Сладковский (ч.2)
Мы продолжаем беседу с Александром Сладковским, руководителем Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, который поставил себе цель сделать ГСО РТ лучшим симфоническим оркестром страны.
– Александр Витальевич, в вашем исполнении, еще раз повторюсь, бетховенская мощь, «титанизм» уникальным образом соединились с восточным, казанским, татарским лиризмом. Бетховен у меня внутренне соединяется со Львом Толстым. Это действительно титаны – Чингисхан, Бетховен, Толстой. Та же Яса Чингисхана, в ней есть что-то толстовское, бетховенское. Почему Чингисхан шел завоевывать мир и охранял все религии – он хотел объединить человечество в единое целое, чтобы не было войн, чтобы мир был един. Эту же цель ставил кумир Бетховена Наполеон. Уничтожение войн было идеей Толстого. У вас получилось это уникальное соединение, и поэтому этот цикл нужно записывать для мировой аудитории. Это уже другой Бетховен – «казанский».
– Понимаете, приходится исходить и из сложившейся конъюнктуры на рынке. Территориально ГСО РТ принадлежит к российской исполнительской и композиторской школе. Нашим западным контрагентам, увы, гораздо интереснее в нашем исполнении русская музыка. Вы высоко оцениваете звучание оркестра в бетховенском цикле. Я, конечно, не случайно взял симфонии Бетховена. Я взял этот цикл для того, чтобы оркестр вырос, прошел эту азбуку от «а» до «я». В любом симфоническом оркестре Бетховен – это буква «а». Это фундамент. После того как оркестр вдумывается, вчувствуется в Бетховена, для него органично вырастает и немецкая музыка. Но ведь и Чайковский оттуда же.
– Все-таки, как учат классики, есть немецкая философия. А русская философия уже вторична по отношению к немецкой. И ощущается после бетховенского цикла, что русская классическая музыка тоже вторична. после немецкой музыки.
– В этом вы правы.
– Но вы соединили в своем исполнении Бетховена и немецкую душу, и русскую душу, и татарскую душу. Киплинг писал: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и никогда не встретиться им». Но у вас они встретились, вы опровергли Киплинга. У вас действительно евразийское прочтение Бетховена, без которого Бетховен и не может быть полноценно понят и открыт миру в XXI веке. Бетховен, безусловно, не европейский композитор, а евразийский, он в Европу не вмещается. В нем, кстати, много и исламского, такого «музыкального джихада». Кроме блестящего профессионального исполнения вам удалось, вследствие влюбленности в Бетховена, проявить харизму Бетховена, передать то, что «за музыкой» Бетховена. То, что не гармония звуков, а то, что над звуками. Сверхидею Бетховена. Кстати, мне кажется, Гергиев именно этого пытается добиться в последнее время, именно этого «взыскует» его душа, но у него этой харизмы часто нет, есть блестящий профессионализм, но восточный лиризм у него исчезает, может быть, подавляется профессионализмом. Гергиев все-таки оторвался от почвы, и эта тонкая нить живого звука, живого пульса сменилась помпезностью, масштаб заменил глубину. А вот с Чайковским, мне кажется, у вас пока как-то не получилось. Может быть, и в самом Чайковском нет этой харизмы?
– Она есть, но она позже проявляется. Если мы возьмем первую симфонию Бетховена, она очень близка к Моцарту. Так или иначе художник – он откуда-то берется, вырастает. Это сублимация всех звуков того времени, которые композитор воспринимает. И он начинает передавать свои мироощущения. Но, так или иначе, любой начинающий композитор подвержен очень сильному влиянию. Послушайте первую симфонию Шостаковича. У моего друга Александра Чайковского была мысль сделать цикл – все первые симфонии композиторов. Показать, с чего все начиналось у любого великого композитора. В этом смысле ни первая, ни вторая, ни третья симфонии Чайковского не показательны. Я вас приглашаю на рахлинские сезоны, где мы исполним четвертую, пятую, шестую симфонии Чайковского подряд за три недели. Хочу сказать, что зрелость Чайковского начинается с четвертой, с пятой, с «Манфреда». Это очень глубокий изысканный симфонизм, бесспорно философский. По первой симфонии сложно судить. Но это был еще и новогодний праздник, мы старались сделать исполнение более легким.
– Чайковский-лайт?
– Бесспорно.
– У меня, конечно, китайский философский подход. Музыка – это гармония между инь и ян, между женским и мужским началом. И когда не удается сбалансировать мужское и женское в музыке, естественно, возникает элемент дисгармонии. У Чайковского эта женственность немного превалирует. Она придает ему излишнюю красивость, даже сентиментальность.
– Существуют традиционные прочтения, которые стали эталоном, есть стереотипы. Ваше восприятие – оно ваше. Композитор Любовский, искушенный в хорошей музыке, говорил мне примерно то же самое по поводу первой симфонии Рахманинова. С ним сложно было не согласиться, потому что у симфонии страшная судьба, она была провалена Глазуновым. У Рахманинова была глубокая депрессия после этого провала, он разорвал ее ноты. А на самом деле это мощная, потрясающе энергетически заряженная симфония, она очень перекликается с его симфоническими танцами, с его последним симфоническим сочинением. Любовский пришел на репетицию, и он услышал Рахманинова так, как я это слышу. И мне удалось его переубедить. После этого прочтения он радикально поменял отношение к этой симфонии, которая невероятно сложна для исполнения, потому что еще несовершенна с точки зрения формы. Я тоже очень долго не понимал, что такое «Иоланта» Чайковского, его последняя опера. Я не мог к ней подобраться.
– Вы по базовому образованию военный дирижер?
– Нет. Я закончил Московскую консерваторию. Носил погоны в советское время. Но это было даже предметом гордости тогда. Я музыкант, аранжировщик, трубач, пианист, дирижер.
– Но все-таки у вас тевтонский дух. Мне кажется, более мужественная музыка вам лучше удается.
– У меня же корни тевтонские. Я здесь с вами не спорю.
– Путин тоже германофил. Мне один звукотехник говорил, что у каждого народа свой набор резонансных звуков, свое строение уха, отсюда, собственно, и оригинальная народная музыка. У вас своя тевтонская калька, а Чайковский, как кисель, в эту тевтонскую кальку не вмещается.
– Вы услышите, сколько льда и стали в четвертой, пятой, шестой симфониях Чайковского. Послушайте «Манфреда» в нашем исполнении. Чайковский по образованию – немецкий композитор. Он первый выпускник Петербургской консерватории как композитор, отличник.
– Он по немецкой методологии обучался, но он все равно остался русским. Вот не получается в России «мерседес», получается «Лада» или «таз», как говорят автолюбители.
– А вот Чайковский сделал «мерседес». Это самый исполняемый композитор в мире. Самый популярный композитор в мире.
– Но это не феномен поп-классики?
– Я не знаю, что такое поп-классика, я знаю, что такое сборы от концертов. Для меня Чайковский – это русский Бетховен. Он сделал ту же самую форму, но вдохнул в нее русское содержание.
– В России, конечно, Романовы были немецкой династией, наука, система образования, армия были прусскими. Но элита говорила на французском, а государственной религией было греческое православие. Да еще традиции Золотой Орды влияли. Говорят же, что у России женская душа и ей нужен для полноценного раскрытия «жених» – мужественный тевтон. Может, как раз россиян сегодня нужно воспитывать на немецкой музыке?
– Россиян нужно воспитывать на хорошей музыке в хорошем исполнении. Музыка обладает огромным количеством стилей. Конечно, нельзя объять необъятное, но к этому нужно стремиться.
– Куда же России идти? В каком направлении пойдет российская музыкальная махина? Что ей ближе? Какова ее суть? Вот весь экономический рывок Южной Кореи основан на переходе страны в протестантизм. Сейчас идет модернизация России, и музыка становится важной частью духовной культуры – она может затормозить духовный подъем, но может и вызвать его. В поход всегда зовет труба. Губайдулина, кстати, живет в Германии, случайно ли это?
– Думаю, что не случайно. Ей это ближе всего. Мы играем ее музыку на фестивалях, музыку ее соратников. У нас сейчас четыре фестиваля, которые определяют направление движения мировой музыки. Западное направление – рахлинские сезоны. Рахманинов – это русская музыка. Губайдулина – современная музыка. И наша оперная площадка на открытом воздухе – тоже огромное место для эксперимента. Там и татарская опера, там и классика. После бетховенского цикла и после цикла Чайковского в 2015-м я хочу серьезно посмотреть на лучшие симфонии Шумана и Шуберта, они мало исполнялись в Казани. В 2016 году будет юбилей Шостаковича. Постараемся исполнить лучшие его симфонии, например, четвертую, очень редко исполняемую. У меня четкие представления, что нужно делать дальше. Идея показывать музыку циклами себя оправдала. Для меня это и есть движение вглубь. Очень подробное и тщательное глубокое прочтение. Это делается не для того, чтобы говорить, мы сыграли все симфонии Бетховена, а для того, чтобы была реальная польза. Мы ставим перед собой амбициозные задачи.
– Вы планируете гастроли в Японии?
– Они пройдут в мае. Планируем поехать на четыре дня и дать шесть концертов. Из них четыре в Токио.
– Когда-нибудь в Казани будет хороший симфонический зал с акустикой на японском уровне?
– Пока что у нас закрываются музыкальные школы и проблемы с кадрами. За последние годы Россия очень сильно сдала в области музыки, особенно в качестве обучения. Залы нужно заполнять содержанием.
– Есть статистика, что оперу слушают 3% населения, на драматические спектакли ходят 8%. А сколько слушают симфоническую музыку?
– Думаю, что больше. К сожалению, не знаю точно, но опера – более консервативная вещь. Она требует большей подготовленности. Думаю, что симфоническую музыку слушают 8 – 10%, те, кто ходит в театры и читает.
– В городах, где есть хорошие залы и симфонические оркестры, отмечается меньший уровень преступности.
– Совершенно верно – прямая зависимость. И не только ниже уровень преступности, но и экономические показатели выше. В Японии на курсах подготовки топ-менеджеров их чуть ли не насильно заставляют слушать симфоническую музыку.
Беседовал Рашит АХМЕТОВ.
(Продолжение следует.)
– В России, конечно, Романовы были немецкой династией, наука, система образования, армия были прусскими. Но элита говорила на французском, а государственной религией было греческое православие. Да еще традиции Золотой Орды влияли. Говорят же, что у России женская душа и ей нужен для полноценного раскрытия «жених» – мужественный тевтон. Может, как раз россиян сегодня нужно воспитывать на немецкой музыке?==================================================================================================== О женихе спорный момент. Как не сватался мужественный тевтон Адольф Гитлер к России она его категорически отвергла. И с династией Романовых обошлась в конце очень неблагодарно. Так в качестве жениха для России мужественный тевтон прошедший этап. Современные девушки предпочитают джельтменов. А джельтменов больше сейчас всего среди англичан.Бонд, Джеймс Бонд. Из этого и надо исходить российской правящей элите.
Путин германофил и немецкая культура считается самой близкой России.Политический идеал в России это Бисмарк, а не Черчилль или Наполеон.Прибалтика и Финляндия все германофильские. Да и Западная Украина, как бывшая часть Австро-Венгрии. Еще Бердяев писал, что России нужен мужественный тевтон, иначе она стремиться к хаосу.Россия воспринимает немецкую философию. Тот же Маркс опирался на Гегеля и Фейербаха.
Гитлер тевтоном не был. В Пруссии его не любили, считали авантюристом и выскочкой. В армии против него плели заговоры. Его перед войной хотели арестовать.Не говоря о покушении.
Политический идеал в России это Бисмарк, а не Черчилль или Наполеон.Прибалтика и Финляндия все германофильские. Да и Западная Украина, как бывшая часть Австро-Венгрии. Еще Бердяев писал, что России нужен мужественный тевтон, иначе она стремиться к хаосу.Россия воспринимает немецкую философию. Тот же Маркс опирался на Гегеля и Фейербаха.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Если бы это было так, то Россия не воевала бы с Германией дважды в 20 веке. Многие проблемы России как раз связаны с тем, что со времен Петра Первого она политическая элита России духовно ориентировалась ориентировалась на Германию Русский казак Емельян Пугачев восстал против немецкой царицы Екатерины. Немецкое мышление слишком жесткое, в нем нет свободы или мало свободы. Сделать из России вторую Германию это примитивный политический проект и у него мало шансов на успех.
Мало шансов или не мало, однако дело Сталина, во многом это прусская административная машина, гипертрофия государственности, которая возможно одна и могла объединять столь различное государство от Тихого океана до Черного моря -живет и побеждает. Как говорится Сталин жил, Сталин жив, Сталин будет жить.
В сущности восстание декабристов было восстание франкофилов против германофилов.
.Политический идеал в России это Бисмарк, а не Черчилль или Наполеон. ======================================================================================================== Первый раз слышу такое о Бисмарке.Канцлер Отто фон Бисмарк создал в конце 19 века Германию как унитарное имперское государство и он несет свою долю исторической ответственности за вступление Германии в Первую Мировую войну и приход за тем к власти нацисткой партии Гитлера. И если брать за какой-то образец немецкого политического деятеля это послевоенный канцлер Конрад Аденауэр.
Тот же Маркс опирался на философию Гегеля и Фейербаха.---------------------------------------------------------------------------------------------- Можно ли это считать достоинством ? А может это недостаток Маркса, что он опирался на философию Гегеля и Фейербаха, а затем тоже самое делал и Ленин. Зачем Марксу и Ленину общая философия Гегеля и Фейербаха, если они занимались всю жизнь политикой ? Молодой Маркс в ранней юности написал фразу:" Философы различным образом объясняли мир, а задача заключается в том, чтобы изменить его".Но он так и не понял, что суть изменения мира эта задача политическая. Меняют мир политика своими решениями, а философы и должны объяснять мир. Условно говоря философы - это терапевты, а политики - это хирурги. Марксу надо было больше интересоваться вопросами политической философии, но среди немцев хороших политических философов не было. Самыми великими политическими философами были англичанин Джон Локк и француз Шарль-Луи Монтескье. Вот на них и надо было ориентироваться Марксу и Ленину. А так вышла ошибка, не в ту сторону повернули наши дорогие товарищи Маркс и Ленин и пришли в тупик.
Еще Бердяев писал, что России нужен мужественный тевтон, иначе она стремиться к хаосу.Россия воспринимает немецкую философию. -----------------------------------------------------------------------Бердяев хороший философ, но как и многие другие философы силен задним умом. Если России был нужен мужественный тевтон, то почему она отвергла барона Врангеля, генералов Юденича, Миллера и других тевтонцев? А России оказались ближе "монголы" Корнилов и Ленин. Так что ваша аргументация не состоятельна.
Гитлер тевтоном не был. В Пруссии его не любили, считали авантюристом и выскочкой. В армии против него плели заговоры. Его перед войной хотели арестовать.Не говоря о покушении.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Правильно, Гитлер не был тевтоном, но он был заложником тевтонов, вернее той самой государственной системы созданной так дорогим для вас Бисмарком. Австрийцу Гитлеру зачем было нападать первого сентября 1939 года на Польшу, с чего и началась Вторая Мировая война ? Но Гейдрих устроил провокацию на границе и Гитлеру уже нельзя было дать задний ход. И войны с Россией хотел не столько Гитлер, а именно германские тевтонцы.
В сущности восстание декабристов было восстание франкофилов против германофилов.------------------------------------------------------------------------ Надо учитывать и исторический контекст. Немка Екатерина Вторая навязывала немецкие порядки, но с другой стороны переписывалась с Вольтером и другими французскими деятелями. У нее был баланс. Император Павел пошел дальше ввел палочную немецкую дисциплину в войсках и одновременно решил близко подружиться с Наполеоном. И был за это убит. Император Александр был либерал поневоле, но больше всего боялся французской революции. В 1812 году Россия победила Францию, а потом некоторые критические умы задумались, а может мы зря это сделали, погорячились, мол, во Франции совсем даже неплохо жить, и прониклись французскими идеями, мол, хорошо бы ограничить монархию. Так возникло декабристкое движение.
Как говорится Сталин жил, Сталин жив, Сталин будет жить.---------------------------------------------------------------------------------------------------В теоретическом плане Сталин бледная тень Ленина. Ленин хоть Гегеля читал, а Сталин учился только в духовной семинарии и был просто начетчиком. Повторял за Лениным все и упрощал все идеи. У него нет ни одной оригинальной философской идеи или идеи. О Сталине как ученом-мыслителе даже говорить неинтересно, но вот характер Сталина представляет определенный интерес.
Бисмарк несет ответственность за приход Гитлера в Германии к власти?
Ленин читал со скоростью 400 стр. в час, а Сталин 600 стр в час. После Сталина осталась библиотека в 20 тысяч томов, каждая книга испещерена его заметками, причем разновременными, то есть была прочитана неоднократно. И стихи писал неплохие.
Ленин читал со скоростью 400 стр. в час, а Сталин 600 стр в час. ----------------------------------------------------------------------------------------- Я знаю людей из сумасшедшего дома, которые читают еще быстрее. Назови хотя бы одну умную оригинальную философскую мысль написанную Сталиным. Кроме примитива вроде" Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами." Это же на уровне начальной школы. Да и эта мысль первой была произнесена в речи Молотова. У Сталина был железный характер, но ум него был небольшой. А стихи Сталина, которые он писал в юности, крайне примитивны, в них нет интересных образов.
Бисмарк несет ответственность за приход Гитлера в Германии к власти? ------------------------------------------------------------------------------------- Определенную долю ответственности. Бисмарк создал унитарное имперское государство, а это создает предпосылки к установлению диктатуры в стране.
Роман знаком с сумасшедшими ,которые читают со скоростью больше 600 стр. час. Причем не одним. Где же он обитает?
В любом университете есть скоростники. Но ума это не прибавляет.
Для меня вся статья и комментарии похожи на бред я это сравниваю с жителем живущим внутри садового кольца и какой -нибудь деревушки Путин в этом плане хотя и действительно временами напоминающий поклоника какого-нибудь Кафки в плане гос строительства-более приближен к реальностии
Для меня вся статья и комментарии похожи на бред------------------------------------------------------------------------------------------------------------Статья главного редактора Рашита Ахметова похожа на бред? Да ты круглый идиот. Ответь хотя бы на простой вопрос, чем умный человек отличается от глупого ? Или что такое научная концепция и чем она отличается от бреда сивой кобылы ?
Как говорится Сталин жил, Сталин жив, Сталин будет жить.__________________________________
Есть существенная разница между современным руководством и Сталиным:
- СССР в результате двух пятилеток,по уровню промышленного производства вышел на 1- место и 2 - место в мире, после США.
- Сегодня экономика РФ - умирающая, все благополучие держится на природных ресурсах.
- СССР хоть и тоталитарное государство, но оно было пролетарским.
- Сегодня РФ - олигархическое государство, антинародное.
Сталин взял Россию с сохой,оставил с атомной бомбой - У.Черчилль.
Владимир Ленин послушал музыку Людвига ван Бетховена и принял решение заменить продразверстку продналогом. Это к вопросу о положительном влиянии музыки на политику.
О влиянии классической музыки на товарища Сталина ничего не известно. Они всегда существовали отдельно друг от друга Сталин и классическая музыка. После одного-двух бокалов грузинского вина товарищ Сталин любил послушать песню " Сулико" : " Где же ты моя Сулико ? Я бродил среди скал, я следы милой искал..." Что-то в этом роде, уже точно не помню. А кибернетика, генетика и классическая музыка во времена правления Сталина были в загоне. Плоды чего мы до сих пор и пожинаем.
Ну дорогой. Сталин из Большого театра не вылезал. Любил балет и оперу.
Сталин любил не оперу с балетом, а балерин, особенно Ольгу Лепешинскую. Не будем забывать, что Сталин по национальности грузин и у него горячая кровь, которая сразу закипает при виде красивых обнаженных женщин.
сталину до всего было дело.а культуру он особенно дотошно контролировал.кино!театр!литература!музыка!везде появлялся,везде оставлял след(часто кровавый).в отличие от сегодняшних сталин четко понимал:мозги(чем они заполнены)важнее нефти,газа и тяжелой промышленности.кстати,евреев более-менее сумел построить!а что бабник-это вранье,нет особых сведений:евреи давно бы откопали с точностью до секунды,как,когда,с кем...
Сталин , конечно, власть любил больше любой женщины. Самозабвенно. И удовольствие от обладания властью получал наибольшее. От этого и жена его Надежда Аллилуева застрелилась. Сталин вообще любил мертвое больше, чем живое. И Ленина, и Кирова особенно полюбил после их смерти. Все эти мавзолеи, памятники в каждом городе и в каждом селе это же его идеи.
Любовниц у Сталина было много. Было несколько внебрачных детенй. Зара Долуханова книгу написала, какая у них была любовь. Даже перед смертью, горничная Валентина. Он любил оперу, театр, много читал, все новинки, всего Горького, Толстого, Шолохова, Фадеева, Зощенко, много переводов. На Булгакова "Дни Турбиных" 13 раз ходил.Все книги , представляемые на Сталинскую премию читал лично. Ему понравились, например, "В окопах Сталинграда" Некрасова, поэзия Симонова.
О Сталине. Кстати, ему понравилась повесть татарского писателя Гумера Баширова "Честь". Сталин от природы был не глупым человеком, у него были таланты и способности, но в его образовании были серьезные изьяны и перекосы, особенно что касается политической философии. Он предпочитал, например, труды Николо Макиавелли трудам Джона Локка. И там много можно перечислять. Он не любил англичан и не доверял англичанам. Один раз задолго до революции Сталин приезжал в Лондон и там его чуть не побили, приняв за индийца. Может от этого у него остался осадок.
Он был негласный оккультист. С ним водил "дружбу" Георгий Гурджиев. Вероятно "отец народов" был в курсе "проделок" мирового масонства, штаб квартиры которых до сих пор кучкуются в Британии.
Вероятно "отец народов" был в курсе "проделок" мирового масонства, штаб квартиры которых до сих пор кучкуются в Британии.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Чепуха. Это как раз проявление сталинской паранойи. Он обладал излишней подозрительностью, нарушениями в психике, особенно в послевоенные годы. Это и неудивительно, если человек 20 лет провел в глубоком подполье, а затем 30 лет руководил страной в условиях полного отсутствия легитимности. Сын грузинского сапожника вдруг оказался руководителем огромной страны. Он даже на русском языке говорил с акцентом. Стоило трем русским мужикам выпить на троих как они начинали друг друга спрашивать чего он здесь Сталин делает здесь ? Отсюда и репрессии, отсюда и подозрительность. В большевистской партии после прихода к власти шла острая борьба за политическое выживание, Сталин пережил многих, но это подорвало его физическое и психическое здоровье. Руководить страной, особенно такой как Россия очень вредная работа.Долго нельзя.
Почему нельзя, можно, можно.
Можно, но вредно. Американцы это давно поняли еще 200 лет назад. У американцев немало недостатков, но в этом они правы.
у тов.сталина главный недостаток был в том,что он никак не прислушивался к гениальным советам и подсказкам романа,да и с грамотностью и общим кругозором,в отличие от того же ромочки,у него обстояло плачевно.ВОТ и пожинаем...если бы вовремя прислушивался!..
Я только родился как товарищ Сталин сразу помер. Я считаю это совсем не случайно. Закон природы.