Мон
Заслуженный артист России, народный артист Татарстана Мирсаид Сунгатуллин выпустил великолепный диск, запись 205 народных татарских песен, созданных за последние три века, около 14 часов татарской песни. Слушал их две недели, по часу в день. Я считаю, что каждый татарин должен иметь дома этот диск и в татарских школах каждому школьнику нужно его подарить.
Такого исторического события в мире татарской народной песни не было давно. Да и было ли такое вообще за последние 150 лет? Как говорит Мирсаид Сунгатуллин, многие пытаются петь старинные татарские песни с задушевностью татарского «мон», но не получается, потому что это не техника, не технология, не «Евровидение», их нужно петь сердцем. Здесь невозможно сфальшивить, искренность певца, его голоса сразу чувствуется народом.
Мне моя мать, ей 92 года, и она помнит, как пели татарские песни в конце 20-х годов, в 30-х годах, ее отец был учителем, играл на скрипке, и в доме часто пели, он был расстрелян в Свияжске в 30-е годы, и от него в памяти остались эти песни – так вот, слушая, говорит, что Мирсаид Сунгатуллин поет именно «по-деревенски» татарские песни с чистой родниковой интонацией. «Сейчас, к сожалению, поют по-городскому», – говорит она.
Слушая эти родниковые татарские песни, чувствуешь дух, силу, трагедию татарского народа, из которого пытались сделать людей второго сорта. Православная церковь в царское время, как говорит крупный татарский композитор и знаток народных инструментов в мире Рашид Калимуллин, народный артист России, запрещала татарские народные инструменты, они считались чуть ли не сатанинскими – поэтому родилась песенная традиция татарского народа, как своеобразное «движение Сопротивления» на попытку тотально ликвидировать татарскую культуру.
Выжила татарская культура благодаря языку, исламу и татарской песне. Считается, что гармонь была изобретена в Германии Кристианом Бушманом в начале XIX века и татары освоили ее уже во второй половине XIX века. Она даже стала считаться татарским народным инструментом. Название «тальянка» произошло от слова «итальянка». В Янауле в Башкортостане есть памятник гармони, а в Татарстане нет. Кстати, русские тоже полюбили немецкую гармонь, для поднятия боевого духа Советской армии до конца 1941 года в действующую армию по директиве Наркомата обороны было отправлено 72 тысячи гармоней, то есть в каждую роту.
Конечно, выход такого диска достоин премии им. Тукая, еще раз подчеркну, что это беспрецедентное событие. Там есть даже песня «Эскадрон», с которой татаро-башкирские полки входили в Париж в марте 1814 года (в Башкортостане есть село Париж, названное в честь башкирских стрелков, взявших Париж). Это настоящая энциклопедия татарской народной песни, и к диску хорошо бы издать исторический труд, который исследовал бы каждую песню, хотя это и трудно. Диск показывает исторические направления развития татарской песни, делится на «слои», видна специфика каждого песенного «слоя», соответствующая времени. Мирсаид Сунгатуллин поет талантливо, и чувствуется работа с каждой песней, видна тщательность отделки, это не народный лубок, а глубокая философия татарской народной песни. Мирсаид Сунгатуллин подходит к исполнению каждой песни с внутренним трепетом.
Народные песни – индикатор пассионарной энергии каждого народа. Поэтому они обладают столь мощным воздействием. Из диска Мирсаида Сунгатуллина можно, наверное, прогнозировать пути развития татарской песни. Сейчас период глобализации народных культур, они впитывают все песенные достижения других народов. В глобализации есть опасность «растворения» свой песенной традиции, тем более что поп-культура и телевидение часто забивают головы и уши народа музыкальным «мусором». Существует феномен «имперской музыкальной поп-культуры», играющей на примитивных инстинктах. Татарская и русская народная песня, по существу, противостоит ему.
В Татарстане около 700 певцов, и часто они подражают московским стандартам – хотя эти стандарты по-своему уже вторичны к европейскому мейнстриму. Подражая московской поп-культуре в слепом стремлении добиться коммерческого успеха любой ценой, татарская современная песня становится дважды вторичной, подражая подражателям. И диск Мирсаида Сунгатуллина позволяет достаточно четко нащупать грань «свое-чужое», выработать здоровый иммунитет против всеядности. Как говорит народ: «Не в свои сани не садись». Так что, восстанавливая живой дух татарской народной песни, Мирсаид Сунгатуллин совершил, по сути, музыкальный подвиг.
Мне, конечно, интересно, впитает ли татарская песня индейские музыкальные мотивы, пишут же, что индейцы Америки и тюрки – близкие народы. Или, если прав один из министров Великобритании, не близки ли татарские песни и шотландские баллады, если тюрки первыми пришли в Великобританию. Можно даже мыслить, как песни Beatles могут оказать влияние на татарскую песню, или та же английская рок-культура, доминирующая сегодня в песенной культуре. Вот Бобу Дилану даже Нобелевскую премию дали.
Недавно на мусульманском кинофестивале в Казани выступила монгольская актриса и певица. В фильме ее героиня все время подчеркивала, что живет в месте, где родился Чингисхан. Это было, видимо, доминантой ее духа как творческой личности. Духа просторов монгольских степей. Так вот монгольские песни, которые она исполняла (она из Внутренней Монголии), были поразительно похожи на татарские песни по мелодиям. Тот же феномен наблюдается и у некоторых китайских народных песен. Было бы интересно, если бы Мирсаид Сунгатуллин записал диск монгольских народных песен, возможно, со словами на татарском языке. Это позволило бы ответить, наверное, и на исторические загадки происхождения татар.
Близость татарской и монгольской мелодики свидетельствует о совместном историческом прошлом, хотя у татар ислам, а у монголов буддизм, и это накладывает, естественно, отпечаток и на народную культуру. Конечно, пути поволжских татар и монголов разошлись 800 лет назад. Не пора ли им опять духовно воссоединиться, согласно законам диалектики? Мне интересно, например, какие песни были любимыми у Чингисхана или у Батыя? Или у двоюродного брата Батыя хана Хубилая, завоевавшего Китай и основавшего династию Юань. А татарин-чингисид Бабур, основавший империю Великих Моголов в Индии, что он пел? Татарские воины в походах, несомненно, пели песни, можно ли их реконструировать? Есть ли следы в китайских летописях, китайцы тщательно все записывали. Интересно было бы послушать и уйгурские народные песни в исполнении Мирсаида Сунгатуллина.
В настоящее время певец «раскопал» еще около 50 забытых татарских народных песен, но, как всегда, не может найти денег, так как запись каждой песни стоит около 10 – 15 тысяч рублей, а пенсия у певца 12 тысяч в месяц. Может быть, создать фонд поддержки татарской народной песни? Неужели, если на «Рубин» нашли миллиард долларов, то миллиона рублей на татарскую народную песню в Татарстане нельзя найти?
Певец выпустил также диск русских народных песен, уже на CD, конечно, там всего полтора десятка песен. Он пытается петь их по русским канонам, поет очень профессионально, и это интересно, все равно чувствуется, что русские народные песни поет татарин. В этом и есть новизна, часто иностранный певец открывает в давно знакомых песнях что-то необычное, поет под своим «ракурсом». Конечно, в их исполнении есть некоторая «отстраненность» певца, но талант и профессионализм все равно делают их по-живому «странными». Да и эта отстраненность создает новое качество произведения. Вспомним, как интересно пел «Эй, ухнем» Поль Робсон. У Мирсаида Сунгатуллина «русский диск» также открывается волжской песней «Эй, ухнем».
Жалко, что звукозаписывающая студия фактически «запретила» певцу вносить татарский «мон» в русские народные песни, мог бы получиться нетривиальный синтез. Ведь в каждой народной песне в мире есть живая «энергия» души, если чувствовать эти песни не механистически. Может быть, татарская народная песня глубинно евразийско-глобальна, и пора ей уже открыть себя мировой культуре.
Рашит АХМЕТОВ.
Нужно обратиться в полицию, чтобы мерзавца, который размещает эти глупые снимки разоблачили и посадили. Чтобы татары знали, кто этот человек и он не ушел от ответственности. Есть Лига защиты евреев, нужно создать Лигу защиты татар.Татарские айтишники, установите личность этого поганого маньяка и передайте гласности.
Куда девался модератор?
=====================================
Главный редактор Рашит Ракипович Ахметов
Телефон: 290-61-68
Этот г0vnewк опять активировался и каждые 5 минут помещает по несколько грязных фото говорить может или...или. Или он настолько глуп, что уверен чтоего IP никак не определим, или он находится под охраной госструктур.
По слухам, создан под егидой министерства пропаганды институт платных троллей, очень хорошо финансируемых под сурдинку борьбы с экстремизмом.
========================================
Господа! Мы имеем право обратиться за помощью к власти. Если вот ЭТО админ сайта не может удалить, значит такой сайт должен быть закрыт и хозяева сайта наказаны по всей строгости!
Сколько мы это должны терпеть!
Сколько мы это должны терпеть!
=====================================
Телефон главного редактора сайта "Звезда Поволжья" Рашита Ракиповича Ахметова
290-61-68
Надо вообще закрыть комментарии на месяц! Это больше нельзя терпеть!
Господа, кто за и против закрытия комментарий в газете на месяц? Голосуем!
Я за!
...в газете на месяц? Голосуем!
==========================================
Я не понял, почему на месяц? Давай на 5 минут или на 5 лет! Что за временнОй мораторий? Почему? ТАКОЕ на форумах должно быть запрещено навсегда!
телефон редактора сайта и все прочие реквизиты смотрите 5 см ниже вашего коммента - у всех на виду 290-61-68. Адрес редакции тоже.
Что за стихийное народное голосование, звоните по инстанции! А этого или ЭТИХ говнюков вычислить - 5 минут! Но нужна добрая воля хозяина сайта.
У меня нет сомнения, что этот "православный" материал помещен тем же КАЗАНТАТАРом, который троллит тут то зовя мусульман в лоно Феофановской церкви, то помещая грязные фото.
В последнем случае он цитирует Азатык-Радиосы, но опять же мухлюет, выдавая мнение одной девчушки за обращение чуть ли не всей татарской общины
Москвы.
Мәскәү милли мәдәни мохтарият рәисе Фәрит Фарисов:
"Мин бу хакта беренче тапкыр ишетәм. Бездә теләсә нинди мөрәҗәгать булмасын, карарлар – барысы да мохтарият шурасының тәкъдиме белән карала һәм кабул ителә. Ләкин әйтеп үтелгән мөрәҗәгать турында безнең шурада сүз дә булганы юк, карар да кабул ителгәне юк. Бу Динара Бухарованың үз исеменән язылган сүзләре.
http://www.azatliq.org/a/28126521.html
то не клоуны, а обычные совковые провокаторы. Для Для совка было типично выступать от имени всех угнетенных народов и прогрессивного человечества. Лично я сомневаюсь, что пресловутая Дина Бухарова существует на самом деле. Скорее всего, у нее по паспорту немного другое имя, как у Рэма Латыпова, которого в паспорте записано Волобуев Денис Владимирович.
Добавлю, что кряшены отрицают причастность к этому. Кряшены исповедуют православие минимум с царских времён. А речь идёт о татарах, принявших православие именно в последнее время. Имя Динара говорит о том, что рождена она была мусульманкой.
Обычная совковая пропаганда со ссылкой на мнение "всего прогрессивного человечества", от имени которого всегда любили выступать кремлевские агитаторы. Уж больно скромничает агитаторша, если она вообще существует. Почему бы этой дурочке не выступить от имени 6 миллионов татар, которые якобы перешли в православие, а 7 миллиардов людей, живущих на планете Земля, которые якобы хотят поклониться патриарху Кириллу?
Удалено модератором. Флуд
Удалено модератором. Флуд
Да в жизни много,что имеет место быть.Сотни тысяч русских ушли из православия в иеговисты,баптисты,церковь Иисуса Христа,а сколько стало мусуль манами.Но никто особо на этом внимание не концентрирует,а тут какая мышка обрусевшая,что то пискнула и ура,татарофобы понеслись с манкуртами вместе.
уважаемый Р. Ахметов написал:
"Можно даже мыслить, как песни Beatles могут оказать влияние на татарскую песню,..."
Помнится талантливый татарский певец Асадуллин Альберт весьма убедительно доказывал и показывал (а он классный исполнитель и песен Beatles), что то, что считается революцией Beatles в западной музыке - все эти проникновенные мелизмы, давно уже было присуще татарской музыке.
каждый раз поражаясь эпическому масштабу песен в исполнении Мирсаида Сунгатуллина и сопровождении баяна, часто мечтаю о том, чтобы татарские величественные песенные мелодии были исполнены на органе. Баян-это ведь тоже орган, только много уменьшенный. Так слушая Сунгатуллина возникает впечатление, что от баяна идет космическое звучание органа.
Думаю, что многие татарские музыкальные произведения в соответствующей обработке не будут уступать органным фугам Баха.
Талантливый татарский певец Альберт Асадуллин все таки не Джон Ленон и Пол Маккартни, как не крути они гениальные музыканты, изменившие мир.
Весьма подозрительно, что "Дина Бухарова", по фотографии молодая девушка, сочинила заявление с весьма серьезными политическими претензиями - ни мало ни много представлять татарский народ! У меня есть подходящее объяснение: дурочку кто-то использует. Сама она вряд ли могла додуматься до обращения к Трампу, а вот ее куратор из спецслужб мог. Цель очевидна - нейтрализовать шумом обращение к Трампу татарских активистов. Очень своевременно и очень типично, на Лубянке очень любят играть на раскол оппозиции. Так сказать, политика "разделяй и властвуй" в действии.
Село Париж находится в Челябинской области, в Нагайбакском районе. Живут в селе татарские казаки - нагайбаки.
Казаки Дона, это тоже татары.
Это они поднимали первые восстания народов, включая русских, против царского самодержавия.
Они были татароязычными, также как и современные нагайбаки.
Казаки не знают своей настоящей истории, к сожалению.
Казаки - православный тюркоязычный народ. Тюркский язык сохраняется до сих пор. В частности у некрасовских казаков. Однако это не повод для татар с неуёмной жадностью и гонором воровать казаков, ногайбаков, казахов, башкиров, якутов. Это тюрки. Но не татары!
Казаки - это военное сословие во всех татарских ханствах.
Проф. В. В. Вельяминов-Зернов объясняет термин "казак", встречающийся в документах данной эпохи (16 век), как "простой татарин": "Простые татары, приходившие в Россию вместе со своими царевичами, а равным образом и простые татары казанские, крымские и пр. обыкновенно звались у русских казаками, да и сами они называли себя казаками" Худяков Очерки по истории Казанского ханства.
Guest, 22.11.2016 в 14:14
Казаки - православный тюркоязычный народ. это не повод для татар с неуёмной жадностью и гонором воровать казаков,
_______________________________________________
Они должны знать, прежде всего, свою настоящую историю. Сколько можно их пичкать всяким бредом от русских историков.
В любом случае, они генетически, исторически и культурно связаны с татарами кровно.
Их православность такая же насильственная, как и у кряшен.
Рекомендую клип, мне понравился!
https://www.youtube.com/watch?v=KNlS4YwlUEQ#t=173
Когда-то было сословие "служилые татары", ими являлись, разумеется, не булгары с Волги, а другие, жившие по окраинам России. Тогда всех басурман (мусульман) называли одинаково - татары(без различения по языками,обычаям и месту обитания).
Турков, арабов тоже татарами называли? Какая чушь!!! Люди ещё племенное деление помнили и помнят!
Турки и арабы не жили по окраинам России и соответственно не занимались охраной границ. А то, что среди казаков было много тюркского элемента, вроде бы, не секрет. Как не секрет и то, "служилыми татарами" - воинами Россия защищалась от внешних посягательств. Еще были нагайбаки со сходными задачами от государства.
С течением времени границы расширялись и татары могли переехать ближе к новым границам или приспосабливаться к обычной мирной жизни без набегов за кордон.
При завоевании Сибири в казаки принимали и коренных жителей Сибири.