А была ли татарстанизация?
В уважаемой газете «Звезда Поволжья» (N8 от 04.03.2013 г.) прочитал статью Н. Атласова «Конец татарстанизации». Мне она показалась любопытной. Не тем, что в ней есть какие-то особые открытия, свежие мысли, новые видения причин и следствий по части экономической и политической ситуации в РФ. Любопытной мне эта статья показалась именно тем, что это действительно «местничковые» мысли среднего русского: не очень начитанного, познания и настроения которого формируются «ящиком», провластными СМИ и школьной (официальной) историей. Чего больше в этой «каше»? Русского великодержавного шовинизма, заблуждений, незнания или комплекса неполноценности?..
Русского человека столетиями убеждали в том, что он живет в окружении врагов, внедряли в сознание синдром «осажденной крепости». В разные исторические периоды были разные «враги» – это по степени важности на данный исторический момент, то поляки, то немцы, то австрийцы, то французы, то англичане, то японцы. Но кроме этих врагов, так сказать «переменных» врагов, был и остается постоянный враг – татары. Татар в качестве таковых очень удобно представлять. Во-первых, они сами в русском рабстве много столетий. Во-вторых, они и оправдаться или возразить что-либо не смогут: мол, мы уже более 450 лет в составе Российской империи, верой и правдой служили ей, гибли в бесконечных захватнических войнах империи. Для этого трибуну нам не дадут, а поливать нас грязью разрешается и даже поощряется сочинение всякого рода мифов о жестоких, диких, кровожадных татарах-грабителях, после нашествия которых в русских городах и селах в живых не оставалось «ни малого ни старого». Правда, при этом без ответа остается вопрос: каким же сказочным образом численность русских из века в век росла и сегодня русских в 20 раз больше, чем татар.
Конечно, «кругом враги» – это миф, точнее сказать, ложь. Этот миф напрочь укоренен в сознании русских и воспринимается ими как действительность. Для того чтобы это было так, трудились из поколения в поколение в течение столетий власти (княжеские, царские, коммунистические, постсоветские), попы, школы, СМИ, лже-историки, разного рода сочинители. Яркий пример тому фильм «Орда». Только в больной голове могла возникнуть идея создания такого фильма. В цивилизованной стране прокат такого фильма запретили бы, как лживого от начала и до конца, разжигающего межнациональную ненависть. А просмотр этого фильма в Государственной думе – это факт, выходящий за пределы здравомыслия. А татары-депутаты участвовали в этом шабаше, хотя должны бы встать и уйти в знак протеста. Но, увы, такие у нас «представители народа».
Однако в действительности все ровно наоборот. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на карту СССР, под этим брендом Российская империя достигла наибольшего могущества. Начнем с Финляндии. С XIII века Финляндия находилась в составе Швеции, пользовалась широкой автономией, и развитие ее шло по европейскому пути. В 1809 г. Российская империя оккупировала Финляндию под предлогом защиты финского народа от «гнета» Швеции, с обязательством предоставления ей в будущем полной самостоятельности. Как известно, Российская империя вводила войска, но добровольно их уже не выводила. И если бы не революция, приведшая к ослаблению империи, то Финляндия стала бы исконно русской землей, как Карелия, а финны стали бы там бесправным национальным меньшинством с низким уровнем жизни, ну как карелы или коми. В 1917 г. Финляндии удалось освободиться от российского гнета. В 1939 г. Россия вновь напала на Финляндию, предлогом для этого было якобы нападение на пограничный пост СССР финских солдат. На самом деле это были сотрудники российских спецслужб, переодетые в финскую форму. В результате кровопролитной войны, в которой СССР потеряла убитыми больше солдат, чем вся финская армия, у Финляндии отняли 20% территории, а финское население выселили, так сказать, «произвели этническую чистку» с тем, чтобы население завоеванных территорий стало чисто русским, а территория – исконно русской землей, собирали же «русские земли».
По аналогичному сценарию происходило «собирание русских земель» Сибири, Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Белоруссии, Украины, Молдавии, Дальнего Востока, Урала...
В связи с синдромом осажденной крепости, кругом враги выработался устойчивый ментальный элемент русского самосознания, что во всех бедах России и русского народа виноват какой-то внешний враг, но никак не сами русские. А главный враг всегда под рукой – татары. В последнее время появился еще один временный враг – США, которые даже мировой экономический кризис устроили, естественно, чтобы навредить России, русским. Эту ложную тему г. Атласов и раскрывает. Он в этом убежден, пытается и нас в этом убедить.
Вы не правы, господин Атласов, крупнейшие выгодополучатели политической и экономической системы – в Москве. Надо читать для расширения кругозора хотя бы «Новую газету», журнал «Forbes». Эти издания на многое откроют вам глаза. Среди крупнейших выгодополучателей есть «условные» бизнесмены. Я пишу «условные», т.к. все мы понимаем, как эти миллиарды были приобретены. Их порядка двухсот. Совокупное состояние которых составляет 427 млрд. долларов – годовой бюджет РФ (журнал «Forbes», N4, 2013). Это, так сказать, «открытые» публичные богачи. А есть еще великое множество скрытых богачей-коррупционеров. Имена некоторых из них становятся известными благодаря деятельности независимых блогеров и СМИ, например, министр обороны, директор Оборонсервиса, есть и депутаты, и сенаторы. Некоторые из них вынуждены были подать в отставку. Однако расследования коррупционных дел ведутся, мягко выражаясь, вяло. А сколько тех, кто еще не высветился – их легион. Иначе чего же так всполошились бы федеральные власти и провластные СМИ в связи с банковским кризисом на Кипре. Республиканская элита – выгодополучатели другого яруса, регионального, у них возможностей поменьше да, наверное, и аппетиты поскромнее, конечно, они люди далеко не бедные. Политических дивидендов от созданной Москвой системы Татарстан никаких не получил.
Если говорить о регионах в экономическом плане, то в ряду самых обласканных федеральной властью, конечно же, Татарстана нет. В этом ряду: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, может быть, Владивосток, Калининградская область, Краснодарский край. Остальные регионы равны перед Москвой в своем реальном бесправии. Главные любимчики федеральной власти, конечно же, первые три. Как-то по телевидению выступал г. Ресин, у которого на руке часы за 1 млн. то ли долларов, то ли рублей, первый заместитель Лужкова, мэра Москвы. Жена его (Лужкова) – богатейшая женщина в мире, естественно, не потому, что она жена мэра Москвы, а потому что она «выдающийся бизнесмен» от природы. Так вот, он то ли машинально, то ли по рассеянности, по причине преклонного возраста высказался, что 23% бюджета Москвы «дает» нефть, а 18% – газ. Скажите, где в Москве добывают нефть и газ? Ответ очевиден. В то время бюджет Москвы составлял 1,5 триллиона рублей. Таким образом, Москва получила доходы от нефти и газа порядка 600 млрд. рублей, примерно в четыре раза больше, чем весь годовой бюджет Татарстана. В чем секрет? Ответ лежит на поверхности – в экономической системе, созданной в РФ за последние 12 лет. Деньги по существующей экономической системе оседают не там, где энергоресурсы добываются, а там, где находятся головные управленческие структуры компаний Газпром, Роснефть и т.д. Конечно же, помимо тех денег, которые идут в федеральный бюджет. Даже уборщица в Газпроме получает больше, чем рабочие, добывающие и перекачивающие газ или нефть.
Если говорить о Татарстане, то да, республика получала деньги из федерального центра, но конечно же, не триллионы рублей, а всего лишь десятки миллиардов. Кроме того это деньги целевые, на проведение определенных мероприятий. Скажем, если бы Самара выиграла конкурс на проведение Универсиады, деньги отдали бы Самаре. Кстати, Красноярск выдвинул свою кандидатуру на проведение Универсиады 2019 г. Поживем, увидим, сколько им выделят на эти цели, думаю, много больше, чем Татарстану. Да не так уж щедра была федеральная власть – половину необходимых денег на проведение Универсиады республика изыскивала из своих ресурсов. Вот к кому была федеральная власть сверхщедрой, так это Краснодарский край, конкретно г. Сочи, и Приморский край. На проведение зимних Олимпийских игр потрачено порядка полутора триллиона рублей, предположительно половина средств разворована. Затраты в итоге увеличились в пять раз по сравнению с первоначальной сметой, а на некоторые объекты зимней Олимпиады завышались до десяти раз от реальной стоимости. Скандальные истории, связанные с этими делами освещались СМИ. Даже были уволены некоторые фигуранты этих преступлений. Я думаю, не главные. Правда, никого не посадили. На проведение саммита на о. Русский потратили порядка 600 млрд. рублей. Разворована также примерно половина средств. Затраты на зимние Олимпийские игры в Сочи превысили суммарную стоимость всех предыдущих зимних Олимпийских игр. Эти два проекта – самые бессмысленные из всех бессмысленных проектов российской власти. На Универсиаду в Казани выделено порядка 80 млрд. рублей (за пять лет), в т.ч. половина суммы из республиканского бюджета. Масштабы же удорожаний по сравнению с объектами Сочи и саммита в г. Владивостоке просто смешные – всего лишь 30 процентов от первоначальной сметы.
Еще пример. Г. Екатеринбург претендует на право проведения Всемирной выставки ЭКСПО–2020 (журнал «Власть» N11 от 25.03.2013). Этот мегапроект обойдется российскому народу в 600 млрд. рублей. Сравните 80 млрд., выделенные на Универсиаду в Казани. Так к кому Москва, федеральная власть ласкова, г. Атласов?
Ну да ладно, это как бы отступление. Вернемся к вопросу кто виноват? Элиты Татарстана «комфортно встроены «в экономическую и политическую системы путинской России», пишете вы. На мой взгляд, так же комфортно, как и другие региональные элиты, естественно, кроме Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, элиты которых встроены еще комфортнее. Но то, что они (элиты Татарстана) соавторы или тем более авторы этой политической и экономической систем – это, конечно же, не так. Что же вы так унижаете 120–миллионный русский народ, да еще вкупе с евреями и так возвышаете татар? Это явный признак комплекса неполноценности. Мол, «великий мыслитель, крупнейший экономист и политический деятель современности Шаймиев» со своими премьер-министром и министрами разработал и навязал РФ экономическую и политическую системы, которые, совершенно очевидно, вредят России и русскому народу. Ох уж эти хитрые татары, опять переиграли федеральную элиту, состоящую преимущественно из русских и евреев. Этим они хотят разрушить единую и неделимую Россию. Переводом татарской письменности на латиницу развалить Россию им не удалось, так вот они придумали татарстанизацию Российской Федерации и этим ее разрушить. Нам, татарам, конечно, приятно, что вы, г. Атласов, так высоко нас ставите. Но не смешите людей, мы этого не заслуживаем. Время, когда татары решали судьбу бескрайних просторов Евразии, безвозвратно ушло.
Существующую политическую и экономическую системы разрабатывали и внедряли верхние эшелоны власти России с привлечением разного рода институтов и центров, в т.ч. и секретных. А в них – преимущественно русские, со значительной, если не большей, долей евреев. Евреи, известно, народ умный, да и возможностей у них больше многократно, кроме того у них широкие международные связи, колоссальный опыт, уверенность в своем превосходстве – куда нам, татарам, до них! Значит, была цель, о которой мы можем только догадываться. Возможно, целью было выстроить систему обогащения немногих за счет ограбления многих и сохранения за кланом, захватившим власть, ведущих позиций на максимально длительный срок с заменой при необходимости лишь отдельных выбывающих элементов... Я предполагаю, что именно поэтому в РФ никак не примут поправку в Налоговый кодекс о дифференцированном налоге на доходы, как во всех цивилизованных странах. Больше доход – большую долю платишь в бюджет. Ссылка на то, что в этом случае уйдут в тень – для дураков. В настоящее время бедные платят 13 процентов от начисленной зарплаты, а богатые и сверхбогатые – 9 процентов, т.к. их доходы – это не зарплата, а в основном дивиденды. В США, Европе и других цивилизованных странах богатые платят до 80% от дохода. Татарстанская элита по сравнению с федеральной – это даже не Моська по сравнению со слоном, гораздо меньше. Моська может себе позволить хотя бы лаять на слона, а татарстанская элита может позволить себе только преданно вилять хвостом, признавая беспрекословную подчиненность и преданность.
Эту существующую в РФ политическую и экономическую системы я бы назвал византийской последнего времени существования Византийской империи: провинции империи были бесправны и нещадно грабились, была выстроена жесткая вертикаль управления, процветала коррупция, Константинополь, как сейчас Москва – второй Константинополь, утопал в роскоши и разврате. Центральная власть империи жила своей жизнью, а народ в провинциях выживал как мог. Конец Византийской империи был очевиден и неизбежен – она пала к ногам османов. Османы обеспечили защиту прав простого народа, свободу вероисповедания и твердый налог в размере десятой части от дохода для населения тех провинций, которые им подчинились, увидев это, другие провинции тоже перешли под власть османов. Не ожидает ли Российскую империю такой же конец? Роль османов вполне может взять на себя Китай.
То, что политическая и экономическая системы РФ выстроены сверху и что в строительстве их региональные элиты, тем более Татарстана, не участвовали, подтверждается и тем, что в итоге получилось. У регионов отняли все политические и экономические права, следовательно, они потеряли и деньги, которыми могли бы распоряжаться. А чем больше денег в регионе, тем больше можно украсть. Дураков нет – урезать свои возможности добровольно никто не будет. Однако за время коммунистической диктатуры они приучены держать нос по ветру, поэтому они принимали все, что диктовала им Москва. Республики потеряли еще больше, чем области РФ. Как известно, по Конституции РФ республики в составе РФ – государства. Отсюда следует, что у них обязаны быть государственные функции, права и обязанности. Так вот, федеральные власти отняли у республик все конституционные права без референдумов, согласований в нарушение Конституции РФ. Даже президента республики выбирает не народ, а назначает Москва. Все органы государственного управления республик преобразованы в подразделения федеральных министерств и ведомств. В республике, в городах и районах появились «смотрящие» президента РФ, как будто бы не хватает ока государева – прокуроров, налоговиков, ФСБ и т.д. В итоге всех этих преобразований Россия вернулась в XVIII век. Местный Госсовет перестал быть местом для дискуссий, т.к. перестала быть таковой Государственная дума, а татарстанский суд стал таким же, как Басманный суд в Москве, т.к. все суды федеральные. Так что вы, г. Атласов, все поставили с ног на голову, перепутали причинность со следствием. Не надо фальсифицировать, искажать действительность и валить все на татар.
В «Новой газете» N29 от 18.03.2013 г. напечатана статья «Коренные интересы». В ней есть такая фраза: «…из федерального законодательства выхолощены и убраны все базовые права коренных народов, в том числе приоритетное право и доступ к биоресурсам, землям и многое другое. Все это не что иное, как вопиющее нарушение международных конвенций о правах коренных народов. Можно ли представить такое в цивилизованной стране, например, в США, Канаде или Швеции... Конечно же, нет. А в Российской так называемой федерации это в порядке вещей. Единственная страна, которая не подписала международную конвенцию о правах коренных народов – это Россия.
Российская экономика в настоящее время базируется на энергоресурсах, добываемых на территориях коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на это, коренным народам ничего не отчисляется. Даже налог на добычу природных ресурсов (ндпр) забирает Москва. Хотя во всем цивилизованном мире этот налог остается там, где этот ресурс добывается. Коренные народы прозябают в нищете и вымирают. Сравните хотя бы уровень жизни карел в Карелии и финнов в свободной Финляндии. Карелы вымирают в нищете. Финны процветают – входят в первую десятку стран по уровню жизни. Ни Карелия, ни Чукотка, ни Ямало-Ненецкий округ, ни Саха-Якутия и т.д. не являются колониями де-юре, но де-факто это колонии Московии, жесточайшим образом ограбляемые, более того для Москвы коренных народов как будто бы и нет. Бесправие и нищета – вот характерные черты в регионах проживания коренных малочисленных народов. А доходы олигархов, присосавшихся к их ресурсам, безмерно циничны, исчисляются миллиардами долларов в год. Кое-что коренным народам все же остается: искореженная, перепаханная тяжелой техникой земля, загрязненные реки, озера и пастбища, загубленная экология.
Что-то я не пойму вас, г. Атласов, вы сами утверждаете, что даже элементы экономического суверенитета дали возможность более чем в два раза увеличить бюджет республики. Значит, суверенитет полезен для народа республики. В то же время вас весьма раздражает, что жители республики во времена незначительного суверенитета получили доступ к большим финансовым ресурсам. Суверенитет, даже экономический, великое благо для народа. Представим на минуточку, что если бы Финляндия не освободилась от имперских пут в 1917 г., а государства Прибалтики в девяностом, как бы они жили сегодня? Так же бедно, как и мы. Богатели бы только чиновники-коррупционеры и их родственники. Вообще у русских великодержавных шовинистов, мягко выражаясь, плохо обстоит дело с логикой. Звучит это примерно так: пусть у меня две коровы сдохнут, лишь бы у татарина хотя бы одна корова сдохла. Помню, в девяностые годы были митинги и пикеты против строительства Татарской атомной станции. В них участвовали практически одни татары. Я спрашивал у знакомых русских, почему они в этом движении не участвуют? Они отвечали: «Раз в Москве решили строить атомную станцию в Татарстане, значит, надо строить». Но ведь это опасно: грунты неустойчивые, карстовые образования, могут быть аварии. «Ну и что, уедем, Россия большая», – их ответ. Вот так и вы: пусть у Татарстана будет такой же бюджет, как у Самарской области. Но ведь это в корне неправильно. Бюджет не должен быть больше или меньше, чем у соседа, бюджет должен быть справедливым, а алгоритм его формирования открытым, ясным для понимания, без права перекраивания его в пользу Москвы. Исходными позициями для его исчисления должны быть валовый внутренний продукт региона (ВВП) и суммарный фискальный сбор, включая все налоги и сборы, в т.ч. налог на добычу природных ресурсов, таможенный налог и т.д. Налог на добычу природных ресурсов должен полностью оставаться в регионе. В цивилизованных странах (США, Европа, Канада, Австралия и др.) треть налоговых сборов по региону остается на муниципальном уровне, треть – в регионе и только треть уводится на федеральный уровень. При таком раскладе федеральная власть уже не могла бы тратить безумные суммы на олимпиаду в Сочи или саммит во Владивостоке. Если бы федеральные власти России оставляли в регионах, я уж не говорю о 60 процентах (вместе с муниципальной долей), а хотя бы половину собираемых в регионе налогов, не как сейчас 15 процентов, дотационных регионов в России было бы мало, ну разве что области центральной России. Кроме того, некорректно сравнивать бюджет республик (государств) и рядовых областей России. В республиках и национальных округах бюджет должен увеличиваться на сумму затрат на национальную культуру и образование из расчета средних затрат федеральных министерств и ведомств на эти цели на 1000 жителей. Федеральные министерства не несут никаких затрат на развитие национальной культуры и образование национальных меньшинств. А их в РФ шестая часть от численности русских. Это справедливо? По мнению г. Атласова – да. А по мнению цивилизованного общества – нет.
Если говорить о Татарстане, то бюджет республики должен быть больше бюджета Самарской области в разы. В доказательство этому – несколько примеров.
Валовый внутренний продукт Нижнекамского комплекса примерно равен ВВП всей Ульяновской области. Республика ежегодно добывает порядка 30 млн. тонн нефти. Сегодняшняя цена 1 тонны нефти – 600 долларов. Следовательно, в перерасчете на весь объем получается 500 млрд. рублей. Региональный валовый продукт Татарстана – более 1,5 триллиона рублей. Такого у Самарской области, уверен, нет. Если вам известны статистические данные по Самарской области, подтверждающие обратное, напишите об этом в нашу уважаемую газету со ссылкой на документ.
А Чечню вы упомянули совсем уж не к месту. Не надо забывать о том, что Чечню предварительно «очень сильно обласкали», подвергнув ковровым бомбардировкам и ракетным ударам, разрушили все, что только можно разрушить. Вот в связи с этим появилась необходимость финансировать восстановление разрушенного. Правда, такая схема не укладывается в логику великодержавного шовиниста. Он уверен, что разрушать, убивать, грабить он вправе, а восстанавливать и возвращать не обязан. Был такой эпизод, один русский генерал, фамилию запамятовал, предлагал сбросить на Чечню несколько маленьких атомных бомб. Когда ему сказали, что погибнет слишком много чеченского гражданского населения: женщин, стариков, детей, он ответил: «Нам чеченцы не нужны, пусть погибнут все, нам нужна их земля». За точность фразы не ручаюсь, но смысл был такой. И это вполне в духе всех предыдущих операций по собиранию земель «русских».
А для того чтобы денег в регионах было больше, необходимо увеличивать их долю в дележе бюджетного пирога наряду с одновременным сокращением федеральной доли, сокращая государственные расходы, в первую очередь управленческие. За 12 лет численность чиновников вертикали выросла в два с лишним раза. В «Новой газете» N29 от 18.03.13 г. напечатана заметка «Аппаратный сбой». Цитата: «Суммарная численность персонала администрации президента и аппарата правительства РФ превышает 3000 человек. (А сколько, кроме того, в управлении делами президента РФ, не упомянуто.) Для сравнения – в администрации президента США – 468 человек (как известно, президент США и глава правительства). В 2013 г. персоналу администрации президента и аппарата правительства РФ повысили зарплату многократно. Следовательно, вступит в действие эффект домино и повысят зарплату персоналу аппарата Госдумы, Совета федерации, депутатам и сенаторам, работникам прокуратуры, Верховного суда и т.д. и т.п. Сколько на это уйдет денег налогоплательщиков – секрет.
Настоящий русский шовинист-великодержавник не может не пнуть мимоходом татарина. Ну, конечно же, Россия «слишком образованная», сказано г. Атласовым, чтобы подчеркнуть необразованность татар. Многотысячных митингов в РФ не было нигде, кроме Москвы, даже в Санкт-Петербурге, так называемой культурной столице с четырехмиллионным населением, на митинги выходило всего лишь несколько сот человек.
Российская история полна мифов. Вот и г. Атласов напомнил об одном из них: о цивилизаторской миссии России и русского народа. Даже привел в поддержку сказанного цитату Фридриха Энгельса. Конечно, Ф. Энгельс и К. Маркс были великие мыслители, иначе они не могли бы сочинить утопическую науку, которая едва не привела мир к катастрофе. До сих пор Куба, Северная Корея да в некоторой степени и Россия не могут высвободиться из пут этой науки. Но в данном случае в отношении цивилизаторской роли Российской империи для татар и других завоеванных народов ссылка на авторитет Ф. Энгельса некорректна. Ф. Энгельс жил в цивилизованной Германии, и в связи с этим он себе и представить не мог, что так можно «цивилизовывать», как это делала Российская империя. Нас, татар, начали «цивилизовывать» в 1552 г. Эти события описаны в книге М. Худякова «Очерки по истории Казанского ханства». Худяков назвал «цивилизацию» русскими татар первым в истории столь массовым и жестоким актом геноцида завоеванного народа. За правдивое описание тех событий М. Худякова отправили в лагеря, позднее расстреляли. О темных, кровавых сторонах российской истории правду говорить нельзя. И с тех пор «цивилизаторская миссия» Российской империи в отношении татар так и не прекращалась. «Миссия» же постепенно распространялась на другие народы Евразии.
Еще один пример этой «миссии». В журнале «Вокруг света» (N3 2013 г.) напечатана статья «Горцы пустыни». Речь в ней вот о чем. После десятилетий жесточайшей тотальной войны по собиранию «русских» земель Кавказа русским войскам удалось захватить северо-западную часть Кавказа. В 1862 г. русские власти приняли решение переселить местные народы под общим названием черкесы (то, что эти народы здесь жили тысячи лет, во внимание не принималось) в Турцию. Во временные лагеря на черноморском побережье согнали сотни тысяч человек. (Вполне в логике «цивилизаторов» – земля «русская», следовательно, там не должно быть коренных жителей нацменов.) Многие погибли от голода и болезней. Только за 1864 – 1865 годы в Османскую империю было переселено 250000 человек. А сколько всего, не пишется. По некоторым источникам, с учетом погибших в бойне, устроенной русскими войсками, потери местного населения составили порядка миллиона человек. Адыгейцы, несколько десятков тысяч, – все, что осталось от многочисленного местного населения Северо-западного Кавказа. Вот таковы результаты «цивилизаторской миссии». Может, это неизвестно г. Атласову. Как сокрушался Аристотель (древнегреческий мыслитель): известное известно не многим.
Я бы об этих примерах «цивилизаторской» роли русских не напоминал, если бы русские национал-шовинисты не трещали тут и там о своей особой исторической миссии кого-то цивилизовывать.
Вы, г. Атласов, возможно, крупный специалист в области переработки мусора (если я не ошибаюсь), но не в тех областях науки и практики, которые вы затрагиваете в своей статье. Предварительно надо было кое-что почитать, прежде чем писать. К чему вы упомянули «голландскую болезнь»? Но в отношении Татарстана этот термин совершенно не применим. «Голландская болезнь» опасна для стран с «моно»экономикой, в случае, если основную долю ВВП дает одна отрасль, например, выращивание цветов. Татарстану «голландская болезнь» не грозит, т.к. у нас многоотраслевая экономика: добыча нефти, нефтехимическая и химическая промышленность, машиностроение, самолетостроение, автомобилестроение, другие отрасли промышленности, развитое сельское хозяйство (сравнительно с другими регионами РФ).
Так что же делать? Отказаться от имперскости и миссианства. Как бы не надували щеки особо ретивые великодержавные шовинисты, не Россия сегодня главный игрок в мировой политике и экономике. Это надо признать, как бы не было обидно. Отказаться от самодержавности в управлении. Пересмотреть и кардинально изменить права и обязанности центра и регионов в пользу регионов с соответствующим перераспределением бюджетных ресурсов. Вернуться к реальному федерализму. Гиперцентрализация ведет Российскую Федерацию в тупик. Искать надо пути увеличения бюджета республики путем законодательных инициатив, а не его уменьшения. Дать хотя бы немного свободы регионам, гражданам и малому бизнесу, защитив его от армии чиновников из немыслимого числа контролирующих органов, освободив его от налогов. Надо сделать все для того, чтобы всем народам было комфортно в РФ, чтобы не возвышали и не восхваляли один народ и не унижали и не притесняли другие народы.
А. МАЛИХОВ.
Согласна с автором статьи. У русских всегда кто-то виноват. А насчет бюджета: пусть в Москве проживут на сибирскую пенсию 5-6 тыс, и зарплату 8-15 тыс., а потом говорят, что в Татарстане должны жить, как в Самаре
А почему, собственно, в Татарстане должны жить как в Самаре, а не как в Москве ? Вроде бы в Москве нефти, алмазов и прочих богатств не добывает, практически ничего не производят, но живут как Европе. Почему татарстанцы не должны иметь всех тех же благ, которые просто так имеют москвичи ?
Москвичи должны жить лучше чем люди в остальной России, так как они живут рядом с Кремлем. Если они будут жить так же, то от кремля камня на камне не останется.
"Почему татарстанцы не должны иметь всех тех же благ, которые просто так имеют москвичи ?" Аналитик, татарстанцы вполне могут жить как москвичи!) Несколько дней назад ехал с молодой мамой из Казани, с детьми она ехала в Москву. Она прямо сказала, что с мужем в Казань возвращаться не хотят, слишком разный уровень в зарплатах, социальных благах и т.д.
Похоже третий Рим идет по стопам двух предыдущих.
Автор круто въехал. Но некоторые мысли спорны. Надо понимать, что многие предприятия на территории Татарстана созданы совместным трудом русских и татар, и сейчас их не разделишь. Тоже самое и по другим позициям.
"Несколько дней назад ехал с молодой мамой из Казани, с детьми она ехала в Москву. Она прямо сказала, что с мужем в Казань возвращаться не хотят, слишком разный уровень в зарплатах, социальных благах и т.д."
----------------------------------------
Московских зарплат экономика Татарстана не выдержит, так как живет на кровно заработанные, а в Москве собранные со всей России деньги практически получают, а не зарабатывают как когда то в древнем Риме были бесплатно хлеб и зрелища, но чем это кончилось?
Хорошо написано! В точку, 100 баллов!
татар, 23.05.2013 в 14:30
Московских зарплат экономика Татарстана не выдержит
=======
Вполне выдержит, если Татарстан перестанет отстегивать 90% собранных налогов в ту же Москву и получит в свое распоряжение доходы от добываемой в Татарстане нефти. Короче говоря, для процветания Татарстану необходимо освободиться от русского ига, это абсолютно необходимое ( но не достаточное!) условие для дальнейшего развития. Соседняя Финляндия, не имея никаких природных ресурсов, ухитряется иметь уровень жизни намного выше российского, тогда как в составе России она была одной из самых колоний России, даже беднее Татарстана в то же время.
, 23.05.2013 в 12:47
татарстанцы вполне могут жить как москвичи!) Несколько дней назад ехал с молодой мамой из Казани, с детьми она ехала в Москву. Она прямо сказала, что с мужем в Казань возвращаться не хотят, слишком разный уровень в зарплатах, социальных благах и т.д.
======
Иначе говоря, жители ограбленного Татарстана, для того, чтобы жить как в империи, должны ехать туда, куда уехали отнятые у них деньги. При таком раскладе Татарстану в составе России никакое процветание не светит, ибо сначала надо обеспечить процветание России, а ее аппетиты ничем не ограничены.
Татар халкы бэйсез булгачкына рэхэт яши башлаячак!
Роман, 23.05.2013 в 14:24
Автор круто въехал. Но некоторые мысли спорны. Надо понимать, что многие предприятия на территории Татарстана созданы совместным трудом русских и татар, и сейчас их не разделишь. Тоже самое и по другим позициям. . . При Союзе был такой случай ,"Председатель Госплана страны Н.К.Байбаков во время посещения Альметьевска признался, что благодаря освоению татарстанских месторождений "было отстроено пол-Союза".Сравни Роман масштабы Татарстана и Союза.И что тут спорного, кто кому должен?С 1947 выкачано нефти более 3 млрд. тонн.Ведь нефть она имеет свойство уменьшаться и что в дальнейшем будем иметь.В дальнейшем нищий, никому не нужный аграрный Татарстан.?
дон, 23.05.2013 в 22:23
В дальнейшем нищий, никому не нужный аграрный Татарстан?
=========
Вообще-то Татарстан давно уже не является аграрным, но я могу сказать, кому нужен нищий Татарстан - обитателям московского Кремля ! Ибо колониальное ограбление есть еще один способ удержать Татарстан в колониальной зависимости.
В том то и дело ,что наш нищий Татарстан все больше и больше скатывается в колониальную зависимость.Как говорится ,одно другому немешает.А вот вопрос= что делать=,теперь уже нерусский вопрос, а татарский ! И его надо как то решать
У нас тоже знакомые не хотят жить в Москве, хотят жить в Татарстане, но живут (временно) там только потому, что там уровень жизни намного выше, чем у нас. Татарстан нищий по сравнению с Москвой.
За последние годы Татарстан стремительно развивается, рост ВВП за 15 лет в 6 раз! Но это было невозможно, если бы Татарстан изолировался от России, отделился от нее. Поэтому надо требовать увеличения бюджета республики, не разрушая при этом экономических связей с российскими производителями и потребителями.
Роману
Вам полезнее молчать, будете казаться умнее.
Минниханов сказал в Уфе что нефти хватит ещё на 20 лет в Татарстане. Так что на наш век хватит.
Привожу реальные сравнения Татарстана с Азербайджаном и Ираном по добыче нефти на 2012
Татарстан- 32,2 млн. тонн при населении 3.8млн.
Азейбарджан- 30млн.тонн при населении 10млн.
Иран -180млн.тонн при населении 78 млн.
Вот по этим цифрам можно реально прикинуть возможности Татарстана,это для Романа.Экономически независимым Татарстан существовать может вполне.Другое дело -не дадут.Кто будет кормить гиперанклав- Москву?
24.05.2013 в 15:40
Минниханов сказал в Уфе что нефти хватит ещё на 20 лет в Татарстане. Так что на наш век хватит
!А!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!А вы кого имели в виду????? Шаймиевых и Миннихановых??? Если вы имели в виду Шаймиевых и Миннихановых ,то на их век действительно хватит....А татары здесь непричем.Как были нищими колхозниками ,так и останутся нищими и колхозниками.Один раз в год бесплатный сабантуй вот и все развлечение.
Нынешняя ситуация свысокими мировыми ценами на нефть может резко измениться, как это бывало не раз, поэтому Татарстан не должен делать ставку на одну нефть. У нас много политиков, которые совсем не разбираются в экономике. Одними словами сыт не будешь. Без общероссийского рынка Татарстан не сможет стать передовым регионом.
Чет ты Роман невминяемый,тебе привели примеры стран у которых экономика построена на сырье, вполне существуют без всеросийского рынка и развиваються в течении 20 лет и более. Такое впечатление что за компом сидит школяр.
У тебя что есть в голове тупоголовый баран. Скажи хоть одну умную мысль. Закончи детский сад хотя бы.
Это не рост ВВП в 6 раз, это рост цен на нефть в 6 раз.
Роман умышленно вводит людей в заблуждение.
Роман, давай, до свидания!
На самом деле Татарстан вполне успешно может существовать будучи Экономически Независимым.
А взаимовыгодные связи с регионами России всегда можно сохранять (одно другому не мешает), главное, чтобы это нам было экономически выгодно.
Наша экономическая независимость не будет противоречить взаимовыгодному сотрудничеству с теми регионами, с которыми нам выгодно сотрудничать. Но это должен определять сам Татарстан - с кем выгодно заключать договоры о сотрудничестве, а с кем не выгодно.
Т.е. степень выгоды для нас, и круг регионов для сотрудничества должен определять сам Татарстан, а не Москва.
Улица должна быть с двусторонним движением, т.е. взаимная выгода, а не так, как сейчас - выгода только для Москвы, а для нас сплошной ущерб: материальный, моральный и экологический.
Татарстан все должен решать только сам и налогами распоряжаться - только сам, а Москве надо давать только на оборону и все. Тогда будет мир и дружба на века.
Москва не заслужила такого высокого уровня жизни, а Татарстан заслужил!
Здесь я вижу одни бухгалтера собрались и копейки считают как Кудрин. А экономика это прежде всего экономические отношения, экономические связи, без которых в принципе невозможно экономическое развитие. Своему успешному экономическому развитию за последние 15 лет Татарстан наполовину ( 50 процентов по-бухгалтерски) обязана отношениям с Россией. Кто с этим не согласен ничего не понимает в экономике.
Есть опыт Кореи ,Сингапура и других стран где успешное развитие и рост обеспечивается без наличия собственных энергоресурсов .Есть опыт таких стран как Норвегия в которой экономический рост и высокий уровень жизни осуществляется засчет природных богатств нефть ,газ ,морские биоресурсы .Во всех случаях речь идет о независимых странах с разной степенью демократических свобод .Оприоре в колонии невозможен устойчивый экомомический рост и высокий уровень жизни .Ваши байки Роман что Татарстан загнется без рынка России не состоятельны .Если будет конкурентноспособная продукция значит будут и ее потребители .
Роман, 25.05.2013 в 07:26
Своему успешному экономическому развитию за последние 15 лет Татарстан наполовину ( 50 процентов по-бухгалтерски) обязана отношениям с Россией. Кто с этим не согласен ничего не понимает в экономике.
========
Я согласен, что отношения Татарстана с Россией очень важны, но кто сказал, эти отношения должны быть отношениями колонии и империи ? Почему они не могут быть равноправными, как отношения Финляндии с Россией, отчего выигрывают обе стороны ?
А я что говорю об другом? В федеральный бюджет должно перечисляться не более половины всех налогов собираемых на территории республики. И отношения должны регулироваться договором. А вот разрыв отношений в одностороннем порядке недопустим.
В экономике есть базовые вещи которые условно можно назвать как экономический суверенитет .Включающие в себя нац валюту ,налоги , банковскую систему , таможню ,антимонопольные органы и многое другое . Если субъект рынка не контролирует эти институты то он будет оставаться объектом рынка которому будут всегда навязывать не выгодные ему решения , что мы наблюдаем в Татарстане .Произвол Москвы будет продолжатся бесконечно долго пока Татарстан не будет суверенным государством .
Почему же федеральное правительство США ничего не навязывает правительству штата Техас? А ВВП штата Техас равно ВВП всей РФ ? У вас не цивилизованный подход, построенный на примате силы, а не здравого смысла. И чем ты лучше московских чиновников ?
Вот теперь мы подошли к главному вопросу .Почему в Америке возможны федеративные отношения а России нет .Россия находится на низкой степени цевилизационного развития и скорее всего на ней и останется .Все дело в народе так называемой ментальности русского народа тяготеющего всегда к твердой руке .=================================================PS И чем ты лучше московских чиновников ? Это ты о чем Рома ?Ты против суверенитета России ?Чем татары хуже русских ?
Европейский национализм привел к двум мировым войнам, общие потери населения в результате них около 100 миллионов человек. А раз так почему мы должны ориентироваться на старушку-Европу, которая тяжело больна, а не на, например, многонациональные США или Китай ? Национальные чувства заслуживают уважения, но есть вещи поважней.
Нет ничего важнее, чем уважение к национальным чувствам, культуре и традициям народов (это самый главный и тонкий вопрос!), к желанию народов жить достойно, и решать самостоятельно: с какими регионами им экономически выгодно сотрудничать, а с какими не выгодно.
Республикам-донорам виднее - что им выгодно, а что не выгодно, и только они сами могут определить степень выгоды.
Это должно решаться на горизонтальном уровне, на равных, а не спускаться по вертикали вниз. Республики и регионы всегда смогут между собой договориться о сотрудничестве, они всегда найдут общий язык, если на них не будет оказываться давление сверху.
В демократических странах народы решают все сами, никакие решения им не спускаются сверху.
Тогда каждая республика и каждый регион будет стараться развивать то, что наиболее целесообразно и есть возможности развивать, и что лучше всего у них получается.
То есть у всех появится стимул работать, а не паразитировать.
Труд облагораживает человека, поэтому тогда уже не будет алкоголизма, наркомании, коррупции, проституции, и народы будут заинтересованы в контроле деятельности своих субьектов Конфедерации.
И Москва, и другие регионы и республики, которые живут за счет Татарстана и других доноров, должны сами стараться развивать промышленность, туризм, сельское хозяйство и переработку сельхозпродукции и т.д., чтобы не паразитировать на республиках-донорах, а своим трудом себя обеспечивать.
Это будет способствовать экономическому развитию всех субьектов, и росту ответственности субьектов за свое экономическое благополучие.
Все субьекты должны зарабатывать сами. Как говорил В.И. Ленин: "От каждого по способностям, каждому по туду!" Они же не инвалиды, а нормальные регионы со здоровым населением, которые способны самостоятельно зарабатывать себе на жизнь! Только в таком случае страна может сохраниться в виде Конфедерации, и доноры перестанут обижаться, а паразитирующие субьекты начнут активно трудиться и развиваться!
Это будет справедливо и правильно!
Прошу исправить опечатку:
вместо: Как говорил В.И. Ленин: "От каждого по способностям, каждому по туду!" надо читать:
"От каждого по способностям, каждому по ТРУДУ!"
Роман, 25.05.2013 в 13:52
почему мы должны ориентироваться на старушку-Европу, которая тяжело больна, а не на, например, многонациональные США или Китай ? Национальные чувства заслуживают уважения, но есть вещи поважней.
=========
Очень хорошо ! Как насчет вхождения России в состав многонационального Китая, раз национальные чувства не так важны ? Россия испытывает недостаток населения, а Китай недостаток территории, так что самое очевидное решение российско-китайских проблем состоит во вхождении России в состав Китая на правах очередной китайской провинции. Вы согласны на это ?
Можно рассматривать любой вопрос. Проводите референдум и будем решать. Также надо учитывать желания сторон. Нужны ли Вы Китаю ? Как будут строиться отношения с предприятиями России? И т.д и т.л.
Оппа!Да вы что здесь уже сидите и Россию здесь разваливаете? С ума сойти
Я думаю в России не наберется такого количества сумашедших. Победит здравый смысл. Да и в Татарстане сумашедщих немного. По крайней мере было до последнего времени. С человеком происходит то, чего он больше всего боится. Не надо ничего бояться. Даже развала Росси.
Роман, 25.05.2013 в 16:26
Можно рассматривать любой вопрос. Проводите референдум и будем решать. Также надо учитывать желания сторон. Нужны ли Вы Китаю ? Как будут строиться отношения с предприятиями России? И т.д и т.л.
========
Ну что, тогда как насчет того, чтобы отношения между Татарстаном и Россией строить на основании референдума ? Например, решать вопрос о том, стоит ли передавать России налоги или вообще обойтись без выплаты налогов РФ, которая мало что делает для нас ?
В 1992-3 году был проведен такой референдум. Ты , наверное, тогда еще не родился и не помнишь. Изучай хотя бы историю Татарстана .
Роман, 25.05.2013 в 20:17
В 1992-3 году был проведен такой референдум. Ты , наверное, тогда еще не родился и не помнишь. Изучай хотя бы историю Татарстана.
===========
Парнишка, я это время хорошо помню - Россия грозилась ввести танки в ответ на референдум. А Жириновский предложил изгнать татар в Монголию. Типично бандитская реакция на абсолютно законный шаг.
С Россией и русскими можно разговаривать только с позиции силы других аргументов они не воспринимают . Татарам нужно искать слабые места России .
Очем ты говоришь? В феврале 1992 году Шаймиеву звонили и спрашивали, мол, когда вы уйдете, все же ушли ? А Шаймиев отвечал, мы не хотим уходить, мы хотим построить нормальные отношеия.В это же время наши вывозить военное обрудование из республики. Но провели референдум и все успокоилось. Затем приняли Конституцию и подписали договор о разграничении полномочий. Мне такие как Вы говорили зачем Шаймиев подписал такой договор. А я говорил, а ты езжай в Москву, подпиши и привези лучший договор. Никого смелых не нашлось. Лаять из подворотни все мастера.
Роман, 25.05.2013 в 22:13
Очем ты говоришь? В феврале 1992 году Шаймиеву звонили и спрашивали, мол, когда вы уйдете, все же ушли ?
======
Очень интересное сообщение. Когда и кто задавал такие вопросы ? Откуда инфа ? Как всегда, из информационного агентства ОБС(Одна Бабка Сказала)?
Роман, если Москва по прежнему будет 80% дохода изымать из Татарстана, какой выход вы предлагаете?
Отвечу за Романа . Перекрывать экспортные нефте газопроводы .
Шаймиев неразрешит перекрыть экспортные нефтегазопроводы.Вся Татнефть и Нефтепереработка принадлежит семье Шаймиевых.Бабай не такой дурак,чтобы политикой заниматься.Деньги важнее.!Половина Нефтепереработки принадлежит Минниханову.Так что татары в хорошей ловушке.
Если Вы недовольны существующим положением дел во взаимоотношениях России и Татарстана, то выход один - разработайте свой проект договора между РТ и РФ и вынести его на референдум всех жителей республики. По результатам референдума настаивайте на начале переговоров с Федеральной властью о заключении нового договора.
Причем здесь Шаймиев и татарский народ ? Бабай на это не пойдет ежу понятно . Рано или поздно брутальные татары начнут это делать -других вариантов чтобы держать за яйца Москву я не вижу .
Минтимер Шаймиев - самый великий казанский татарин в мировой истории. А кто ты ? Чего ты добился ? Что ты вообще знаешь о жизни ? Если бы Шаймиев не был татарином, он был бы избран президентом России.
Роман не надо попой тарахтеть .Москва будет всегда нарушать договоры -это аксиома .У татар другого инструмента нет кроме угрозы блокирования трубопроводов .Твой последний тезис лишний раз подтверждает истину что Россия нацисткое государство .
Никто договора, как я понимаю, не нарушал. Договор о разграничении полномочий Ельциным и Шаймиевы был заключен на 5 лет. Срок его истек в 1999 году и был заключен новый договор уже на менее выгодных условиях. Так с каждым новым договором Татарстан уступал позици. Надо повернуть процесс вспять. Действие последнего договора договор в 2017 году. Вот и готовься к тому, чтобы договор был справедивым, честным и устраивал обе стороны.
Играть с шулером в карты не сожусь .Только полный развал России гарантирует татарам процветание .Чем хуже русским тем лучше татарам .Такова жизнь Рома .
Надеюсь что татары от болтологии наконец то перейдут к делу ,что касается меня то я давно готов .
"Чем хуже русским тем лучше татарам " Рафаэль да вы фашист!
Я аддекватный человек .За добро плачу добром за зло злом .Русский фашизм вас не смущает ?
Есть большие сомнения в твоей адекватности. Тебе не мешает встать на учет. Видимо, у тебя короткие периоды адекватности быстро сменяются большими периодами неадекватности.
Как обычно ваша русская болтовня и уловки -уличать других и не видеть свое убожество .Рома зайди на любой русский сайт и почитай комментарии своих русаков про татар и мусульман .Потом будешь лечить себя .
Количество психически нездоровых среди русских в процентном отношении, я думаю, не меньше, чем среди татар. Они тоже нуждаются в контроле и учете. По тому что человек пишет можно поставить диагноз.
Рафаэль не уводи в сторону. Так ты фашист?
Тогда все русские начиная с Путина нуждаются в лечении .Вся Россия большой дурдом .PS здоровые русские есть но в небольшом количестве. Вам Роман тоже не мешает проверится .
Фашист ,нацист ,шовинист Считает свою нацию выше других .Я русских ниже татар не считаю .Есть неннависть к многим русским не более .
Ты прочитай еще раз то, что ты раньше написал..Чем хуже русским тем лучше татарам .Такова жизнь Рома..Я русских ниже татар не считаю .Есть неннависть к многим русским не более . Хоть немного думай головой. У тебя в голове каша.
"Россия испытывает недостаток населения, а Китай недостаток территории" Аналнытик это кто же тебе ,балбесу такое сказал? В Китае полно земель свободных но жить там нет возможности. Выжженные камни, пустыни. Вот и лезут в Россию.
Рома расширяй кругозор мир намного сложнее и богаче чем ты можешь сейчас понять . Время придет и развалится ваша Рашка ,может тогда дойдет до тебя Есть русские к которым я отношусь с глубоким уважением ,но их единицы.
Не надо переводить стрелки на Рафаэля!
Вы прекрасно понимаете, что Рафаэль одинаково толерантно относится ко всем народам, но ему не нравится несправедливое, оскорбительное и унизительное, агрессивное отношение к татарам, что их грабят налогами, не позволяют обучаться на родном языке и т.д.
Рафаэль не ставит свой народ выше других, а считает, что татарский народ должен иметь такие же права, как и русский.
Равноправие - это не шовинизм, а основа для мирного сосуществования все народов в стране!
Цивилизованные люди это понимают без объяснений.
Для демократических стран равноправие - это норма!
Рафаэль пишет: "Есть ненависть к многим русским, и не более".
_______________________________
Он имеет в виду ненависть к таким шовинистам, как Шаров, осквернивший Священный Коран; создатели Филма "Орда"; тем, кто кричит "Россия для русских"; тем русским нацистам, которые избивают и убивают мусульман, и всем другим, кто считает, что русский народ выше и лучше всех нерусских народов. Это же всем понятно, зачем же кидаться на Рафаэля, чтобы отвлечь от темы и переключиться на навешивание ярлыков?
Для Романа главное сохранить Россию любой ценой .Для меня развалить Россию .
Роман как вы считаете угроза блокирования нефте газопроводов заставит Москву считаться с мнением Казани ?По моему это единственный действеный инструмент в руках татар .
"Роман как вы считаете угроза блокирования нефте газопроводов ..." Рафаэль да успокойтесь вы наконец с этими трубами. Скорее вас из Казахстана сюда привезут на суд чем вы дождётесь блокировки труб. Выбросьте из головы этот вздор.
Если бы дело касалось лично меня возможно я бы не дергался ,но речь идет о судьбе моего народа .Так что будь что будет .
Значит вы Рафаель живете в Казахстане?????? А я думую откуда такие смелые татары появились. А из кого города интересно, если не секрет.У меня знакомый живет в Караганде.Вы случайно не из Караганды? И много ли в Казахстане таких смелых татар живет?? Надо их всех в Татарстан переселить !Самых смелых и устроить татарскую весну и добится Независимости Татарстана! А то мы татары действительно только болтологией занимаемся.
Казахстан дает не только "смелых" татар, но и такого "смелого" полуеврея-полурусского как Владимир Жириновский. Сидели бы в своих казахских степях и не учили других, ни в чем не разбираясь.
87751943502 звоните отвечу .Роман учи жену щи варить .
В 1992 году Шаймиев спас Россию от распада. Но через 200 лет в Москве поставят памятник спасителям России. Будет ли Николай Атласов на этом памятнике ?
У России нет будущего с таким народом и правителями .Она должна вернутся в свои изначальные границы Московского княжества и заниматся своим русским народом .
Что за расистская страна Россия где коренные не русские народы должны доказывать свое право на существование ?
Роман, 27.05.2013 в 06:11
Казахстан дает не только "смелых" татар, но и такого "смелого" полуеврея-полурусского как Владимир Жириновский. Сидели бы в своих казахских степях и не учили других, ни в чем не разбираясь.
=========
Интересно, почему полуеврею-полурусскому из Казахстана можно стать российским сенатором и грозить выслать татар в Монголию, а татарину из Казахстана нельзя даже обсуждать ситуацию в Татарстане ? Видимо, вы считаете татар низшей расой, которой нельзя даже высказывать свое мнение, в отличие от русских, евреев и других народов высшей расы ?
87751943502 звоните отвечу .Роман учи жену щи варить . Парень, у тебя, видимо, проблемы в отношениях с девушками. Причина этого, скорее всего в том, что мать не любила твоего отца. Но как сказал пророк Мухамад в одном из своих хадисов:" Мужчина должен относиться к женщине хорошо, даже если женщина относиться к мужчине плохо.
Аналитику. В Татарстане женщины выходят на пенсию в 55 лет, а в Казахстане в 63 года.И по всем другим показателям Казахстану нечем особо похвастаться. Вот когда в Казахстане появиться что-то стоящее пусть приезжают в Татарстан это внедрять. А пока ими движет только зависть.
Оставь свои дешевые аргументы для своих соплеменников .Зависть к России !!!Ну ты тупой Рома .
Конечно, не к России, а зависть к Татарстану. Самая умная политика после распада СССР выработана именно в Татарстане. Шаймиеву надо памятник поставить в Москве, как спасителю России.
Весь мир нам завидует ! Я вам точно говорю ! Я знаю что говорю ! ВВ Путин на заседании гос думы . Похоже у вас русских мозги работают одинаково .
Приведи хоть один аргумент в пользу того, что жизнь в Казахстане лучше, чем в Татарстане ? Я таких аргументов не знаю. Где вы их прячете ?
Роман ты иногда думай прежде чем писать . Рафаэль завидует Татарстану ! Ты своему отцу завидуешь ? Если да то ты извращенец .Ты думаешь я сейчас начну хвалить Казакстан и начну обсирать Татарстан ? Не дождешся !