7 июня 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Пушкинский утренник
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Пушкинский утренник

7 июля 2013 года
Пушкинский утренник

     На международном театральном фестивале тюркских народов «Науруз» в качестве почетного гостя побывал московский «Театр-школа драматического искусства», представив на суд зрителей спектакль «Пушкинский утренник-уроки Васильева» на сцене Татарского государственного академического театра им. Г. Камала. Спектакль экспериментальный, своего рода творческая лаборатория Анатолия Васильева. Сам же «Театр–школа драматического искусства» Анатолия Васильева возник еще в 1987 году и строился не как традиционный русский психологический театр по-Станиславскому, а как театр игровой, взятый из традиций античности, в котором основное взаимодействие между идеями, главным является не психология, а смысл слова, и само слово выступает как инструмент действия. И сами актеры, работая со словом, как бы превращаются в соавторов слов, становятся демиургами, служителями слова. Все это ново, необычно и не только для Казани, но и вообще на мировой сцене. Поэтому «Театр-школа» пользуется широкой популярностью повсюду.
      В Казани зрители впервые имели возможность посмотреть представление в таком ключе. Спектакль называется «Пушкинский утренник» – намек на некую несерьезность, почти детскость представления, вроде как «утренник» – детский праздник. Но «утренник»-то пушкинский, и здесь элемент игры-обманки, за легкостью, игривостью кроются серьезные вещи и поднимаются проблемы философской величины.
      В спектакле рефреном звучит музыка из репертуара детской музыкальной школы, актеры в костюмах, стилизованных под гимназическую школьную форму: черные и белые фартуки, воротнички. Все действо спектакля проходит на стульях в зале, стилизованном под античную беседку. Да и ранняя пушкинская лирика, которая звучит на протяжении всего спектакля, обильно полна античными образами и символикой. Сам спектакль построен в стиле платоновского диалога «Пир».
      Поэзия звучит в виде беседы, перебранки, спора, философских заключений. Один актер начинает реплику, другой подхватывает, и так идет по кругу, чем не платоновские беседы в античном парке. Ранние произведения Пушкина солнечны, жизнерадостны, полны энергией, бьющейся через край. И вся эта энергия, еще умноженная во много раз великолепной актерской игрой, чувствуется в зале. Зрители словно и сами становятся сопричастниками, соавторами театрального действа, происходящего на сцене. И здесь невозможно особенно выделить какого-то одного актера – здесь все вместе один ансамбль, стройная система, звенья одной цепи – как раз в этом и существенное отличие школы Васильева от остальных театральных школ, в которых каждый актер играет только за себя. Актеры А. Огарев, кстати, имеющий отношение к театральной Казани, И. Яцко, Казакова, Баландина и другие показали класс актерского мастерства в гармоничном созвучии друг с другом. Но в спектакле задействованы не только актерская игра, художественное оформление, но и музыка, звуки… В конце спектакля в исполнении Гребенщикова звучит песня о Моцарте, но не только как о великом композиторе, но как о творце, художнике, который обязан служить своему дару, творить, несмотря ни на какие обстоятельства и преграды.
      На пресс-конференции с журналистами по окончании спектакля Игорь Яцко, ставший главным режиссером и директором театра, когда в 2006 году Анатолий Васильев вынужден был эмигрировать из Москвы из-за разногласий с властями города, и достойно продолжающий дело учителя, ответил на многие вопросы журналистов относительно театра и системы обучения актерскому и режиссерскому мастерству по-Васильеву. А в конце он сказал, что сейчас языковых барьеров на всевозможных международных фестивалях не должно быть, так как существуют современные средства, чтобы преодолеть этот барьер. Это и всевозможные наушники с переводами, бегущая строка и так далее. Главное – донести смысл, основную идею, которой служит искусство, донести до как можно большего количества зрителей. Наше время требует, как никогда, объединения людей разных народов и разных национальностей.
 

Елена ЧЕРНЯЕВА.


Комментарии (0)