"Угол" живого города (ч.2)
В связи с этим, возможно, в будущем есть смысл еще поэкспериментировать со световым оформлением. Ну и отметим фотографии на стенах, которые являются концептом интерьера и привлекают к себе внимание.
Конечно, одной из тем фонда «Живой город» является поиск новых культурных пространств – как те же театральные постановки лаборатории в Свияжске. Поскольку концентрация там переходит полностью с бутафории на людей, это предполагает и определенные повышенные требования к актерскому мастерству, что, в конечном итоге, дает свои плоды в плане умения держаться в золотой середине между переигрыванием и отсутствием вовлеченности в роль. По общему впечатлению сложилось, что и к организации материально-технической базы здесь подошли ответственно.
Определенный вопрос возникает по поводу формата заведения. Оно именует себя «творческая лаборатория», чем же оно будет, в сущности, – мини-театром, свободным пространством, определенным клубом или еще чем-нибудь, конечно, покажет только время. Так же – на что будет сделан основной упор: пока вырисовывается, что на театральные действия, однако что прибавится к этому – танцевальные проекты, кино или обсуждения, – тоже вопрос времени. Можно ли провести аналогию со «свободными пространствами» города («свободными» с точки зрения как зрителей, так и выступающих)? Айгуль Давлетшина: «У нас люди не платят деньги за то, чтобы здесь заниматься своим делом. Некоторые проекты будут некоммерческими. Например, на наше первое мероприятие вход свободный. Это репетиционная площадка. По названию это все-таки не свободное пространство».
Из оформления заведения достаточно интересным выглядит логотип, что всегда привлекает ценителей деталей. Слоганы, обыгрывающие ассоциации с «углами» – «Все в Угол!», «Быстро в Угол!» – создают определенную веселую атмосферу во время чтения информации о мероприятии в Сети. Хотя некоторых серьезных людей может и озадачить: все же не всегда удается предсказать, будет ли с юмором воспринята аллюзия на детское моральное наказание. В будущем можно попробовать использовать что-нибудь шутливое вдобавок, например, «Айда в Угол!», что у молодежи будет ассоциировать «Угол» с «Google»; ну или пойти прямо и начинать описания мероприятий с «О,кей, Угол!».
И, конечно, самое главное, что имело успех и по-настоящему важно, – это успешно подобранная публика. Глядя на людей, пришедших на открытие, как приглашенных в качестве гостей, так и посетивших самостоятельно, можно сказать, что положено начало удачному большому проекту. Который способен вызвать интерес и у казанской публики вообще, и у представителей творческой среды, интеллигенции и деятелей определенных сфер андеграунда.
Поэтому отдельной темой стоит выделить стратегию лаборатории по связям с общественностью. Как замечается, одной из слабых сторон «творческих пространств» Казани является именно сторона PR-деятельности, которая со временем начинает «хромать». Традиционная PR-стратегия таких заведений – это сайт (который чаще всего мало функционирует), группа в социальной сети и «сарафанное радио». Хотя есть успешные примеры организации связей с общественностью, часто такое «триединство» приводит к тому, что со временем в эти заведения продолжают ходить в основном фанатики, либо заинтересованные в теме конкретного мероприятия (которых единицы), либо пришедшие впервые. Не всегда охватывается задача формирования общественных отношений. А что если увидеть основную задачу такого заведения именно в том, чтобы формировать коллективы единомышленников, тусовки, самоорганизующиеся для решения определенных проблем? Вскользь об этом сказала Инна Яркова: «Есть определенная художественная концепция этой площадки, в рамках которой мы бы хотели создать новую среду, привлекать творческую молодежь». Пресс-специалист Айгуль Давлетшина: «PR-программа – это качественный контент, это самое главное. Как только возникает качественный контент – в любом случае ты можешь всегда удержать публику. Мне вспомнилась одна аналогия: открывался ресторан, и мне предложили заниматься там продвижением. Мы пришли, там пообедали, и я поняла, что не могу заниматься продвижением, если повар остается тот же. Как можно продвигать ресторан, если еда невкусная? Если нет качественного контента – не надо вообще никакого пиара». Не могу полностью согласиться с этим: все же удачная PR-кампания ускоряет обнаружение «качественного контента» зрителем, в том числе и международным.
Разумеется, тема контента – в основном предстоящих и будущих постановок – и стала лейтмотивом открытия. По словам Дианы Сафаровой, «Это трансформирующаяся театральная площадка, где могут быть поставлены все основные формы современного театра: вербатим, документальный театр, baby-театр и различные другие виды; реализованы драматургические и режиссерские лаборатории, проекты в сфере современного танца, лектории, кинопоказы, а также прямые трансляции лучших образцов мирового современного искусства: спектаклей, перформансов и онлайн-искусства». Планируется широкая поддержка детей, «Театр у школьной доски» – театральные произведения по длине школьного урока, Диана Сафарова упомянула про моноспектакль с собственным участием. В июне ожидается приезд режиссеров из Швейцарии. «Мы заинтересованы в том, чтобы развивать направления эксклюзивного театра – это, например, проекты, в которых участвуют актеры с ментальной или физической недостаточностью. У нас в городе этим никто не занимается, это очень важно и актуально сейчас об этом говорить, – сказала Инна Яркова. – Это особый вид искусства: раньше я думала, что мы будем жалеть их, а они на самом деле не нуждаются в жалости. Если кто-то этим занимается, мы рады видеть их на своей площадке».
Открытие оставило впечатление праздника и тесного дружеского круга. Учитывая, что у организаторов есть опыт наблюдения за деятельностью других т.н. «творческих пространств» города и культурной жизнью вообще, опыт организации успешных театральных событий и личная активность в художественной сфере, надеемся, что лаборатория порадует.
Руслан АХМЕТОВ.
На снимке: Диана Сафарова.
А где платочек у Сафаровой? Непорядок.
Проебали платок, забыли манкурты веру
какая блондинистая!
не подумашь што татарка.
крашена?
Очень хочется быть русской.