Небесные жены Дениса Осокина
Когда читаешь Осокина, то впечатление складывается такое, будто и не было тысячелетней истории и культуры никакой не было. Несмотря на прогресс и нанотехнологии XXI века, человечество в глубине, в недрах своих остается где-то на уровне первобытно-общинного строя. Оно живет где-то там в пещерах, в лесу, а не в цивилизованном мире, живет там, где поклоняются ветру и небу, оставляют на деревьях полотенца, чтобы получить от Березы-богини исцеление. В этом осокинском мире женщины как бы и вовсе не люди, а нечто среднее между зверем и человеком, между демоном.
И в современных женщинах есть все равно этот демонизм, они как мифические Суккубы-чудовища, жаждущие жертв, крови, энергии, сил нравственных и духовных. Они, эти женщины-суккубы, в постоянном поиске этой чужой энергии, чужого времени и сил. Описаны они у Осокина как тощие существа почти что без грудей, любят философствовать, все знают о растениях и постоянно страдают зубами, а это оттого, что существует целая армия ангелов, сокрушающих им зубы за все их грехи. У суккуб тощие ноги и большие головы, неуравновешенная психика, при случае они могут «хватить об пол самовар», а от обычных женщин суккубы отличаются тем, что то место, которое у людей называется пуп, у них отсутствует, ведь они не рождены естественным путем, это демоны, только распознать их сложно.
Так из таинственного марийского леса всплывают дерзкие осокинские сказки эротико-мистического характера. Но все это не случайно. Сказочный, волшебный мир, где переплетаются реальность и фантастика, сон и явь – все под одной крышей в серии коротеньких осокинских книг про весьма любимых автором марийских женщин. Книга называется «Небесные жены луговых мари», как и одноименный фильм, поставленный режиссером Алексеем Федорченко и отмеченный на Канском фестивале, впрочем, как и снятый чуть раньше фильм «Овсянки» – тоже о любви и смерти, о женщинах и их месте и роли в жизни мужчин.
Кто же они, женщины – реальные ли существа или демоны, оборотни, суккубы? Что за таинственный такой народ «луговые мари»? А небесные жены не те ли это существа, о которых сказано в древних книгах, что они спускались с небес к людям и входили в связь с земными мужчинами и женщинами? И от этой связи рождалось нечто среднее между земными и небесными существами. «Луговые мари» по Осокину и есть мистический народ, живущий на грани двух миров, земного и небесного, реального и призрачного. Поэтому часто между мертвыми и живыми женами почти нет отличая, они так же живут, чувствуют, у них свои собственные пристрастия и привычки.
Смерти нет в их воззрениях, жизнь вечна, меняется только ее форма, а все остается прежним: и даже желания и страсти, и живые, и мертвые жены одинаково жаждут любви. И все в мире полно этой силой, ярью, любовью, жаждой совокупления и в прямом, и в высоком мистическом смысле, все жаждет соединиться, стать единым, стать сильнее.
Дениса Осокина по его воззрениям можно назвать неким неоязычником, проповедующим возвращение к корням своим, к архетипам, именно там и черпает силу его мистический народ «луговые мари». Природа наполнена радостью, творческой силою-Ярью, и, может, поэтому такое сверхвнимание к сексуальной, к половой жизни у луговых мари, что эта сила сродни творчеству, мир постоянно пребывает в состоянии творения. И луговые мари, живущие в природе по ее законам, подчиняются этой силе, отдаются на ее волю, и нет ничего зазорного в том, что и детские игры их замешаны на этом познание себя как инструмента для этого творящего начала.
Девочки играют в игру, у кого какие есть дырочки и не только на одежде, но и в теле, так с младенчества они начинают изучать себя, свое тело, и никто не видит в этом ничего предосудительного. Когда же они становятся старше и уже хотят начать половую жизнь, то прежде всего идут к богине-Березе, женщины или мужчины к богу – мужскому дереву и спрашивают на это разрешение. Лес – это их храм, а деревья в нем – святыни, объекты поклонения. Все самое дорогое у луговых мари связано с лесом, каждое событие в жизни предваряется молитвами и жертвоприношениями лесу. Чтобы попросить себе здоровья, женщины на березах оставляют свои полотенца. Целительница, долгое время врачевавшая народ, оказывается, за спиной больного показывала ветру свои половые органы, как бы вступая с ним в связь, и за это ветер исцелял больных, которые находились с завязанными глазами, они не видели, что делает целительница. Но только один раз кто-то подглядел тайное действо знахарки, и все чудеса кончились, она больше не смогла никого врачевать.
В таинственный мир нельзя вторгаться грубой силе, и не каждому даются ключи к его тайнам. Вот женщины собрались у березы-матери просить себе помощи для рождения детей, вот девушки пляшут у костра, бросают венки на воду. А грибы, они и не грибы вовсе, а мистические существа грибы-женщины завлекают в чащи мужчин, грибы-мужчины – женщин. Все необычно в этом таинственном мире леса, и смерти нет, есть пребывание в разных состояниях, все вокруг наполнено духами, все одухотворено. Свои половые органы женщины тоже называют по–лесному «совушки», и все это ими примечено, замечено с детства, сходство с совой, где клитор – клюв совиный, а волосы разного цвета, у кого какие, – ее перья. Мужское достоинство называется радугой – оно дает связь, оно ведь мост, соединяющий два мира – мужской и женский.
Все здесь связано с символикой природы леса, на этом построены и книги Осокина, и фильмы его, в особенности новый фильм «Небесные жены луговых мари», как, впрочем, если вспомнить «Овсянки», – тот фильм тоже построен на символике природной и сексуальной силе – яри. И там тоже и жизнь, и смерть – понятия относительные, а «овсянки» – только проводники между одним и другим миром. Секрет осокинских книг и успешной их экранизации именно в этой сакральной мистической силе, народ показан в необычном ракурсе, как бы изнутри, из глубины, когда всплывает самое потаенное, самое архитипичное в нем. Этот мир загадочен, непонятен сразу, как ребус, требует долгих размышлений и не всегда до конца бывает разгадан, в этом и сила его – непонятное и таинственное всегда притягательно, всегда интересно.
Мир демонов вторгается постоянно в человеческую жизнь, вот вечеринка молодежная у луговых мари. Парни, девушки, кто-то предложил играть в «копыто», бросают коровье копыто по кругу, кому оно попадет, та девушка должна выйти танцевать и раздеваться принародно. Казалось бы, невинные забавы, но одна из девушек замечает: что-то здесь не так. Под предлогом самым простым она постаралась пукнуть как можно громче, и ее выдворяют на время на воздух, она убегает в деревню и рассказывает, что там на вечеринке что-то неладное творится, деревенские жители сразу догадываются, что это проделки демонов, и прибегают спасать молодежь к этому дому у леса. И что же они обнаружили? Девушки раздевались и танцевали как бы сами с собой, никого рядом не было, только копыто само собой поднималось вверх и плясало.
Все это словно из мира мистических сказок, страшилок, рассказанных сумеречным вечером на завалинке – все это так, но и здесь глубокий символизм – мир реальный и нереальный постоянно соприкасаются, постоянно играют друг с другом. Где добро, где зло, все перемешалось, все относительно, все имеет тонкую грань. Сила яри и весна, и лето, и осень, и зима – все одинаково ценно, одно не может существовать без другого, все переплетено в мире, все врастает друг в друга, соприкасается друг с другом, мир – лес таинственный и далеко до конца еще не познанный нами. Сам автор Денис Осокин, словно леший, хранитель этого лесного мира, наблюдатель за ним, и недаром в фамилии его тоже звучит голос леса. Осокин – сын осоки, мистического растения, на котором часто гадают о благополучие того или иного дела, которым заговаривают себя на богатство и славу.
А О – буква у Осокина священная, это круг, символ вечности, солнца и, жены луговых мари числом 38, тоже число мистическое, сакральное, все их имена на букву О, все они связаны с вечностью, они и живые, и мертвые жены одновременно. Число 38 – это два раза по 19, а в алхимии 19 – сакральный символ золота, число «философского камня», еще оно означает число ангелов ада, поскольку действие светлых и темных сил всегда рядом, то являются 19 ангелов света – рая и 19 ангелов тьмы – ада, что в сумме и дает число 38 – количество «небесных жен» луговых мари. То есть здесь опять идет речь о взаимодействиях света и тьмы, сил добра и зла, и одновременно все окрашено сексуальным эротическим началом. Успех фильма по сценарию Осокина и книги его как раз и заключается в том, что здесь затронуты глубины подсознательного, древнего в человеке, а это всегда было интересно, так как человек склонен к самопознанию.
«Небесные жены» – ангелы и демоны, помощники мастера-колдуна Осокина, поющего гимн лесу и его лесному народу.
В каждом из нас есть и светлое, и темное начало, добро и зло, и есть надежда на бессмертие души, все в мире дышит одухотворенностью, все живет в бесконечности вселенной. «Небесные жены» несут своего автора к признанию легко и уверенно, на крыльях своих, и ангельских, и демонических, несут.
Елена ЧЕРНЯЕВА.