Кошачка
Удивительное это место в нашем городе под Кремлем, у Казанки, – Кошачка. Архипелаг домов, ранее расположенных на улицах Бехтерева, Тельмана, Космодемьянской, Касаткина, Нагорной, Олькеницкого, Федосеевской и Подлужной, назывался в народном лексиконе «Кошачкой». Современное название – улица Зои Космодемьянской. Когда-то на пересечении этого переулка с улицей Нижне-Федоровской был небольшой базар. Здесь торговали сеном, хлебом, дегтем и рогожками. По причине отсутствия канализации район находился в антисанитарном состоянии, что способствовало быстрому распространению крыс и мышей. Жители переулка вынуждены были разводить кошек, спасаясь от непрошеных обитателей домов.
История Кошачки берет свое начало с XVI века. Подлужная слобода. Здесь, спасаясь от наводнений, владельцы домов делали сплошные насыпи вдоль речки Казанки от кремлевских стен до «Русской Швейцарии». Это было низменное болотистое место с вечной грязью и непросыхающими лужами. В иной год вода по весне поднималась к «Поповой горе» (улица Нагорная) – Тельмана. Улица Зои Космодемьянской раньше называлась М. Горького, а до этого просто Кошачьим переулком. Условия, в которых здесь жили люди еще в середине ХХ столетия, иначе как средневековыми не назовешь. Городских коммуникаций не было вообще. Постоянными посетителями были ассенизаторы на лошадях, трубочисты, торговцы углем для самоваров. По весне на Кошачке появлялись вереницы повозок с кубами льда с Казанки для погребов. На улице Федосеевской у Федоровского бугра (раньше Нижне-Федоровская, по имени находившегося здесь в XVI – XIX веках Федоровского мужского монастыря) были в начале XX века знаменитые на Казанке купальни. Под Кремлем – деревянный «горбатый» мост с мельницей, склады, базар, много лодок. Здесь всегда было многолюдно. Казанка в те давние годы была тихая, чистая. Какие люди жили на Кошачке! Вспомню некоторых: всемирно известного композитора Софию Губайдулину, известного юриста-почерковеда О. Глотова, врачей Самойлова, Кузнецова, Карасева, Подольских, Медведевых...
Возродился дом на улице Тельмана, где провела детские годы София Губайдулина. В нем успешно пропагандируют современную музыкальную культуру в Центре современной музыки имени С. Губайдулиной.
На рынок тамошние жители ходили только на свой – «Маленький» (позднее почему-то прозванный «Еврейским»). Он находился в тупике улицы Пушкина, на бугре, около улицы Олькеницкого. Теперь нет ни базарчика, ни вообще улицы Олькеницкого. Здесь – Национальный культурный центр. На углу улицы Засыпкиной (ныне Федосеевская) и Поперечно-Казанской (улица Красина, ныне Япеева) стоит церковь Святой Евдокии, 1734. Главный престол был освящен в честь нерукотворного образа Христа Спасителя, а придел – во имя мученицы Евдокии. Исторически сложилось так, что храм называется по приделу. Он построен на средства Евдокии Михляевой – вдовы известного фабриканта Ивана Афанасьевича Михляева. В этих местах летом 1774 года проходили отряды Емельяна Пугачева, которые двигались на штурм Кремля. Отсюда, со стен девичьего Богородицкого монастыря, войска Пугачева обстреливали стены Казанского кремля.
В 1910 – 1918 годах по улицам Поперечно-Казанской и далее по Нижне-Федоровской ходили трамваи по кольцевому маршруту, от Ивановской площади (имени 1 Мая), по Красина, затем по Федосеевской вниз, потом вверх до Театральной площади (площадь Свободы).
«Кошачка» – родная территория моих детских лет, свой родной архипелаг. Наблюдать, как тихо уходят, стираются под асфальтовыми катками красивейшие места Казани, бывшие на протяжении многих десятилетий ее визитными карточками, очень больно. Фуксовский сад, который появился в 1896 году на высоком левом берегу Казанки, именуемом тогда Козьим бугром, через 50 лет после смерти Карла Федоровича Фукса, сразу был связан с романтическим местом Казани. Можно сказать, что по сравнению с другими утраченными уголками ему повезло чуть больше, хотя и теснят его чуть больше. Карл Фукс не заслуживает такого отношения, ведь он очень много сделал для Казани, для татарского народа. Надо знать о знаменитых людях, которые творили ее бесценную историю.
Отживают свой век не только люди, но и улицы. В 1970 году перестала существовать улица Олькеницкого, одного из руководителей Казанской организации большевиков, председателя ЧК Казанской губернии. На улице Тельмана, 23 стоит дом начала ХХ века, где до войны находился детский садик (куда я ходил в 1935 – 38 гг.). На улице Зои Космодемьянской остался только один старинный дом на углу улицы Бехтерева, 5. Впрочем, в отличие от людей, не только отживают, но и возрождаются в новом обличье. Жаль только, что не сохраняется история, хотя бы в частичке, уголке старинной Кошачки, теряется своеобразный облик старой Казани.
Алексей Максимович Пешков (Горький) приехал в Казань в 1884 году и работал подручным пекаря сначала в булочной Семенова на улице Бассейной (угол улицы Пушкина). Теперь мало кто вспоминает этот эпизод из жизни Горького. Нет тех мест и того дома.
Казань – единственный город на Волге, который не имеет красивой набережной. Для нее есть прекрасное место – здесь, вдоль Казанки, от Кремля. Берег давно обвалован, идет элитная застройка.
История города Казани неотделима от реки Казанки. Столетиями ходили полные пассажирские суденышки, шлепали баркасы, тащились маленькие баржи, аж до самой Высокой Горы. Почему бы не возродить традиции отдыха на воде, не открыть водный туристический маршрут внутри городской черты с рассказами об истории древней, но молодой Казани? Старая Кошачка находится на перепутье между трущобным прошлым и сказочным будущим.
Мы теряем своеобразный облик старой Казани, а взамен получаем стандартную застройку, какую можно найти в любом городе.
Борис МИЛИЦЫН.
помнится ул.подлужная в семидесятые годы.
а в пятидесятых конце во дворе монастыря
под кремлем пилили дрова двуручной пилой на стане.
там было общежитие пединститута,где училась
мл.сестра отца.меня привезли на сабантуй,
кот.проходил в швейцарии-в парке культуры.
грандиозное зрелище с шамакаем-клоуном в светлом
костюме,который везде появлялся и делал свои трюки.
народ очень воспринимал того актера-спортсмена.
г. Борис МИЛИЦЫН
Очень ценные воспоминания.
Но увы, сейчас там всё становится другим.
Может, оно и к лучшему.
Как хорошо. что уходят в прошлое трущобы. В одном правы, набережная казанки должна быть благоустроена и не только в целях туристической привлекательности, но и в целях отдыха казанцев.
хорошо бы передвинуть поместье барина мингазова
на другое место.
или взорвать.