19 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Письмо

21 июня 2015 года
Письмо

     Творческая интеллигенция города Новосибирска чрезвычайно обеспокоена ситуацией вокруг преследования произведений искусства и их создателей, в частности, выставок произведений современного искусства, рок-концертов, спектаклей «Тангейзер» НГАТОиБ, «KILL» НГАДТ «Красный факел», «Песни о родине» театральной компании «Гамма». 
     Наш город всегда считался третьей театральной столицей России, культурным центром Сибири, открытым для художественных поисков, настоящих прорывов в области профессионального искусства. Так, спектакли новосибирских театров неоднократно становились лауреатами самых престижных театральных премий федерального значения. 
     Ситуация с «Тангейзером», как ни грустно это признавать, выставила Новосибирск в самом нелепом свете как в профессиональной среде, так и в более широких кругах. Не верится, что в городе ученых, студентов, творческих людей искусство интерпретируется с не свойственных ему позиций, когда не видят разницы между реальностью и художественным вымыслом, между намеренным оскорблением и художественным провокативным жестом, необходимым для благородной цели. Вместо критики, споров и полемики, то есть естественных и неотъемлемых составляющих бытования художественного произведения, возникает судебное разбирательство. 
     Церковная цензура в России часто обедняла искусство. В разное время под цензуру попадали «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» Пушкина, «Конек-Горбунок» Ершова, «Демон» Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Воскресение» Толстого, «На дне» Горького, «Облако в штанах» Маяковского и многие другие тексты домашней библиотеки классики. В начале XX века под церковный запрет попали несколько спектаклей Станиславского и Немировича-Данченко, именами которых сегодня названы улицы, в том числе и в Новосибирске. Тем не менее каждый большой художник сталкивается с вопросами веры в своем искусстве. Это вообще традиция русской культуры. 
     У художника есть право трактовать вопросы веры, обращаться к религиозным темам, использовать религиозные символы в своих произведениях наравне со всеми остальными. Христианские сюжеты и христианская религиозная символика вошли в плоть культуры, к ним обращались и обращаются композиторы, живописцы, хореографы и кинорежиссеры. Все это началось не вчера, а как минимум 700 – 800 лет назад. Да, до этого времени искусство было религиозным в узком смысле, культовым, и художники ориентировались на установленные церковью каноны, но и тогда все время шли споры о соответствие этих образов каноническим. А с зарождением светского искусства в Европе, которое пришлось на конец Средних веков и раннее Возрождение, художник трактует религиозные сюжеты и образы индивидуально, не ориентируясь на церковный канон. Но как раз эти художники (Тинторетто, Дюрер, Рафаэль и многие другие) создали выдающиеся произведения религиозной тематики, ставшие золотым фондом человеческой истории. Далеко не все эти произведения в момент создания получали одобрение церкви. Например, Микеланджело, создавшего знаменитую роспись в Сикстинской капелле, обвиняли в ереси. 
     Следует помнить, что в России светское, мирское искусство появилось совсем недавно – каких-то триста лет назад. И признанным классиками русским художникам тоже приходилось сталкиваться со случаями цензуры и осуждения со стороны церкви. 
     Уже несколько лет Новосибирск живет под знаком радикального православия, что в итоге приводит к поляризации общественных настроений. Многие начинают видеть друг в друге врагов – и это очень тревожное явление. Чего стоит, к примеру, многократно увеличившаяся тяга к доносам, «жалобным письмам» на спектакли мэру, губернатору, министру культуры, физическая жестокость по отношению к музыкальным фанатам. 
     Процесс над «Тангейзером» – закономерное продолжение событий, начавшихся в начале 2012 года, – пикета против выставки графики Пикассо и выставки современных художников «Родина». Два года назад шутки о том, что православные активисты придут в НГАТОиБ, казались черным юмором, однако сегодня это стало реальностью. Запреты концертов музыкальных групп, скандал вокруг спектакля «Песни о Родине» и процесс «Тангейзера» – звенья одной цепи, и нет никаких оснований думать, что этим процессом она закончится. Следующими жертвами могут стать книги писателей, хореографические постановки, произведения современных композиторов, в которых обязательно отыщется состав преступления. 
     Мы обращаемся к вам, уважаемый Владимир Филиппович, с настоятельными просьбами: 1. способствовать дальнейшему существованию в нашем городе общественной атмосферы, дающей возможность развития и процветания культуры и искусства, в том числе современного, экспериментального; не допускающей обсуждения и полемику вокруг них за пределами эстетических дискуссий; 2. создать условия, при которых агрессия в адрес деятелей искусства, в том числе и на религиозной почве, преследования их за выраженные в художественной форме идеи, препятствование осуществлению их конституционного права на свободу высказывания стали бы невозможными.

Ю.В. Шатин,
доктор филологических наук,
профессор НГУ; 

В.Е. Лемешонок,
заслуженный артист РФ,
актер театра «Красный факел»;

И.Г. Яськевич,
кандидат искусствоведения,
музыковед,
проректор по научной работе НГТИ; 

Н.О. Ласкина,
кандидат филологических наук,
доцент НГПУ;

А.В. Шаповалов,
директор
Новосибирского государственного
краеведческого музея; 

А.М. Крикливый,
главный режиссер
НАМТ «Глобус»;

А.А. Гореявчева,
директор
НГДТ «Старый дом»

и еще более ста человек,
и большинство труппы театра «Красный факел».

На снимке: Тимофей Кулябин.

Комментарии (3)
Михаил Щеглов, 22.06.2015 в 14:28

"Художественные формы", "поиск новых творческих решений", "ИСКУССТВО"...
О чём это вы, позорникии ?
Уже не придумаете - какой гадостью зрителя затащить?
"Если нагадить на половике перед дверью - это инсталляция, а если нагадить и позвонить в дверь - перформенс" (с) Александр Проханов
Вот, и инсталлируйте и экспериментируйте по подвалам, или туалетам, если так угодно - даже в пределах оград могил ваших предков, но не на миру.
Не лезьте вы к людям со своим искЮством!

Guest, 22.06.2015 в 14:55

задолбали в поисках творческих
нынешние мейерхольды.
а что,если - ?
будешь у себя в квартире,в своем туалете
с водобачковым инструментом
экскрементировать?!
тогда и в суд подавать никто не станет.
а вот на виду у всех,
особо - детей,
да и по большому сходить-
на то все же есть правила ОБЩЕЖИТИЯ.
они простые:
например,после 23часов нельзя громко музыку.
или в свою же миску насрать-тоже ничего хорошего.
ну и далее..

Guest, 23.06.2015 в 05:05

NETCAT_BBCODE_IMG