"Поименно вспомним всех"
Под таким названием увидела свет книга Рафаэля Мустафина. Выпустил ее Татарский ПЕН-центр, где писатель был вице-президентом. Она вышла на трех языках – русском, татарском и английском. Делегаты 80-го Всемирного конгресса писателей от Татарского ПЕН-центра взяли ее на международный форум (28 сентября – 3 октября с.г.) в Бишкек для распространения.
В начале 80-х Рафаэль Мустафин целое лето провел в архивах КГБ. Занимался там делами репрессированных татарских писателей. В итоге на руках писателя оказался обширный материал о жертвах сталинских репрессий в нашей республике. Особое внимание Р. Мустафин естественным образом уделил репрессированным писателям.
По разным подсчетам этот террор унес по стране более 1000 литераторов разных национальностей. Примерно столько же писателей были арестованы, томились в лагерях и тюрьмах.
Правда, на фоне общенародной трагедии цифра эта может показаться не очень большой, ведь общая численность заключенных в лагеря и тюрьмы в первой половине 50-х годов прошлого века достигла в нашей стране 10 миллионов человек. Но если учесть, что эту тысячу составляли наиболее одаренные и видные писатели, то не так уж это и мало.
Из тысячи погибших литераторов – около 300 русских и более 700 представляли национальные литературы союзных и автономных республик. Некоторые малочисленные нации вообще утратили свою литературу. Объясняется это просто: тех, кто писал на родном языке, поголовно обвинили в «буржуазном национализме».
Р. Мустафин определил, что под жернова репрессий попало почти 70 поэтов, прозаиков, драматургов и критиков нашей республики. Учитывая, что в Союзе татарских писателей в то время было всего около 30 членов, это очень большая цифра.
Например, в августе 1934 года делегатами I съезда писателей СССР были избраны семь самых ярких татарских писателей: Кави Наджми, Хасан Туфан, Лябиб Гильми, Гумер Тулумбайский, Фатих Сайфи-Казанлы, Галимджан Нигмати и Карим Тинчурин. Ни один из них не избежал ареста, пыток, издевательств… Пятеро из них погибли.
Подобную судьбу впоследствии разделили такие видные писатели, как Галимджан Ибрагимов, Фатих Карим, Карим Тинчурин, Гумер Гали, Шамиль Усманов, Мин Шабай и многие другие. Среди них были совсем молодые – Ибрагим Салахов, Галим Мухаметшин…
Собранные в архивах КГБ материалы легли в основу газетных и журнальных публикаций Р. Мустафина, а также двух книг – на татарском и русском языках. И вот наконец третья книга – «Поименно вспомним всех», выпущенная ТатПЕН-центром на трех языках разом.
Думаем, что английский – международный язык общения – поможет вспомнить об одной из чудовищных трагедий XX века не только читателям постсоветского пространства.
Ахат МУШИНСКИЙ,
директор Татарского ПЕН-центра.
примечание:
-ни один (!) из членов союза композиторов ссср
не был репрессирован. (предс.тихон хренников).
еще одно:
-наш уважаемый хасан туфан ПЕРВЫЙ написал донос
на своих коллег.
и еще:
-подозрительно в начале восьмидесятых
тов.мустафин все время рядом с х.туфаном.
да еще доступ в архивы КаГэБе..
Гость 13.12 в 13:41 Не надо писать всякую ерунду, после вашей смерти соседи тоже могут сказать, что вы были алкашом и стучали на всех алкашей в доме.Великий Туфан сам пострадал больше всех, вам не удастся очернить его.
Всеже неясно про Тинчурина. Он в числе делегатов или впоследствии?
мудак! не придумал,так и было!!!
туфан хасссанн сам первый и состряпал большой донос на всех.об этом есть в исследовании ахмата рашита,которому доверяем полностью.
ЗЫ: они туфаны молчали в тряпку когда освободились
-никого не призывали к ответу!!
сами - пидоры.
вот и весь фуй.