Крик Дугласа
За последние десятилетия медицина и в первую очередь хирургия заметно изменились под влиянием научно-технического прогресса. Изменения эти позитивны и огромны. Предоперационная диагностика, получив электронно-компьютерную подпитку, сделалась более точной, но это не исключает непосредственного общения врача с больным.
Диагностические методики времен Гиппократа, основанные на органолептике, необходимы и сегодня. Диагностических приемов множество. Сейчас некоторые из них вызывают уважительную улыбку забвения.
Анамнез – сведения о больном лежали и лежат в основе диагностики. Ранее по каждому случаю требовалось развернутое сочинение на заданную тему.
Проверяющие к этому творчеству относились ревностно, и упрекать их не следует!
Не обходилось без курьезов. Ответственный проверяющий как-то заявил: «Мы знаем, что он неважный хирург, зато какие у него чудесные истории болезни. Зачитаешься!».
Истории болезни тех недавних лет – краткие рассказы о больном, его родственниках. Объективность в истории болезни относительна, так как пациенты, случается, превирают или скрывают важные причины возникновения болезни.
Особенно трудно получить объективные сведения у женщин, если это касается интимной стороны их жизни.
От машины скорой помощи до комнаты, где принимают больных, красивая, полноватая, огнекудрая официантка из привокзального ресторана прошла самостоятельно в красивых красных туфлях на высоких каблуках с высокими запятниками.
Бледна. На выпуклом низком лобике – капельки пота. Артериальное давление снижено. Пульс частит. Заболевание началось внезапно сильными болями внизу живота и головокружением. При осмотре были все основания предположить внематочную беременность с разрывом трубы и кровотечением в брюшную полость. От совершенно необходимого приема, в данном случае так называемого бимануального обследования, Ниноль, так звали пациентку, категорически отказалась, заявив, что не позволит незнакомому человеку выполнить это обследование, сущность которого заключается в ощупывании заднего свода углубления между шейкой матки и стенкой влагалища одной рукой и надавливании на переднюю брюшную стенку внизу живота другой рукой. При скоплении крови в брюшной полости задний свод, именуемый пространством Дугласа, выбухает и становится крайне болезненным.
Обернулся, почувствовав жаркое дыхание за спиной. Мамаша пациентки, проникшая в приемное отделение, едва сдерживала свое возмущение. Она также была полна и пышноволоса.
– И на что это вы намекаете, доктор? Может, она у меня отродясь живого не видала!? – был назван объект наблюдения. – А вы что предлагаете? Я главному врачу жаловаться буду!
Я стал объяснять необходимость подобного обследования и необходимость экстренной операции.
Больную подняли в палату. Моя верная Соня, операционная сестра, готовит операционную. Вновь подойдя к больной, услышал: «Живот почти прошел, я согрелась и от операции отказываюсь».
И вновь, чувствуя нарастающее раздражение, объясняю Ниноль необходимость операции, в которой я почти несомневаюсь. Но это «почти» нередко присутствует при многих обстоятельствах предоперационного периода. Почти уверен, что произошел разрыв трубы из-за роста застрявшего в ней развивающегося плода с последующим кровотечением. Из-за некоторой стабилизации состояние больной продолжает оставаться смертельно опасным!
В данном случае симптоматика отчетлива: задержка месячных, внезапность болевого приступа и признаки кровопотери. Есть и другие симптомы. Перечислять их не намерен, так как мой рассказ – не пособие по акушерству и гинекологии.
Пришедшая в палату операционная санитарка говорит: «Соня за вами прислала».
Больная по-прежнему от операции отказывается.
– Я же вам русским языком говорила: боль в животе из-за очень жирного гуся, которого поела в охотку.
– Есть «в охотку» гуся, безусловно, приятно, особенно если гусь приготовлен с яблоками. Не менее приятно «в охотку» заниматься любовью. Но в обоих случаях могут быть осложнения.
– На что вы намекаете, доктор! Я ведь все поняла, я ведь не дура какая-нибудь!
Драгоценное время шло неумолимо… У меня возник план, полный «коварства»!
– Вы все-таки позвольте обследовать вас подробнее. Тем более мамы здесь нет, и ругать меня некому.
– Ну уж ладно, интересуйтесь!
При осмотре малейшие сомнения в диагнозе рассеялись. Задний свод выбухал, и умышленно «неосторожное» дотрагивание до него вызвало вопль пациентки. Крик сопровождался нестандартной лексикой в мой адрес: «Делайте, что хотите, я на все согласная!».
Операция шла под местной анестезией, и мы переговаривались с пациенткой. В брюшной полости обнаружено много крови и сгустки. Жидкая часть крови возращена больной. Кровяные сгустки удалены. Удалена разорванная труба.
Заглянув за ширмочку, отделяющую верхнюю часть тела пациентки, сообщил, что диагноз подтвердился. Еще перелили ампулу крови. В те годы кровь хранилась в продолговатых стеклянных ампулах. Больная была настроена благожелательно и поинтересовалась, скоро ли я закончу возню в ее животе.
– Скоро, вот только еще наклеечку приладим.
Послеоперационный период протекал благополучно. Рана зажила первичным натяжением. В положенный срок Ниноль была выписана.
Мне с приятелями случилось побывать в ресторане, где трудилась Ниноль. Увидел веселую, порхающую между столиками красавицу в знакомых мне красных туфлях. Увидев нас, обрадовалась, помахала рукой и через короткое время поставила на стол вместительный графин, сообщив: «Коньяк настоящий».
– Как поживаете, доктор?
– Спасибо, хорошо, а вы как?
– Теперь с гусями веду себя осторожно, – сказала очаровательная девушка, прижимая пальчик к губам.
А.А. АГАФОНОВ,
профессор.
Ах, как трогательно.
Russian way of life and happy end.
так держать,профессор!
больше специфической эротики
из области гинекологии!!
Гениальное название статьи - «Крик Дугласа», прекрасное профессорское описание в очень краткой форме вопросов диагностики, успешного лечения трубной (эктопической) беременности у молодой женщины и, одновременно,- грубое нарушение элементарных требований врачебной деонтологии, в первую очередь,- нарушение профессором почтенного возраста(!) врачебной тайны. А ведь пациентка, «прижимая пальчик к губам», ясно дала Вам понять, что она не даёт своему уважаемому спасителю право на разглашение её тайны. Статью, на мой взгляд, можно было легко морально возвысить, если Вы указали бы, что имя пациентки – героя статьи изменено по этическим соображениям. Вы ведь хорошо знаете, что в обязанности хирурга кроме узкого вопроса операционного лечения входят более широкие обязанности: определение причины заболевания конкретно у каждого больного; глубоко продуманная просветительская работа; в письменной форме выдача конкретных рекомендаций, которые должен выполнить пациент после выписки из стационара и т.д. Неужели Вы - профессор не поинтересовались о состоянии второй трубы у женщины и не дали рекомендацию пациентке регулярно наблюдаться у гинеколога, чтобы сохранить свою детородную способность? Извините меня, уважаемый Алексей Андреевич, одним из требований врачебной деонтологии является нетерпимость к нарушителям принципов деонтологии (морали), в числе которых, по моим уже давним наблюдениям, Вы регулярно оказываетесь. Можете ли Вы публично покаяться за Ваши многочисленные нарушения принципов врачебной деонтологии и прекратить их нарушать?
Амир Аляутдинович Замалетдинов, кандидат медицинских наук, пенсионер.
не суйтесь раньше времени со своей ДЕОНТОЛОГИЕЙ.
дайте же профессору гинекологии ВЫСКАЗАТЬСЯ!
нам,читателям сайта,оччень интересно
и про первую,а также про ВТОРУЮ трубу,
да и в целом про ВАГИНУ поподробнее,
со схемами и разрезами(цветными есснно)!
Глубокоуважаемый Амир Аляутдинович!
Вы абсолютно правы. Но - вообще...
А конкретно - выглядите чудаком.
А. А. Агафонов перешёл от клинической хирургии к хирургии экспериментальной полвека тому назад. Ниноль - если ей удалось родить - уже бабуня. И ей вся эта деонтология - до одного места. И не Ниноль она, а Нинель. И не в привокзальном ресторане, а в ресторане ... работала. И туфли были не красного, а зелёного цвета. И гусь её был одновременно её директором. Так что автор Вас ввёл в заблуждение. И других читателей - тоже. И ещё одно: как это понять "не поинтересовались о состоянии второй трубы у женщины", что можно увидеть и сделать, если вся загадка - внутри трубы? Что даст рекомендация "пациентке регулярно наблюдаться у гинеколога, чтобы сохранить свою детородную способность"? В те времена не было ни ювелирной эндоскопии, ни микрохирургии.
Вот так, уважаемый.
P.S. Долго не был тут: мат и бред отвратили, а теперь, смотрю, введен фильтр. Одобряю!