19 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Союзу композиторов 75 лет (ч.3)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Союзу композиторов 75 лет (ч.3)

2 ноября 2014 года
Союзу композиторов 75 лет (ч.3)

     Совершенно новую страницу в области татарского симфонизма открыл в своих произведениях А. Монасыпов. Его четыре симфонии вполне можно назвать масштабными драмами. Они внесли в татарскую музыкальную культуру совершенно иную сферу художественной образности – трагедийную, остроконфликтную и в то же время экспрессивно-лирическую. Наиболее ярко эти черты проявились в его симфонии «Муса Джалиль».
     На рубеже 60 – 70-х годов музыкальное искусство потеряло таких замечательных композиторов – основателей союза, как С. Сайдашев (1954), М. Музафаров (1966), А. Ключарев (1972), Дж. Файзи (1973). Однако эти годы ознаменовались вливанием в творческий коллектив композиторов молодого поколения – выпускников Казанской консерватории Р. Еникеева, Ф. Ахметова, М. Яруллина, Р. Белялова, Л. Хайрутдиновой,  Л. Любовского, Л. Блинова, Р. Абдуллина, Р. Губайдуллина, А. Миргородского, А. Руденко, А. Шарафеева, И. Якубова.
     1970-е годы вошли как годы поворота к жанрам симфонической музыки и в творческой жизни Ф. Ахметова. Дебютом в этой области стала его симфоническая поэма «Памяти Фарида Яруллина». Ф. Ахметов раскрыл в этом произведении не жизненный путь героя, а его внутренний мир – мир художника, бойца, наделенного удивительным обаянием и скромностью. Столь успешный дебют стимулировал дальнейший поиск композитора в этой сфере. В 1976 году он создал Симфонию фа-минор, поднявшую татарский симфонизм на высочайший уровень профессионализма. Лишь через 10 лет стало возможным обнародовать программу симфонии, связанную с трагическими событиями для Казани октября 1552 года.
     Великолепным мастером камерно-инструментальной и вокальной музыки  явился и Р. Еникеев. В отличие от спокойно-уравновешенной лирики Яхина его произведениям свойственны открытость, динамичность, взволнованная страстность высказывания.

Второй этап 

     1977 год вошел в историю Союза композиторов сменой руководства. На V съезде председателем Союза композиторов ТАССР был избран М. Яруллин. Новый этап творческой жизни союза ознаменовался открытием своего здания. Главное достижение этого периода деятельности союза – это организация ежегодных фестивалей музыки композиторов Поволжья и Приуралья. Председатель союза М. Яруллин вспоминал по этому поводу: «Я столкнулся с большими трудностями в организации фестиваля, ибо он должен был объединить огромный регион. Обком партии не решался стать инициатором этой акции. Тогда мы с Р. Газизовым (председатель союза БАССР) обратились к В.И. Казенину (зам. председателя СК РСФСР). И только после того, как «добро» из Москвы было получено, подключился и наш обком». 
     И вот в декабре 1982 года к 60-летию СССР в Казани торжественно прошел Первый фестиваль музыки композиторов Поволжья и Приуралья. Этот фестиваль фактически превратился в ежегодный праздник музыки. С октября 1983 года он с успехом проходил по всем шести столицам автономных республик Поволжья – Урала: Уфа (1983), Чебоксары (1984), Йошкар-Ола (1985), Саранск (1986), Ижевск (1987). 
     Интересную инициативу в 80-е годы проявил председатель союза в организации выездных пленумов правления СК ТАССР. Начало этому начинанию послужила организация в 1984 году Музыкального фестиваля в Мамадышском районе под рубрикой «Композиторы Татарии – труженикам села». Надо отдать должное М. Яруллину, что он как председатель союза больше заботился об исполнительской реализации не своих произведений, а сочинений своих соратников по союзу и всячески способствовал проведению их авторских и юбилейных концертов.
     80-е годы ХХ столетия вошли в историю Союза композиторов как годы ухода композиторов старшего поколения – З. Хабибуллина (1982), И. Шамсутдинова (1982), С. Садыковой (1986),  Н. Жиганова (1988). Однако эти потери компенсировались появлением молодых композиторов – Ш. Тимербулатова, Л. Батыр-Булгари, Б. Четвергова, Р. Зарипова, Ш. Шарифуллина, Р. Ахияровой, Р. Калимуллина, М. Шамсутдиновой, Ф. Шарифуллина. Некоторые из них своей яркой творческой деятельностью внесли огромный вклад в развитие татарского музыкального искусства. 
     В 1989 году в связи с организацией Регионального дома композиторов Поволжья и Приуралья и назначением М. Яруллина его директором исполнять обязанности председателя с 1989 года стал молодой в то время композитор Р. Калимуллин.

Третий этап

     «Восхождение на Олимп» у Калимуллина не было постепенным и долгим. Он стал известным как-то неожиданно и сразу, благодаря его Третьему струнному квартету, удостоенному первой премии на Международном конкурсе им. Вебера (Германия). Это произведение было написано им во время учебы в аспирантуре в классе профессора, известного композитора А.Б. Луппова и явилось причиной популярности, неожиданно свалившейся на него. Начало деятельности Р. Калимуллина в качестве председателя СК совпало с созданием нового государственного образования (Российская Федерация) и радикальными изменениями в области идеологии.
     Если послевоенные десятилетия татарской музыки отличаются успешным освоением художественных высот европейских классических форм, то русская музыка этих лет начинает обогащаться композиционной техникой западноевропейского авангарда – додекофонии, сериализма, сонористики и т.д. Эти новые способы композиции заметно расширили творческую палитру музыкальных произведений советских композиторов. Наиболее ярко это проявилось еще в 60-х годах в творчестве «московской тройки» – Э. Денисова (1929 – 1996), А. Шнитке (1934 – 1998) и С. Губайдулиной, которые в использовании музыкально-языкового новаторства сумели достичь больших творческих высот. Мелодизм, национальная почвенность в музыке авангардистов начинают приобретать второстепенное значение. На первый план стали выдвигаться качество и уровень композиционной техники и новации в области инструментальных тембров. В этом плане хотелось бы выделить творчество нашей талантливой землячки С.А. Губайдулиной – выпускницы Казанской консерватории фортепианного факультета (1954) и теоретико-композиторского – Московской консерватории (1959).  
     Все эти обстоятельства (с учетом активной организаторской способности молодого председателя СК РТ) способствовали открытию в Казани Международного фестиваля камерной музыки «Европа-Азия» (1993). 

Земфира САЙДАШЕВА.

На снимке: Салих Сайдашев.

Комментарии (9)
Guest, 12.11.2014 в 07:53

Ув. автор - Земфира САЙДАШЕВА.
Ранее вы писали о конференции по пентатонной музыке. Возможно, напишете об этом подробнее.
Очень интересует происхождение пентатоники у татар. Это не типично для народов Поволжья и, вероятно, тюркам в целом. Очень интересно было бы узнать историю изучения этого вопроса. Судя, по состоянию элементов культуры у современных татар, музыка оказалась наиболее "сохранной" и консервативной. Имеем ввиду её пентатонность.
Возможно, посоветуете литературу. Что издано по этой проблеме?

Guest, 12.11.2014 в 08:01

Мелодизм, национальная почвенность в музыке авангардистов начинают приобретать второстепенное значение. На первый план стали выдвигаться качество и уровень композиционной техники и новации в области инструментальных тембров.
________________________________________________
Вероятно,это одна из причин отчуждённости широкой аудитории слушателей от их музыки. Обилие элементов "техно" и "механицизма".

Guest, 12.11.2014 в 12:50

пентатонику примчали на резвых татарских конях
С АЛТАЯ.
сейчас начнут бить,возможно ногамы..

Guest, 13.11.2014 в 07:16

Происхождение пентатоники, это вообще отдельный вопрос.Опора на первичные (кварто-квинтовые) отношения звуков свидетельствует о древности пентатоники. Она лежит в основе традиционной («народной») музыки китайцев,татар, вьетнамцев, японцев и др.Пентатоника встречается в древнейших пластах музыкального фольклора народов Европы. Эти пласты являются древним тюрко-татарским наследием. Оно стало основой для формирования, развития и новой трасформации (диатонической) музыкальной культуры народов Европы.Диатонизм, по сути, это усечённый или редуцированный пентатонизм.
Пентатоника — это первичная, пятиступенная интервальная система в музыкальной культуре человечества. В этой системе все звуки могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам.
Например, русские обрядовые календарные песни,фактически, являются татарскими, но адаптированными. Основой для развития музыки у русских являлось музыкальное наследие татар.
Академические композиторы начиная с XIX века применяли пентатонику как особую краску (модализм) для придания музыке аромата архаики (например, А. П. Бородин в песне «Спящая княжна»), ориентального колорита (Колыбельная слонов из «Детского уголка» Клода Дебюсси), естественной красоты и чистоты (пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига).
Уничтожение татарской культуры русскими вандалами, это - преступление перед человечеством.
Образованная и мыслящая часть человечества ясно осознаёт этот факт.



Guest, 13.11.2014 в 07:29

"...русские обрядовые календарные песни,фактически, являются татарскими, но адаптированными".
________________________________________________
То есть, они являются вторичными и производными от татарских.
Русские не смогли развивать эту "линию", т. к. это не соответствует их ментальности. В последующем, иностранные академические композиторы "привнесли" русским диатонизм. Эта баланда стала так называемой русской музыкой. Какая убогость!!!!!!!!!!!!!!

Guest, 13.11.2014 в 07:45

"... это не соответствует их ментальности".
__________________________________________________
О какой ментальности речь?
Русские формировались изначально как бандитская группировка, для воровства и насилия.
О какой музыкальной культуре идёт речь? У русских её не было изначально. Затем началось заимствование у татар. Как можно сравнивать татар с русскими? У татар первичная полноценная древнейшая культура.
Разве можно сравнивать человека с животными?
Вы в своём уме?

Guest, 13.11.2014 в 09:49

я давно подозревал,что татары-первичны.
08:16 от 13числа подтвердил мои опасения.
я бы только добавил еще одно ГРИГА-арабский танец,
который удачно процитировал ал-др ЗАЦЕПИН
в комедии ГАЙДАЯ:
-если б я был султан..
да,еще у бородина-половецкие пляски..

Guest, 13.11.2014 в 10:36

"русских" комфозитороф 19-нач.20вв.
никак не получается обозвать НАЦИОНАЛЬНЫМИ-
ЕВРОПЕЙЦЫ!
кого ни возьми - знамениты и гениальны-спору нет!
-но-европейцы фсе до одного!

Guest, 13.11.2014 в 12:24

Например,в китайской культуре пять основных тонов,составляют основу китайской музыкальной теории. В конфуцианской традиции им приписывалось магическое воздействие на социум.
Диатонизация музыкальной культуры,это её упрощение, примитивизация и деградация.
Пентатонная система имела также сакральный смысл. Сохранился ли он у татар?