Возвращение "бунтаря" (ч.8)
- Артисты пластикой и драматической игрой под музыку и песни военных и послевоенных лет передавали каждый свою историю. И за историей каждой семьи тысячи имен. Сколько погибло мужей, сколько осталось вдов! Сколько невыраженных чувств, недосказанных слов, непрожитых жизней. Сцены прощания с любимыми переданы трепетно, тепло, с чувством неотвратимого горя.
– Я видел, что многие зрители не выдерживали, и слезы были, и вставали ни один раз. Удалось ли вашему коллективу показать героизм советского народа?
– В целом удалось. Программа была безупречно выверена и охватывала всю хронику событий: от объявления войны до ее победного завершения. В спектакле задействованы артисты всех поколений театра – от новобранцев, недавно принятых в коллектив, до участников Великой Отечественной войны. Были использованы песни, они в неспешном ритме сменяли одна другую, звучали без объявления имен исполнителей, что позволило зрителям сосредоточиться на исторических событиях.
– Есть ли у театра давние традиции, на которые он опирается и сегодня?
– Безусловно. Это традиции актерского мастерства, взаимоотношения со зрителями и, конечно, качество, репертуарная политика. В нашем театре вместе играют и молодежь, и звезды. Звезды трепетно относятся к молодым коллегам, многому учат, делятся опытом.
Преемственность поколений – это самое главное, что в театре может быть. Мастерству можно научиться только в коллективе. И молодежь ответно уважительно относится к старшему поколению. И, конечно, все это помогает поддерживать творческую атмосферу, качество и уровень мастерства.
– На мой взгляд, Оренбургскому театру сегодня удается удерживать и сохранять в непростое время творческое достоинство, при этом оставаясь интересным для городской и в целом областной интеллигенции.
– Да, мы этим довольны. Зал всегда полон. Это ли не главная оценка труда? В своих спектаклях стараемся сохранить зрительский интерес к театру. И в классике и в современных постановках мы ищем и находим сегодняшние совпадения с мыслями, чувствами современных людей, зрителей. Мы не гонимся за новациями, которые так любят многие театры. Мы делаем то, что положено делать: спасаем человека, как хирург спасает больного. Может поэтому медики нашего города так любят приходить в наш театр. А еще постоянными зрителями являются студенты, рабочие и жителя сельских районов, словом люди разных профессий и возрастов. Все они не чуждаются современных постановок, но и их одновременно тянет посмотреть классику: Лермонтова, Чехова, Гоголя, Толстого. Там все написано. Так что классика всегда современна. Сейчас много говорят о традициях. И мы очень рады этому, потому что любой спектакль, который идет у нас – это сохранение традиции: в актерских работах, в режиссерских, в работе художников.
– Рифкат Вакилович, сегодня, когда реалистический театр буквально рушится под бешеным натиском так называемого арт-искусства, настало время подумать об опасности, грозящей подлинной театральной культуре.
– Да, в действительности есть такая опасность. Вместо театра-воспитателя, учителя жизни, университета, осуществляющего нравственное воспитание в глобальном понимании, происходит повсеместное насилие над нашими театральными традициями и человеческими чувствами. Зритель бежит из такого театра. Но предрассудок заставляет его воспринимать все происходящее как неизбежное зло; ничего не изменишь, мир таков, что в нем больше нет места для искренних чувств, для глубоких переживаний.
Как победить предрассудок и вернуть душу театру? Как одолеть реформаторов, захвативших лучшие театральные сцены, задающих тон в театральном сообществе и притом глубоко равнодушных к нашей культуре, нашим вкусам и традициям? Что делать? Для сохранения традиций нам обязательно нужно изучать Станиславского, любить Станиславского! Станиславский предложил такой метод актерской работы, который позволяет раскрыть и воплотить на сцене жизнь человеческого духа, театр способен внести немалую лепту в улучшение психологического климата в любом обществе. Снимаешь ли кино, готовишься ли показать новый спектакль, необходимо задуматься хоть на минуту: твой продукт сделает человека лучше или хуже.
Октябрь ВАЛИТОВ,
профессор,
доктор философских наук,
заслуженный деятель науки РБ,
заслуженный работник культуры БАССР.
(Продолжение следует.)
Театр в кризисе. Еще сохранились небольшие островки театрально мастерства (Малый театр, театр Красной армии, БДТ, Вазтанговский и еще 5-10 театров, где сохранилось настоящее театральное искусство. А в осномном современные иеатры гонят халтуру, рассчитанную на невзыскательный пипл. Серьезному человеку в театре смотреть нечего. Старые кадры вымирают, новые - карьеристы и халтурщики, не знающие Станиславского и не умеющие играть. Режиссеры стремятся все классические спектакли осовременить, изказить, опошлить, главное, чтобы пипл схавал. в своем осовременивании всего они не понимают, что уничтожают театральное разнообразие, уплощают эпохи истории, меняют сам дух великих произведений Чехова, Шекспира и пр. Они почему-то думают, что современный человек не сможет понять Шекспира непосредственно, напрямую, поэтому его надо пересказать доступным для пипл языком в современном стиле. Поэтому бывает смешно смотреть, как одетые по современной моде исторические персонажи пъес говорят старым, вышедшим из употребления языком. Получается какая-то несуразица, но режиссеры, особенно из Прбалтики, гордятся этим. Нормальные люди давно не ходят в современны театры на эти извращения.