Спиваков
20 и 21 апреля в Казани в БКЗ им. Сайдашева с большим триумфом состоялись концерты Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Чудесный, роскошный, академический, буржуазный звук на миллиард долларов, точность и ювелирная выверенность в малейшем нюансе. Безусловно, оркестр входит в десятку лучших симфонических оркестров мира. Самое главное – Владимир Теодорович страстно любит мир музыки, он исполняет ее сердцем, и он именно скрипач, ставший дирижером, поэтому сердечный скрипичный звук невидимо доминирует в оркестре, настраивает оркестр. Звук оркестра мягкий, нежный, лиричный, конечно, он отражает душу дирижера.
Создан оркестр в 2003 году по предложению Владимира Путина, он хотел, чтобы в России был элитный оркестр, гастролирующий по всей стране. В Казань оркестр приехал на два дня по приглашению президента Рустама Минниханова (его сегодняшнее наименование «врио президента» как-то странно звучит и даже комично, непривычно, и здесь нужно урегулировать тоньше ситуацию). Так что можно твердо сказать – казанцы обязаны этому потрясающему музыкальному чуду Путину и Минниханову, что сделано хорошо, то хорошо, нужно отдать дань президентам и сказать спасибо.
Владимир Спиваков родился в 1944 году в Уфе, отец работал старшим мастером на Уфимском моторном заводе во время войны, затем семья вернулась в Ленинград. «В детстве я занимался боксом, а толчком к этому послужило желание постоять за себя: когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов, собиравшаяся обычно на углу возле школы. Скрипки разбивались в щепки. Естественно, в один прекрасный день мне это надоело – так я попал в секцию бокса. Через три месяца, когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало. Это умение в дальнейшем не раз мне помогло», – вспоминает он. Видимо, оттуда из ленинградского детства у него сродство с Путиным.
В Казани коллектив представил две большие программы. 20 апреля звучал дивертисмент из оперы «Сид» Ж. Массне, концерт для скрипки с оркестром ми минор Ф. Мендельсона, солистом которого являлся известный молодой скрипач Сергей Догадин, а также симфония N5 П. Чайковского. В концерте 21 апреля были исполнены симфонические интродукции, увертюры, сцены и арии из опер Беллини, Доницетти, Верди и др. Солисткой концерта выступила народная артистка Татарстана Альбина Шагимуратова.
Георгий Агеев, директор НФОР, на пресс-конференции заявил так: «Понимают ли в Казани – насколько выдающаяся певица Альбина Шагимуратова? Ее уже сегодня называют великой певицей. Владимир Спиваков приглашает ее наиболее часто, чем других солистов, он любит с ней работать. По моему мнению и мнению Спивакова, пусть меня разорвут на части все конкурентки и пусть я испорчу с ними отношения, но я скажу твердо: Альбина Шагимуратова сегодня лучшая певица мира, она, безусловно, номер один в мире. Радует, что у татар появляется все больше певиц – Венера Гимадеева, Аида Гарифуллина. Но Альбина Шагимуратова занимает совершенно особое место. Это уникальный голос, необыкновенный голос».
Пожалуй, это равносильно, если бы «Рубин» стал футбольным чемпионом мира, масштаб достижения аналогичный. Альбина Шагимуратова была рада встрече с родной Казанью, публика приветствовала ее стоя. Кульминацией ее выступления стала татарская народная песня, исполненная с глубоким чувством и проникновенностью а капелла. Зал буквально взорвался аплодисментами. Помимо основной полуторачасовой программы оркестр и Альбина Шагимуратова раз шесть выходили на бис. Оркестру и Шагимуратовой хлопали стоя минут десять с криками «браво», срывающимися в рев восторга. Спиваков и Шагимуратова слились в едином музыкальном экстазе, Спиваков смотрел на Шагимуратову влюбленными глазами и нежно обнимал. Альбина хотела вместе с оркестром спеть еще одну мелодию, долго договаривалась, но, кажется, оркестр плохо знал мелодию и не решился ее исполнить. Оркестр под управлением Спивакова исполнил зажигательный кавказский танец, наверное, считая, что кавказцы и татары – мусульмане и это будет некоей заменой татарской мелодии. Исполнение было просто блестящим. Но НФОР нужно иметь в репертуаре несколько лучших сочинений или песен каждой республики России.
Прямо скажем, изумительный, виртуозный, «спиваковский» звук оркестра, его внутренний изысканный аристократический шарм приносил физическое наслаждение. Что уж говорить об одновременно глубоком, сердечном и в то же время высоком, чистом, небесном голосе Шагимуратовой. Хотя, конечно, она устает от плотного графика мировых гастролей, но в ней еще не чувствуется «потолка». Именно это удивляет, потому что, кажется, лучше петь невозможно. Необходимо объективно признать – она начинает перекрывать славу Шаляпина.
Отдельно необходимо отметить другого любимца Спивакова – молодого скрипача Сергея Догадина (27 лет, Гран-при в Италии, победитель 9 международных конкурсов), обладателя второй премии (первая не присуждалась) конкурса Чайковского. Скрипку для него подбирал лично Спиваков (мастер Батиста Гваданини 1758 года), и нужно признать, подобрал необыкновенный инструмент с поразительно тонким нечеловеческим звуком. Складывалось впечатление, сам Сергей – единое целое с этой скрипкой, такое впечатление, что скрипка – часть его физического и астрального организма, он с ней родился, он ее чувствует как собственную руку, играет легко, без усилия, естественно и искренне. Безусловно, это феномен, кто услышал скрипку Догадина – не забудет никогда.
На недавнем фестивале Рустема Абязова скрипач из Франции Николя Дотрикур играл на скрипке Страдивари 1713 года, и это было необыкновенно. Но у Страдивари мощный, страстный, «широкий», открытый звук, рассекающий пространство, словно уникальная стальная сабля, а здесь звук был тоньше конского волоса, сконцентрированный в микроны и одновременно необыкновенно добрый.
В общем, браво, Владимир Спиваков, Альбина Шагимуратова, Сергей Догадин! Еще раз спасибо президенту Минниханову, что подарил Казани выступление потрясающего оркестра и выдающихся солистов.
Рашит АХМЕТОВ.