7 июня 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Золушка

12 января 2015 года
Золушка

     Московский государственный академический театр балета Касаткиной-Василева провел в Казани гастроли с большим успехом. Среднему классу не нужен авангард, среднему классу, особенно в наше непростое время девальвации рубля, кризиса и нарастания военных вызовов, нужен спокойный красивый балет. И так все кинулись раскупать гречку, вспоминая 1998 год. Тогда, кстати, дело зашло дальше – как рассказывал мне петербургский знакомый, в Петербурге театры стояли пустые, посещаемость упала в 4 – 5 раз. Средний класс хочет забыть о кризисе и о нарастающем ужасе края пропасти, к которой страна подходит все ближе и ближе.
     У Касаткиной и Василева высокопрофессиональный, отстроенный, точный, добротный и настоящий красивый классический балет для среднего класса (в том числе и мирового среднего класса). С этой стороны он очень кассовый. Это балет эконом-класса, демократический, не роскошные постановки бизнес-класса. Это именно Московский балет, а не балет мирового художественного авангарда. В труппе 75 артистов. Оттуда вышел Ирек Мухамедов, сейчас там танцует Ильгиз Галимуллин. Труппа очень «пригнанная» друг к другу, слаженная. 
     С удовольствием сходил на «Золушку» и посмотрел на Екатерину Березину, народную артистку России, в роли Золушки. Она окончила Пермское хореографическое училище, ее с детских лет учил Сулейман Бурханов. Отличная сценография у спектакля, не дорогая, но с большим вкусом, максимум возможного из походного варианта. Почти весь зал состоял из интеллигентных матерей и бабушек вместе с детьми младшего школьного возраста, напоминало новогоднюю детскую елку. И вместе с тем атмосфера была волшебной, без сомнения, талантливые Касаткина и Василев – люди с добрым сердцем, и эта волшебная добрая энергия ощущается в их балетах. 
     «Золушку», как известно, сочинил Шарль Перро, один из самых богатых людей Франции, 15 лет он писал гимны и девизы для короля Франции, был приближенным министра финансов Кольбера, генеральным контролером королевских строений, имел в Париже восемь роскошных домов, дворцы. «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Золушка», «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик» и др. считаются литературной обработкой Перро народных сказок, которые кормилица читала его сыну. Кстати, «Красная шапочка» была вначале запрещена, так как кардинал Ришелье считал, что это намек на него, в первом варианте Перро сказки Красная шапочка была капризной и вредной, и волк съел ее вполне заслуженно. 
     Сюжет «Золушки», считается, впервые возник в Древнем Египте, где зафиксирована на папирусах первая такая сказка – жительница Греции Родопис была продана в рабство пиратами в Египет, однажды купалась, а сокол (бог Гор) унес ее сандалии и показал фараону. Фараон влюбился в эту ножку и разыскал рабыню, взял в жены. В мире насчитывается около тысячи сказок у разных народов мира на этот сюжет. Так что тысячелетиями все бедные женщины мира мечтали лишь об одном – выйти замуж за принца. Вспомним и голливудский фильм «Красотка» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс, но там обошлось без туфельки. 
     Французскую сказку Перро в Германии вряд ли стали бы рассказывать детям, в интерпретации братьев Гримм сказка по-немецки конкретна и прагматична. Добрая Золушка, например, чтобы помочь первой сестре надеть туфельку принца, отрезает ей палец. Туфелька влезает, но через некоторое время вся в крови. Второй сестре добрая Золушка стесывает топором пятку (!). Туфелька лезет на ногу сестры, но опять в крови.
     В либретто Касаткиной-Василева на музыку Прокофьева есть интересные моменты. Там за внимание Золушки на балу боролись принцы трех «дружественных держав» – «Испании, Китая и Чукотки», в испанском плаще, китайском халате и чукотских мехах. Какая держава на Чукотке? Может, Роман Абрамович тогда спонсировал спектакль? Наверное, сначала хотели супруги вывести «северную» Российскую империю, тогда бы мы увидели в декорациях Кремль, кокошники, но им явно указали на неуместность. Хотя музыка Прокофьева стала бы органичной. Если сказка Перро, то принц, как мы понимаем, из Франции. «Державу Якутию» тоже нельзя было написать, это явно усилило бы стремление Якутии к «суверенизации». Приехав в «державу Чукотку» с туфелькой, французский принц встречает принца Чукотки с женой, и тот по «древней северной традиции предлагает своему лучшему другу свою жену». «Трясущимися от холода руками» французский принц примеряете жене чукотского принца хрустальный башмачок. Так в либретто прописано. 
     Когда это стало происходить на сцене, чукотская принцесса стала ластиться к французскому принцу, в зале среди женщин стал нарастать смешок. Французский принц отказывается от жены чукотского принца, и «чукотские супруги очень расстроены». Они плачут. Люди в зале уже откровенно хихикали. Дети не совсем были в теме. Буйная и ироничная фантазия оказалась у Касаткиной-Василева, свободные люди без комплексов, ощущалась даже какая-то фрейдистская зависть к северным чукотским народным традициям. Скорее всего, спектакль все-таки ставился на экспорт, для Европы.

Рашит АХМЕТОВ.

На снимке: Екатерина Березина.

Комментарии (2)
абырвалг шанмырк, 15.01.2015 в 17:27

В России нет среднего класса. А тому, что подразумевается под "средним классом" в статье вообще ничего не нужно.

Guest, 18.01.2015 в 15:04

оварб!