7 июня 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Возвращение "бунтаря" (ч.7)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Возвращение "бунтаря" (ч.7)

27 мая 2018 года
Возвращение "бунтаря" (ч.7)

     Исрафилов с гордостью рассказывает, что герои пьесы – наши земляки – оренбуржцы и те, кто так или иначе связан с Оренбуржьем. Их имена мы все знаем: К.П. Орловскому, Герою Советского Союза и Герою Социалистического Труда в Оренбургском государственном аграрном университете установлена памятная доска, именем генерала армии А.И. Родимцева названы улицы в разных городах России, на слуху история русского немца А.Г. Шмореля, увековечена память о талантливом и отважном поэте Мусе Джалиле, многие оренбургские старожилы помнят деятельного уральского журналиста М.С. Клипиницера, оставили теплые воспоминания о пребывании в Оренбурге Чкалова в годы Великой Отечественной войны композитор Василий Соловьев-Седой и поэт-песенник Алексей Фатьянов... Театр оживил память о наших героях. Зрители увидели на сцене допрос Александра Шмореля (Дмитрий Воропаев), последние мгновения жизни Мусы Джалиля (Радик Дибаев), встречу Александра Родимцева (Сергей Тыщенко) с фашистским военачальником, Михаила Клипиницера (Сергей Кунин) с блокнотом и фотоаппаратом на передовой, рвущегося в бой. Письмо десантника Виталия Сверчкова (Андрей Иванов) к жене Валентине (Наталья Ренева, Алсу Шамсутдинова), ждущей своего супруга с ребенком на руках, также из реальной жизни. Этот фрагмент – самый трогательный в спектакле. Сколько таких оренбургских Валентин получало теплые письма с фронта, а затем похоронки. Артисты, готовясь сыграть своих персонажей, изучили немало литературы, мемуаров, исторических хроник. Ведь идея воплощения в первую очередь в глубине знаний судьбы каждого, мыслей, тревог, надежд и веры. Кто чем жил, что испытывал, как преодолел... Однако героями спектакля становятся и наши современники – молодежь и смотрительница музея (Надежда Величко, Зинаида Карпович). Молодые люди, живущие интересами своего сегодняшнего «хочу», в поисках развлечений заходят в музей. Примечательно, что представление о музее у ребят состоит из каких-то обрывочных стереотипов. Молодежь не желает интересоваться историей своей страны и народа. А современная школа не достучалась до их сознания. Ведь ответ «мы этого не проходили» не оправдывает полного отсутствия знаний и познавательного интереса. Конечно, далеко не вся молодежь так относится к прошлому. Однако примеров, когда забывают свою историю, подвиги народных героев, немало.
     Ho молодежь не виновата, что не помнит. Конечно, не все современные молодые таковы. В спектакле показана крайность. Но виноваты в этом мы. Многие годы политический курс был занят другим: страну меняли. Сократили количество учебных часов, не давали нужного объема информации. Источник патриотизма в России многогранен. Но есть один стержень – память о Великой Отечественной войне. Современную молодежь надо приглашать в прошлое. Момент, когда из витрин выходит герой, – интересный ход. Герои сходят со страниц книг, с картины. Сегодня этот документализм в яркой художественной форме может быть передан только актерами. Роль актера в этом процессе огромна: важно придать документальным фактам истории форму эмоции! Это очень важно сегодня и необходимо.
     Молодые люди – Аня (Альбина Демченко, Лейла Гусейнова) и Саша (Эдуард Султанбеков) – оставшись в музее и пройдя всю экспозицию, оживающую у них и у нас – зрителей – на глазах, преображаются, и их жизнь наполняется уже иным смыслом. Ах, если бы в музее осталась вся компания! Была бы надежда вернуть этих мальчиков и девочек из опьяняющих кафешек и дурманящих клубов к жизни думающих и ответственных перед своей историей людей. «Письма памяти» в постановке заслуженного артиста Украины Олега Николаева – спектакль, рассказывающий историю, которую не выразить словами. Музыка, песни военных лет, пластика и мощная актерская энергетика делают постановку яркой, волнующей и незабываемой. Историю о войне и судьбах людей нашей страны зрители узнают без слов. Но какая это история! И какие это судьбы...
     Действие начинается и заканчивается общей фотографией. На снимке счастливое довоенное время. Мужья, жены, дети, старики собрались у подъезда, как оказалось, в последний раз в полном составе. К концу сценического действия война преобразит эту фотографию, но в памяти останется именно тот довоенный снимок.
     Жители одного, вполне может быть, оренбургского двора (кстати, в оформлении спектакля – фото реального оренбургского дома военных лет), жили обычной мирной жизнью.

     Октябрь ВАЛИТОВ,
профессор,
доктор философских наук,
заслуженный деятель науки РБ,
заслуженный работник культуры БАССР.
     (Продолжение следует.)

На снимке: Рифкат Исрафилов.


Комментарии (0)