Юрий Быков
19 марта в кинотеатре «Мир» состоялась творческая встреча с кинорежиссером Юрием Быковым и показ его фильма «Дурак». Газета «Нью-Йорк таймс» поставила фильм «Дурак» на четвертое место в пятерке лучших фильмов за 2015 год. Ранее Быков снял столь же жесткие фильм «Майор», «Жить», по телевидению прошел его шокирующий сериал о маньяках «Метод». Быков сообщил на встрече в «Мире», что он буквально сбежал со съемочной площадки сериала «Станица» с одним рюкзаком, потом, заплатив неустойку в 2,5 млн. рублей, так как разошелся с продюсерами в идеологии фильма, его пытались заставить снять сентиментальную мелодраму, а он хотел разобраться в проблеме Цапков, почему гордые «казаки» так их боялись, почему тысячи людей трепетали перед Цапками. Быков - Лев по гороскопу, родился 15 августа 1981 года.
Фильмы Быкова, мне кажется сильнее, чем фильмы Звягинцева «Левиафан», они более «нутряные». Если фильмы Звягинцева более западноевропейские, более «фестивальные», скроенные по канонам, так сказать, мейнстрима артхауса, то фильмы Быкова максимально жесткие, откровенные, в экзистенциальной эстетике и этике Достоевского, как говорит Быков, он снимает фильмы-крики, фильмы-плакаты. Фильмы Быкова более русские по духу, Быков так и говорит, что никогда не уедет из России, он любит Россию, патриот и хочет снять фильм о конфликте в Донбассе, почему не понимают друг друга Западная Украина и Донбасс. Хотя, мне кажется, в «Дураке» есть символ «русского мира», это 800 человек в общаге, которая рушится, каждый второй там сидел, наркоманы, пьянство, нищета, грязь, вонь. У Звягинцева фильмы имеют привкус эстетски-равнодушный, Быков весь кровоточит, с шекспировской экспрессией и болью. Но некоторые критики пишут и так, есть два фильма - оппозиционный «Левиафан» и пропутинский «Дурак». Понятно, что «Дурак» вырос из «Идиота» Достоевского и «Шинели» Гоголя, но это только подчеркивает коренную, почвенную русскость режиссера.
Быков органически не любит «гламурных либералов», он сам из Рязанской области, из рабочей семьи. Любимый писатель у Быкова - Чехов. Звягинцев, мне кажется, снимает некоторую русскую пародию на Антониони, а Быкову нравится американское кино 70-х годов, поэтому у Быкова заметны русифицированные профессиональные голливудские приемы под девизом «краткость - сестра таланта». Русский патриот Быков парадоксальным образом оказывается одним из самых голливудских русских режиссеров, в этом смысле он «опережает» Андрона Кончаловского, у Быкова предельно «хирургическое» отношение к жизни и искусству.
Недавно Быкова убрали со съемок нового «патриотического» блокбастера «Время первых» о космонавте Алексее Леонове, которого играет Евгений Миронов. Быков снял две трети фильма и вновь разошелся с продюсером Тимуром Бекмамбетовым, который требовал заложить в фильм ходы, которые дали бы блокбастеру коммерческий эффект. Его сменили на Дмитрия Киселева («Черная молния», «Джентльмены, удачи!»). А Быков хотел разобраться в конфликте двух космонавтов, Леонова и Беляева (Константин Хабенский). Быков создал свою киностудию, закончил сценарий нового фильма «Завод» о конфликте между рабочими и дирекцией, о рабочем бунте на российском заводе. Сразу вспомнился фильм «Магнитные бури» Абдрашитова.
Быкову очень понравилась Казань. Он сказал в интервью газете: «Я в шоке, такого не ожидал, недавно был в Нижнем Новгороде, там совсем другая атмосфера. Я понял, что есть совсем другая Россия, обязательно сюда еще раз приеду, оказывается, я Россию и не видел. Думал, есть какой-то Пронск, в котором все катится под откос, все спивается, никто ни во что не верит, а у вас, я в шоке, все развивается, все в движении. Хочу понять, разобраться, почему так».
Я ему отвечал:
- Ваше изображение русского мира в фильме в виде общаги ужасно, мне это непонятно было, как татарину, как можно сидеть в таком болоте и не испытывать желания выбраться из этой «выгребной ямы». Вы художественно изобразили фазу пассионарного надлома русского народа. Сантехник Никитин, по существу, действительно спаситель, он, как Алеша Карамазов или даже как Христос, пришел спасать народ, а его народ общаги за это убивает, за то, что он им жизнь спасает. Но татарский менталитет не таков, у татар сильная энергичная кулацкая хозяйственная жилка, пассионарное желание действовать, работать, менять жизнь. Вам нужно встретиться с Шаймиевым, мэром Казани Метшиным, чтобы разобраться в татарском подходе. Так, как поступили чиновники в мэрии в вашем фильме, татарские чиновники поступить не могут психологически, даже бандиты так не поступят. Почему говорят, что капитализм основан на протестантской этике, там не молитва, а труд приближает тебя к Богу, молитва помогает трудиться, труд является молитвой. Такой же более протестантской этикой является татарская трудовая этика и старообрядческая русская трудовая этика. У старобрядцев запрещено пить, курить, труд - основа всего. А в вашем общежитии никто не хочет трудиться. Там все на авось, никто не хочет делать усилия над собой
- Ну что же, если русскому народу предстоит исчезнуть, я готов кануть в Лету со своим народом.
- Да это какое-то «пострадать» Достоевского, зачем такое горячее желание кануть в Лету? Разве нельзя засучив рукава все изменить в такой богатейшей стране? Чем лежать на печи, попивая водку. Хотя вы и говорите иногда, что вы мизантроп, но чувствуется, что только очень большой оптимист может снимать такие шоковые фильмы. Эти фильмы идут по моему из вашего большого сострадания к русскому народу, большой доброты.
- Я, конечно, не за русскую литературу, это такое общее место, все хватаются сейчас за русскую литературу. Не очень большой поклонник наивности гуманистических идей, человек прагматичный. Если бы не был прагматичным, то из мальчика, который родился в вагончике в Новомичуринске, не стал бы одним из ведущих режиссеров. Кстати, не вижу сегодня в России интересных для меня режиссеров. Не боюсь того, что естественный процесс конкуренции и эволюции поставит такую большую печать на ортодоксальную русскую национальность, как на национальность, не способную выживать в современных условиях. Я этого не боюсь. К России отношусь как к матери, а мать не выбирают. Давайте честно говорить, русский пьет, потому что он такой.
- Это не так, по-моему русский пьет, потому что он не может творчески выразить свою внутреннюю силу. Она ему мстит. Сказано же в Евангелии, нельзя зарывать талант в землю. Ведь в этой вашей общаге в фильме огромное количество недоразвившихся талантов.
- Мне кажется, что талант - это достаточно редкое явление и не каждому хватит сил его выразить. Но посетив Казань, я действительно обескуражен и во мне зародилось сомнение. Более того, я подавлен в хорошем смысле слова. Теперь я понимаю, что я снимаю кино только о Центральной России.
- Наверное, все-таки корректнее будет сказать о Московской Руси.
- Мама у меня работала на арматурном заводе, отец был шофером. Они рано развелись, потому что их поженили по деревенскому обычаю, они из деревень Сапожковского района рядом с Касимовым. Мать была из бедной семьи, отец лет в шесть, когда мне было, уехал в Тюмень и больше я его не видел. Мама второй раз вышла замуж, стала домохозяйкой. До 9 класса хорошо учился, все легко давалось, потом стало скучно, был я и музыкант, и писал, скатился почти до двоек. Меня интересовало творчество, и довольно радикально я перестал заниматься в 11-м классе. Писал в местной рязанской газете, предпочтения в музыке у меня Глинка, я себя воспитывал не в космополитическом ключе, в этом моя трагедия. Всегда себя воспитывал, как человек русофильского толка. Теперь видите какое дело, проехал по Казани, я, конечно, не стал татарофилом, но потрясен. Немножко фаталист, всегда говорю, что я плоть от плоти с тем местом, где вырос и у меня неразрывная связь даже с самыми отрицательными сторонами той реальности, где я рос. Из тех, что если завтра потоп, то в Китежград не уйду, потому что не смогу жить в другой системе координат. Не смогу ассимилироваться к более комфортным условиям жизни, я не космополит. Я не хочу пострадать или не пострадать, мне очень некомфортно в космополитическом светском смысле слова, я не люблю путешествовать по миру. Почему я Казань принимаю, потому что это в каком-то смысле русский город. Понятно, что мечеть Кул Шариф и все такое тоже есть, понятно, что стечение двух культур. Но с большим удовольствием путешествую по России, поэтому и Глинку люблю, как родоначальника русской музыки. Русский рок с определенного момента перестал любить, потому что музыки, как таковой, там не особенно много.
- У вас в фильме Цой звучит.
- Это явление. Я отношусь к русскому року, как к поэтическому явлению с музыкальным сопровождением.
- Почему я задал этот вопрос, потому что песня Цоя в вашем фильме стала китчевой и в «Дураке» входит в диссонанс в фильме. Она чужая. Это все-таки одна из песен, как вы называете, гламурного либерализма и к вашему фильму подходит более жесткий Летов с песней «Эй, брат любер, доставай свой кастет».
- Оригинально. Скажу, что там была другая песня. Может быть. Многие мне потом говорили, что эта песня Цоя помогает понять, откуда взялся такой герой, потому что песня «Спокойная ночь», связана с архетипом того героя времен переходного периода от перестройки к началу 90-х. Поэтому я ее и взял. Но я не очень люблю музыку в кино, а тем более песни в кино. Но мне нужно было убедить зрителя, что это герой из того времени, поэтому я вставил эту песню еще на длинный проход в середине фильма.
- От «Идиота» Достоевского следующий по развитию должен быть у вас, наверное, сюжет «Преступления и наказания». В «Майоре» это затронуто, но не совсем получилось.
Рашит АХМЕТОВ.
(Продолжение следует.)
Вот настоящий патриот своего русского народа.Бичевать пороки своего русского общества и вместе тем показывать героев не теряющих свою человеческую сущность среди навязываемого государственного беспредела,это то что надо сейчас русскому обществу.Это дает надежду людям на свободу.
И сравните мощный моральный посыл в творчестве Ю.Быкова,его настоящий реализм в показе жизни и какую то карикатурную Зулейху Яхиной с ее приспособленчеством и надуманным сюжетом.
Дай Аллах,чтобы татарские художники разных жанров,могли бы так же смело творить и говорить.
Русские в городах сейчас пьют гораздо меньше. Это отмечают многие наблюдатели. Дикий капитализм пошел на пользу. Раньше по дороге домой в трамвае редко можно было увидеть не меньше 5-6 пьяных, а теперь я, например, их вообще практически не вижу. И в нашей организации, например, практически нет никаких застолий, молодежь отказывается пить, чего не было до перестройки. Т.е. не все потеряно.
А как же "боярышник"?В год в России от употребления алкогольных суррогатов умирает 15 тысяч человек, больше чем за 10 лет погибло в Афганистане.
Когда-то Норвегия была самая пьющая страна на свете. Но суровые антиалкогольные законы заставили ее жителей бросить пить. Надо просто по настоящему и систематически бороться с пьянством, а не ичитать его источником гос. доходов.
В России в результате сухого закона и произошла революция в 1917 году. Затем Лигачев стал бороться с пьянством и СССР распался.Если люди пьют средство для чистки ванн, то вряд ли его пили в Норвегии и в таких количествах. Сейчас везде самогонные аппараты предлагают. Купили бы и пили лучше, чем боярышник.
Надо проводить не разовые противоалкогольные компании, в вести целенаправленную долговременную антиалкогольную политику, делать все постепенно и ввести жесткий контроль с нелегальным алкоголем, как сделали в Норвегии. В Норвегии закрыты все частные винные заводы и введена гос. монополия на изготовление и продажу алкоголя. Продажа разрешена только в небольшом числе гос. магазинов.
В России все-таки стали в больших городах пить меньше. И этому способствует, в частности, всеобщая автомобилизация населения. Те, кто за рулем, опасаются пить как попало из-за страха потерять машину. И это хорошо. Чем строже законы по борьбе с автомобильными нарушениями, тем меньше уровень пьянства.
Если в России сокращать потребление алкоголя запретительными методами,то получат волну отравления граждан разного рода суррогатами и дальнейшую их дебилизацию. Все это было в горбачевскую антиалкогольную компанию.Сколько тогда погибло от отравления людей,советская статистика не говорила.Но статистика Минздрава имеет страшные цифры. В ранее пьющих странах Финляндия,Норвегия,Ирландия,государством для людей была создана альтернатива пьянству и наркомании.Повышение материального и культурного уровня жизни и только на этом фоне сработали запретительные и агитационные антиалкогольные меры. Но нужно ли это в России? Ведь очнувшийся народ может и осознать свое рабское состояние и что то потребовать от властей.
Guest, 05.01.2017 в 11:13
Русские в городах сейчас пьют гораздо меньше. Это отмечают многие наблюдатели.
==================
Только помирают от боярышника больше.
А что, есть наблюдатели, которые наблюдают как пьют в народе? В принципе, сколько сейчас в стране алкоголиков?
Слава Аллаху, в исламе есть запрет на употребление алкоголя. Для татар пить грех.
Считается, что в России 5 млн алкоголиков, примерно 500 тысяч умирает от алкоголя в год.80% алкоголиков мужчины. Алкоголь является причиной более 70% убийств.Примерно 40 тысяч отравлений суррогатами фиксируется в стране в год.Если в Финляндии 6,6 литров спирта потребляется в год на душу населения, то в России 18 литров. В Швеции 5,2 литра. Какое гражданское общество может быть в спивающейся стране?
Один выход, нужно срочно сделать ислам государственной религией и будет как в Чечне, нулевое потребление алкоголя.
В Чечне не пьют не потому, что там ислам, а потому, что так глава - Кадыров. А ислам распространяется только на верующих. Атеистам никто пить не запрещает. В Татарстане тоже есть ислам, однако татары пьют.
Guest, 06.01.2017 в 19:54
А что, есть наблюдатели, которые наблюдают как пьют в народе? В принципе, сколько сейчас в стране алкоголиков?
==================================================
В больших городах пьют заметно меньше, чем ранее. Это отмечают многие социологи, в том числе оппозиционные власти, преподаватели ВУЗов, люди, работающие с молодежью. То, что большая часть молодежи сейчас за рулем, способствует снижению пьянства. Например, в нашей организации из молодых сотрудников никто почти не пьет, они за рулем, и, кроме того, боятся потерять работу, чего не было раньше. Постепенно вырастет новое поколение, которое не будет пить. А фанфурики пьют опустившиеся люди.
Веселие Руси есть питие -это сказал князь Владимир.
Раньше пили мед-пиво, а сейчас сивуху. Разница, однако.
Россию от водки не отучишь.Но есть проблема похуже.Растет наркомания.Статистика молчит и только Минздрав показывает рост наркомании.Вынужден.
А еще в России поднимается эпидемия СПИДА. Уже около 1% населения РФ больны СПИДом и в условиях сокращения численности населения это представляет огромную проблему, поскольку подавляющее большинство заболевших находится в самом трудоспособном возрасте, тогда как собственной рабочей силы недостает. Дефицит предлагается восполнять завозом иностранной рабочей силы в количестве до 12% населения РФ. Иначе говоря, идет процесс постепенной замены населения России.
Рост наркомании во всех странах,тянет за собой рост заболеваемости СПИДом.
Guest, 06.01.2017 в 20:07
Какое гражданское общество может быть в спивающейся стране?
======================
Проблема в том, что спаивание населения имеет как раз эту цель - одурманивание народа, чтобы он не выступил за свои права. Поэтому и цари, и генеральные секретари КПСС, и первый и все остальные президенты Эрэфии всегда имели в своем внутриполитическом арсенале это сверхмощное средство - русскую водку!
Некоторые русские цари боролись не только с пьянсвом, но и его источником - засильем кабаков, владельцами который в западных областях были местечковые евреи. Кабаки закрывали, но, как всегда борьбы эта носила характер кампании.
Дело в том, что никто народ не спаивает. Разве Путин заинтересовпн, чтобы русские люди пили суррогаты вроде боярышника. Царь объявил сухой закон и в результате русский народ начал революцию. Горбачев пытался вести антиалкогольную кампанию. Было даже общество трезвости. Толстой боролся за трезвость. В результате 40 тысяч человек в год в России отравляются суррогатами алкоголя. В армии мазали сапожный крем на хлеб, чтобы одурманиваться. Тройной одеколон шел, как коньяк. Стратегическая ошибка -Русь должна была принимать ислам, может такого астрономического пьянства и не было бы.
Что правда, то правда, 95% винокурен в 15 западных губерниях черты оседлости принадлежали евреям. Но в 32 внутренних губерниях столь же успешно торговали водкой, спаивая народ, русские купцы.Так что дело не в еврейском заговоре.
Посмотрите фильм Мусульманин. Если бы русские приняли ислам, то Россия была бы давно сверхдержавой, никакому Китаю не догнать. Мусульмане не воруют и не пьют.
Да и раньше сивуху пили, очистка была примитивной.
Guest, 10.01.2017 в 20:58
Посмотрите фильм Мусульманин. Если бы русские приняли ислам, то Россия была бы давно сверхдержавой, никакому Китаю не догнать. Мусульмане не воруют и не пьют.
==========================================
Кызганыч булсада, сорамый кала алмыйм. Дус кеше,әйт әле: теге урыс җегете Абдулла Иванов әсирлектә 7 ел булып кайткан фәлән илне... син сверхдержава сафларына кертә аласыңмы?