2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Абхазия – трудный путь (ч.3)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Абхазия – трудный путь (ч.3)

21 января 2016 года
Абхазия – трудный путь (ч.3)

     Продолжаем интервью с президентом Абхазии Раулем Хаджимбой. Интересный момент, Ингурская ГЭС, самая крупная на Кавказе гидроэнергостанция, находится одновременно на территории Абхазии и Грузии (плотина на грузинской стороне, а электростанция на абхазской). Высота плотины 272 метра, то есть примерно 90-этажный небоскреб. Мощность 1300 Мвт, выработка электроэнергии считается 4,2 млрд. квт/ часов. С Грузией в 1992 г. достигнута договоренность о том, что выработанная электроэнергия делится между Абхазией и Грузией в пропорции 40:60. Несложный подсчет показывает, что на долю Абхазии должно приходиться примерно 1,7 млрд. квт/ часов в год. Рауль Хаджимба заявил: «Разногласия до сих пор не сняты. Ингури ГЭС находится на территории Абхазии и принадлежит абхазскому государству».
     – Турция – один из серьезных экономических партнеров Абхазии. Тем не менее явно под давлением НАТО и не желая разрыва отношений с Грузией она не признала Абхазию.
     – Был момент, когда даже страны СНГ объявили нам блокаду. Но Турция всегда стремилась обеспечить Абхазию самыми необходимыми для нас товарами. Ведущие предприятия Турции проявляют к нам интерес. Конечно, некоторые страны Запада связаны политической ситуацией. В любом случае я уверен, что у Абхазии очень хорошее будущее.
     – Понятно, что главный туристический поток в Абхазию может быть только из России. В Турции свое море, Средиземное, китайцы тоже имеют свои субтропики и не полетят за несколько тысяч километров отдыхать. Только более северные россияне к вам могут поехать и, конечно, гораздо более 2 млн. в год. Теоретически ваш туристический рынок может давать до 50 млрд. рублей в год дохода. Наверное, нужно вернуться к советской системе, когда каждый регион России имел свой санаторий на Черноморском побережье и каждое ведомство тоже. Татарстан мог бы иметь несколько санаториев крупных в Абхазии.
     – У нас быстро в лучшую сторону меняется сервис. Пока что люди едут к нам часто из ностальгических настроений. У нас первозданная природа. Я поездил по районам Татарстана. В каждом подчеркивается национальное своеобразие. Я бы хотел, чтобы у нас было так же. Дачи Сталина мы впервые в этом году разрешили людям посещать, потому что, я считаю, эти объекты должны «жить». Раньше они были закрыты для посещения, и это привело к тому, что они обветшали. Фатих Сибагатуллин предложил нам ввести единый турбилет на границе для посещения дач Сталина, озера Рица, Новоафонского монастыря и обезьяньего питомника примерно в тысячу рублей. Это могло бы дать примерно 40 млн. рублей в день. Это реальный контроль над этими финансовыми потоками. Многие сегодня к нам приезжают и живут в частном секторе. Только в Гагре мы выявили и внесли в налоговый реестр более тысячи таких «гостиниц». Точно также мы систематизируем материал по Гудауте. Раньше они «уходили» от налогов. Нужно восстанавливать и многие недостроенные здания. Много у нас и грязелечебниц. В СССР Абхазия славилась своими бальнеологическими санаториями. Они остались. У нас есть источники радоновых вод, сероводородные источники.
     – Примерно понимаю, что нужно сделать Татарстану – направить туда к вам тысяч двадцать молодых татар для поднятия духа предпринимательства.
     – Я уже предлагал направить к нам опытных татарстанских менеджеров. И ваши крупные компании могли бы принять участие в развитии нашего туристского комплекса.
     – Для таких значительных инфраструктурных сдвигов вам нужно не менее 15 лет бессменной работы. В 10 лет не уложиться. И нужно создавать инвестиционные «субтропики».
     – Честно вам скажу, что я не из категории людей, которые проповедуют какие-либо «идолопоклоннические» подходы. Но что мне нравится в Татарстане – отношение к бывшему руководителю. Я с Шаймиевым пообщался сейчас и понял, что он несет в себе добрую ауру. Он в курсе событий, всем глубоко интересуется, в том числе и жизнью у нас. Очень дружественно настроен к Абхазии.
     – Я считаю, если бы Шаймиев был вице-президентом России, многих запутанных проблем удалось бы избежать. У него стратегический талант находить неожиданные взаимовыгодные решения. Про Россию даже говорят, что это страна, которая сначала сама создает себе проблемы на ровном месте, потом их титанически преодолевает. Но мусульманские богословы утверждают, что если у человека возникают, казалось бы, безвыходные ситуации, то Аллах всегда дает и средства для их разрешения. Главное, не опускать руки. У меня всегда было ощущение, что за спиной Шаймиева находится мощный добрый ангел, который помогает ему и Татарстану.  
     – Я следил за действиями Шаймиева и в 90-х годах. Благодаря ему авторитет Татарстана вырос очень сильно. Сохранить самообладание и выдержку в 90-х годах, ясное видение своей цели – это дорогого стоит.
     – Шаймиев идеальным образом балансировал часто противоположные интересы и всегда ощущал интегрированный вектор желаний народа. Это, кстати, очень просвечивает в эстетике Татарстана. Шаймиев настоял, чтобы мечеть Кул Шариф и Благовещенский собор находились рядом в Кремле, чтобы у жителей города был наглядный пример дружелюбного сосуществования. Шаймиев разместил в Кремле отделение Эрмитажа – «Русского ковчега», как сказал о нем Сокуров. Шаймиев всегда любил культурные объекты. Он и сейчас возрождает Булгар и Свияжск, делает их мировыми культурными объектами. У нас в Татарстане есть уникальный молодежный проект – фестиваль «Созвездие», созданный Шаймиевым, в нем ежегодно 80 тысяч детей участвует. К вам нужно Дмитрия Туманова отправить с нашими лауреатами «Созвездия» во время визита Минниханова. Думаю, это даст вдохновляющий импульс всей Абхазии.
     – Я следил за проектом «Голос» на телевидении и всегда болел за татарстанских исполнителей, их там неожиданно очень много, все обращают внимание. В Татарстане чувствуется заботливое отношение к молодым талантам. Мне всегда подчеркивали, что в республике стараются «запустить» в работу молодых, энергичных людей, не боятся им доверять трудные участки. Один из руководителей даже сказал: «Мы молодым сразу говорим, старайтесь сами все делать. На старших не оглядывайтесь, они вас старым методам учить начнут. Сами работайте». Это очень важно – доверить молодому человеку серьезное дело. Чтоб они не боялись. Мы часто боимся доверять молодым, но во время нашей войны воевали часто в основном мальчишки по 15 – 16 лет. Брали автоматы и шли защищать родную Абхазию. И им доверяли. То есть мы доверяли им право умереть. А в праве на достойную жизнь, раннюю карьеру отказываем. Наверное, и мне тоже нужно почаще «окунаться» туда, чаще вспоминать свою молодость.
     – Все поствоенные синдромы лечатся единственным способом – трудом. Когда человек захвачен любимым делом, у него возникает цельность духа.
     – Я иногда говорю, несколько интерпретируя: политики всегда много там, где нет работы.
     – Помню, прочитал в интервью Шаймиева – он гордился, совсем как крестьянин, тем, что «помидоры в моем огороде поспевают раньше, чем у всех». Видно, человек счастлив, что копается в земле, что-то выращивает, и земля дает ему энергию.
     – Я считаю, здесь Татарстану повезло. У нас тоже был человек, который вывел нас на строительство нашего государства – Владислав Ардзинба. Он мечтал о независимой, суверенной Абхазии. К сожалению, мы потеряли его.
     – Ходили предположения, что его облучили радиацией.
     – По крайней мере, все его телохранители тоже ушли в мир иной.
     – Визит Минниханова планировался после выборов 13 сентября, но, как говорят, у него большое желание все лично посмотреть в Абхазии, и он может прилететь к вам уже в августе. Дачу Сталина покажете ему?
     – Желание все изменить в Абхазии, взяв пример с процветающего Татарстана, у нас есть. Я уже говорил, что Татарстан, пожалуй, самый развитый регион России на сегодня. Мы хотим использовать татарстанский опыт на благо Абхазии. Скажу даже больше, у меня нет сомнений в успехе. Иного выхода у нас нет. Я это хорошо понимаю, и понимают мои близкие люди, моя команда. И народ за нами пойдет, я уверен.
     – У меня знакомые из Абхазии говорят, что неопределенность всем надоела, и они возлагают огромные надежды на президента Рауля Хаджимбу.
     – Одно из моих любимых изречений – через тернии к звездам. Конечно, будут у нас и ошибки. Но и желание добиться успеха большое.
     – В татарской душе всегда было теплое отношение к Абхазии. Видимо, между нашими народами есть какой-то резонанс, имеющий глубокие корни. И Договор о дружбе между республиками был не случайным явлением.
     – У нас с татарами присутствует какое-то сродство, это я в Татарстане сразу ощутил. Договор о дружбе у нас был первый именно с вами.  
     – Думаем, Рустам Минниханов со свойственным ему энергичным прагматизмом поставит наши взаимоотношения на новый уровень. Пожелаем вам успехов!

     Беседовал
Рашит АХМЕТОВ.

     На снимке: герб Абхазии.

Комментарии (0)