Концепции
В Министерстве культуры республики прошла защита театральных концепций татарстанских театров в рамках «Школы театрального лидера», организованной московским критиком Еленой Ковальской, бывшим арт-директором фестивалей «Новая драма» и «Любимовка». Мероприятие организовано при поддержке фонда «Живой город» и Центра повышения квалификации творческих работников.
Елена Ковальская по первому образованию закончила Московский энергетический институт, и стиль мышления у нее технократический. Можно при этом сказать, что это женский прагматизм в решении проблем театра, она рассматривает финансовые потоки в театре, это жесткий бухгалтерский подход, сосредотачивается на социальных задачах театра (подростки, инвалиды, заключенные). В одной из своих статей она солидаризировалась с мнение Владимира Любого о главных проблемах: ««Первая – это отсутствие связи финансирования, то есть выделения ресурсов, с результатами. Нет поощрения за результат. Театр, который работает лучше других, не финансируется лучше, чем театр, который работает хуже. Вторая системная ошибка: государство выступает по отношению к театру как ревнивый муж. Он присматривает за тем, чтобы у театра не было иных, кроме государства, партнеров. Нам говорят: «Идите на рынок, зарабатывайте». Но привлекать партнера, инвестора при этом – нельзя. Разрешены только спонсорские взносы или благотворительность. Государство поддерживает финансирование театра на санитарном минимуме, но не больше. На хорошую идею мы вынуждены ходить с протянутой рукой».
Татарстанский театральный социум довольно мучительно ищет свою идентичность. Один из участников, Алмаз Садриев, сформулировал проблему в резкой форме: «Театры Татарстана не имеют яркого лица. Мы не можем представить их на арене России и мировой арене». Его поддержала Елена Ковальская: «Театры Татарстана незаметны в театральной России. Я член жюри «Золотой маски» и практически не приезжала в Казань, потому что не было оснований для приезда». Завлит театра Камала Нияз Игламов заявил: «Что касается татарской драматургии мирового уровня – ее просто нет. Есть примерно 5 пьес татарских, которые, наверное, немного интересны мировому зрителю, но они давно поставлены многократно, разошлись на штампы. То, что выдается за татарскую классику, вряд ли найдет отклик у зрителя в мире. Современной татарской драматургии нет, ее невозможно представить на мировой арене. Нет качественной драмы – что театр может сделать? В республике существует также дефицит качественной режиссуры. Наши режиссеры выработали устойчивые постановочные приемы, которые уже лет двадцать назад устарели, а они повторяют и повторяют их. Нет поиска». Елена Ковальская ему возразила по поводу драматургии: «Современный театр сейчас может на любом материале создать качественный продукт – фольклор, обыденное существование, в любых пространствах и местах. Все зависит от вас».
Одна из коронных цитат Ковальской: «Только 4% россиян ходит в театры (в Москве 7%), но оплачивают работу театров как налогоплательщики 100% россиян». Как сделать так, чтобы зритель ломился в татарстанский театр, чтобы выстраивались километровые очереди? Первым прошла защита проекта интересного театра «Мастеровые» из Набережных Челнов. В агломерации Набережных Челнов живет около миллиона человек, татар 47%, русских 45%. В Челнах три театра – татарский театр, «Мастеровые» и театр кукол. Театр дает 213 представлений в год, зал на 143 человека хорошо заполнен. Было отмечено, что среди зрителей театра 0,2% подростков (!), мужчин в возрасте от 25 до 50 лет 7,3%. Аудитория зрителей преимущественно женская – 62% (думаю, что это еще благообразные, «отремонтированные» цифры, по моим наблюдениям, 70 – 75% зрителей в театре – женщины, театр стремительно феминизируется). Среди «реальных пацанов» распространено мнение, что в театр ходят только лузеры. Самый кассовый спектакль театра «Очень простая история» М. Ладо. Средняя стоимость билетов 350 – 400 рублей, на премьерах – 700 рублей. Жанна Мельникова, завлит из театра оперы и балета им. Джалиля, удивилась – у них в академическом театре, третьем по рейтингу в России, стоимость билетов такая же. Примерно 40% зрителей бывают по 3 раза за сезон, 10% были 5 раз на одном спектакле (!). Так как количество зрителей за сезон равно примерно 30 тысячам, то можно подсчитать, что примерно 3 тысячи жителей Челнов являются фанатиками театра. В Челнах наблюдается театральный голод, ясно, что нужно создавать еще несколько камерных театров типа «Театр.doc» или «Театр на Юго-Западе». В репертуаре театра 5 спектаклей для взрослых, 7 детских. Бюджет театра – 24 миллиона рублей, 45% – заработанные средства, из них 64% дает продажа билетов. Муниципальная субсидия – 14 млн. рублей. Доходы от продажи билетов планируется довести в 2015 году до 7,2 млн. На мой вопрос, есть ли данные, сколько татар и русских посещает театр, представители «Мастеровых» заявили, что посчитали «не этичным» проводить такие исследования. А жаль. Театр предполагает проводить лабораторию «Территория жизни».
Жанна Мельников, Юлия Захарова, Елена Остроумова из театра оперы и балета им. Джалиля представили проект спектакля-квест – экскурсией, «которая познакомит с 140-летней историей Казанского оперного театра от момента создания до наших дней… зрители могут открыть для себя неизвестный мир закулисья». Конечно, хотелось бы при этом услышать и театральные байки, и любимые анекдоты от уважаемых «академиков». Чтобы это не было чопорно и выспренно с тяжеловесной музейной повествовательностью. То, что режиссером избрана известная своей нестандартностью Юлия Захарова, может служить намеком на развитие истории в направлении – спектакль-квест будет озорным. Можно и оперно-балетного «Декамерона» добавить, как в нормальном театре без этого, и духа «капустника». Реальная история театра вряд ли пасторальна. Можно сделать спектакль-историю театра и в стиле «Театр.doc», как это сделал Талгат Баталов в Красноярске к юбилею театра. Меня, конечно, интересует мистика, аура театра. Что говорят об энергии театра экстрасенсы (конечно, не проходимцы)? Например, есть ли в нашем академическом оперном свои привидения, домовые? Есть ли ревнивый дух театра? Какие суеверия у актеров и режиссеров? Освящается ли спектакль с помощью служителей культов или вычисляется ли его будущее с помощью астрологов?
Продолжительность спектакля 90 минут, взрослые группы по 40 человек, он будет проходить 4 раза в месяц по выходным, затраты составят 850 тысяч (гонорар драматургу 100 тысяч руб., гонорар режиссеру 100 тысяч, гонорар художнику 75 тысяч, реквизит 250 тысяч, гонорар артистам 150 тысяч, расходы на рекламу 100 тысяч и т.д.). Билет для взрослых – 300 рублей. Для детей – 200 рублей. Программа начнется в сентябре 2015 года.
Задал вопрос, когда будут выпускаться DVD-диски со спектаклями прошедших Нуриевских и Шаляпинских фестивалей и спектаклей, которые снимаются со сцены. Все это безвозвратно уходит. Ответил Нияз Игламов: «Это очень тяжелый вопрос с точки зрения авторских прав. Театр Камала занимается этим шесть лет, и только сейчас что-то начинает получаться». Замминистра культуры добавила: «У нас есть права на показ, а не на тиражирование. Практика показывает, что в стране достаточно один диск продать и сразу делают 5 тысяч пиратских копий. Авторы ничего не получают при таких условиях».
Далее выступили представители Дома актера им. Салимжанова. Представляла проект Эльмира Фатхуллина. Участвовали Елена Акимова, завлит ТЮЗа, Анастасия Радвогина, актриса, Адиля Хайбуллина и др. Цель проекта – спектакли по современной драматургии молодых режиссеров и драматургов. Будет проводиться мониторинг конкурсов «Золотая маска (Новая драма)», «Театр.doc», «Любимовка», «Евразия», «Действующие лица», «Текстура» и др. Будет проводиться мониторинг центров современной драматургии Польши, Франции, Германии. Будет приглашен к сотрудничеству Британский Совет «Роял-корт» для проведения мастер-классов. В марте 2016 года в Доме актера будет поставлен первый спектакль. Приглашаются студенты-волонтеры. Общая сумма сметы проекта – 2,157 млн. рублей, из них 200 тысяч получит руководитель проекта, 200 тысяч PR-менеджер, 200 тысяч координатор-менеджер, 900 тысяч пойдет на постановку 3 спектаклей (на русском, татарском языке и детский), 164 тысячи пойдут на фестиваль зарубежной драматургии, 164 тысячи – на конкурс драматургов. Когда Нияз Игламов заметил, что смета фестиваля зарубежной драматургии, по его мнению, занижена минимум в 7 раз, то Елена Ковальская возразила: «Все должно делаться на энтузиазме волонтеров, бесплатно. Если энтузиазма в начале проекта нет, люди не готовы работать бесплатно, то проект не нужно и запускать. А те страны, которые выбраны для сотрудничества, оплачивают командировки своих представителей». Конечно, возникал вопрос – сама Ковальская вряд ли работает бесплатно даже в начале проектов. Проект будет запущен в сентябре 2015 года.
Следующим был Альметьевский театр. Это один из самых интересных театров Татарстана, он часто идет на эксперимент. В этом году его спектакль «Ромео и Джульетта» в постановке петербургского режиссера Искандера Сакаева выдвинут в long list «Золотой маски» (вместе с «Банкротом» в постановке Фарида Бикчантаева в театре им. Камала). Театр уже получил ряд российских наград за спектакль «Ашик-кериб» Сакаева. Альметьевский театр планирует гастроли за рубежом и заявки на международные театральные фестивали. Для этого открывается сайт на английском языке, планируется проведение юбилейного вечера театра. Один из самых кассовых спектаклей – «визитка» театра. В проекте театра сказано: 84% бюджета 2014 года дает госсубсидия театру, а 16% дает реализация билетов. Зал у театра около 400 мест, заполняемость 50 – 60% (дирекция считает, что зал слишком большой, вот 200 мест было бы в самый раз), цена билетов – 250 рублей. Абсолютные цифры бюджета – за семью замками. Наверное, театру сильно помогает «Татнефть», если бы Альметьевский театр бедствовал, это было бы позором для города. Значительную долю репертуара составляют комедии.
Интересным был проект казанских ТЮЗов, татарского и русского. Русский ТЮЗ – один из самых любимых театров в Казани. Он единственный имеет в Татарстане «Золотую маску» среди драмтеатров. В нем сильнейшая труппа в 40 человек. В год театр играет примерно 330 спектаклей, заполняемость зала примерно 90%. Зал на 267 мест, в театре работают 167 человек, в год русский ТЮЗ посещают 72 тысячи человек. В репертуаре 26 спектаклей, 15 взрослых, 11 детских. В 2017 году театру исполняется 85 лет. Бюджет театра около 56 миллионов рублей, субсидия государства – 37,2 млн., доходы от основной деятельности – 14,7 млн. На фестивали и гастроли театр получает 4,3 млн. рублей. В театре ищут главного режиссера. Однако Елена Ковальская заметила: «Может, это не так плохо для театра, что главного режиссера нет. В Театре наций нет главного режиссера. Часто главный режиссер – это непререкаемый бог в театре, диктатор, выстраивающий единомыслие под себя. Сейчас театр может экспериментировать, ощущать себя более свободным». Тюзовцы заявили, что выстраивают «театр добра». Сегодня молодежь сверхпрагматична, она жестко собирается бороться за место под солнцем. Нужно вносить в молодые сердца гуманизм, любовь.
С программой татарского ТЮЗа им Кариева выступила пресс-секретарь театра Ляля Зайнуллина. Татарский ТЮЗ им. Кариева планирует переход на новую площадку в «Экияте», а пока в несколько подвешенном состоянии, лишившись здания на Гладилова. Он представил проект «Театральные уроки литературы» для школьников. За основу взяты две татарские гимназии Казани (1600 учеников). Для театральных уроков используется спектакль «Алхимик» Пауло Коэльо. Будут приглашены педагог из Германии Клаудия Майерс, Елена Новикова из Москвы. Смета проекта – 246 тысяч (из них 100 тысяч на занятия по «сторителлингу» и 4 актерам по 1 тысяче рублей). Стоимость обучения школьника – 70 рублей одно занятие. Планируется в месяц 4 занятия. Другое направление работы театра – выступления в воинских частях. Недавно были в Тоцком гарнизоне, в Свердловской области в Еланской дивизии, где на спектакль «Отчий дом» пришли 200 солдат-татар. Собираются посетить воинские части Севастополя, Кронштадта, Самары, Йошкар-Олы. Театр поддерживает имидж Татарстана, который на протяжении последних семи лет является победителем Всероссийского конкурса на лучшую подготовку граждан РФ к военной службе и организации призыва. Татарский ТЮЗ предполагает проведение театрального фестиваля региональных национальных ТЮЗов «Под стенами Кремля» в Казани будущим летом. Также предлагается проект Детского творческого города на Петербургской рядом с театром «Экият». Будут проводиться спектакли-лектории.
В конце заседания Елена Ковальская и Инна Яркова вручили под гром оваций проектантам дипломы «Школы театрального лидера», пожелав им стать директорами театров.
Рашит АХМЕТОВ.