27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Союзу композиторов 75 лет
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Союзу композиторов 75 лет

27 сентября 2014 года
Союзу композиторов 75 лет

     Татарская культура на протяжении многих веков прошла сложный многовековой путь развития и вплоть до середины ХIХ века развивалась в рамках адаптивного типа арабо-мусульманской цивилизации. Наибольшего расцвета музыкальное искусство достигает в период Казанского ханства. Аналогично музыкальной культуре мусульманского Востока, в Казани четко устанавливается  дифференциация музыки на народную и профессиональную. Частое упоминание в письменных источниках тех лет о певцах, музыкантах красноречиво подтверждает факт активного развития устного профессионального творчества как в вокальной, так и в инструментальной сфере.
     После завоевания Казанского ханства, центром духовной культуры казанцев становятся уже периферийные поселения, где продолжали развиваться литература, искусство. Мусульмане любыми путями стремились сохранить свое национальное самосознание, этнос. Разумеется, в этом решающую роль сыграл ислам, ставший основой национального сознания народа, его идеологической опорой в сохранении своей самобытности. Благодаря такой «охранительной функции ислама», казанским татарам удалось сохранить себя как этнос и не раствориться в общей массе христианизированного окружения.        
     С ХIХ века культура татар-мусульман постепенно переходит в иное  «измерение» с ориентацией «от Востока – к Западу». Город Казань в то время четко делился пограничной полосой (озеро Кабан и канал Булак) на русскую и татарскую части, с ярко выраженным менталитетом каждой половины. Русская часть города издавна славилась богатством и разнообразием музыкальной жизни. Здесь функционировали лучший в России оперный театр, музыкальная школа, симфонический оркестр. С Казанью связана деятельность таких известных представителей музыкального искусства, как Шаляпин, Балакирев, Гуммерт, Козлов, Ковелькова, Пятницкая и др. Здесь выступали во время гастролей Рахманинов, Скрябин, Игумнов, Собинов и др. В таких условиях население татарской части города не могло не проявлять интереса к русскому и западноевропейскому музыкальному искусству. Данный процесс  можно определить как «европеизм» или «европеизация» (на тат. яз. «европалашу»). Фактически эти термины получили определенную знаковость, указывающие на стремление татар к инокультуре, реализованное в освоении европейских  инструментов (гармонь, фортепиано, мандолина), в исполнении народных музыкантов (преимущественно скрипачами) на праздниках русских и украинских песен, европейских бытовых танцев (кадриль, мазурка, вальс, полька и т.д.),  в приближении к концертному исполнительству и даже к композиторскому творчеству. Весь этот процесс становится настолько необратимым, что для его успешного продолжения уже в начале ХХ века возникла острая необходимость в появлении зачинателя нового исторического направления в музыкальной культуре татар, личности, которая вывела бы татарскую музыку как искусства устного профессионального творчества в русло европейского композиторского творчества. Эту историческую миссию блестяще выполнил Салих Сайдашев. 
     Формирование татарской профессиональной музыки началось сразу же с крупных музыкально-сценических жанров, в которых наметились два направления. Первое направление – создание оперы, причем на основе готовых форм русских классических опер с использованием в музыке подлинных татарских и башкирских народных песен, либо стилизованных «поднародные». Именно этот путь избрали Г. Альмухаметов, С. Габяши, В. Виноградов в операх «Сания» (1924) и «Эшче» – «Рабочий» (1930), А. Эйхенвальд – в операх «Кыяшлыташ» – «Солнечный камень» (1932), «Дала» – «Степь» (1929).
     Второенаправление – созданиемузыкальной драмы в творчествеС.Сайдашева.Главное завоевание композитора состояло в том, что он выявил специфику национального в музыке не путем консервации фольклора, подобно предыдущим авторам, а путем трансформации и обогащения татарской песенности (на основе  интонационных комплексов городской бытовой лирики его эпохи)интонационными и жанровыми особенностями русской и западноевропейской музыки, оставаясь при этом подлинно татарским композитором. Сайдашеву удалось не только возвысить и облагородить столь непритязательный бытовой мелодический материал, но и придать ему совершенно новое качество. Именно в этом секрет очарования его мелодий.
     В 30-х годах прошлого века руководство республики для ускоренного развития национального музыкального искусства стало активно выступать за создание жанра оперы силами композиторов коренной национальности – как более высокого классического образца по сравнению с жанром «музыкальной драмы». Для подготовки кадров композиторов и исполнителей с ориентацией на предстоящее открытие Татарского театра оперы и балета была организована Татарская оперная студия при Московской консерватории (1934). Все композиторы-студийцы (М. Музафаров, Н. Жиганов, Ф. Яруллин) под сильнейшим прессингом властей были задействованы на создание оперы. Открытие театра ознаменовалось постановками опер «Качкын» (1939 г.), «Ирек» (1940) Н. Жиганова, «Галиябану» (1940) М. Музафарова, «Алтынчеч» (Золотоволосая) Н. Жиганова, в которых композиторы по примеру первых авторов опер также пошли путем консервации фольклора. Представляет интерес в этом плане откровенное заявление Н. Жиганова в начале40-х гг. «Работая над оперой, – писал он, – я старался, чтобы музыкальный язык был прост, ясен и понятен широкому слушателю, чтобы по духу вся музыка была близка духу народной песни. Иногда я брал настоящую  народную песню. В этой работе моими постоянными учителями были величайшие русские композиторы, создатели русской оперы Глинка, Даргомыжский, Мусоргский и Чайковский. Однако сценическая жизнь этих произведений была обречена на неудачу. За короткий срок обучения в татарской оперной студии молодыми композиторами еще не были освоены такие важные средства классического оперного жанра, как симфоническое развитие (включая реминисценции, лейтмотивы, интонационные «арки»), логика драматургического процесса, гармоничного синтезирования на основе сценического действия оркестровой музыки и вокала, а такжевокального, ансамблевого, хорового и оркестрового письма. Может, талантливый Ф. Яруллин внутренне уже тогда осознал и понял эти сложности и наперекор установкам «сверху», оставив работу над оперой «Зульхабира», переключился на создание балета «Шурале» – первого и единственного произведения, завоевавшего мировую славу и получившего столь долгую жизнь.
     С появлением целой группы молодых композиторов на рубеже 30 – 40-х годов возникла необходимость создания Союза композиторов ТАССР. Исходной точкой его образования можно считать 11 сентября 1939 г., когда был предварительно создан Оргкомитет по его организации в составе членов Московской организации Союза композиторов Н. Жиганова, А. Ключарева, М. Музафарова. Первое заседание оргкомитета с участие председателя Московского Союза композиторов Г. Литинского состоялось 31 января 1940 г., на котором было принято решение об организации СК ТАССР. На втором заседании оргкомитета состоялся прием в члены Союза композиторов В. Виноградова, Ю. Виноградова, С. Сайдашева, З. Хабибуллина, Н. Жиганова, М. Музафарова, А. Ключарева, Ф. Яруллина и музыковеда Х. Терегулову. 
     С первых же дней своего существования Союз композиторов стал центром музыкальной жизни республики. В те же годы были открыты Татарский театр оперы и балета, Татарская государственная филармония, Институт языка, литературы и истории. Роль Союза композиторов была огромна и в жизни Радиокомитета, Татарского драматического театра. Организация творческого коллектива композиторов способствовала активным исканиям и освоениям различных жанров профессиональной музыки, значительным обновлениям,  решительным сдвигам в области музыкального языка, выявлению  многообразия авторских индивидуальностей, стилей, жанров, идей, тем, образов. 
     При рассмотрении деятельности Союза композиторов с 75-летней высоты, можно выделить следующие этапы развития, связанные с именами председателей Союза композиторов: первый этап (1939 – 1977) связан с именем Н.Г. Жиганова; второй этап (1977 – 1989) – с именем М.З. Яруллина и третий (с 1989 по сей день) – с именем Р.Ф. Калимуллина.

Первый этап 

     Возвратившись после учебы в Казань, татарские композиторы стали усиленно готовиться к предстоящей осенью 1941 года Декаде татарского искусства в Москве. На ней должны были представить оперу «Алтынчеч» Н. Жиганова и балет «Шурале» Ф. Яруллина. Поскольку в казанском театре оперы и балета отсутствовала балетная труппа, то из Ленинградского театра им. Кирова специально приехали постановщик Л. Якобсон, балетмейстер-репетитор П. Гусев и большая группа артистов балета.
     В то время татарская музыка располагала только двумя танцевальными номерами в творчестве С. Сайдашева – это «Вальс» из драмы «Наемщик» Т. Гиззата и «Восточный танец» из драмы «Тахир и Зухра» Ф. Бурнаша. Однако это не помешало Ф. Яруллину создать первый татарский балет с использованием симфонического метода развития и прославить татарский народ на весь мир своим единственным произведением. 
     20 июня 1941 года в Казань приехала из Москвы комиссия принимать произведения, выдвинутые к Декаде. В этот же день прослушали оперу Жиганова «Алтынчеч», а 22 июня должны были слушать балет «Шурале» Ф. Яруллина. Но этот роковой день  прервал работу комиссии. Однако театр активно продолжал свою работу.24 июня 1941 года состоялась премьера оперы Жиганова «Алтынчеч». В сентябре должна была состояться премьера балета. Все музыканты оркестра, артисты кордебалета, массовок получили бронь. К сожалению, по истечении почти 75 лет до сих пор нет ответа на вопросы: почему член Союза композиторов ТАССР и автор готовящегося к премьере балета Ф. Яруллин не получил бронь? Почему директор театра (И.В. Аухадеев) и художественный руководитель (Н.Г. Жиганов), председатель СК ТАССР (Н.Г. Жиганов) допустили эту ужасную несправедливость? В результате в конце июля 1941 г. композитор был отправлен на фронт, где геройски погиб 17 октября 1943 года.
     В годы войны в театре были поставлены оперы «Ильдар» (1942), «Тюляк» (1943), балеты – «Фатых» (1943), «Зюгра» (1944) Н. Жиганова, оперетты «Башмачки» (1942), «Чайки» (1944) Дж. Файзи и только после гибели композитора в 1945 году был поставлен балет «Шурале», который идет по сей день.

Земфира САЙДАШЕВА.
(Продолжение следует.)


Комментарии (4)
Guest, 27.09.2014 в 18:34

Однако это не помешало Ф. Яруллину создать первый татарский балет с использованием симфонического метода развития и прославить татарский народ на весь мир своим единственным произведением. ______________________________________________-

Где благодарные потомки ? В Казани улицы Р.Зорге, П.Лумумбы - пора давно переименовать и назвать именами тех, кто заслуживает этого по настоящему. Зорге прославленный разведчик не жил в Казани и для Казани он ничего не сделал. Зачем он нам. Что за руководство такое, все в дуду русскую играют, а о своем народе забывают.

Guest, 27.09.2014 в 19:22

НАДО БРАТЬ ПРИМЕР С АМЕРИКАНЦЕВ, ОНИ НИЧЕГО НЕ ПЕРЕИМЕНОВЫВАЮТ, ИСТОРИЮ СОХРАНЯЮТ, ДАЖЕ ПАМЯТНИК БАНДЮГАНУ ЭЛЬ КАПОНЕ СОХРАНИЛИ.

Guest, 29.09.2014 в 09:54

с мериканов,говоришь?!
так у них если брать -то брать надо и фсе остальное.

Guest, 29.09.2014 в 13:14

отправили,значит,на фронт яруллина:
жиганов,аухадиев,жиганов(еще разик).
чего и следовало ожидать от назиба.
сволочь конечно.