2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Возвращение "бунтаря" (ч.2)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Возвращение "бунтаря" (ч.2)

1 февраля 2018 года
Возвращение "бунтаря" (ч.2)

     Этот взгляд окончательно утвердился в театре при работе над произведениями русской классики, советской и современной драматургии, в которых нужно было воплотить образы активных борцов за свои убеждения, раскрыть тему любви к своей родине, человеческой доброты между людьми.
     Именно за эти качества в свое время Исрафилова любили и уважали в коллективе театра им. М. Гафури и многочисленные зрители. Грандиозные успехи Башкирского академического театра связаны с именем Рифката Исрафилова. 
     В 1996 году спектакль по пьесе башкирского драматурга Ф. Булякова «Бибинур, ах, Бибинур» участвовал в  Международном театральном фестивале «Туганлык» (г. Уфа), спектакль завоевал Гран-при и был показан в Москве на фестивале Театра Наций в программе показа лучших спектаклей сезона. За данную постановку художественный руководитель и режиссер-постановщик Рифкат Исрафилов, исполнитель главного героя Олег Ханов, художник Тан Еникеев стали лауреатами Государственной премии РФ. К сожалению, в те годы наши местные «специалисты» и неосведомленные, мелкие государственные чиновники по проблемам культуры выразили свое недовольство содержанием постановки, где, мол, отсутствует национальный патриотический дух нашей нации, как будто бы герой пьесы в исполнении Олега Ханова является вымышленным, случайным человеком. Художественный руководитель Р. Исрафилов через образ героев, через их действия смело и открыто утверждает свои нравственные взгляды в соответствии с истиной современной эпохи, направленной на осуществление правильных, насущных задач.
     Именно за эти несогласованные идеи, «бунтарские» выходки и за неправильное понимание национальных отношений Исрафилову в 1997 году было предложено уволиться по собственному желанию с должности художественного руководителя театра им. М. Гафури. В связи с данной ситуацией мне хотелось бы напомнить им высказывание немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит». Хочется им порекомендовать еще раз изучить словарь «русского языка» Ожегова, где слово «бунтарь» разъясняется, как протестующий человек за справедливость, неспокойный человек. Вспоминается высказывание французского историка Алексиса де Токвиля из книги «Демократия в Америке»: «У народов образованных бунтуют вообще только те, которым нечего терять». Именно к такой категории людей можно бы отнести и Исрафилова.
     Выступая перед журналистами, однажды Рифкат Исрафилов сказал: «Основную задачу театра в этом сложном и противоречивом мире я вижу в благодарном воздействии на умы людей. Зритель после спектакля должен становиться немного добрее и светлее. Раздробленность, национальные распри – это не менее разрушительная сила, чем землетрясение. Вот почему я поставил «Бибинур, ах, Бибинур» и «Вестсайдскую историю». Для меня, например, есть только две нации: хороший человек и плохой. Другого не дано. Культура сейчас в условиях глобализации настолько смешана, темы национальных взаимодействий настолько злободневны, что театр, на мой взгляд, должен, как барометр, реагировать на такую проблему и вовремя принимать правильные решения, дабы достучаться до людей, которые могут ее решить. А эти люди прежде всего мы сами».
     Гастроли Оренбургского театра в Уфе - это было поистине триумфальное возвращение «бунтаря», одного из известных главных идеологов Союза театральных деятелей, со своим коллективом. Исрафилов воплотил свои мечты по-умному раскрыл их в своих постановках театра, которые они привезли в апреле с.г. на суд уфимских зрителей. Все привезенные спектакли, это «Ричард III», «Милые люди», «Свадьба в Малиновке», «Пышка», «Грибной царь», со своим идейно-художественным взглядом, ироничные, смешные, трагические, они никого не оставили равнодушными.
     «В Оренбурге интеллектуальный зритель. У него и требования, и духовные запросы очень высокие. Чтобы соответствовать им, мы должны достичь той интеллектуальной высоты, как это было во времена Толстого, Достоевского, Чехова», – убежден художественный руководитель областного театра драмы, народный артист РФ, секретарь Союза театральных деятелей России Рифкат Вакилович Исрафилов. Задача любого спектакля, по его мнению, дать зрителю положительный эмоциональный заряд и толчок для развития мысли.
     Уфимских зрителей порадовало, что спектакль театра «Милые люди», поставленный по рассказам Василия Шукшина, сегодня выдвинут на соискание премии правительства Российской Федерации в области культуры. Постановка Рифката Исрафилова по произведению Уильяма Шекспира «Ричард III» вызвала большой интерес театральных критиков. О том, чем же так потрясла столичных театроведов оренбургская версия знаменитой трагедии, с журналистами поделился доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки РФ, театровед Алексей Бартошевич. На вопрос журналистов, в чем изюминка Оренбургского театра, взявшего в своей репертуар такую постановку, он ответил: «Видел немало спектаклей на эту тему, но такого захватывающего спектакля я не видел уже много лет. Здесь нельзя не отметить блестящего исполнителя главной роли, заслуженного артиста РФ Олега Ханова. Это мощная личность, на которой строится и держится спектакль. Мне бы хотелось увидеть этого артиста еще в одном интересном материале, который позволит ему еще более полно раскрыть природный талант и богатейший творческий опыт. Я предложил Исрафилову обратиться к «Венецианскому купцу» Шекспира. Думаю, в таком творческом тандеме нас ждет еще одно захватывающее зрелище».

     Октябрь ВАЛИТОВ,
профессор, доктор философских наук,
заслуженный деятель науки РБ,
заслуженный работник культуры БАССР.

     (Продолжение следует.)

     На снимке: Оренбургский драматический театр
им. М. Горького.


Комментарии (0)