"У Моста"
Уже больше 25 лет пермский театр «У Моста» остается единственным в мире мистическим театром. Все это время актеры и художественный руководитель «У Моста» Сергей Федотов продолжают радовать и удивлять зрителей истинной «магией театра». Идейное и концептуальное содержание театра скрыто в самом названии. Постановки Федотова являются, по сути, мостом между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и интуитивным.
Чтобы убедиться в этом, достаточно изучить репертуар театра. Булгаков, Достоевский, Гоголь, Стокер, Кафка... Все эти авторы в своем творчестве обращались к мистике, кроме того они являются признанными классиками литературы.
Однако не стоит думать, что театр ставит только сугубо классические произведения. «У Моста» открыл российскому зрителю самого яркого драматурга современности – ирландца Мартина МакДонаха.
«У МакДонаха очень мощная энергетика в текстах, он придумывает истории, которые жизненны, парадоксальны и узнаваемы. Полагаю, его миры – это такая смесь Достоевского, Кафки и черного юмора. Из-за этого черного юмора и постоянного обращения к теме смерти, убийства, насилия его часто критики сравнивают с Тарантино, МакДонаха даже называют «Тарантино от театра». Я же думаю, что они антиподы, что эти два творца совершенно противоположны не в методе, который схож и всех вводит в заблуждение, а в основополагающих принципах. Тарантино эстетизирует смерть, убийства в его фильмах не считаются, ты просто не замечаешь количества смертей, тебе не жалко эти горы скошенных человеческих тел в угоду прямолинейной эстетике фильма, МакДонах же возвращает ценность одной конкретной маленькой человеческой жизни. Он нежный, он любит своих героев. А его герои обычно головорезы, гангстеры, алкоголики и маргиналы», – рассказывает о творчестве МакДонаха Сергей Федотов.
На сегодняшний день «У Моста» – единственный российский театр, поставивший все семь пьес ирландского драматурга. В качестве режиссера последней постановки по пьесе МакДонаха «Человек-Подушка» выступил английский режиссер Леон Кейн. «Это были лучшие актеры из тех, с которыми я когда-либо работал», – делится впечатлениями от работы с театром режиссер.
Леон Кейн не первый иностранец, сотрудничающий с театром. На сцене «У Моста» ставили спектакли режиссер французского театра «Фабрика маленьких утопий» Брюно Тиркюир, известный польский режиссер Кшиштоф Занусси. В настоящий момент грек Василис Лагос продолжает работу над трагедией Софокла «Царь Эдип». Театр «У Моста» – магнит, притягивающий творческих и неординарных людей.
Мистическая направленность театра, сложные разноплановые тексты требуют к себе особого подхода. Этот подход – авторская система Сергея Федотова, базирующаяся на школе Михаила Чехова и продолжающая традиции русского психологического театра.
«Приемы Сергея Павловича направлены на то, чтобы поставить человека в «пограничное состояние», буквально рассыпать собственное эго и выпустить на арену бессознательное. В бессознательном скрыто гораздо больше, чем в сознании, оно поистине всеобъемлющее. Для творчества это крайне важно. Кто долго работает с Сергеем, ощущает, как раскрывается собственное мастерство, как повышается уровень способностей. Работа в театре «У Моста» – самые настоящие американские горки, слабонервным здесь не место. Но и результат, естественно, соответствующий», – делится впечатлениями от работы с режиссером ведущая актриса театра Галина Гринберг.
Авторская система художественного руководителя театра и необыкновенный талант актеров ежегодно подтверждаются участием в различных театральных фестивалях как российского, так и международного уровня. Театр «У Моста» – трижды номинант и лауреат Национальной премии «Золотая маска», обладатель 30 Гран-при зарубежных фестивалей, чемпион Индийской театральной Олимпиады, участник 127 международных фестивалей, входящий по рейтингу журнала «Forbes» в десятку лучших театров России. Гастролировал в Индии, Египте, Австрии, Германии, Польше, Чехии, Болгарии, Боснии и Герцеговине и уже успел полюбиться европейской публике.
«Мистика - счастливая идея. Все говорили: этой темы хватит на 3 – 5 лет, а хватило на 25. Сейчас я понимаю, что она неиссякаемая», – отмечает Сергей Федотов.
С 27 по 30 мая на сцене театра им. В. Качалова жители Казани будут иметь возможность увидеть лучшие спектакли мистического театра: «Панночка» (по мотивам повести Н. Гоголя «Вий»), «Женитьба» (Николай Гоголь), «Сиротливый запад» и «Калека с Инишмана» (Мартин МакДонах).
Константин КАДОЧНИКОВ.
где алерий и где же анна?