Свияжск
Эдуард Хайруллин выпустил великолепный фотоальбом своих фотографий Свияжска, который он делал в течение почти трех лет, специально приезжая. Суть альбома – сохранить дух Свияжска до реставрации. Фотоальбом называется «Свияжск. Монологи», фотографии сопровождаются небольшими высказываниями местных жителей. Эдуард Хайруллин – социолог, закончил истфак Казанского университета. Работал телеведущим на «Эфире», затем 12 лет был корреспондентом Первого телеканала в Татарстане (это были годы бурного развития ельцинской демократии), уезжал в Москву, учился искусству фотографии у профессиональных фотографов, в составлении альбома ему помогал Михаил Соколов. Ныне он пресс-секретарь Кабинета министров Татарстана.
Фотоальбом он выпустил на свои личные средства, видимо, душа лежала выразить лирику тех мест. Он вообще ощущает Свияжск как некоторую точку силы, как место вне времени, место, где возникает ощущение другого мира, преломления космических энергий, «космическое окно». Именно так ощущал Свияжск и Константин Васильев в своих мифологических картинах, но у Хайруллина Свияжск гораздо тоньше, в нем нет васильевского трагизма. Мне кажется, что ощущение Свияжска у Хайруллина более цельное, развернутое, расширенное, оно парадоксальным образом локализовано в материальном мире и широко в духовном за-пространстве, объемно, снимки Хайруллина дают ощущение полета, приподнимают душу. В Свижске есть некая духовная вертикаль, устремленность в небо, которое опрокинуто в Волгу, и возникает эффект парения, освобождения от материальной оболочки.
У меня у самого в Свияжске был расстрелян дед, учитель, там был сталинский лагерь, где расстреливали татарскую интеллигенцию. Чего только не видела эта земля, здесь все переплелось: булгарское поселение, база войск Ивана Грозного, суровый монастырь, центр православной веры, сталинский лагерь, сумасшедший дом… Для центров духовной силы характерна такая поляризация, размах маятника от полюсов добра и зла. Судя по истории, складывается впечатление, что тот, кто владеет Свияжском, владеет Казанью. Ощущается явная мировая загадка Свияжска.
Тираж фотоальбома – 500 экземпляров, себестоимость высококачественной художественной фотографии – 500 рублей, нетрудно подсчитать расходы Хайруллина на издание – 250 тысяч рублей. Но книга стоит того, она очень поэтична. Из примерно 50 фотографий есть, можно сказать, уникальные, они могли бы украсить самые престижные международные выставки. В мире сейчас тенденция к социальности снимка, к прагматичности снимка, к сверхреалистичности, но тонкие, проникновенные снимки Хайруллина словно из другого мира, из другой метафизики, Хайруллин – фотопоэт, он символичен, мягок и светел. Причем это не просветление страдания, а природное просветление, гармония. Он глубоко проникает в предмет, вкладывает свою душу в снимок, и снимок оживает, согретый душой Хайруллина – это настоящее зрелое искусство мастера, человека, много пережившего и знающего цену предмету. Я бы назвал фотопейзажи Хайруллина лечебными, настолько светлая энергия льется из них. Конечно, это настоящий высокий дзэн. Лица людей, мне кажется, тоже схвачены, но здесь талант фотохудожника-поэта словно сопротивляется неискренности, символизм вечной природы и тихих видов Свияжска гораздо интереснее, чем лица людей, которые словно закрыты, вещи в себе, в них стерто природное и много стандартного, временного.
Книга продается в магазине «Москва» на Тверской, в самом Свияжске. В Московском доме фотографии планируется провести выставку Хайруллина. Эдуард – вообще очень интересный человек, всегда встречаю его с горящими и грустными глазами на концертах симфонической музыки, на премьерах оперных и балетных постановок, он тонкий ценитель настоящей классики, поклонник Мариинки. Фотоальбом понравился президенту Минниханову, и хотелось бы, чтобы Хайруллин продолжал творческую работу в этом направлении. Ждем следующих работ талантливейшего фотохудожника.
Рашит АХМЕТОВ.
Свияжск до реставрации представлял забытый уголок. Мягко сказано. Убогость во всем. Жалкое зрелище.
Альбом получился замечательный, только текста мало,нужны авторские впечатления, и может местные легенды. Там монастырь? Сколько монахов?
Официально в Свияжске было расстреляно 5 тысяч человек. Но неофициально наверное больше.
И все таки татары всегда будут воспринимать Свияжск, как крепость, основанную Иваном Грозным, как плацдарм для захвата Казани, как военную базу агрессии. Это все равно, что в Татарстане начать праздновать Куликовскую битву, будет порождать только противоречия. Конечно храмы реставрировать нужно, но и уместно было бы построить в Свияжске мечеть, чтобы как в казанском Кремле подчеркнуть дружественные взаимоотрошения религий.
Guest,у вас проблемы по жизни? Нереализованные амбиции? Хотите это преодолеть? Обращайтесь к специалистам- психиатрам. К сожалению, я не могу вам в этом помочь, я не врач. Я обычный человек, который живет в России...
Гульнара, 19.07.2013 в 23:09
Guest,у вас проблемы по жизни? Нереализованные амбиции? Хотите это преодолеть? Обращайтесь к специалистам- психиатрам.
==============
А какие у вас проблемы - сексуальная неудовлетворенность? Извините за грубость, но каков вопрос, таков и ответ. Я не сторонник таких методов, но иногда приходится отвечать адекватно, чтобы хамы вроде вас не зарывались.
Собственнику сайта.
Корректируйте немного тот мусор, который здесь размещают. Все таки вы СМИ. Зачем так позволяете всем не совсем здоровым личностям публиковать свои бредни. Мне достаточно комфортно живется в Татарстане со знанием русского языка, и родного татарского. И я не собираюсь обязывать всех выучить мой родной язык. Если кому хочется- пожалуйста, если нет- то буду только рекомендовать. Зачем мне рушить уже принятый и понятый обычай между русскими и татарами. Мы же все на одной земле живем. И один раз живем.
Зиля, 19.07.2013 в 23:51
Собственнику сайта.
Корректируйте немного тот мусор, который здесь размещают. Все таки вы СМИ. Зачем так позволяете всем не совсем здоровым личностям публиковать свои бредни. Мне достаточно комфортно живется в Татарстане со знанием русского языка, и родного татарского.
=======
Зиля, в вице-спикером ГД РФ является человек, который обещал в случае избрания президентом России изгнать татар в Монголию. Если уж такие высказывания допустимы, то чего уж говорить о прочем? А фильм "Орда", крайне оскорбительный для татар? А закрытие татарских школ по всей России? Если все это вас устраивает, то многих татар нет, в том числе и меня тоже.
Для Зиль, Гульнар и им подобным !
Да. Учить или не учить язык - как хотите! Но закон № 309 - это все та же имперская политика, которая имела место после падения Казанского ханства. Насильственная русификация народа. Разве Вы этого не видите ? А на последок - русча да яхшы бел, татарча да яхшы бел, а сегодня и английский и многие другие языки. И тогда человек станет духовно богаче. А русский вопрос - высосали из пальца! Они и свой родной, русский не знают! И не потому, что мало часов, а потому что учиться не желают!
500 лет этнического рабства,несвободного общества,оболванивающая идеология,не могли не сказаться на народе.К сожалению среди татар существует своеобразная пятая колонна,которая уже давно привыкла к рабскому существованию,смешала свою кровь с поработителями,выращивает для них свое потомство.И эту пятую колонну всегда раздражает любовь татар к своему языку,культуре,желание сохранить свой народ на земле.Как ярко они проявились в период обсуждения необходимости перевода татарского языка на латиницу,как они плевались на ТВ по этому поводу,как кричали о неминуемой гибели татарской письменности и литературы и пр. В Москве какой-то ученый,океанолог Нигматуллин,не знающий татарского языка,имеет касательство к татарам только в силу своей фамилии и тогда и сейчас кричит о мировом прогрессе,и призывает татар забыть о своей этнической сущности.Сюда же присоединяются все артисточки,певички,спортсменки,актеры,рожающие от кого то и для кого то,проявляющие заботу о всех детях мира,но только не о татарских детях.И вся эта пятая колонна,тот кто на виду,всегда пользуется благосклонностью российской прессы и ТВ.Никогда еще федеральные средства СМИ не рассказали многонациональному народу о настоящих татарских людях,патриотах к.н. актер Шарафеев,политик И.Тагиров,певец И.Шакиров.Для таких представителей пятой колонны, как пишушие здесь Гульнара да Зиля,нет ничего в жизни кроме их узкого мирка замкнутого в границах российской идеологии.Может конечно это и не их вина,что они могли увидеть и узнать об этом мире,воспитываясь советско-русской школой и воспринимая татарский народ как своего рода полузапрещенную организацию.
И все таки татары всегда будут воспринимать Свияжск, как крепость, основанную Иваном Грозным, как плацдарм для захвата Казани, как военную базу агрессии._________________________________________Совершенно верно. Всегда добавляю: и памятник фашистам давайте тоже поставим, они, что не люди? В Казань вот поедем в августа, даже и мыслей нет туда заезжать, что-то смотреть, не интересно. Мне понравилось в Европе, отношения испанцев и португальцев, соседи, друг друга не любят,т.к. испанцы часто раньше порабощали португальцев, разные языки, разная ментальность, разные государства и в одном Евросоюзе.
Да правильно вы высказыветесь, если бы немецкий фашизм был бы против татар они бы и им памятник поставили, но есть одно большое жирноет НО которое никому не понравится, и это называется быстрое стремительное изменение ситуации, вот ведь в чем недовольство русского населения, кто же согласитс я тем что ты вчера был первым а сегодня второй и еще такие писаки которые посточнно твердят про вынужд.отъезд,такое не должныидопускать ,такое надо и жириновскому запретить и некоторым татарам тоже
Русская культура, как и любая культура, не является антагонизмом татарской культуре. Чем более развита русская культура в Татарстане, тем лучше татарской культуре, потому что происходит взаимообогащение культур. Культура движется вперед на основе синтеза.Чем ниже будет русская культура в республике, тем больше будет распространен антикультурный черносотенный шовинизм, обывательская ксенофобия.
Guest, 21.07.2013 в 09:47
Русская культура, как и любая культура, не является антагонизмом татарской культуре.
==========
Никто не говорит, что русская культура является антагонистом татарской культуре. Речь идет только об обеспечении равноправия татарского языка и культуры с русской, как в Татарстане, так и на всей территории России. Вряд ли русская культура пострадает, если татарский язык станет вторым государственным языком России, будет создано несколько татарских университетов и татарам по всей России будет обеспечено реальное право на образование на родном языке. А пока все происходит наоборот: Россия и русские шовинисты всячески преследуют татарский язык и татарскую культуру где только могут, а мы защищаем наши законные права. Возражения есть?
Если татарский язык станет вторым государственым языком в России, то это только укрепит русскую культуру, обогатит ее и сделает весьма конкурентоспособной. Те, кто борются против татарского языка в Росии, по сути враги русской культуры, ее недоброжелатели.вся русская литература восточна и эмоциональна благодаря тюркскому влиянию.Если русская культура начнет отдалятся от тюрской культуры, она неизбежно засохнет.
Guest, 18.07.2013 в 09:50 И все таки татары всегда будут воспринимать Свияжск, как крепость, основанную Иваном Грозным, как плацдарм для захвата Казани, как военную базу агрессии. (цитата)
==============================================
Почему же только татары? Это для любого непредвзятого человека так. Против истины не попрёшь. Другое дело — как к этому следует относиться.
И действительно, чтобы Свияжск и нынче не выглядел символом экспансии Московской Империи, было бы очень полезно построить там мечеть. Как знак примирения. Это можно сделать без существенного изменения облика этого места. Впрочем, облик всё равно, независимо от того, есть там мечеть или нет мечети, неизбежно будет меняться. Новое строительство там ведётся и будет вестись. А мечеть не обязательно построить рядом с православными строениями. Можно где-то в сторонке. Даже вот так: рядом намыть песок и на той площадке построить. Тем самым можно будет привлечь в Свияжск и туристов-мусульман. А это только в интересах постоянных жителей города-заповедника.