Возвращение "бунтаря"
Есть люди, для которых смысл жизни в возможности ее совершенствования. К таким неуспокоенным натурам относится герой нашего рассказа.
В эти августовские дни принимает поздравления с особым праздником – 75-летним юбилеем лауреат Государственной премии РФ, народный артист России, лауреат Государственной премии Башкирской АССР им. Салавата Юлаева, заслуженный деятель искусств Башкирской АССР, заслуженный деятель искусств РФ, кавалер ордена Дружбы народов, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, действительный член Петровской академии наук и искусств г. Санкт-Петербурга, профессор, заслуженный деятель искусств Северной Осетии-Алании, лауреат областной премии «Оренбургская лира» Рифкат Вакилович Исрафилов, художественный руководитель Оренбургского государственного драматического театра имени Максима Горького.
В апреле этого года в культурной жизни Уфы и в целом в Башкортостане произошли знаменательные события, одно из них - выступление в Башкирском академическом театре имени Мажита Гафури Оренбургского государственного русского драматического театра имени М. Горького, посвященное 160-летию главного театра Оренбурга. Данная встреча уфимских зрителей с творчеством артистов Оренбурга дала возможность рассмотреть сквозь призму сегодняшнего дня происходящие на сцене действия и порадоваться тому, как мастерски справляется со своей работой славный сын Башкортостана, бывший художественный руководитель Башкирского академического драматического театра им. М. Гафури, давно известный не только в России, но и далеко за ее пределами, главный режиссер театра Рифкат Вакилович Исрафилов. В зале не было свободных мест, шквал аплодисментов и море цветов. Горячо с любовью зал приветствовал Рифката Вакиловича и артистов его труппы, который пригласил зрителей Уфы на празднование юбилея театра в сентябре этого года в г. Оренбург. Продолжая свое эмоциональное выступление, сказал: «Эта встреча с земляками, зрителями для меня один из самых приятных и волнительных моментов в моей жизни. Сцена, как я уже говорил, для меня святое. Пусть ты себя плохо чувствуешь, пусть у тебя неприятности – сцена лечит. Ты выходишь на нее и моментально забываешь обо всем плохом, опять чувствуешь себя окрыленным. Это так здорово! Ощущение счастья от выступления перед благодарной публикой не заменят никакие виллы, яхты и прочие богатства. После возвращения для меня словно началась новая жизнь. Я понял: душа моя всегда будет оставаться на родной и самой лучшей земле – башкирской и оренбургской.
До сих пор не могу забыть фразу из замечательного советского фильма «Добровольцы»: «В жизни надо идти по главной дороге, и тогда случится самое главное: ты встретишь друзей, и произойдет тот самый Его Величество Случай». С высоты прожитых в Оренбурге около 20 лет могу сказать, что в целом я выбрал правильный путь. При этом я верю в судьбу и не стараюсь ее как-то исправить или изменить – всем руководит режиссер свыше».
Поклонники творчества Рифката Исрафилова сегодня гордятся его успехами и интересуются, как сложилась судьба мастера в Оренбурге. Сложилась успешно, он доволен. Сегодня я с удовольствием вспоминаю годы работы Исрафилова главным режиссером нашего главного театра республики. До сих пор многие помнят и рассказывают, что его спектакли всегда шли с аншлагом в 80-е годы. Сегодня отсутствие провинциально-национальных рамок, безграничные возможности, прежде всего репертуарные, русского театра открыли художественному руководителю Исрафилову иную перспективу свободного творчества, как в режиссере в нем открылось второе дыхание.
Народный артист СССР Михаил Ульянов писал о своем коллеге: «Рифкат Исрафилов – закаленный руководитель, он с большой энергией взялся за новое дело, тем более что пригласивший его к себе Оренбургский театр в ту пору находился в очень трудном положении. Рифката я знал как председатель Союза театральных деятелей РФ, а он был моим заместителем. Прошел год-другой, и Оренбургский драматический русский театр им. М. Горького стал одним из самых интереснейших театров периферии».
В коллективе Оренбургского театре Исрафилова многие знали давно, он лично знал многих, и они его приняли с надеждой на будущее. В свое время в этом театре работали замечательные режиссеры и артисты.
Но, к сожалению, в театр одни приходили, другие уходили. В этот сложный период в 1997 году Исрафилов пришел в театр со своим идейно-художественным багажом, в котором философские веяния времени поддержаны современной театральной эстетикой. Репертуарная афиша, сложившаяся под его влиянием, стала богаче, появились русская и зарубежная классика, современная драматургия в разных жанрах. Но чтобы воплотить организационный и творческий талант, от режиссера требовался еще определенный общественный климат, выдвинувший новые требования к искусству в условиях перестройки. Таким образом, на него ложилась ответственейшая задача воспитания чувств, развития вкуса, утверждения определенной эстетики. Под руководством нового художественного руководителя театр должен был стать учителем жизни, настоящим университетом, дающим нравственное воспитание, основанное на проповеди человеческого равенства и социальной справедливости.
Изначально Исрафилов хотел назвать его «народным театром», но оказалось, что для народных театров существуют ограничения в репертуаре, сильные мира сего стремились ограничить в развитии свой народ. Так появилось в названии театра слово «общедоступный». Программа, эстетика театра при этом оставались изначальными. Для Рифката Вакиловича эстетика включает в себя все прекрасное, что вложено в нас Богом. Этика и нравственность, религия, красота, творчество, природа – все включено в эстетику.
Новая работа и новый коллектив требовали от художественного руководителя потери душевного покоя. С первого дня работы Исрафилов сумел раскрыть свой талант, показал, как ценит и любит театр за то, что он помогает людям пробиться к правильному пониманию сути вещей, попробовать изменить себя и помочь людям найти себя в этом сложном мире. Основой жизни и театра для него стали активный образ жизни и действие. «В театре нужно действовать», – неустанно повторяет он, считая действием отнюдь не фабулу, а развитие внутренней жизни и самой драмы – постановки, и ее героев. Сценическое действие воспринимается им как осуществление борьбы за достижение поставленной цели.
Первая же его постановка на сцене Оренбургского театра – «Капитанская дочка» по повести А.С. Пушкина стала настоящим событием театральной жизни не только Оренбуржья, но и всей страны. И истинным подарком для всех любителей театра стал фрагмент из этой постановки, где на сцену вместе с исполнителем роли Петруши Гринева Александром Федоровым вышел Анатолий Бледный, первый и лучший по всем статьям исполнитель роли Емельяна Пугачева.
Октябрь ВАЛИТОВ,
профессор,
доктор философских наук,
заслуженный деятель науки РБ,
заслуженный работник культуры БАССР.
(Продолжение следует.)