Сергей Федотов
Гастроли пермского театра «У Моста» закончились спектаклем «Калека с Инешмана» Мартина МакДонаха, получившего «Золотую маску». Уже после спектакля, когда, как писали в советское время раздались бурные и продолжительные аплодисменты и зал встал, актеров засыпали цветами, когда у многих в зале глаза стали мокрыми (так не хотелось расставаться с театром), прошла творческая встреча с режиссером театра Сергеем Федотовым и актерами. Федотов еще раз подчеркнул свою сверхзадачу, которой он посвятил всю жизнь: « Я хочу создать театр-дом, театр-семью. Это то, о чем мечтал Вахтангов. У него не получилось. А у меня, кажется, получается. Мы здесь все разные и все товарищи. Каждый помогает другому, каждый заботиться о другом.»
Заявляя о том, что театр «У Моста» «мистический», этот тезис Сергей Федотов, вероятно, воспринимает именно как театр сознательно применяющий различные мировые сакрально-медитационные практики погружения в иной мир – с этой точки зрения он театр перевоплощения, переселения душ. Не просто ролевого поверхностного перевоплощения по, в сущности «позитивистским», системам Станиславского, Михаила Чехова или Брехта, а именно «вызывания» с помощью сакральных практик душ героев из других миров, то есть это даже в чем-то оккультный сеанс, соответственно со всеми опасностями подобных процессов. Поэтому Федотова интересует процесс перехода из жизни в иной мир, грань, «революционнный переворот», когда оценивается вся прожитая жизнь, ее смысл, когда, например, те же деньги, превращаются в ненужные бумажки. Это сдержанный «пермский мистицизм», северное шаманство, но и дерзкий огненный дух Костанеды у Сергея Федотова чувствуется.
Сергей Федотов хочет проникнуть в «верхний» мир духов, а это достигается только с помощью трагедии, потому что проникновение в мир духов требует жертвы, причем, чем «сильнее» жертва, тем выше достигаемый уровень «верхнего» мира. Конечно, главный вопрос, что понимать под мистикой Федотова? Модное увлечение или глубокое сущностное постижение мира? Если всмотреться внимательно в театр, то он, конечно, не мистический. Скорее, он на пороге мистики. Он мечтает быть мистическим. Но направление верное и в этом сила Федотова. Мистическое чувство всегда подлинно религиозное чувство. Является ли таким гуру для своих актеров, которых он воспринимает, как отец своих детей – Сергей Федотов? Любая мистика основана на любви, огне сердца – полон ли театр «У Моста» любви? Но любовь такое чувство, не терпит фальши – как только вы начинаете относиться к ней «инструментально» она моментально разрушается, муза улетает.
Из четырех спектаклей, показанных театром, мне больше всего понравилась «Панночка». Это молодой Федотов. Вероятно в юности гоголевский «Вий» произвел такое впечатление на Сергея Федотова, что свой мистический страх он постарался передать в «Панночке». И ему это удалось, именно в силу искренности переживаний режиссера спектакль получился свежим, не «театральным», даже сегодня смотрится на одном дыхании и, вот парадокс!, он гораздо более глубок у Федотова, чем пьесы МакДонаха, которые и сам Федотов называет «комедиями» (они и есть трагикомедии, напоминаюшие и Фазиля Искандера, и Вампилова).
В пьесах МакДонаха герои «атомизированы», каждый замкнут в своей скорлупе, мир распался, очень индивидуализирован и статичен, в сущности одна и та же вариация повторяется много раз, иногда герои слишком схематизированы, «сконструированы», а в «Панночке» гораздо более поэтизированные люди, живые, я, например, смотрел и думал, как герои Шукшина могли бы взаимодействовать с героями МакДоннаха. Трагизм в том, что сам Федотов не совсем верит в мир духов, не подозревает насколько он рядом и объективен. Сергей Федотов оптимист, а откуда берется этот природный оптимизм – его ангел-хранитель всегда рядом, всегда в сантиметре от него. Индусы, у которых один из краеугольных принципов существования понятие кармы, говорят – почему женщина красива?, потому что вела праведную жизнь в прежней жизни. Вот и Сергей Федотов в прежней жизни был, наверное, праведным человеком (да еще наверное кельтом, чувствуется любовь к северной природе, к неяркой красоте, морю и камню) отсюда его талантливый оптимизм и огромная любовь к самым беззащитным и ранимым людям – актерам.
На второе место в гастрольном рейтинге я бы определил «Калеку с Инешмана», на третье «Сиротливый запад». Хотя как пьеса «Сиротливый запад» сильнее. А в «Калеке из Инешмана», герой «дидактично» в принципе предпочитает любовь и родную деревню карьере в Голливуде. Да и совершенно счастливый конец, домысленный Федотовым, выглядит совершенно не по «макдоннаховски», а по голливудски.
Конечно, у Федотова важен ансамбль актеров, здесь как в симфоническом оркестре, нет неважных инструментов, каждый притерт в некий синергетический актерский объем. Федотов остро чувствует внутреннюю трансцендентную мелодию спектакля, это выражается и в тонком музыкальном медитационном соответствии сопровождающих «материальных» мелодий. Федотовские спектакли цельные – это ансамблевый, коллективный вид спорта, нечто вроде театральной «Барселоны», режиссер работает на износ в силу своей природной искренности ( Федотов прямо говорит – я хочу ставить классику). Для Федотова важен катарсис, который дает только трагедия и поэтому его стиль тяготеет к древнегреческим трагедиям, все остальное ему скучно.
Часто при обсуждении федотовских спектаклей используется термин инфернальность, происходящее от слова инферно – ад. Но у Федотова принципиальная устремленность вверх, а не вниз, его спектакли очищают душу. Он не задается бесконечным личным вопросом «быть или не быть?», да еще под соусом постмодернизма. Федотов страстно любит театр и трагедию, потому что они показывают божественное в человеке. В Федотове играет вкус к жизни, то, что Кустурица называл «Жизнь как чудо». Конечно, есть некая изначальная ошибка в федотовском мировоззрение, что человек игрушка богов, высших сил. Но здесь чувствуется «федотовский» парадокс, рационально он пытается сконструировать в спектакле подобное положение «игрушки», но душой он оптимист и поэтому ад у него не някрошюсовский, безвыходный, а всегда это темное время перед рассветом, за федотовским ночным «мраком» всегда кожей ощущается неизбежно наступающий рассвет. В этом Федотов стихийный солнцепоклонник.
Одним из центральных актеров у Федотова является Василий Скиданов. Он, кстати, закончил Казанское театральный институт, как написано в биографии и любит фильмы «Крестный отец» и «Остров». Актер, конечно, талантливый, с 2004 года в труппе, то есть уже десять лет. Но по моему личному впечатлению он себя еще не нашел. Или наоборот, он слишком много играл и возник стандарт, он стал рационален, к тому же в мистике есть опасность «одержания». Когда чужой дух захватывает тело актера и контролирует его. У актеров защитный барьер ауры разорван частыми эмоциональными перевоплощениями и поэтому они напоминают детей, не зная «техники безопасности» перевоплощения, они становятся игрушкой «чужих» духов, отсюда, кстати, и актерский алкоголизм.
Скиданов играет калеку Билли в «Калеке из Инешмана», философа Хому в «Панночке», Кочкарева в «Женитьбе» – в общем, ведущий актер. Играет высокопрофессионально, с полной отдачей, но вот эта сделанность, профессионализм приводит к к «театральности» в худшем смысле. На этой почве высокопрофессионализма у него, по-моему, возникли некие симптомы «звездной болезни». Он слишком начинает «царить» над линией спектакля, причем нарушая гармонию неудержимым подсознательным стремлением выделиться. В «Панночке» он более «притерт», органичен, но обычно пытается искусственно, напряженно заполнить собой все пространство сцены.
Это мое личное мнение, но мне кажется он слишком «громок». Может подсознательно хочет какого-то дальнейшего развития своей карьеры, но эта подсознательная сверхиндивидуализация выбивает его из тонкого и трепетного актерского ансамбля театра. Складывается впечатление, что он скорее играет талант, и подчеркну, являясь при этом действительно талантливым актером, свой талант пожирает актерским эгоизмом. Выход по-моему стандартный, ему нужно сбросить путы «эго», наигранную «звездность» и он тогда возродится в мире искренности. Иначе создается впечатление, что актер иногда слишком самодоволен, у него «головокружение от успехов». Впрочем, это мое субъективное мнение, не претендую на истину в последней инстанции – кому нравится арбуз, а кому свиной хрящик. Мне – арбуз.
Казанец Сергей Мельников – чувствуется благородный, интеллигентный, тонкий, нежный, «легкий» актер. Он весь заполнен театром, он в буквальном смысле любит своего «ближнего» актера. Мельников действительно «мистический» актер, негромкий, как и весь трепетный оккультный мир. Эта его «легкость» идет от природной мистики. Которую иногда пытаются приземлить, опираясь на традиционные театральные каноны и получается хуже. Мельникова наоборот нужно «облегчать», а не «утяжелять».
Федотов отвечал с охотой на многочисленные вопросы восхищенных казанских зрителей и говорил – у нас в театре хорошие актеры получают 60 тысяч рублей, начинающие по 40 тысяч, «У Моста» коммерчески успешный театр. А в Казани до сих пор вакантна должность режиссера ТЮЗа. Может быть, Федотов направит в Казань какого-то своего ученика и появится у нас свой «мистический» театр, и посыплются на него «Золотые маски», как в старые добрые времена.
Рашит АХМЕТОВ.
Федотова нужно в тюз в Казани приглашать срочно, пусть там поставит несколько пьес. Или Кирилла Вытоптова. Иначе тюз деградирует.
Почему то молодая экспериментальная режиссура в Казани изгнана на задворки. Наверное академические режиссеры боятся конкуренции.Но живой театр не терпит застоя. Казани нужно еще не менее пяти экспериментальных театров с залами человек на 100-150. Это небольшие площадки.
При каждом казанском вузе должен быть свой театр. КФУ без своего театра - нонсенс. КАИ и КХТИ тоже крупные университеты.Не говоря уже об университете культуры. И сцена театральногоучилища простаивает.
...сало и есть мой наркотик!"-сказал ХОХОЛ.
РАШИДА ничем не кормить,а поручить писать о театральных постановках(можно без гонорара).
ТЮЗу - спектакли для юных зрителей и никаких других.
Приватизировали себе госсобственность и самовыражаются, понимаешь.
Казань объявляет себя третьей столицей России, но в ней нет ни одного хорошего русского театра. Московские критики считают театр Славутского самым ужасным в стране. ТЮЗ практически заглох. А дальше что, дальше - тишина. Был театр на Булаке, но это художественная самодеятельность, основанная на энтузиазме и глубоком недовольстве существующим положением. Вот такой Париж-Дакар.
Казань пилит таньга. Элита хочет жить как саудовские шейхи. Культур-мультур - это непонятное и подозрительное. Т.к. руководство родом из глухих деревень, предел культур-мультур - это клуб и стол с красной скатертью.
вопрос -когда в казани существовал добротный русский театр с постоянным многочисленным зрителем?
драматические и пр. признанные ув.публикой АКТЕРЫ?
или все же казань -вечная глухая провинция?
Тюз несколько "Золотых масок" имел, да и качаловский театр раньше довольно сильный был.
в середине?семидесятых,студентом смотрел(повели летом в стройотряде организованно)спектакль,кажется, ТЮЗа казанского.название не запомнил.
там "по ходу пьесы",как писал ЗОЩЕНКО,пели :
по улицам ходила
большая крокодила
она,она,она
зеленая была.
в зубах она держала
кусочек одеяла
и думала она
что это ветчина.
на мотив чарли чаплина(из его немых фильмов).
мне было 20лет,был летний теплый вечер,как сейчас,все было О*КЕЙ,спектакль тоже(перед тем мы с товарищем слегка употребили водочки,немного-полкило на двоих -в стройотряде сухой закон,больше -низ-зя!).
ЗЫ :а стакан взяли на ул. профсоюзной-окно было открыто,на подоконнике как назло стоял.после поставили на место(старые низенькие домишки побеленные одноэтажные -стоят ли теперь-давно не проезжал мимо).
Да вроде же вино было - 777 или крымское какое, что-то типа чинзано-манзано какое-то - большая такая бутылка - литровая что ли.
А потом после спектакля еще петь захотелось и как раз возле дк на профсоюзной молодежь играла на гитаре и пела. Ну и мы тоже подпевали.
Потом купаться пошли, а там и рассвет уже.
все так и было.под утро легкий туман над казанкой,а вода тепленькая.
портвейн 777-помню оч-чен-нь ик! хорошо...
но у нас в тот раз была обыкновенная водка-полкило.
а закусывали,стыдно признаться,бужениной!(теперь жена не разрешает свинину,а продукт все же был славный!).
да,хлеб был орловский-знаменитый казанский-кирпичная буханка.
вкус того хлеба до сих ...всегда одинаково отличного качества-нет слов,рот залит слюной,а глаза моргают часто,кадык-туда-сюда...
фсе,дальше не могу...
прощайте.
Раньше буженинка халяльная была. Не то что сейчас.
Так вам театр понравился или портвейн с бужениной?
Прямо Казань-Петушки. ТЮЗ всегда был нонконформистским театром. Почему нет актерских мемуаров и спектаклей о Казани XX века?
Выбираю портвейн с бужениной, пляж, девочек, Оттаван, Чингисхан, бониэм и 70-е!
Театр тоже можно - тот!
дружок!
не путайся под ногами со своим портвейном.
это твоя любовь,твое пойло.
мое,- прямо с детства - РУССКАЯ ВОДКА сорока градусная(еще морозы бывают такого же достоинства).
что бы тута ни гутарили ВЕЛИКОДЕРЖАВНЫЕ НАШИ ТАТАРСКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ(о-оч-чень некрасиво,мяжду прочем!)-стою и буду стоять ысклучительна ЗА ВОДКУ за родимую!!
пил только ее,пью ныне,и буду пить(сохрани АЛЛАХ здоровье!).
ЗЫ :господин президент, просьба от ЭЛЕКТОРАТА:
надо бы все же улучшить качество этого божесьтвяннаго нектара,а не гоняться за голой прибылью за счет здоровья ТАТАРСКОЙ НАЦИИ,главного потребителя(я не оговорился!) в сюзеренной республике ТАТАРСТАН(все встают и поют гимн на музыку ЯХИНА).
качество архи необходимо улучшить -а то,есля так продолжать гнать СИВУХУ откровенную вместо водки- УГРОБИМ ВЕСЬ ЦВЕТ ТИТУЛЬНОЙ НАЦИИ!
включая МЕНЯ,ЕДИНСТВЕННОГО,НЕПОВТОРИМОГО!
имею в виду есссннно ТАТСПИРТПРОМ - главный отравитель ТАТАРСКОГО НАРОДА- позорное качество,"передовые технологии",медленное убийство населения.
ВРЕДИТЕЛЬСТВО, сказали бы при тов.СТАЛИНЕ.
Нужно вернуться уже к истокам и снова начать производство арака из кумыса по древним рецептам.
Самым известным и традиционным алкогольным напитком из молока является монгольский арак, приготовленный из кумыса (кумыс, то есть перебродившее молоко кобылы, может содержать 5-6% алкоголя и, соответственно, быть сырьем для перегонки в крепкий спиртной напиток). Правда, арак - уже "исторический" напиток: в Монголии сейчас мало кто помнит, что это такое.
Именно Чингисхан и его воины принесли с собой это умение на покоренные земли.
Кумыс производят и бутилируют в Татарии, Башкирии и неподалеку от Рязани. Так что при желании можете попробовать сделать монгольский арак дома, на кухне.
В Удмуртии, Башкирии и на территории, которую сейчас занимает Республика Марий Эл, перегнанное закисшее кобылье молоко называют "кумышка".
Уже после второй перегонки крепость достаточно высока - напиток горит. Но хорошие хозяева делают до трех перегонок. Когда в доме гонят водку из кумыса, округу наполняет сильный, резкий и довольно экзотичный запах. "Монгольский перегонный аппарат", используемый для изготовления этого напитка, малоэффективен и не позволяет производить алкоголь высокого качества, так как сложно контролировать фракции отгона и невозможно отделить первую фракцию, насыщенную вредными элементами. Зато такой способ перегонки позволяет полностью сохранить ароматические и вкусовые качества исходного сырья. В конце концов, никто не заставляет напиваться арака допьяна...
Источник: http://www.novostioede.ru/article/spirtnoje_iz_moloka/
Водка из молока
Домашний завод
заманчиво.
где же фторой шланг?обратный.как инженер-теплотехник говору.
Наливай уже.
Обе ндравятся!
Analitik
Рашит Ракипович Ахметов
Просто ностальгия по молодости. Если вспомнить то телевидение, цензуру, газеты, быт, идеологию - вы будете в шоке. Интернета, компьютеров не было, книг не было, господствовала серость.
книг нужно было доставать-это тоже интересное было занятие,типа шпионажа.
жаль сегодня школьники не читают книг -оттого не умеют писать без ошибок.
Да иномарка была одна на Казань. На волгах ездили богатые люди. Народ пил бормотуху. Пива тоже не было.
у редчайших пивных киосков всегда был сабантуй.
продавали вяленую рыбу : синца,подлещиков,сорожку,конечно же,чехонь.
анекдоты начинались : приходит мужик домой,а там -пиво бутылочное в холодильнике!
то есть ,что-то несбыточное!