"Мишка"
Дипломом X Международного молодежного кинофестиваля в Казани был награжден проект продюсера Фархада Гафарова "Мишка". Учитывая, что фестиваль подготовили доказавшие свой высокий профессионализм Альбина Нафигова, Кирилл Разлогов и Адиля Хайбуллина, стоит обратить внимание на эту картину. Представляет она собой анимационный ролик, сказку, нацеленную преимущественно на детскую аудиторию, однако которая может быть полезна как пища к осмыслению и для лиц старшего возраста. Автор сценария и режиссер - Фархад Гафаров, художник и оператор - Тимур Гафаров. Выполнено в смешанном стиле по материалу: здесь и анимация, и пластилин, и бумага, и предметные декорации, и компьютерная графика. В качестве музыкального сопровождения и озвучки лента спокойно подходит для просмотра маленькими детьми.
Основная нравственная проблема - честность, что выводит на проблему личной ответственности с одной стороны, с другой - пытается донести до зрителей моральные ценности в виде заповедей "не воруй", "не зарывай талант в землю", "не завидуй". В центре - конфликт двух героев, один из которых честно трудится и получает результаты, взаимодействуя с теми, кто также на совесть выполняет свою работу. Другой - антипод, стремится обманом заполучить труды, своровать, он взаимодействует с теми, кто только разрушает себя. Получается, что картина актуальна для нашего времени и может послужить воспитательным материалом для современных детей уже в том, что не призывает надеяться на чудо, а быть автором своего счастья, стремиться к успеху через ответственность. В современном мире, когда "казаться, а не быть" уже стало императивом, это поднимает вопрос, искренни ли заслуги благодаря "казаться" и чем вообще продиктовано это стремление выдавать желаемое за действительное. В фильме герой именно пытается казаться тем, кем он не является - хотя бы потому, что одной по своей природе с добрым персонажем. "Добрый" и "злой" герои здесь выделены условно, они несут за собой не прямолинейно эмоции добра и зла, скорее, этическая проблематика "трудиться или воровать" поднимается до нравственной проблемы быть честным с самим собой.
Сетка персонажей выстроена так, что на страже тех, кто честно трудится, стоят другие, кто также честны - а следовательно, объединяясь, они могут поддерживать хоть какой-то порядок в этом мире. На этом строится и явление кооперации, и то, что люди труда, может, не имеют больших спектра и объема земных благ ("трудом праведным не наживешь палат каменных"), зато обходят ловушки нарушения духовных норм, и тем самым имеют блага духовные. Оба негативных же персонажа в мультфильме - мечтатели, не способные к созиданию: один разрушает труды других, другой разрушает себя самого (что, в конечном итоге, суть одно и то же - но это уже более глубокий вопрос сотворенной природы человека).
Необычный, интересный и непредсказуемый финал. Для российского зрителя - вообще идущая вразрез моральная концепция, когда все персонажи собираются в единодушной атмосфере на дружескую посиделку. Повествование не заканчивается на моральном наказании, как это любимо у нас. Это наказание "злой" получает больше по судьбе, а не от кого-то; после происходит некоторая ассоциация прощения злого персонажа, который чуть было не получает по заслугам, но добро торжествует. Хотя это прощение не оформлено, не обыграно, оно лишь заявляется (если вообще существует, а не придумана зрителем). Конечно, для детей это важно - прививать им доброту, однако здесь также встает вопрос, должны ли мы, прощая, нести ответственность за то, чтобы подобная ситуация не повторилась? Должны ли мы, руководствуясь диалектическим принципом, простить и наказать? Автором ответа не ставится, предполагается, что злой персонаж понял свои ошибки и больше не будет сворачивать с дороги добра только лишь потому, что она безопасная и имеет гарантии. Тогда как злое поведение лишает этих гарантий, плюс приходится связываться с теми, в ком и вовсе нельзя быть уверенным. Иными словами, все как в трудовом учении, близком к протестантской этике.
Часто встречаются гэги - тоже непредсказуемые. Окончательно отнести произведение к детскому жанру позволяет некоторая гиперболизация явлений и намеренная нереалистичность, которая, однако, компенсируется символизмом.
По мировоззренческой основе относительно детских произведений, посколькую базируются они на общемировой нравственной основе, четко судить трудно, однако здесь чувстуется протестантская этика и влияние марксисткой теории труда и капитала. Возможно, автор черпал вдохновение в советской анимации (хотя многие из молодого поколения через нее прошли), стиль исполнения и выбор персонажей, типажей близки к советской мультипликации.
Название "Мишка", конечно, наталкивает на несколько идей: с одной стороны, "Мишка", кроме медведя, еще и имя "Михаил", что ставит вопрос о том, хочет ли автор тем самым дать манифест для современной России? С другой стороны, медведей двое, а в названии заявлен лишь один: получается, о каком идет речь? Об эволюции злого медведя через внутренний конфликт (пусть даже в "детском" варианте конфликта) и его преодоление? Или о том, который собой воплощает правильную философию жизни? А может, это вообще попытка достучаться до зрителя в том, что в человеке существует эта раздвоенность на т.н. "доброго" и "злого", и что необходимо всякий раз, принимая решение, следить, сделал ли ты верный нравственный выбор? Обыграй автор в толковании своей работы этот момент - о волевом выборе личности - и сказка обретет облик притчи.
Фархад Гафаров
Почему нам нужны такие мультфильмы? Потому что их мораль зиждится на общечеловеческих ценностях и формирует поколение людей труда, а не мечтателей, имитаторов и гоняющихся за чьим-то покровительством. Стоит выделить удачное музыкальное оформление и то, что смешение анимационных стилей не бросалось в глаза, не отвлекая от сюжетной линии и нравственной проблематики. А иногда, особенно в сцене интерьера дома, наоборот - оказалось сильным декоративным элементом.
Отдельно стоит коснуться личности продюсера мультфильма - студента КазГИКа Фархада Гафарова. Ему приходится мыслить одновременно в двух ипостасях - как продюсер и режиссер, чувствуется его целеустремленность, нацеленность на успех и результат. Анимация - довольно сложный жанр технически, однако основное завоевание Гафарова - осмысление сценария сказки, постановка нравственных проблем. Его фишка - в привнесении в сказку реальности, а в реальность - сказки. Всю информацию можно найти и получить в официальной группе проекта "Мишка": https://vk.com/mishkafilm.
Руслан АХМЕТОВ.
А почему этот фильм на русском языке?
Guest, 31.10.2018 в 10:08
А почему этот фильм на русском языке?
=====================
А пучему син фикереңне урысча язасың?
А хрен ее знает!
Почему-то среди "интеллектуалов" стало модно употреблять где ни попадя слово "проект", не понимая его смысла. Все теперь у нас "проект" : строительство Крымского моста, постановка пьесы в тетре, кинофильм и т.д. Мне, как научно-техническому специалисту ясно, что "проект" - это чисто техническое понятие, это то, чего пока нет, но предполагается создать с заранее известным результатом. Проект - это что-то чисто рациональное, неодушевленное, которое можно заранее предусмотреть и подсчитать. Например, есть эскизный,технический, рабочий проект и т.д. В проекте не должно быть ничего непредсказуемого, за это сурово наказывают. И применять это материалистическое понятие в сфере искусства, которое по определению должно быть непредсказуемым, базирующемся на вдохновении, а не подсчетах, глупо. На мой взгляд, повсеместное "проектирование" отражает мировую тенденцию на деградацию искусства как такового и замену его на чисто коммерческие мероприятия с заранее известным результатом. Т.е. теперь в искусстве исключается элемент непредсказуемости, вдохновение, так как все это - враги коммерции, все должно быть заранее просчитано до пфенинга, определен размер прибыли и т.д. Можете ли Вы представить себе, чтобы Пушкин или Рубенс называли свои бессмертные произведения "проектом"? Это даже должно быть оскорбительно для работников культуры. Но современные околокультурные люди смакуют такие слова, гордятся тем, что знают такие понятия и т.д. Т.е. ведут себя так, как вела себя мартышка в басне Крылова "Мартышка и очки". На месте автора к/ф Мишка я бы оскорбился бы за низведение произведения искусства до уровня "проекта" и подал бы на Руслана в суд.
Терминология сильно меняется, слово проект расширило смысл с чисто технического. В кино слово проект означает и законченное произведение.
Мировая тенденция на деградацию в искусстве? Где вы это увидели? На Каннском фестивале, в Венеции, в Берлине, на Кинотавре, на BAFTе, на Оскаре?
Это вижу не я, а самые знаменитые киноведы мира. Европейское ранее выдающееся американское, Французское, итальянское кино деградировали, нет фильмов на уровне Феллини, Висконти, Копалы и пр. Где киноартисты уровня Мастрояни, Делона, Жирардо, Бельмондо, Андрея Миронова, Бондарчука (отца) и пр.? Полностью исчез жанр комедии, особенно французской. Нет детских фильмов.
Есть, конечно, разные кинофестивали, и всякие оскары. Но, как говорят, сами режиссеры, в кино сейчас главное не искусство, а контент, доступный простому пиплу. Т.е. пипл все схавает, главное, чтобы было много шума, стрельбы, всяких чудовищ и крови. Про российское кино не говорю. Его просто нет. Есть остатки, которые делают старые, еще живые, мастера. Не зря говорил Бродский: Тирания рождает литературы, а демократия - макулатуру.
На уровне Копалы действительно ничего нет.
Но отличных фильмов море. Есть Кустурица, Каурисмяки, фон Триер, Тарантино, Латинская Америка, Южная Корея, Иран просто потрясающее кино. Вот Три биллборда смотрели? Или Дурака, Аритмию, Сердце мира, или Лозницу?
Да Звягинцев с Серебрянниковым вроде не старые ещё.
Турок Нури Джемал тоже неплохой.
Бродский ошибался, тирания рождает ГУЛАГ.
Кустурица, Тарантино и пр. - это уходящая натура. А кто вместо них? Иранское кино? Кто сейчас на Западе может создать что-либо на уровне Унесенных ветром, Однажды в Америке, Война и мир, фильмов с Бельмондо и Фюнесом и пр.?
И никакой Звягинцев вместе с Серебренниковым не заменят одного Бондарчука (папы, естественно).
Кто будет смотреть Звягинцева через 40 лет?
За 30 лет в России создано не более 10 фильмов, которых могут иметь какое-нибудь значение в будущем. В основном все преходящая халтура. Про сериалы и не говорю.
Приветствую всех!
Я продюсер мультфильма "Мишка", Фархад Гафаров. На странице мультфильма https://vk.com/mishkafilm я постарался ответить на некоторые вопросы и комментарии, которые появились здесь. Конкретно ответы на страницах по ссылкам:
https://vk.com/wall-170820275_56
https://vk.com/wall-170820275_57
Огромная благодарность всем, кто обратил внимание на статью, на мой мультфильм Это очень радостно и важно для меня
Мишка, мишка, где твоя сберкнижка,
Полная червонцев и рублей?
"базирующемся на вдохновении, а не подсчетах, глупо"
хУЙНЯ, слово нерусское. Немцы и англичане его в разных контекстах юзают, безгэ да кулланырга ярый. Чем больше нерусских слов в русском языке, тем лучше. ;-)
В английском языке 40% слов не английские, а от тех народов, которые не раз приходили на их землю. Ну и что?
в русском 75% слов НЕРУССКИЕ, а в терминлолгии свыше 95%. Почти все чужое.
Бу-га-га! Как будет математика по-татарски?
Да так и будет, портянка. Слово-то украденное вами.
В русском много слов нерусских? Ну и что. Это хорошо. Особенно много западных слов. Значит, русским легче осваивать другие языки цивилизованных народов. А языки западных славян и вообще специально учит не надо, и так все понятно. А вот с татарским языком - проблема. Татарских слов в русском катастрофически мало. Всего около тысячи из 200 000 слов (0,5%). Поэтому он и не учится, потому что он чужой для европейской цивилизации.