2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Туалет на могиле Катанова
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Туалет на могиле Катанова

9 февраля 2012 года
Туалет на могиле Катанова

     Наступила слякотная весна 1922 года. В центре города, в Гимназическом переулке на втором этаже в своей небольшой квартирке исходил в чахоточном кашле старый профессор Духовной академии. Силы явно оставляли его. Давно бы надо уехать на юг, звали же коллеги из научного мира, но Казань не отпускала.
      И вот 9 марта 1922 г. перестало биться сердце выдающегося ученого Николая Федоровича Катанова. В памяти его потомков он сохранился как выдающийся тюрколог, этнограф, профессор Казанского императорского университета и Казанской Духовной академии. Действительный член Русского географического, Русского археологического обществ. Шестнадцать лет (1898 – 1914) Катанов Н.Ф. возглавлял Общество археологии, истории и этнографии (ОАИЭ) при Казанском университете, с 1920 года вновь стал членом его совета.
      Катанов владел почти всеми европейскими языками, многими восточными, знал древние и мертвые классические языки, свободно читал тюркские руны, шумерскую клинопись, египетские и китайские иероглифы, санскритское письмо, арабскую вязь, древне-уйгурскую и арамейскую графику. В своих трудах он использовал 114 языков народов мира. Катанов переписывался с учеными Англии, Бельгии, Венгрии, Германии, Финляндии, причем с каждым – на его родном языке.
      Профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский, близкий друг Н.Ф. Катанова, в некрологе писал: «Можно смело сказать, что потеря его ничем не вознаградится. Люди, подобные Николаю Федоровичу, родятся веками... Это был исключительный самородок и единственный человек на всю Россию».
      Катанова похоронили на кладбище еще не закрытого тогда Спасо-Преображенского монастыря, что в Казанском кремле.
      Но любознательный и знающий читатель подскажет автору, что ведь его могила находится на Арском кладбище напротив церкви Ярославских Чудотворцев. И будет прав лишь в той части, что это – «кенотаф», т.е. пустая могила, которую быстро соорудили в 1972 г. в связи со 110-летием со дня рождения маститого ученого и посещением нашей республики партийно-правительственной делегации Хакасии, ведь Катанов – хакас по национальности. Его прах ни в довоенное, ни в послевоенное время не был потревожен, да и надгробный камень в кремле давно уже был утрачен, ибо на этом месте с конца 1920-х годов дислоцировалась воинская часть.
      А ведь некрополь был именитый; таких в городе было всего три – еще монастырские Зилантовский и Кизический, где кроме монахов и священников хоронили губернаторов и градоначальников, именитых купцов-благотворителей и офицеров, профессоров университета и Духовной академии, деятелей народного просвещения. Архиепископов погребали в Благовещенском кафедральном соборе. Арское, Архангельское, Кизическое слободское, Ягодинское и другие – были рядовыми.
      Несомненно, особняком среди них стоял некрополь Спасо-Преображенского монастыря. «Немногие из тех, которые провели большую часть жизни в Москве, смотрят равнодушно на Донской монастырь: почти все приближаются к нему с умилением и слезами, ибо там главное кладбище дворянства и богатого купечества». Так некогда писал Н.М. Карамзин о кладбище Донского монастыря. То же самое можно было сказать и о некрополе Спасо-Преображенской обители. Казанцы не могли проходить без благоговения мимо этого уголка земли, где упокоились останки многих великих людей.
      Правда, кладбище это было невелико и не богато изящными памятниками, но таинственная сень его была способна вызвать много дорогих воспоминаний и благоговейных чувств. Здесь представали образы мирно почивших о Господе и архипастырей, и военачальников, и именитых купцов казанских, и скромных тружеников – монахов. А над всем этим господствовала мысль о том, что этот уголок земли был местом вечного упокоения великих угодников Божиих и первых просветителей казанского края – святителей Гурия и Варсонофия.
      После превращения кремля новыми властями в военный городок (сентябрь 1918 г.) погребения на погосте были практически прекращены. Нами выявлены пока самые поздние захоронения монастырского некрополя – профессоров Казанской Духовной академии П.В. Знаменского († 2 мая 1917), Н.Ф. Катанова († 9 марта 1922), а также профессора-зоолога Казанского университета А.А. Остроумова (†1 февраля 1925). Монастырь функционировал до конца 1920-х годов, так что, думается, есть возможность найти документальные подтверждения захоронений в эти годы.
      На монастырском некрополе нашли свой последний приют священники-настоятели святой обители о. Климент († 20 сентября 1863) и о. Варсонофий (†20 мая 1912), протоиереи Петропавловского собора Василий Андреевич Ложкин (†1 января 1870) и Владимирского собора Михаил Егорович Зайков (†1 февраля 1881), профессора Казанской Духовной академии Петр Васильевич Знаменский († 2 мая 1917) и Николай Федорович Катанов († 9 марта 1922), вдова ректора Казанской Духовной семинарии В.И. Беликова Анна Ефимовна Беликова (†13 октября 1912), купечество – Афанасий Силантьевич Силантьев (†22 сентября 1877), Федор Егорович Постников († 27 июля 1881), Ефрем Андреевич Пермяков († 21 февраля 1882), Николай Капитонович Ушков († 7 ноября 1882), Никита Егорович Чукашев (†6 декабря 1899), Елизавета Арсентьевна Чукашева (Подуруева) (†6 февраля 1900), Яков Капитонович Ушков († 5 июля 1902), Федор Федорович Жадин († 30 октября 1916), благотворительница Мария Ивановна Подуруева (25 июля 1916), военные – командующий войсками Казанского военного округа, генерал от инфантерии Константин Романович Семякин († 4 февраля 1867), генерал от инфантерии Павел Николаевич Шатилов (†20 июня 1887), генерал-майор Павел Иванович Радзишевский († 3 марта 1894), начальник Казанского губернского жандармского управления, полковник Николай Федорович Марк († январь 1899), чиновники – и.д. начальника губернии, казанский вице-губернатор, действительный статский советник Константин Никанорович Хитрово († 17 марта 1890) и деятели народного просвещения – попечители Казанского учебного округа Петр Дмитриевич Шестаков († 24 ноября 1889), Порфирий Николаевич Масленников († 3 мая 1890) и Николай Гаврилович Потапов († 13 ноября 1894), профессора Казанского университета Константин Васильевич Ворошилов († 3 декабря 1899), Матвей Фролович Болдырев († 27 декабря 1903), начальница Казанской Мариинской гимназии Анна Григорьевна Волкова († 3 марта 1875).
      По мнению казанского археолога Айрата Ситдикова, на старинном монастырском некрополе в течение XV – XX вв. упокоилось не менее тысячи человек (в т.ч. и захоронения периода Казанского ханства). Так что оно и многослойно (до 6 – 8 уровней), и многонационально.
      На монастырском кладбище, перед алтарем Спасо-Преображенского собора находилось святое место для каждого русского, каждого православного человека – усыпальница-«пещерка», где почили мощи свв. Гурия, Германа и Варсонофия; митрополита Ефрема, венчавшего в феврале 1613 г. на царствие первого царя из рода Романовых – Михаила Феодоровича, архиепископа Иерусалимского Епифания (†1606), епископа Греческого Арсения (†1706), почитаемых в православном мире блаженных иноков Ионы и Нектария (†ранее 1596).
      В последние годы казанскими археологами были выявлены захоронения головы казанского стрелецкого приказа Гордея Афанасия Пальчикова (†1624), пленившего на р. Яик Ивана Заруцкого, Марину Мнишек с сыном, доставившего их в Казань, а затем в Москву; захоронение предка поэта Федора Тютчева – Семена Игнатиева сына Тютчева (†1641).
      И вот в последнее время у руководства музея-заповедника «Казанский Кремль» для удобства посетителей кремля стала прорабатываться идея размещения на территории бывшего монастырского некрополя общественного туалета и гаражного бокса для автотранспорта, которые затронут захоронения, в частности профессора Казанской Духовной академии Петра Васильевича Знаменского (†2 мая 1917) и его супруги Антонины Михайловны (†14 февраля 1906) и, возможно, Н.Ф. Катанова и будут размещены буквально в 15 метрах от «пещерки».
      В кремле, оказывается, больше нет места для расположения этих «объектов», необходимо в очередной раз тревожить прах усопших и брать грех на душу. Хватит продолжать вандализм, достаточно того, что в 1997 году в нижней части монастыря бульдозерами были уничтожены ценные захоронения XVI – XVII вв., да так быстро, что профессиональные археологи явились лишь к обломкам плит и разбросанным костям и раздавленным черепам.
      Хватит заниматься кощунством, когда при строительстве т.н. культурно-развлекательного комплекса «Пирамида» было уничтожено крупное кладбище древнего (XVII – XVIII вв.) женского Успенского монастыря, а останки почивших монахинь и послушниц просто выбросили с отвалами земли.
      Хватит заниматься поруганием памяти предков, когда при сооружении т.н. «городка за забором» (между НКЦ «Казань» и Евдокиинской церковью) сотни захоронений постигла та же участь. Не спросили у специалистов, а зря. Мы бы сказали, что это были захоронения казанцев, заболевших чумой в 1654 – 1656 гг.
      Раз уж нет места на территории кремля, то следует поискать за его пределами, как это сделали в Москве, когда туалет построили между кремлевской стеной и историческим музеем. «Объект» явно не испортил фасад древних стен кремля. А спецтехнику, которая до сих пор стоит на захоронениях предков, необходимо убрать.
      В планах я что-то не увидел восстановления порушенной «пещерки», не увидел ни наличие поминального креста, ни таблички с именами наших великих усопших предков.
      Мораль и нравственность любого общества определяются отношением к детям, старикам и кладбищам. А они у нас далеко не в идеальном состоянии.
      Так что давайте решать эти деликатные вопросы цивилизованно. И чтить память предков, не тревожа их могилы, в том числе и Н.Ф. Катанова, давайте лучше изучать его богатое научное наследие, которое оставил нам этот великий ученый.


Анатолий ЕЛДАШЕВ, историк, лауреат Макариевской премии (2011 г.).


Комментарии (0)