19 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Однажды летним днем…
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Однажды летним днем…

22 июня 2013 года
Однажды летним днем…

     На торжественном открытии XI Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» в приветственном письме президента Республики Татарстан Рустама Минниханова один из родоначальников возрожденного фестиваля Марсель Салимжанов был назван режиссером-реформатором. Показанный в этот же день спектакль-участник фестиваля «Однажды летним днем» стал доказательством того, что и нынешний главный режиссер театра имени Г. Камала Фарит Бикчантаев – человек, повернувший татарское сценическое искусство на качественно иной уровень, медленно, но верно ведущий труппу театра по курсу, намеченному им в самом начале своего творческого пути. Спектакль с ярко индивидуальным филигранным почерком Ф. Бикчантаева оказался логическим продолжением развития его режиссерской деятельности. В нем непреднамеренно прозвучали отголоски прежних замечательных работ. Поэтичность свойственная его постановкам прорывается в атмосферное полотно спектакля через символический подход поиска смысла человеческой жизни в «Бичуре» по М. Гилязову, лиризм драматургии А. Чехова, образный сценический язык Н. Исанбета в «Рыжем насмешнике…», глубоко философское начало в притче Г. Хугаева «Черная бурка»…
      Премьера спектакля по пьесе норвежского писателя Йона Фоссе в талантливом переводе Резеды Губаевой на татарский язык состоялась 8 февраля этого года. Удивительным свойством обладают постановки Ф. Бикчантаева, выстраданные им, рожденные в гармонии с его творческими устремлениями, жизненной позицией. Эти спектакли не только можно, но и должно пересматривать, точнее, всматриваться в них заново. При этом эмоциональное восприятие сценического произведения не снижается, а заданная режиссером тема раскрывается в новых оттенках. Тема духовного одиночества, близкая менталитету скандинавского народа, в спектакле вырастает в историю души, окутавшей себя коконом, сотканным из страхов и предрассудков, и после долгого мучительного пути вырвавшейся из него. Спектакль, лишенный сюжетного притяжения, выстроен на эмоциональном воздействии. Исповедальный тон происходящего перед глазами зрителей события требует чуткого внимания к себе, не логического анализа действия, а проживания его вместе с актерами. Интимная обстановка спектакля рождает одно целое пространство действия, где сценическая часть зала плавно переходит в зрительскую. Этому способствует и камерность самой пьесы, и выбранного для постановки помещения малого зала.
      Действие выстраивается на полутонах. Недосказанность в диалогах, незавершенность жестов невольно рождает ощущение «недолюбви», «недовнимания», «недопонимания» в отношениях между действующими лицами. Главные герои спектакля Женщина и ее муж Асле, Он и Она, они вместе – давно мечтали и решились переехать из города ближе к фьорду в старый белый дом. Однако вскоре не стало их вместе: Она осталась одна в этом старом белом доме намного раньше, чем Асле, не оглянувшись назад, заведомо приведя свои вещи в порядок, уходит от нее к фьорду на этот раз безвозвратно. Каждое слово, каждое движение, каждую мысль Женщина в зрелом возрасте (Люция Хамитова) помнит до мелочей, и сегодня она вновь прокручивает тот самый день с одной лишь целью ответить на мучивший ее всю жизнь вопрос: «что с ним случилось тогда»? Она пристально, пытливо вглядывается в лица, вслушивается в обрывистые диалоги оживших в воспоминаниях – себя в молодости (Лейсан Файзуллина), Асле (Ильнур Закиров), подруги (Гульчачак Гайфетдинова), ее мужа (Алмаз Гараев). Молодость, как правило, олицетворяемая надеждой на новую жизнь, оптимизмом, энергией, стремлением вперед к неизведанному, здесь пропитана безволием, пессимизмом, неудовлетворенностью, нескончаемым беспокойством в разговорах Женщины в молодости и Асле. Остальные участники воспоминаний подруга в молодости и ее муж кажутся случайно заблудившимися персонажами из другой истории. Однако надо полагать, что режиссер-постановщик намеренно выстроил их существование на сцене в совершенно другого свойства темпо-ритме, чего нельзя сказать о подруге в зрелом возрасте (Алсу Каюмова). Слаженный актерский ансамбль определяет успех спектакля. Ф.Бикчантаев с особой избирательностью подошел к этой задаче.
      Спектакль, посредством емких монологов героини в исполнении Л. Хамитовой плавно перетекавший в моноспектакль и обратно в исходную форму, стал ярким показателем колоссального творческого роста актрисы. Ее игра завораживает и располагает к соучастию, сопереживанию. Через нее зритель проникается терзаниями души, каждое невольное осознание которой собственноручно выколоченного кокона сопровождается болезненными ощущениями. Она судорожно прикрывает рот, чтобы они не вылились наружу… Это состояние усиливается музыкально-звуковыми средствами. В данной постановке музыка не стала самостоятельным компонентом или воздействующим на игру актеров инструментом, а продолжила внутреннюю жизнь героев, озвучила их переживания.
      Фьорд, так сильно влекущий к себе Асле и пугающий Ее, у Фоссе и неизбежен, как роковое море из «Слепых» бельгийского писателя М.Метерлинка, и спасителен, как Волга у А.Островского. Есть что-то устрашающее и поразительно беспокойное в водах умиротворенно холодного фьорда у подножия величественных скал Норвежского побережья. Ощущение собственной незначительности возникает при виде этих гор и глубоководных фьордов. Также и в сценографии Булата Ибрагимова фьорд все больше и больше довлеет над укромным, уютным бытом, наводнив в завершении все пространство. И Она, стоя у распахнутого окна, отраженная в молодости на заднем фоне растворяется в нем. Так сценографически решен финал спектакля. Она завершает то, что не сделано в прошлом – она идет за ним. Что ей мешало тем летним днем побежать за близким ей человеком? Подруга? Погода? Страх?..
      Однажды летним днем Она все же обрела свободу, не улетела, не взошла, а тихо растаяла в просторах фьорда…
 

Аида МУЗАФАРОВА.
 


Комментарии (0)