19 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Сорок коробов (ч.4)

27 августа 2015 года
Сорок коробов (ч.4)

     В критическом арсенале, который берет на свое вооружение автор, значится и стихотворение «Прощай, немытая Россия». Здесь – свои сомнения. Автографа стихотворения нет, как нет у Лермонтова и других стихотворений подобного плана. Но есть замечательный национально-патриотический гимн – стихотворение «Бородино». Метафора «немытой России» ну вовсе никоим образом не вписывается в стилистику великого поэта как самого глубокого и никак не державно-государственного патриота своей родины. Одномоментно-личный, эмоциональный всплеск превалирует в нем и в отдельных суждениях его, касающихся театра, что, конечно, вовсе не соответствует значению, которое выпало на долю театрального зрелища как искусства в духовном сознании нашего народа, о благе которого ведь только и печется сам критик. 
     Так что и критику Айдара Халима следует воспринимать тоже критически. Как и всякий в ряду смертных, он в данном случае несет в себе и свою долю человеческих недостатков. Но что удивительно – он, который так привык крушить все справа и слева, он не щадит и себя. Он вдоволь иронизирует и над собой, своими привычками – постоянно пьет зеленый чай, шутит над разрезом своих глаз, своей прической, которая вот приказала долго жить. Он такой же, как и всякий, обычный рядовой читатель. Только вот зрение у него чуть острее, слух тоньше, а чувства острее и разнообразнее в своих проявлениях. 
     И эти-то «чуть-чуть» в итоге дают необычный эффект – их многократно усиливает его редкостный поэтический дар, которого нет у нас и который, мы видели, действует в его обличии безостановочно, и день, и ночь. И потому-то он и оказывается столь плодоносным по своим результатам. На книгу откликнулись, она встретила положительную оценку в печати. Мой коллега из Уфы, критик Муса Мулюков, оценил ее как несомненный вклад в нашу литературу. Но он же и сделал замечание в известной растянутости книги, идущей, как он считает, от …«повторяемости ее мотивов». Мулюкову кажется, что автор часто упоминает все те же, известные всем имена, будь то один президент Российской Федерации, потом другой, президенты Татарстана, Башкирии и т.д. Но ведь и то правда, что вокруг нас меняется только один, событийный ряд явлений. А вот те, кто стоит у самого руля событий, составляет в нем портретный и, прямо скажем, малоответственный, персонально-личностный план, они у нас, как лица, застывшие в колоде карт, уж точно бессменны. И как раз в этом, в ощущении некой заторможенности, вроде бы и постоянно текущей и, однако же, и остающейся все на том же месте и даже дающей обратный ход нашего прямо-таки абсурдистского бытия – в подобном-то ракурсе авторского зрения и состоит сам замысел этого необычного сочинения, не похожего ни на что-либо иное, что до сего времени значилось в нашей литературе. Это первое. И уже вторая причина, по которой книга Халима не могла сложиться так, чтобы быть краткой. Он стремится охватить своим взглядом все круги и все области не только лишь нашего татарстанско-российского, но, можно вполне допустить, и всеобщего, всечеловеческого бытия, где Иосиф Сталин и Михаил Горбачев, Леонид Брежнев и ельцинские генералы (Грачев, Шаманов), патриарх Кирилл и муфтий Талгат Тазетдин, террорист номер один бен Ладен и фактический террорист, президент США как государства, развязавшего войну в Ираке, которая теперь вот охватила весь мусульманский восток, – «пустой Буш» (игра слов, татарское «буш» и в самом деле значит пустой, никчемный) и т.д. В своем стремлении запечатлеть в своих экспромтах весь многообразный жизненный поток он не допускает отбора, как не делает этого жизнь, «впуская» в себя и рыцаря чести, (поэт Иосиф Бродский, преследуемый за свое семитское происхождение), и академика Валерия Тишкова, экранную пустышку Ксению Собчак и прославленную Софию Губайдулину. И только чувствуя себя по-настоящему ответственным, человеком-хозяином всего, что тебя окружает, можно так заинтересованно судить обо всем, обо всех этих фигурах, о Катрин Денев и о Борисе Гребенщикове в том числе, о текстах торговых вывесок, уличных, рекламных, железнодорожных объявлений, афиш, наконец, как это делает вездесуще-дотошный Айдар. И никто ведь из наших авторов, даже весьма искушенных, не смог набрать в себе достаточно сил, чтобы отважиться на этот необычный замысел. Обратившись же к его реализации, он прямо на наших глазах совершает открытие, он расширяет возможности, которые заключает в себе жанр сатирической миниатюры. Он обогатил его средства, в том числе и через работающую в этих целях русскую лексику своего стиха. /Остался в деревне моей / единственный собеседник мой / и он не мой / и народ не мой /глухонемой /. Русизмы с неизбежностью проникают не только в наше повседневное обращение, но и в книжную, литературную речь. И вот оказывается, что на стыке-то наших языков, их пересечении и рождаются совершенно неожиданные смыслы. Русские выражения остаются у него в своей основе те же, что и в их оригинале, но подчиняются законам татарской произносительной нормы, как скажем, в слове «цирык». В передаче Халима – это «п(е)рагматик», «(э)свиной (э)г(е)рипп», «пркаруллар» и т.д.
     Полностью и внешне-фонетическое звучание понятия «эпиграмма», и его внутренний, конфликто-порождающий смысл воспроизводит неологизм Халима, взятый им в форме имени существительного ед. числа – «эреплэмэ». В ряду языковых открытий автора коробов, конечно, и его неологизм «утраллейбуслар», по своему эффекту он напоминает опыт разве что блестящего мастера русской речи – «двухсестную карету» Николая Семеновича Лескова. Здесь совмещены смыслы, идущие от обоих языков. Это «утыру» – сидеть и «траллейбус» в его татарской огласовке. Как транспортное средство он предоставляет нам возможность, чтобы мы могли еще и сидеть во время движения – «утраллейбус» («лар» – признак мн. числа). 
     К этой же стороне поэтики, именно к расширению смыслового пространства стиха, относятся и чисто русские эпиграфы поэта. Казалось бы, самый обычный, рутинно известный прием – предваряющий поэтический текст эпиграф, к помощи которого издревле прибегали поэты всех времен и народов. Но нет рутины там, где есть истинный талант: «Мчится мертвый на восток»… И далее следует подробно выписанная, прямо-таки сюрреалистическая картина. На своем ложе из прочно замурованного саркофага в опечатанном вагоне под охраной бдительной стражи недвижно-застывший, но ведь и пугающе грозный, как пугает нас вид покойника в гробу, забальзамированный пролетарский вождь.
     Мертвый Ленин, вырвавшийся вдруг из своего московского склепа, и в самом деле ведь мчится вдаль, на восток, спасаясь от бомбовых налетов Гитлера в 1941 году. Мелькают безвестные полустанки на перегонах, позади города Уфа, Барнаул, погруженные во мрак селения, огражденный рядами колючей проволоки страшный ГУЛАГ… жуткая, но ведь и самая что ни на есть настоящая реальность. Мистические видения Даниила Андреева, запечатленные в стихах его книги «Розы мира» середины прошлого столетия, под рукой татарского поэта обретают свою зримую наглядность, они прямо перекочевали в нашу жизнь (стихотворение «Ленин в Уфе»). Кто бы еще в нашей литературе, да и в неизмеримо более широкой по своим масштабам общероссийской тоже мог бы помыслить в таких категориях, на невидимой грани двух миров, когда наш вследствие непонятно каких там причин становится вдруг инфернальным, дико-чужим, а тот, прямо адово-дьявольский, с мертвецами в бешено скрежещущих вагонах, обретает свой наглядный, устрашающе грозный вид.   
     В состоянии пограничья, сопричастном к обоим из них, этим, противостоящим, но и невидимо связанным друг с другом, противоположным мирам, на узком пятачке их водораздела, куда в минуты своего вдохновения поднимается настоящий поэт, и прозревает он высшую истину, слова которой теперь вот и вещает нам как своим современникам. И подобный ход мысли, который мы прочертили, вовсе не есть какое-то исключение. Айдар Халим вписывается здесь в разряд великих своих предшественников во всех литературах мира, а не только лишь одного Даниила Андреева. 
     Лишь в результате такого необычного взлета художественной мысли, несущего память о своем источнике – земле и одновременно легко преодолевающего все земные преграды, и рождаются истинные творения литературы. Но в чем, однако, смысл этой загадочной картины, приблизительно той же, что и образ безвестно куда несущейся Русь-тройки, которая столь гипнотически действовала на воображение великого визионера русской литературы Н.В. Гоголя? Невозможность дать удовлетворительный ответ на этот вопрос лишь оттеняет саму напряженность поиска, которым только и занят человеческий мир, едва он успел вступить в сознательный период своей истории. / «Взрастили героев навеки / горели веками в огне / в полымя бросались за правду/ свой род потопили в воде» /. Способны мы к тому, чтобы осмыслить этот строго нелицеприятный, но ведь и глубоко справедливый, исторический вердикт? И вправду есть над чем всерьез призадуматься, перебирая одну за другой страницы коробов, которые под самую завязку смог заполнить Айдар Халим. А теперь в самую пору вернуться к пьесе о выкрадываемом женихе, строящейся как раз на установленном нами тонком перетекании  мира фантазии в мир нашей реальности. Она смогла увидеть свет лишь в 2004 году, через 19 лет после своего завершения. Сначала на нее наложил свою руку цензор Валитов. когда же через начальника главлита СССР В.А Болдырева Халим добился, чтобы ее допустили к постановке, в дело подключился главный законодатель литературы тогдашней Башкирии Мустай Карим. Поскольку мустайкаримовская версия умыкания сразу потускнела в сравнении с халимовской, там кража невесты, здесь вызов ставшей рутинной истории – кража жениха! Но административный ресурс куда сильнее – через 8 постановок на пьесу наложили окончательный запрет. Такова судьба театра Айдара Халима как явного антипода легковесному этнографизму не одного лишь Мустая Карима. Но это уже особая тема, которая требует специального рассмотрения. 

О.Х. КАДЫРОВ,
доктор филологических наук,
профессор КГУКИ.

На снимке: Мустай Карим.

Комментарии (75)
Башкир, 27.08.2015 в 16:52

Мустай Карим был выдающейся личностью. Членом СП СССР и редколлегии "Литературной газеты". Его имя сопоставимо с башкирами М. Гафури и Ш. Бабичем, русскими писателями М. А. Шолоховым и В. В. Маяковским. Это действительно Имя и Личность в истории башкирского народа. Зря в выше вывешенную писанину приписали имя великого писателя.

Guest, 27.08.2015 в 17:15

но все же мустай -татарин.
такой же,как гафури и бабич.
врать неприлично, даже если ты-башкурт.

а мустай-ДУТЫЙ БАШКУРТ.
все ордена,все премии-только ЕМУ!
а больше и некому!
поскольку у самих башкуртов не нашлось таланта.

Guest, 27.08.2015 в 18:32

Мустай- человек, плюнувший в лицо своего отца-татара.

Башист Раис Сулейманов, 28.08.2015 в 01:50

Не понимаю, что плохого в том, что нерусские народы - татары, башкиры и все прочие нацмены станут навозом для процветания русского народа? Ведь русские спиваются, уменьшаются численно, так что русская нация очень нуждается в пополнении генетического материала. Что плохого в том, что нерусские станут русскими и также начнут спиваться?

Guest, 28.08.2015 в 01:56

Ты забухал штоли? Если нет, то и про других не пишы. Знаток нашолся.

Расим, 28.08.2015 в 07:20

Мустай Карим - да, татарин. А вот Мажит Гафури и Шайхзада Бабич - башкиры.

Guest, 28.08.2015 в 08:32

Башист Раис Сулейманов 28.08.2015 в 01:50.Косноязычный, ты опять стал появляться на этом сайте, зарплату тролльскую муртазловскую получил что ли?Опять начал изрыгать из своего нутра ХРЕН пойми что, зарабатывая на новую зарплату?

Тефкелев , 30.08.2015 в 05:49

Татары дали за 20 век писателя равного мустаю кариму ?

Равиль, 30.08.2015 в 05:50

Почему Бабич по татарским нацикам опять...татар?
На чем основываютс их факты и докозательства

Расим, 30.08.2015 в 12:30

А им факты и доказательства не нужны. Главное по-громче крикнуть, по-грязнее оболгать башкир и всё.

Guest, 30.08.2015 в 12:37

Расим,когда начнешь призывать татар к ответу.
Сколько бы ты не плакал в интернете,толк то какой.
Пора бы свой башкирский героизм показать,пугал,пугал татар из-за угла,а теперь в кусты.Что ж ты за башкир такой.

Guest, 30.08.2015 в 19:43

башкиры-они храбрые ПОГОВОРИТЬ.
а командирами у них служат во все времена ТАТАРЫ.

кстати,на каком языке писал свои пламенные стихи
шаихзадэ бабич?
на каком языке сочинял классик мэджит гафури?

Guest, 30.08.2015 в 23:49

И эти командиры что требовали выполнять вместе с татарами ? Уточнить
Сжигать русских православных или служить им.

Guest, 30.08.2015 в 23:50

Язык тюрки ? Да ?
Они тюркисты получается.
Пишу на русском, видать ты и я русские

Guest, 31.08.2015 в 00:07

Пролежал на печи Илья Муромец 33 года, встал, включил телевизор, а там ... опять Путин.

Guest, 31.08.2015 в 20:04

так татары и дали мустая.

Guest, 31.08.2015 в 20:58

Guest, 28.08.2015 в 08:32
Башист Раис Сулейманов 28.08.2015 в 01:50.Косноязычный, ты опять стал появляться на этом сайте, зарплату тролльскую муртазловскую получил что ли?Опять начал изрыгать из своего нутра ХРЕН пойми что, зарабатывая на новую зарплату?



У нас башкир есть паговорка нам башкирам лишь бы даром

Guest, 31.08.2015 в 21:23

[IMG='http://'http://cs323127.vk.me/v323127863/28f4/j8fvQ0tT9J8.jpg

Guest, 31.08.2015 в 21:24

[IMG='http://http://cs323127.vk.me/v323127863/28f4/j8fvQ0tT9J8.jpg ']

Guest, 31.08.2015 в 21:25

http://cs323127.vk.me/v323127863/28f4/j8fvQ0tT9J8.jpg [IMG='http://http://cs323127.vk.me/v323127863/28f4/j8fvQ0tT9J8.jpg ]

Guest, 31.08.2015 в 23:11

помогу

NETCAT_BBCODE_IMG

Guest, 01.09.2015 в 06:19

Ну если тебя заебали, так что же ты делаешь на этом форуме? Что тут тебя держит - зарплата от ФСБ?

Расим, 01.09.2015 в 08:26

Идёт татарин по деревне, видит кошачье говно валяется. И кричит: "Минеке, Минеке!". - башкирская народная пословица.

Башкир из сТЕРЛИТАМАКА, 01.09.2015 в 09:03

Мустай Карим ездили в Турцию.
Откуда то нашел Заки Валиди, общался с ним.
Как он его нашел ?
Зачем ездил ?
Проходила ли встреча под контролем КГБ ?

Аналитик, 01.09.2015 в 09:04

Как всегда, у русских нацистов и их прихлебателей аргументы почему-то говенные. Наверное, потому, что их мышление отражает их бытие.

Guest, 01.09.2015 в 09:10

Расим, 01.09.2015 в 08:26
Идёт татарин по деревне, видит кошачье говно валяется. И кричит: "Минеке, Минеке!". - башкирская народная пословица.
---------------------------------------------------
А это потому что,раньше башкиры не знали что такое перец,приправы и добавляли в пищу разное дерьмо.Татары заметили это,подбирали и продавали таким как расим. Все просто оказывается.

Guest, 01.09.2015 в 10:48

Расимка- Венер Мустафин, а ты , оказывается, старый хулиган.

Мустай Карим, 01.09.2015 в 21:48

Идите на хуй манкурты,
Вы не то поколение которое я хотел видеть.
Мне стыдно за вас.

Расим, 02.09.2015 в 09:02

Вообще такая личность, как Мустай Карим, хоть он и татарин, могла вырасти только на башкирской земле. В Татарии таких не уродилось. Одни Гаязы Исхаки.

Guest, 02.09.2015 в 10:15

Расим, ты настоящий раб урусов, ты никогда и не мечтаешь о свободе. Единственное, на что ты способен, это проклинать тех, кто борется за свободу и писать на них доносы.

Guest, 02.09.2015 в 18:26

Как кадерле имамутдинов ?

Расим, 02.09.2015 в 18:32

Кадарле Имамутдинов написал очередной донос. На башкира Лукманова на сей раз. Неустанно строчит доносы на башкир. Но это не он сам в одиночку. А по поручению Бигнова и Хамитова как представитель общественности - Татарского общественного центра Башкортостана. Стучать русским и таким образом отнимать у башкир всё - стратегия татар.

Guest, 02.09.2015 в 19:03

Расим-неизлечимый идиот.

Расим, 03.09.2015 в 08:37

А один татарин Мухамедьянов, мулла из Белорецка написал позавчера донос на муфтия ДУМ РБ Нурмухамета Нигматуллина. Цель татарских шовинистов сделать весь ислам в РБ татарским. Стучат.

Guest, 03.09.2015 в 10:20

Мустай Карим - башкир. И работал ради своего народа. Талантливейший писатель.

Guest, 03.09.2015 в 14:34

Мустай Карим татар.Родился в обыкновенной татарской семье,в татарском селе, в татарском районе, на татарской земле.Доходит до смешного, что только в башкурдистане может быть такое:у родителей татар рождаются дети башкиры. Или,например, из 4 детей 2татар, остальные 2 - башкиры.Очуметь, а не башкурдистан!

Әтнә малай, 03.09.2015 в 15:26

Guest, 03.09.2015 в 14:34
Мустай Карим татар.Родился в обыкновенной татарской семье,в татарском селе, в татарском районе, на татарской земле.Доходит до смешного, что только в башкурдистане может быть такое:у родителей татар рождаются дети башкиры. Или,например, из 4 детей 2татар, остальные 2 - башкиры.Очуметь, а не башкурдистан!
-----------------------------------------------
Аларда Мэжит Гафури "башкорт" булды, гэрчэ Мэжит Гафури татар авылында( жилем-каран) туган)))

Guest, 03.09.2015 в 16:13

то же и шаихзадэ.
натуральный татар.
не успел башкирскую мову выучить-
убили в юношеском возрасте.
талант!

Guest, 03.09.2015 в 16:39

у вас был чингиз-хан. гордитесь им. хватит воровать у башкир.

Guest, 04.09.2015 в 16:21

а воровать-то и НЕЧЕГО.
пусто,как в башкирской голой степи.

Guest, 04.09.2015 в 17:11

всё спи..дили значит

Guest, 04.09.2015 в 17:25

Что, даже какашки из-за юрты спи...ли подчистую, вам не оставили?Печаль, беда ..

Guest, 04.09.2015 в 17:54

Они даже у башкир песни их шежэрэшки пиздят, называют это потом татарским наследием.
Очуметь.

Guest, 04.09.2015 в 17:55

Вчера сочинил песню, выложил в интернет.
На завтра в ютубе у татар под названием "татарская песня" стоит.
Пиздец

Guest, 04.09.2015 в 20:00

А песня про что была?Про тапочки?Тапошка, тапошка, тапошка, тапошка?

Guest, 04.09.2015 в 21:31

что-то мне подсказывает, что в реальности башкир больше чем татар. даже в татарииNETCAT_SMILE_LAUGH

Guest, 04.09.2015 в 22:31

Guest, 04.09.2015 в 21:31
что-то мне подсказывает, что в реальности башкир больше чем татар.
=================
что-то мне подсказывает, что в реальности ты идиотNETCAT_SMILE_LAUGH

Guest, 04.09.2015 в 23:16

Ибал в рот NETCAT_SMILE_LAUGH

Расим, 06.09.2015 в 11:03

И Мажит Гафури и Шайехзада Бабич - башкиры. А у татар просто всё. Украсть у башкир и сказать, что это башкиры украли у них. Вообще вороватые, мерзкие людишки.

Guest, 06.09.2015 в 16:17

Расим, давай к нам , к татарам.
Из тебя хороший пропагандист получится, вместо дамира исхакова.

Guest, 06.09.2015 в 17:12

Гость 06.09 в 16:17
"Расим, давай к нам, к татарам".
Посмотрите на его фото в контакте- 0 интеллекта на лице.А на фиг он -такой лось, нужен татарам, своих шизиков не хватает что ли?Пусть лучше останется башкыртом, их и так мало осталось. Расим-Венер Муратов, не соглашайся,целее будешь.Изобьют татары тебя курайной палкой как в 1975 году.

Guest, 06.09.2015 в 19:43

Расим - это башкирский жополиз, который усиленно лижет задницу русским нацистам в большой надежде, что его поставят русским полицаем на Урале, тогда он при помощи русской плетки надеется обашкирить всех татар. Но Москва его таким полицаем до сих пор не назначила, за что Расим в большой обиде, но почему-то не на Москву, а на татар.

Guest, 06.09.2015 в 21:01

С 0 интеллекта как раз нам татарам такие нужны
На лицо смотреть не надо,

Guest, 06.09.2015 в 21:13

Расимчик, не шали!Уши твои из- под колпачка торчат, видим, видим!!!!!

Расим, 06.09.2015 в 21:41

Что, стукачи, по существу то нечего ответить. На каки исходитесь.

Guest, 06.09.2015 в 22:19

Расим- "Вернер ", быстро к бабке в кровать!Башкирчат вы с ней, конечно, не сделаете- старые уже, но хоть выспишься.А не выспишься- тебя инсульт может шандарахнуть, больно дурной ты и гадко-поганенький, потому что.

Guest, 06.09.2015 в 22:41

NETCAT_BBCODE_IMG

Guest, 07.09.2015 в 00:50

Вот фашизм да

Guest, 07.09.2015 в 18:42

Точнее апартеид, слово не хорошее, а сущность правильная и необходимая в сегодняшних условиях. Для предотвращения взаимной ассимиляции, ненужной ни тем ни другим.

Guest, 07.09.2015 в 22:22

гафури и бабич сочиняли
исключительно на родном татарском.
башкирским стали,когда их перевели
на баш.язык(после создания татарскими
специалистами баш.грамматики).

Русский казанец, 08.09.2015 в 03:21


Guest, 07.09.2015 в 00:50

Вот фашизм да
Guest, 07.09.2015 в 18:42

Точнее апартеид, слово не хорошее, а сущность правильная и необходимая в сегодняшних условиях. Для предотвращения взаимной ассимиляции, ненужной ни тем ни другим.

===========

Этот плакат был на митинге за возврат детям полноценных учебных программ. Он проходил в Парке Тинчурина 6 сентября. Щеглов призвал принять участие в нем и с этих страниц.
Полиции и людей с видео и фотокамерами было едва ли не больше, чем участников.
До мордобоя, слава Аллаху, не дошло. Все, кто хотели, высказались.
Сам Щеглов пару раз упомянул про незаконное закрытие татарских школ в РТ и все собравшиеся были едины во мнении, что власти РТ совсем не желают прислушиваться к мнению родителей, делая все тишком и ставя перед фактом.
Где демократия? Где хотя бы опрос родителей, нужно ли закрыть ту или иную школу или нет?
По всем принципиальным вопросам необходимо спрашивать тех, кого решение этих вопросов задевает в первую очередь, а именно родителей.
Хотят татары больше татарского языка для себя. Пусть он будет, и государство должно удовлетворить это родителей после соответствующего опроса под роспись.

И т.д.

Таким образом, за татарские школы бьется не татарин, а русский.
А должны бы совместно к обоюдному согласию.



Ну уж как есть!

Guest, 09.09.2015 в 00:13

Таким образом, за татарские школы бьется не татарин, а русский.
А должны бы совместно к обоюдному согласию.
____________________________ статьи батеньки щеглова читали. знаем друга

Расим, 09.09.2015 в 08:14

Гафури учился в татарском медресе. Вообще до революции была татарская вакханалия. И многие башкиры писали на татарском. Но и Гафури и Бабич - башкиры. Гафури - табынец. Это известно. Его именем назван район... Что касается башкирской грамматики. Вот вчера на Азатлыке появилась статья, что татарский алфавит ущербен по сравнению с башкирским, так как там не хватает букв. Кроме того слова пишутся неправильно. Так что насчёт самовозвеличивания татар даже и думать не надо. Нормальный алфавит даже сделать не смогли...

Guest, 09.09.2015 в 09:20


http://www.azatliq.org/content/article/27233194.html

Вот вчера на Азатлыке появилась статья, что татарский алфавит ущербен по сравнению с башкирским, так как там не хватает букв.

Әдәбият белгече Фәрит Хатыйпов татар телендәге кайбер авазларны билгеләүче хәрефләрнең булмавы грамматиканы катлауландыра дигән фикердә. Башкортларның алфавитында булган хәрефләр татарда да булырга тиеш, бу эшне башкарып чыгар өчен бернинди дә каршылык юк, Мәскәү йодрык янамаячак, ди.

татары так пишут сами

Guest, 09.09.2015 в 09:22

Әнә башкортлар ничек ишетәләр – шулай язалар. Безгә дә ул килешә. Безнең тел башка төрки телләр кебек фонетикага нигезләнә.

http://www.azatliq.org/content/article/27233194.html

Guest, 11.09.2015 в 22:52

Какую точку башкиры поставили - жирную!

Урыс, 12.09.2015 в 16:44

Мин крыс, я хин - фашист.

Guest, 13.09.2015 в 11:49

башкуртский -это по сути испорченный татарский,
как будто говорит человек с дефектом речи
и пишет полуграмотный,как слышит.
милое детство!

Раис Сулейманов, 13.09.2015 в 12:54

Зря спорите, татары и башкиры. Все равно вам в России отведена одна и та же роль - быть навозом для процветания русской нации.

Guest, 13.09.2015 в 20:33

Не навоз, а говно !!!!!!!!

Guest, 14.09.2015 в 05:19

Правильное замечание,то что соприкасается с русскими становится говном,как и они сами.

Guest, 14.09.2015 в 17:51

Много знаменитых башкир и татар имеют русских жен и от них детей.
Рами Шарипов, шаймурат генерал, лётчик кутдус латыпов, многие писатели, депутаты, чиновники, деятели культуры

Guest, 14.09.2015 в 20:14

Guest, 13.09.2015 в 20:33
Не навоз, а говно !!!!!!!!
__________________________________________________

На этом ничего не произрастает, ЭТО может только загубить.
Так что определись навоз или г...

Guest, 15.09.2015 в 00:05

Из гавна в Германии газ добывают, а вы про произростает

Кунак, 15.09.2015 в 20:21

Сообщение из Азатлык Радиосы.
В Мордовии в большом татарском ауле вынудили татарских учителей уйти из школы на основании ношения простых платков. Предложили не преподавательскую работу кое- кому. В замену им прислали русских учителей, которые находятся на пенсии. Пока идет тяжба.