Памяти друга
Ильдар Зарипов! Великий художник, неординарный человек!
Его имя еще при жизни было вписано золотыми буквами в историю татарского и современного российского изобразительного искусства. Осознание величия Ильдара Зарипова, его уникальности, которая кроется в его искренней, безмерной преданности творчеству, приходит только сейчас, после его ухода из «мира тленного в мир вечности…» Это произошло 14 июня 2012 в Казани.
Талант и труд поистине народного, любимого соотечественниками художника, к счастью, были оценены при жизни. Конечно, дело не только в наградах и званиях, но и в искреннем признании достижений, хотя на пути к успеху были и искусственно созданные преграды. Тем не менее И. Зарипов – народный (2002) и заслуженный (1983) художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств ТАССР (1976), лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая, премии Министерства культуры РТ им. Б. Урманче, премий ЦК ВЛКСМ в 1972 г. и 1979 г. Удостоен Серебряной и Золотой медалей Российской Академии художеств.
Ильдар Касимович родился в Казани 15 ноября 1939 г. Окончил Казанское художественное училище (1961), Московский художественный институт им. Сурикова (1968), учился у Д.К. Мочальского, занимался в мастерской живописи Академии художеств СССР в Москве у Г.М. Коржева (1968 – 70). Член Союза художников с 1970 года, был членом правления Союза художников РСФСР (1972 – 80).
Самобытное творчество Ильдара Зарипова – крупного представителя советской (1960 – 80-х гг.) и российской живописи (1990 – 2000-х гг.) выходит далеко за рамки территориальных и политических границ. Оно отражает достижения национальных художественных культур, в его случае, имеющем глубокие корни в тюрко-татарском искусстве, и в этом качестве оно является частью мирового художественного наследия. Об этом свидетельствуют такие живописные полотна, как «Разговор» (1970), «Дома» (1971), «Хлеб войны» (1975, 1978), « Нефтяник Ахат-абый» (1974), «Зульфия -казанская красавица» (1975), «Батыр» (1985), «Рождение поэта» (1986), «Мелодии Кырлая» (1988), «Сююмбике с сыном» (1990), «Рождение художника» (1998), «Чыгыр» (2003) и многие другие.
Его картины широко известны, благодаря репродукциям, опубликованным во многих фундаментальных трудах, альбомах и книгах, посвященных изобразительному искусству СССР, Российской Федерации, республик Поволжья и Татарстана. В Казани работает Картинная галерея Ильдара Зарипова, распахнувшая двери широкому зрителю.
Произведения И. Зарипова в области тематической и пейзажной живописи, натюрморта, портрета созданы на стыке таких стилевых направлений, как реализм и символизм, под влиянием неопримитивизма и модернизма, имеют общечеловеческую ценность, завоевали популярность народными, безыскусными в своей простоте образами; сочетают декоративную выразительность письма с открытостью и некоторой наивностью мироощущения. Сюжеты картин посвящены жизни татарской деревни, темам Великой Отечественной войны и современной индустриализации, отражают фольклорное и литературное наследие татарского (мотивы поэзии Г. Тукая) и русского (творчество А.С. Пушкина) народов; отображают женские образы символико-аллегорического и поэтическо-романтическом звучания («Радость», 1970; «Байрам», 1974; «Женщины войны», 1975; «БАМ (Памяти А. Дейнеки)», 1978; «Конь-Весна», 1979; «Хлеб», 1980; «Татьяна», 1981; «Родной аул», 1982; «Утро. Обнаженная», 1987; серия «Туган як», 1995 – 2004; «Кзыл авыл», 2004 и др.).
Ильдар Зарипов – один из редких художников республики, произведения которых находятся в Государственной Третьяковской галерее и в Русском музее в С.-Петербурге. Его картины хранятся в Музее изобразительных искусств РТ, НКЦ «Казань», музеях и картинных галереях гг. Киева, Ташкента, Самары, Ижевска, Перми, Саранска, Петрозаводска, Чебоксар, Читы, Уфы, Красноярска, Тольятти и др., в частных коллекциях за рубежом (Франция, Англия, Германия, Италия, Голландия, Израиль, США и др.).
Без его любимой музы – живописи он не мог прожить и дня! Если не мог взять в руки кисть, то рисовал карандашом, фломастером, ручкой. Да и на людей он часто смотрел как на живую натуру, выстраивая в уме живописный образ. Он постоянно, день за днем выезжал на пленэр, по нескольку раз объездил деревни Заказанья. Во «всем и вся» он умел обнаружить эстетику формы и цвета, восхищаясь и радуясь проявлениям прекрасного и игнорируя безобразное. Все его творчество – гимн совершенной и безыскусной красоте!
Он умел открывать мир и любить его как ребенок – от чистого сердца, и была в нем всегда его светлая мелодия души! Мы будем и впредь ее слышать в образах его напевных картин, помнить и быть благодарны нашему Рэссаму Ильдару Зарипову.
Гузель ВАЛЕЕВА-СУЛЕЙМАНОВА,
доктор искусствоведения.