Памяти Василия Мартинкова
В доме Аксенова состоялся вечер памяти известного казанского фоторепортера Василия Мартинкова. На вечере собрались коллеги и друзья фотографа, они вспоминали о нем, о временах, когда все вместе работали в «Вечерней Казани», которая позже распалась на два противоборствующих лагеря, кто-то остался с прежним составом, а кто-то перешел в новую редакцию под руководством Андрея Гаврилова. Василий Мартинков же был настолько легким и толерантным человеком, что мог общаться и с тем и другим составом, он просто делал свое дело, как сказал о нем известный фотограф Фарит Губаев: «Это было вовсе не вселенское всепрощение. У него просто была некая сверхидея, он понимал жизнь вне суеты и тщеславия. У него никогда не было желания кого-то затмить, выделиться, он просто делал свое дело с любовью». А Владимир Музыченко из «Казанских ведомостей» сделал некий экскурс в биографию Василия Мартинкова. Родом фотограф был из Белоруссии, из маленького белорусского села, приехал в Казань в начале 50-х годов и покорил ее сразу, здесь окончил университет, стал работать корреспондентом в газете, писал статьи и делал замечательные фоторепортажи. Каждая его фотография источает флюиды любви к людям.
Как было интересно наблюдать за тем, как он снимал. Как-то снимали одного рабочего, ну мы привыкли, рассказывал Музыченко, что ну сделал пару кадров и все тут, а Василий делал по-другому. Однажды, снимая заводского рабочего, он извел на него несколько пленок, тот уже едва не матом ругался, что его так мучают, ему же работать надо, и вдруг я показал ему на часы, мол, время, время, и Василия осенило, он схватил эти часы, дал в руки рабочему, и так получился замечательный снимок. Ольга Юхновская тоже вспомнила о своей работе с ним, как они ездили делать фоторепортажи в Верхний Услон и Печищи и какие он делал поразительные кадры, снимал необыкновенных иконописных старух – у них не лица а ландшафты судьбы. И все его снимки уже тогда можно было считать историческими документами. Как он любил все, что снимает, и людей, и природу, однажды в одной из таких поездок он нашел сразу пять белых грибов и так радовался, как ребенок. Он относился к жизни легко, с любопытством и озорством ребенка, и его любили все. Рассказал о Василии Мартинкове и Борис Вайнер, в 70-е годы они были коллегами по работе, вместе работали, и много тогда интересного происходило, несмотря на порой спартанские условия для работы – фотолаборатория, где работал Василий Мартинков, была крошечной, но там собирались все, были молоды, энергичны. Все равно хорошее было время тогда. Светлый был человек Василий, и все тянулись к нему. Было еще немало воспоминаний на вечере, к тому же в доме Аксенова демонстрировалась и выставка фотографий Василия Мартинкова – это действительно живая история: вот «Золотая свадьба» – столько лирики, столько любви в этой работе. А вот фото – символ эпохи – митинг 91 года, когда стала появляться первая кровь, а люди вновь захотели перемен. Вот портрет рабочего, одухотворенного трудом, разве сейчас встретишь таких? Только на фотографиях того времени, и они бесценны как исторические хроники того времени.
Елена ЧЕРНЯЕВА.
Можно же было выложить несколько фото Мартинкова?