2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Трубадур

3 марта 2016 года
Трубадур

     Татарский театр оперы и балета им. Джалиля открыл новый сезон. Сегодня в репертуаре театра около 40 спектаклей. Сезон был открыт жемчужиной мирового оперного репертуара – премьерой «Трубадура» Верди. Режиссер Ефим Майзель, который уже 18 лет работает ассистентом режиссера в Метрополитен-опера, дирижер Василий Валитов, художник Виктор Герасименко, художник по костюмам  Виктория Хархалуп, компьютерная графика Даниил Герасименко. Поют два состава, как отмечают эксперты,  вполне равноценных. Мне удалось послушать шедевр гениального Верди в прекрасном ансамбле: Леонора – Анна Принцева, Манрико – Георгий Ониани, Азучена – Дина Хамзина, граф ди Луна – Эвез Абдулла, Фернандо – Сергей Ковнир.
     Как заявил Рауфаль Мухаметзянов, директор театра: «Единственной нашей просьбой к Ефиму было – не ставить «Трубадура» в джинсах, сделать демократичный спектакль…» Сам Майзель определил суть оперы, как «Силу жестокости». « Жестокость  является зерном из которого произрастают все события этой оперы, в результате жестокость порождает следующую жестокость и приводит к тотальному уничтожению». С этой точки зрения опера напоминает «Бесов» Достоевского. Почему Верди так сгустил концентрат безумной темной страсти мести соперников – это действительно тема для психологического исследования. Сначала старую цыганку сжигают на костре, потому что она околдовала ребенка графа. Потом дочь цыганки Азучена, поклявшись отомстить за смерть матери, сжигает украденного младенца графа, при этом перепутав детей (?), ошибается и сжигает своего сына. Сына графа Азучена усыновляет, и тот вырастает в трубадура-офицера Манрико. В общем, она затем даже несколько положительный персонаж, сожгла ребенка и все вроде, как с гуся вода. То есть, если бы не ошиблась, сожгла бы младенца графа, истории бы не было? Азучена потрясена ошибкой, что сожгла собственного сына-младенца, а значит, других младенцев можно сжигать, как хворост?
     Конечно, цепь событий оперы есть  нарушение христианских заповедей о том, что возлюби ближнего, как самого себя и месть сатанинское чувство. Суть оперы мне кажется не в жестокости, а в том, что жестокость производное из предельной эгоистичности персонажей. Вот Леонора выпивает яд, чтобы не стать женой графа ди Луна в обмен на спасение жизни любимого Манрико – но с точки зрения христианства самоубийство есть большой грех. Самоубийц даже на кладбищах не хоронят. Манрико оказывается братом графа ди Луна, которого тот ищет всю жизнь и оказывается, что брат убивает брата. При этом Азучена кричит, что мать отомщена, несмотря на то, что любит Манрико как своего сына. Все действие очень напоминает древнегреческие трагедии, когда ревнивые языческие боги  наказывают ослепленных страстями людей.
     Вступительный символ в постановке – душераздирающий крик призрака старой цыганки и компьютерная графика сожжения цыганки на костре. Но прологом эти «находки» не стали, мне кажется, уже слишком это  прямолинейно, не художественно, нарочито искусственно эпатажно. Майзель действительно великолепный ассистент режиссера и он создал вполне добротный европейский  «мейнстримовый» оперный продукт,  хотя сильного художественного прорыва не случилось, катарсиса не произошло. Но музыка, музыка-то  Верди при этом гениальна.
     Главным открытием премьеры стал Василий Валитов, ученик Фуата Мансурова. Звучание оркестра под его дирижерской палочкой было столь гармоничным и «слитным», зачаровывающим и гипнотическим, что, зал слушал его, затаив дыхание. Невольно вспомнил Фуата Мансурова, с которым часто обедал в столовой Госсовета РТ за одним столиком – он жаловался, что работает за 20 тысяч рублей в месяц на одном энтузиазме, так как нужно сохранять уровень ГСО РТ. И говорил, что он практически единственный в России «делатель дирижеров», он сразу «выпрямляет» все внутренние деформации в дирижере, он это видит интуицией. То есть это был «дирижер дирижеров» и этот процесс на его репетициях с приглашенными дирижерами мне пришлось несколько раз наблюдать, и было видно, что гениальный Мансуров был полностью объективен в этой самооценке. По Валитову это тоже заметно, слышался тончайший стержневой мансуровский внутренний мистический звук, словно из другого мира. Дирижер шаманская профессия, конечно, Мансуров был природный шаман, не зря он был альпинистом и в нем «сгустился» космический звук гор. Этот шаманский дирижерский дух он явно передал Валитову. Говорят, шаман не может уйти из жизни, не передав свою энергию ученику.
     Майзель высокопрофессионально «отладил» на сцене ТГАТОиБ «метрополитеновскую» оперу, он привнес в Казань американскую «метрополитеновскую» технологию и это очень интересно, необычно, познавательно. Но это именно технология, а не магия. Рауфаль Мухаметзянов, которого не устаю называть татарским Дягилевым, с тонким вкусом подобрал исполнителей, столь ровных, словно по принципу «квантовой» дополнительности Бора. На спектакль ложился отсвет огня Мухаметзянова, его любви к опере. Если и дальше так пойдет, то скоро, глядишь, придется называть Дягилева русским Мухаметзяновым.  
     Анна Принцева была великолепна, настоящая сирена, отличный, ясный, сильный, светлый,лиричный голос. Дина Хамзина обладает более драматическим, более «темным»  голосом, в нем много внутренней харизматической энергии, голос магический, она из Казахстана, и ее Азучена глубоко мистична. Ониани иногда был слишком лиричен и «женственен», слишком «высок» для страстного решительного офицера. Сергей Ковнир, как всегда, поражал раскатами своего мощного баса и на его фоне граф ди Луна, Эвез Абдулла из Азербайджана выглядел несколько опереточно, терялся. Подчиненный был крупнее, как личность, своего начальника, довольно частая история в жизни. Но эту ситуацию не обыграли, и она осталась диссонансной. Пожалуй, Эвез Абдулла был наиболее слабым звеном премьеры. Образ жестокого ди Луна ему создать пока не удалось, видимо сам очень мягкий человек, он терялся и довольно бездумно передвигался по сцене, искусственно, суетливо  передавая накал ревности. В общем, тянул назад весь блестящий ансамбль. Хор, оркестр были великолепны,  уместно  вспомнить поговорку, что звезд играет свита. Здесь, пожалуй, все было хорошо выверено. Опера может на уровень катарсиса и не вышла, но море настоящего оперного наслаждения давала. Индикатор тут у меня такой – можно это смотреть и слушать второй раз. Можно и даже несколько раз. Еще раз повторюсь, спектакль очень добротный, слаженный с любовью, мирового уровня, делающий честь любому театру.
     Но претензия к художнику – декорации одного и того же серого замка откровенно утомляют. Они лениво чуть трансформируются, но на сцене все те же башни, стены. У подножия высокого замка бушуют страсти, люди иногда выглядят муравьями. Какую художественную нагрузку несут эти серые замшелые стены, было трудно уловить. Наверное, некоторое однообразие декораций было связано с экономическим кризисом. Компьютерная графика тоже не впечатлила, она не запоминалась,  была  лобовой, как-то очевидной, стандартной,  даже несколько «кичевой». Художник по костюмам была хорошим театрально-драматическим художником, а не художником оперного театра, как я выяснил. Поэтому одеты были персонажи не «по-оперному», соответствуя музыке Верди и пению солистов, а напоминали иногда персонажей горьковских пьес и «Современника». Даже Леонора своим платьем не впечатлила, не говоря уже о «коричневом» графе ди Луна, который выглядел этаким Урфин Джюсом. Костюм Манрико тоже был «эконом-класса». Я бы даже не сказал, что какой-то из костюмов главных персонажей запомнился своей оригинальностью. Вот в Челнах есть художница в русском театре «Мастеровые», та работает с выдумкой.
     А в целом огромное спасибо Рауфалю Мухаметзяноу за его подвижничество, у него каждая премьера не похожа на другую, вызывает споры. Уж сколько лет прошло, десятилетия, а он все не устает, все в поиске. Соединять коммерческую составляющую и художественную очень трудно, только многожильный Мухаметзянов тянет этот воз, огромную махину на качественном мировом уровне. Можно сказать, что сегодня отсутствие экспериментов есть самый крупный эксперимент. Мухаметзянов верен традициям, и при этом от его спектаклей нет ощущения вторичности, ощущения пыльного старья и надувания щек. Его оперный театр живой. А все театры, как известно, делятся на две категории – живые и мертвые. Живой театр – значит, в нем есть душа, неугасимая душа Мухаметзянова. 

     Рашит АХМЕТОВ.

     На снимке: Василий Валитов.

Комментарии (9)
Иван Иванович, 04.03.2016 в 09:50

Романтизация татар-убийц русских - новый тренд в Татарии. Вся Татария сочувствует Мисбах-бабаю, убившему русского врача Железнова.

http://www.azatliq.org/a/27571306.html

Дело Мисбаха Сахабетдинова, убившего в Набережных Челнах врача, передано в суд

Закончено предварительное расследование по делу Мисбаха Сахабетдинова, убившего врача Андрея Железнова в Набережных челнах, Дело передано в суд.

Согласно обвинительному заключению, 8 июля 2008 года Мисбах Сахабетдинов, сломав палец, обратился в городскую больницу № 4, где работал Железнов. Во время приёма травматолог Железнов потребовал с него снять тюбитейку, потому что в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями требуется снимать верхнюю одежду. Но обвиняемый отказался выполнить требование врача и заявил, что не выйдет из комнаты пока ему не будет оказана медицинская помощь. Не смотря на это Сахабетдинова выгнали из комнаты приёма.

Обидевшись на это происшествие, Мисбах бабай (дедушка Мисбах) изготавливает огнестрельное оружие, замаскированное под трость, и с целью мести в мае 2014 года снова приходит к тому же врачу. Но в то время оружие не стреляет из-за неисправности.

После исправления неисправности оружия, Сахабетдинов снова приходит в больницу 11 декабря 2015 года и убивает Железнова.

Мисбах бабай (дедушка Мисбах) признаёт все обвинения, говорится в сообщении Следственного комитета России. Он останется под стражей. Дело передано в Набережночелнинский городской суд.

Guest, 04.03.2016 в 10:48

не все татары одинаково толерантны.
бывает,некоторые и сдачу дают
за оскорбление личности
на национальной тематике:
-тубятяйку снять!перед кем стоишь,чаплашка?!
воон отседова!!!
милая беседа...
тут любой начнет кобуру расстегивать.

Guest, 04.03.2016 в 11:07

Шиза,а что такое театр ты понимаешь или тоже зря спрашиваю. Татары же давно башкурдов театру учили.

Иван Иванович, 04.03.2016 в 11:07

Видели, русские? Не только татарская редакция радио Свободы романтизирует убийство русского татарином. Это всё делается под трудно скрываемое одобрение всех татар. Не зря же сняли фильм Война непрощённых. Сто тысяч татар - легионеров татарского гитлеровского Легиона Идель-Урал - герои. А что они делали? Да просто резали русских на оккупированных территориях! Убийства русских оправдываются и поощряются татарской прессой и общественностью.

Guest, 04.03.2016 в 15:56

Шиза,русские читают книжку Мурзагулова про сегодняшних башкурдов.Хорошо написано как Муртаза дурил русских из Москвы,прикидываясь простачком.

Guest, 10.03.2016 в 16:48

пошел иван как-то к травмотологу.
а там правило:
снимать тубятяйке.
быстро сходил купил тубятяйке,быстро снял
и поклонился в пояс травмотологу.
тогда тому ничего не оставалось,как
наложить гипс на голову ивана.
с тех пор и ходит с загипсованной головой.
люди оборачиваются:с головой у ивана,мол, не в порядке!

Мисбах Сахабетдинов Татарстанский, 11.03.2016 в 10:10

Урысларны үтерик! җиребезне хәләл түгел халыклардан чистартырга кирәк!

Иван Иванович, 14.03.2016 в 09:55

Надо уничтожать таких "Мисбахов", которые предлагают убивать русских.

Guest, 14.03.2016 в 21:25

Ну, а теперь Иван Иванович переводит то, что он сам написал под именем Мисбаха Сахабетдинова. Какой же русский нацист одновременно не подлец и не провокатор? Так и Иван Иванович!