8 марта 2025 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Рецензия: война и музыка
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Рецензия: война и музыка

17 февраля 2025 года
Рецензия: война и музыка

      6 февраля на экраны вышла новая картина о Великой Отечественной войне. Эхо тех трагических лет до сих пор отзывается в сердцах миллионов, передаваясь из поколения в поколение как священный огонь. Воссоздать события 1941-1945 годов с должной достоверностью и достоинством – задача, требующая не только мастерства, но и глубочайшего уважения к истории. Многообещающая на первый взгляд, эта идея, тем не менее, нуждается в проверке на соответствие заявленным целям.

Сюжет 

     Судьба заносит трех музыкантов на передовую, где вместо аплодисментов их ждут взрывы. Их попытки сохранить себя и свой талант через музыку трогают до глубины души. Фильм начинается в мирной армянской деревушке, где жизнь бьет ключом: свадьбы, любовь, дети. В центре повествования трое молодых музыкантов-любителей – Сурен (Давид Мхитарель), Геворг (Сергей Мелконян) и Арташес (Давид Котов-Оганесян). Планы на будущее, особенно женитьба Сурена, рушатся с началом войны. Они оставляют все – дома, близких, мечты – и отправляются на фронт, чтобы защитить самое дорогое. 
     Помимо основных актеров, в фильме задействованы Алексей Кирсанов, Ольга Волкова, Лиза Моряк, Зепюр Прилучная, Олег Каменщиков, Михаил Тарабукин, Павел Комаров и другие. Особенно стоит отметить Павла Прилучного, который исполнил неожиданную для себя роль – боевого офицера, дослужившего до звания подполковника.
     В основе фильма, как утверждает режиссер (Сарик Андерсан), лежат кадры документальной кинохроники, зафиксировавшие момент празднования взятия Берлина, когда красноармейцы исполняли армянский танец "кочари" напротив Рейхстага. Этот эпизод стал отправной точкой для создания художественного произведения, повествующего о солдатах-музыкантах, чьи инструменты и родные мелодии служили им поддержкой на протяжении всей войны.
     Использование музыки как символа надежды и напоминания о мирной жизни — тема, безусловно, трогательная и хорошо знакомая по таким фильмам, как «В бой идут одни старики». Однако, новая интерпретация этой идеи в данном фильме вызывает вопросы и не достигает той же эмоциональной силы. На это есть свои причины.
     С отправкой героев на фронт, сюжетная линия теряет целостность. Повествование распадается на отдельные, слабо связанные между собой сцены, что препятствует полноценному раскрытию персонажей. Дополнительные эпизоды, призванные создать напряжение, выглядят неубедительно, а иногда и комично. Например, сцена пленения, где армянских музыкантов не допрашивают, а заставляют играть, а затем, ведя на расстрел с инструментами, неожиданно отпускают, выглядит нелогичной и обесценивающей образ советского солдата.
     Также совершенно не раскрыта причина увлечения главных героев музыкой и их сильной привязанности к инструментам. Остается загадкой, зачем им повсюду таскать с собой громоздкий дхол (армянский барабан) и баян – мотивацию приходится придумывать самим зрителям. Судя по каменным выражениям лиц персонажей, кажется, что они и сами не особо понимают, зачем это делают. 

Минусы картины

     Вопиющая неправдоподобность – еще один существенный недостаток фильма. Например, совершенно нереально, что барабан, несмотря на четыре года войны, многодневные скитания по лесам, бесконечные переезды из штаба в штаб и даже участие в боях (где он, к тому же, спасает жизнь своему владельцу), возвращается в Армению практически в идеальном состоянии. Вся эта фантастическая история придумана лишь для того, чтобы этот "неубиваемый артефакт" оказался у Рейхстага и зазвучал во время победного танца.
     В фильме предпринята попытка добавить элементы боевика, и в этом плане создатели явно вдохновлялись такими картинами, как «1917», «Ярость» и «Спасти рядового Райана», заимствуя из них удачные решения и переснимая некоторые сцены. Батальные эпизоды выглядят вполне убедительно, и в целом постановку боев можно было бы назвать удачной. Однако впечатление портит нелогичная финальная сцена, в которой целый батальон без всякой причины практически совершает самоубийство, атакуя пулеметный дзот. Оставшееся экранное время заполнено диалогами и музыкальными вставками, призванными создать драматическое напряжение, но, скорее, служащими для заполнения пустот в сюжете. 
     Музыкальное сопровождение – безусловный плюс фильма. Саундтрек отлично справляется со своей задачей: создает нужное настроение, усиливает напряжение и даже дарит проблески надежды. Однако, когда музыка оказывается более убедительной, чем сам сюжет, это вызывает вопросы к качеству сценария.
     В целом, "Война и музыка" страдает от недостатка логики. Многие сюжетные повороты, включая необоснованные смерти важных персонажей, явно сделаны лишь для того, чтобы манипулировать эмоциями зрителей и добавить драматизма, что, к сожалению, не улучшает качество фильма. Персонажам сложно сопереживать из-за невыразительной игры актеров. Лишь Павлу Прилучному, сыгравшему жесткого, но справедливого командира, удается хоть как-то передать эмоции, изрекая пафосные речи о героизме и родине с самокруткой в зубах. Говоря о нереалистичности, "Война и музыка" буквально кишит логическими нестыковками, историческими ошибками и откровенными ляпами, которые только множатся по мере развития сюжета. Примеров тому масса: от почтальона, разносящего повестки до объявления войны, до эсэсовцев, отпускающих пленных после концерта на баяне, и уничтожения вражеских самолетов с помощью винтовок. При более внимательном разборе можно обнаружить еще больше неточностей, особенно в сценах военных действий.

Положительные стороны

     Несмотря на недостатки, в фильме есть и положительные моменты. Через всю картину проходят важные идеи о гуманизме, единстве и дружбе народов Советского Союза, а также о том, что война уравнивает всех. Если не концентрироваться на проблемных аспектах, драма "Война и музыка" смотрится довольно легко и не оставляет тягостного ощущения, что часто бывает после просмотра военных фильмов. 
     Визуально фильм впечатляет: масштабные съемки, спецэффекты и массовка создают ощущение погружения в эпоху. В картине затронуты темы героизма, скорби, любви и надежды. Несмотря на охват всего периода войны, сюжет страдает от пропусков значимых событий. Например, битва под Смоленском показана лишь вскользь, после чего сразу демонстрируются события в Берлине. 
     Наряду с батальными сценами, в фильме присутствуют лиричные эпизоды, подчеркивающие вечные ценности: любовь, письма с фронта, ожидание близких. Показывается, как музыка объединяет, дарит надежду и помогает пережить тяжелые времена. В результате финальная сцена наполнена триумфом и оптимизмом, перенося зрителя в май 1945 года, в момент празднования победы. Хотя история и вдохновляет, она, к сожалению, не способна вызвать глубокие, искренние чувства.

Авторы

     "Кинокомпания братьев Андреасян", создавшая "Войну и музыку", известна своим разнообразием проектов, от детского сериала "Манюня" и сказки "Домовенок Кузя" до экранизации классики, такой как "Онегин". Сарик Андреасян, часто режиссирующий фильмы этой студии, также известен по картинам "Землетрясение", "Непрощённый", "На солнце, вдоль рядов кукурузы" и сериалу "Чикатило".Шесть лет работы, по словам Сарика Андреасяна, потребовалось для создания "Войны и музыки". Вдохновением послужили кадры кинохроники, где советские солдаты танцуют армянский танец кочари у Рейхстага – именно эта сцена и легла в основу истории о музыкантах, пронесших свои инструменты через войну. Релиз фильма приурочен к важной дате – 80-летию Победы.

Выводы

     "Война и музыка" уступает по силе воздействия классическим фильмам о войне, таким как "Иди и смотри", "Восхождение", "Летят журавли" и "В бой идут одни старики". В отличие от них, картина пытается упрощенно и назидательно рассказать о подвиге. Подлинное кино погружает в переживания, а не просто поучает. Ключевой недостаток "Войны и музыки" – в попытке упрощенно и назидательно рассказать о подвиге. Кино должно быть больше, чем просто агитация или иллюстративный ролик; оно должно погружать, трогать сердца и вести диалог со зрителем. Это не статический памятник, напоминающий о прошлом, а живое искусство, воздействующее на наши чувства. Несмотря на недостатки, заметные в фильме Сарика Андреасяна, смотреть его стоит, не обращая особого внимания на ляпы. Главное - это патриотическое послание о том, что Родину, будь то СССР или Россия, необходимо защищать и ценить превыше всего.

Юсуф ФАТКЫЛОВ.


Комментарии (0)