весельное судно под парусами. В начале ХХ века в Адмиралтейской слободе на пути к Устьинским пристаням еще можно было видеть деревянное строение, напоминающее большой сарай, «сарай» назывался «Галерный двор». Внутри него находились два судна: галера «Тверь» и 12-весельный катер императора Павла I, посетившего наш город. Император Павел I с сыновьями-цесаревичами Александром и Константином прибыл в Казань в мае 1798 года.
      В результате пожара от озорства детей в 1956 году сгорели исторические ценности.
      По инициативе главы администрации Кировского района и содействии Зеленодольского судостроительного завода в Петербурге воссоздается аналог «Твери».
      По внешнему виду слобода в начале XX века напоминала небольшой уездный городок: деревянные и каменные дома двух и даже трех этажей, широкие улицы, которые были электрифицированы, большое количество магазинов и лавок. В саду «Тиволи» был устроен летний театр. В 1910 году владелец механических заводов Свешников выстроил деревянный электротеатр.
      В слободе имелись церковь, Виноградовская больница, пожарная часть, Мариинская богодельня с сиротским домом. Тут был еще один сад – Андреевский, по имени губернатора, «цифирная» школа.
      Достопримечательностью слободы являлась Зилантова гора – «Джилан Тау», легенда о которой строго связана с историей основания Казани и ее герба (изображение «змия Зиланта»).
      В Адмиралтейской слободе проводились частные выставки сельхозпродуктов (1879 г., 1880 г.). Здесь и механический завод Свешникова, завод Ушкова, паркетная фабрика Локке, мельница Журавлевых, а недалеко фабрика Алафузовых и казенный «Зелийный» завод (пороховой).
      До 1840 года пристани находились ниже устья реки Казанки. Местность называлась «Бакалдой» (по имени села) и еще долго сохраняла значение грузовых участков. В 1843 году из Голландии прибыли пароходы «Самсон» и «Волга» (в разобранном виде). Образовалось общество «По Волге». Пароходы были буксирные. С начала 50-х годов XIX столетия появились общества «Меркурий» (позднее «Кавказ и Меркурий»), «Самолет» с пассажирскими линиями Н. Новгород – Астрахань. А к началу XX века уже были 16 пароходных компаний, которые обслуживали Волгу, Каму, реки Белую, Вятку. Дебаркадеры украшались очень затейливо. Особенно отличалась красотой «Казенная пристань». Большое число пароходов и барж имели Стахеевы, Савины, Шамовы. Паровой флот «Торгового дома Григория Стахеева и сыновей» насчитывал 5 буксиров, 50 барж, которые перевозили зерно, хлеб, колониальные товары, хлебный спирт, вино, соль. Грузчики катили по деревянным настилам с пароходов на берег бочки, крючники тащили на спинах мешки. Летом лежали горы овощей, арбузов.
      Здесь функционировали почтово-телеграфное отделение с телефоном, контора представителя городской управы. На весь город был известен книжный магазин Башмаковых.
      В половодье Волга затопляла местность, и пристани перевозились в устье реки Казанки – «ближнее устье» до конца мая.
      После постройки Адмиралтейской дамбы 25 января 1854 года открылось сообщение омнибусов (дилижансов) вместимостью до 12 человек. На пристанях был построен двухэтажный деревянный вокзал. У дальнего устья лошадям приходилось преодолевать довольно крутой подъем с резким поворотом. Две лошади, впряженные в конку, переполненную пассажирами, не могли взять гору, и тут впрягали пристяжную лошадь по кличке Петрушка. Наверху ее вновь выпрягали. Отсюда пошли и название остановки «Петрушкин разъезд».
      Летом 1890 года Федор Иванович Шаляпин часто приезжал на берег Волги к пристаням и часами наблюдал за работой грузчиков, которые непрерывно пели «Дубинушку». Он вспоминает в своей биографии: «На берегу в деревянных лавочках торгуют татары сафьяновыми ичигами, казанским мылом, бухарскими тканями. Русские продают булки, колбасы и всякое съестное. Все ярко, вкусно, все вокруг празднично…»
      Люди очень старого поколения помнят поездки на трамвае №1 на дальнее устье к пристаням на ту старую Волгу. Массы людей устремлялись сюда весной, к началу ледохода. Стоял страшный грохот, льдины наползали друг на друга. Все кричали, стараясь перекрыть рев дикой водной стихии. Торговля шла своим чередом с лотков, кипели самовары.
      Теперь все это ушло под воду. В 1956 году пришла большая вода, и о «Дальнем устье» начали понемногу забывать. «Петрушкин разъезд» да железнодорожная платформа «Адмиралтейская слобода» остались в нашем лексиконе.
      В жаркие летние дни до середины 50-х годов прошлого ХХ века казанцы устремлялись в излюбленное место отдыха, на остров «Маркиз». Остров принадлежал роду маркизов Пелуччи. В конце XIX века был продан дворянину из династии графов Елагиных; на афишах, приглашавших отдохнуть в этом замечательном уголке природы, он обозначался как «Елагин остров». Это был настоящий парк отдыха с прекрасным пляжем, располагавшийся напротив «Устья» посреди Волги. Туда добирались речными трамвайчиками, на лодках и на знаменитом перевозе «Волгарь». Один из старейших паромов «Услонский перевоз – Волгарь», широкое, приземистое судно, был любимым транспортным средством на Волге от Казани до В. Услона. «Волгарь» прибыл из Швеции в 1895 году. А навстречу ему попадались порой такие же плавающие реликвии, как «Спартак», бывшая «Великая княгиня Ольга». Таких княгинь, цесаревичей и императоров было много на великой реке.       Так незаметно, в середине ХХ века, уплывал в прошлое неповторимый мир старой Волги.
 

Борис МИЛИЦЫН.


Комментарии (1)
Тиур, 11.07.2021 в 14:33

Пётр I праздновал полувековой юбилей в Нижнем Новгороде