Абхазия – трудный путь (ч.2)
Продолжаем интервью с президентом Абхазии Раулем Хаджимбой. Он приезжал на открытие чемпионата мира по плаванию в Казань. Состоялась встреча с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, на которой достигнута договоренность о расширении связей между двумя республиками. Намечены визиты в Абхазию президента РТ Рустама Минниханова и министра сельского хозяйства РТ Марата Ахметова. Рауль Хаджимба, кстати, выступает против добычи нефти на шельфе Абхазии, считая, что это может привести к загрязнению курортов Абхазии. 29 июля президент Абхазии встретился в Сухуми с Александром Сладковским и его супругой. Сладковский с Государственным симфоническим оркестром из Татарстана участвуют в фестивале «Хибла Герзмава приглашает», который открылся 30 июля в Абхазском государственном театре.
– В Интернете есть информация, что у вас хорошие отношения с патриархом Кириллом. У абхазов есть своя религия, которая так и называется – абхазская религия, реликт прамонотеизма, добиблейский монотеизм, возникший до древнееврейского. Как пишут в Интернете, современные «христиане-абхазы» не посещают церкви (или посещают их крайне редко), не совершают обряда причастия, не соблюдают никаких постов, не интересуются основами вероучения, не читают Библии. «Мусульмане-абхазы» употребляют в пищу свинину, спиртные напитки, не совершают обрезания (даже считают это постыдным и недостойным мужчины), не читают Корана и совершенно не интересуются исламом. По абхазской религии Абхазия – это земля, избранная Богом за ее красоту. Пишут: «Когда Бог раздавал разным народам землю, он хотел оставить ее для себя, но отдал абхазам». Важную роль в традиционной религии абхазов играет принцип внутренней и внешней «чистоты». Жрецы, которые рассматриваются как посредники в общении между Богом и людьми, не могут получать никакого вознаграждения, должны соответствовать характеристике человека «кристальной» чистоты. Традиционное моление абхазов обязательно включает в себя жертвоприношение и общее застолье, состоящее из нескольких особых «чистых» ритуальных блюд: вареное мясо, абыста (крутая кукурузная каша), соль, аджика (иногда ее не подают) и «чистое» (приготовленное без сахара) вино. Пишут, показательно поведение потомков крестьян, в 1931 году давших в святилище Дыдрыпш клятву, что никогда не вступят в колхозы, но затем под угрозой жестоких репрессий ее нарушивших. Их дети и внуки со всех концов Абхазии совершали в святилище искупительные жертвоприношения за клятвопреступление предков на протяжении всего советского периода. Этот грех отмаливается до сих пор.
– Знаком со многими священнослужителями. Хорошо знал и патриарха Алексия II, мне приходилось встречаться. Есть православные абхазы, есть мусульмане. Но у нас своеобразное отношение к религиям. Мы относимся хорошо ко всем верующим людям. У нас есть культовые древние традиции. В святилище Дыдрыпш шло поклонение и в советское время. Независимо от того, христианин ты, мусульманин, коммунист или представитель новой религии. Люди идут туда. У нас семь святилищ. Они известны всему миру. Храмы ранних христиан в Абхазии строились рядом с этими святилищами. Если говорить о Новом Афоне, то Андрей Первозванный прошел через Абхазию. Как и апостол Симон Кананит, во славу подвигов которого основан Новоафонский монастырь. У нас есть своя православная церковь, правда, она не признана. Она отделилась от Грузинской православной церкви.
– Новоафонский монастырь с мощами Симона Кананита передан Абхазской православной церкви?
– Да. Но сейчас вся работа Абхазской православной церкви связана с Русской православной церковью. У нас в основном православное население. Что касается мусульман, то это в основном репатрианты, абхазы, возвращающиеся из Турции, Сирии, Иордании, Ливана. Только из Сирии приехало недавно 500 семей в связи с известными событиями. Мы их расселили. Идет добровольное возвращение на историческую родину. Абхазы разбросаны по миру, но основная часть живет в Турции.
– Есть у абхазов организация, аналогичная Всемирному конгрессу татар?
– Есть. Всемирный абхазо-абазинский конгресс. Сейчас мы готовимся в ближайшее время провести очередной форум. Республика живет в сложных условиях, и нам нужна сплоченность, поддержка диаспоры. Мы собираемся интенсифицировать работу в экономике. Нас пытаются изолировать, некоторые международные субъекты пытаются вернуть нас в лоно Грузии. Но это невозможно. Всемирный абхазо-абазинский конгресс категорически выступает за сохранение государственного суверенитета Абхазии.
– Не рациональней ли Грузии признать реалии и согласиться с существованием независимой республики Абхазия? Как в свое время Ленин признал Финляндию и Польшу. Ведь это авантюра, считать, что абхазский народ примирится с потерей свободы и независимости.
– Мы понимаем, что Богом нам дано иметь такого соседа. Мы же не улетим на Луну от Грузии. И Грузия должна понять, что нам некуда деваться. В любом случае нужно выстраивать отношения. Наши отношения должны быть отношениями двух равноправных государств. Мы не хотим вмешательства в наши внутренние дела.
– Какую экономическую модель развития вы собираетесь избрать?
– Абхазия уже далеко продвинулась в сторону рыночной экономики. Сегодня вернуться к прошлому невозможно. Конечно, некоторым людям трудно дается переход в новое состояние, у людей есть стереотипы. Война оставила тяжелый след в душах людей. Психология воевавших людей трудно поддается переменам. То, что мы видим в Татарстане, для нас это разительное позитивное отличие. Мы хотим, чтобы и наши люди были так же готовы к переменам, как люди в Татарстане. Наша природа, климатическое расположение Абхазии позволяют резко интенсифицировать уровень работ в аграрной сфере, и здесь опыт Татарстана для нас бесценен.
– То есть вас устраивает экономическая модель Татарстана?
– За несколько дней пребывания в Татарстане мне показали многое, и я сразу сказал президенту Минниханову во время нашей встречи: «У меня в лексиконе от увиденного осталось только одно слово – впечатляет».
– Даже Путин несколько раз говорил на представительных форумах: «Я влюблен в Татарстан».
– Все, что мы делаем в эти дни в Татарстане, нацелено на то, чтобы укрепить связи Абхазии и Татарстана. Мы говорили об этом и с руководителем Татарстана Рустамом Нургалиевичем. Теплые отношения у нас и с первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Тем более что наш первый президент Владислав Ардзинба и Минтимер Шаймиев были очень близки. В самую тяжелую годину для нас Татарстан протянул нам руку помощи – и мы этого никогда не забудем. Татарстан помогал нам во всех отношениях, и в экономической сфере, и в гуманитарной. В 1994 году после войны мы впервые подписали именно с Татарстаном Договор о дружбе и сотрудничестве. Мы хотим продолжения и углубления отношений. Мы договорились о создании рабочих групп, которые позволили бы нам использовать опыт Татарстана. Для нас это очень важно. Конечно, мы общаемся и с руководителями регионов Северного Кавказа, и с руководителями регионов Центральной России. Но я хочу подчеркнуть, что для нас особенно очень важны связи с Татарстаном.
– Вы были на открытии чемпионата мира по плаванию в Казани? Какое впечатление у вас?
– Честно говоря, я думаю, такого уровня открытие не всегда можно увидеть в мире. Это было что-то уникальное.
– Я думаю, Абхазия с ее субтропическим климатом тоже уникальная площадка для проведения очередного чемпионата мира по плаванию.
– У нас есть море, но для проведения чемпионата такого уровня нужны соответствующие вложения. Нужны дворцы, площадки, сервис. Я думаю, что и Абхазия в будущем, в том числе и в сотрудничестве с Татарстаном, добьется права проведения таких мероприятий.
– Я смотрел по справочникам, ваш ВВП примерно 800 млн. долларов на 240 тысяч населения. Это около 50 млрд. рублей в год. У вас население нашего Нижнекамска. Но Нижнекамск производит продукции на 300 млрд. рублей в год и при этом у него бюджет только 1,4 миллиарда рублей, а у вас 12 млрд.
– Тот объем ВВП, который озвучивается по Абхазии, не совпадает с реальным положением дел. Многое не учитывается, люди не привыкли платить налоги. Наш собственный бюджет составляет примерно 3,5 миллиарда рублей. Остальное – помощь России. Я ставлю задачу, чтобы наша самостоятельная часть бюджета без помощи России достигла 6 – 7 млрд. рублей. Это может позволить нам более широкий формат экономических работ.
– Я подсчитал навскидку, у вас 2,5 млн. туристов. Если каждый оставляет минимум по 10 тысяч рублей – это уже 25 млрд. рублей дохода в республике.
– Здесь цифры не совсем корректные, пока значительная часть людей, приезжающих в Абхазию, – это однодневки. Эти люди приезжают посмотреть Новый Афон, Сухумский ботанический сад, обезьяний питомник, дачи Сталина. Но люди, побывав у нас один раз, начинают приезжать регулярно. Резко увеличивается количество желающих отдыхать в Пицунде.
– Пицунда считалась в СССР лучшим местом отдыха.
– Сейчас число туристов будет быстро расти. У нас же все дешевле примерно на 30% и уникальный климат, чистейшее море. В Абхазии в советское время был построен уникальный аэропорт для посадки «Бурана», всепогодный. В Южном федеральном округе, даже в Ростове, не было такого аэропорта, который еще сегодня не задействован для туристов из-за международных санкций. Ранее руководители Абхазии не работали над восстановлением аэропорта.
– Суверенитет Абхазии базируется на признании и поддержке России. Для меня удивительно было узнать, что за последние три года прежнее руководство Абхазии выдало 56 тысяч паспортов граждан Абхазии грузинам. В то же время россиянам не предоставляли гражданство Абхазии и были ограничения в приобретении собственности. Анкваб с 1984 по 1990 год работал начальником политотдела МВД Грузинской ССР, был полковником МВД в Тбилиси в свое время, зам завотделом административных органов ЦК компартии Грузии. Видимо, сыграли роль старые связи в Грузии. Граждан Абхазии, грузин пытались даже использовать на выборах в Абхазии, естественно, в интересах тех сил, кто выдал им паспорта. Складывалось впечатление, что Анкваб хотел тихо переориентировать Абхазию на США.
– Действительно, в нашей жизни имела место эта история, когда в нарушении законодательства как одной, так и другой стороны, да еще третьей, когда бывшее наше руководство пошло на нарушение всех законодательных норм. Наше руководство незаконно стало выдавать паспорта Абхазии лицам, которые уже определились со своим гражданством, гражданством Грузии. Гражданство Грузии не дает права иметь гражданство другой страны. Гражданин Грузии не может быть гражданином Абхазии. Часть людей получили право незаконно вступать в гражданство Абхазии, что дало им право еще и незаконно вступать в гражданство России. То есть получилось, что гражданин Грузии имеет одновременно гражданство Абхазии и России с соответствующими возможностями социального порядка. Гражданин Грузии может одновременно получать, например, пенсию грузинскую, абхазскую, российскую. Спрашивается, почему такие привилегии? К сожалению, это имело место. Поэтому мы приняли решение привести это положение дел в нормальное состояние. Пожалуйста, живите, мы обеспечим вам безопасность, работу, все, что касается нормального человеческого жития. Одно-единственное, если вы граждане Грузии, вы не имеете права принимать участие в политических процессах в Абхазии и служить в абхазской армии. В основном мы равны. Хотите стать гражданами Абхазии, вы должны заявить об отказе от гражданства Грузии. Но грузины не хотят этого делать, потому что хотят беспрепятственно ездить в Грузию к родственникам.
– Понятно уникальное, непростое положение маленькой республики, главной статьей дохода является туризм, который основывается на фундаментальной стабильности. В зону конфликта никакой турист не поедет. Поэтому Абхазии необходимо налаживать отношения и с Грузией, и с Россией, и с Европой.
– Я хочу сказать, что мы открыты, мы честны, и, несмотря на некоторые сложности, люди к нам едут. Те, кто побывал в Абхазии сегодня, приезжают вновь, потому что другого такого благодатного места на планете нет. Сегодня мы побывали в свободной экономической зоне «Елабуга». Скажу вам так: «Абхазия – это вся свободная экономическая зона. У нас не жесткое законодательство по отношению к инвесторам. И мы идем по пути более упрощенных схем. К нам идет бурно турецкий бизнес. Турция нам никогда не закрывала торгово-экономические отношения. Турция покупает у нас лес, берет уголь. Есть предложения по текстилю, в аграрном секторе создаются тепличные хозяйства. Есть интерес китайцев. Китайцев меньше всего интересует политическая составляющая, для них главное – получение дивидендов».
Беседовал
Рашит АХМЕТОВ.
(Продолжение следует.)
Абхазия будет процветать, если запустят чартерные рейсы из Казани и всех регионов РФ. Цена перелета туда-обратно не должно быть дороже 10-12 тысяч рублей. Проживание и питание в отелях и пансионатах на 10 дней должна укладываться в сумму 20 000 рублей. Итого 30000-32000 рублей.
Плюс к этому уникальная природа, чистейшее море, местные фрукты и овощи. От туристов отбоя не будет. Никакая турция не нужна!!!!!!!!!!!!!!
Среднестатистическая семья может потратить на летний отдых 90 000-100 000 рублей. и как говориться: Действуйте!
Среднестатистическая семья может потратить на летний отдых 90 000-100 000 рублей.
-
Ну что, Вы!
Для татарстанцев это очень дорого!
Вот если бы РТ не отдавала практически все налоги в россию, оставляя нашему многонациональному народу республики копейки, то тогда вполне можно было бы татарстанцам каждый год ездить туда отдыхать - природа там прекрасная!
Не вижу уникальности Черного моря. Единственно, Черное море.
туда только заезжают и обратно.
это такая муйня-абх.отдых-
что не стоит обсуждения.
противу тюрцыи не спасает.
да и терроризм там рядышком гуляет.